ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Сущность и содержание политической культуры 5
1.2 Концепции политической культуры 13
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
21
2.1 Специфика студенческой молодежи как социальной общности 21
2.2 Политическая культура российской молодежи как предмет анализа
современной науки 26
ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Приложение 1 66
С момента возникновения политических отношений, появляется политическая культура, как спецификация общей культуры. Всеохватность политической культуры делает ее одним из центров внимания политики и политологии. Так как во многом политическую культуру человека определяют его ориентации, наше исследование направлено на их выявление. Нам интересны студенты педвуза города Екатеринбурга. Уральский государственный педагогический университет является основным центром обучения будущих учителей Свердловской области, которые осознанно или нет станут трансляторами своих предпочтений, ориентаций и ценностей. Они так или иначе будут влиять на формирование политической культуры будущего поколения и их поведение. Сейчас 2018 год, объектом нашего исследования является дети 2000-х, они значительно отличается от предыдущих. Современная молодежь благодаря глобализации, развитию технологий и средств массовой коммуникации более открыта, более компетентна даже в категориях политики. Такие слова, как демократия - авторитаризм, свободный - закрытый рынок, толерантность, политкорректность в той или иной мере присутствуют в словаре большинства современных молодых людей. Но при этом мы не знаем какая система ценностных ориентаций современной российской молодежи сформировалось у нового поколения. И мы хотим охарактеризовать политическую культуру студенческой молодежи педагогического вуза города Екатеринбурга.
Объект: Студенты педагогического вуза города Екатеринбурга.
Предмет: Политическая культура студенческой молодежи
педагогического вуза города Екатеринбурга.
Цель: охарактеризовать политическую культуру студенческой
молодежи педагогического вуза города Екатеринбурга.
Задачи:
1. Выявить сущность и содержание политической культуры.
2. Рассмотреть концепции политической культуры.
3. Выявить особенности политической культуры современно
молодежи.
4. Выявить характеристику ориентаций, влияющих на политическую культуру студенческой молодежи города Екатеринбурга.
Теоретической основой нашего исследования служили работы зарубежных (А. Вербы, Г. Алмонда, К. Вельцеля, Р. Инглхарта, Д. Каванаха, Л. Пая, У. Розенбаума, и др.) и отечественных (Г.Вайнштейн, В. Сергеев, Л. Ионин, А. Генис, О.В. Гаман-Голутвиной, Пастухов А.В., Чекмарев Э.В., Г.Л. Тульчинский и др.) ученых.
Так же мы обращались к трудам Мангейма Дж. Б., Рич Р.К., Коломиеца В.П., Полуэхтова И.А., Фокс К., Девятко И.Ф, Желтова В.В., Желтова М.В., Андреенковой А.В. и других.
Целью нашей работы было выявить особенности политической культуры молодежи педагогического университета города Екатеринбурга. Методологической базой исследования стали структурно-функциональный и социально-поведенческий подходы. Мы пришли к следующим выводам.
Политическая культура - часть общей культуры человечества, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Это сложный феномен во многом определяющий поведение человека в политической сфере.
Так как во многом политическую культуру человека определяют его ориентации, то необходимо разобраться в их понимании. Под словом «ориентации» подразумевается личностный выбор человека, которому он следует. Этот выбор сделан на основе ценностей, которые человек разделяет, а так же на основе имеющегося у него исторического и личного политического опыта. Именно ориентации определяют политическое поведение человека.
Выделяют следующие элементы политических ориентаций:
1) Познавательный. Это все знания человека, связанные с политической системой
2) Аффективный. Это чувства, эмоции, которые человек испытывает по отношению к каким-либо политическим группам, событиям, личностям и так далее.
3) Оценочный. Это рассмотрение политической системы, событий, личностей и многого другого через призму своих ценностей и социальных норм.
Важным элементом формирования политической культуры является политическая социализация. Политическая социализация является сложным, многоплановым процессом, способствующим становлению и функционированию личности в качестве члена общества, определяя вектор политических предпочтений самого индивида, политическое развитие и политическую культуру общества.
Одним из агентов политической социализации выступает система высшего образования. Поэтому особое внимание уделяется политической культуре студенчества. А так как студенты педагогического ВУЗа в недалеком будущем будут в рамках своих уроков, хоть и не всегда сознательно, транслировать свои ценности на учеников, необходимо особое внимание уделить именно их политической культуре.
В целом можно следующим образом охарактеризовать политическую культуру студентов педагогических специальностей педагогического факультета. Студенты частично осведомлены о политике. Большинство из них интересуется этой сферой жизни, информацию о ней узнают через интернет или социальные сети, а обсуждают ее с родителями и друзьями. При этом большая часть информацию о политике отправляет своих друзьям, родственникам или знакомым через видео и картинки. Так же в основном, студенты знают партии, которые представлены в Государственной Думе, а политические движение почти не знают никакие. Большинство респондентов предпочитают ценности социал-демократии: свобода, справедливость, солидарность.
Что касается выбора политических партий в Г осударственную Думу, то тут респонденты либо не пошли бы на выборы, либо затрудняются ответить, либо выбрали бы Единую Россию. Что касается кандидатов на пост президента, то большинство не видит из предложенных их устраивающие варианты, либо выбрали бы Владимира Путина. В целом можно сказать, что у студентов еще формируются их политические предпочтения или они поддерживают линию власти.
Что касается политического участия, то можно сказать, что студенты не очень активны в политической жизни, имеющиеся у них возможности для участия они не используют, и в общем, довольны такой ситуацией. При этом большинство студентов испытывает к власти, скорее негативные эмоции. Они в большей степени вызывают у них недоверие и в большей степени они не одобряют ни деятельность органов власти, ни конкретным политическим деятелям.
Сравнение студентов технических и гуманитарных специальностей не показала существенных различий между этими группами, поэтому можно сделать вывод, что формирование их политических ориентаций схоже.
Наше исследование показывает политические ориентации студентов педагогического вуза и именно их они будут транслировать на подрастающие поколение в рамках своей профессиональной деятельности. На основе нашей работы можно провести исследования в других учебных заведениях, в который обучают на учителей, что бы охватить весь пласт будущих педагогов Урала.
1. Акаев Дмитрий Валерьевич Трансформация политической культуры молодежи: роль интернет-коммуникаций // Вестник ПАГС. 2016. №6 (57). С.153-158.
2. Алмонд, Г. Политическая наука: история дисциплины // Политическая наука: новые направления : сборник / ред. Р. Гудин и Х.-Д. Клингеман; науч. ред. рус. изд. Е. Б. Шестопал. - М., 1999.- 156 С.
3. Андреенкова Анна Владимировна Межстрановые сравнительные
исследования в социальных науках: методология, этапы развития,
современное состояние // Мир России. Социология. Этнология. 2011. №3 С.125-154.
4. Анисимова Ольга Викторовна Влияние системы образования на процесс формирования политической культуры современной молодежи // Интеграция образования. 2009. №2. С.30-32.
5. Балакирева Ирина Владмировна Молодежь и политическая культура: итоги социологического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №3. С.79-82.
6. Баранов Николай Алексеевич Политическая культура России: традиции и современность // ТРУДЫ СПБГИК. 2015. №. С.203-213.
7. Борис Дубин. Россия нулевых: политическая культура - историческая память - повседневная жизнь. - М.: РОССПЭН, 2011. - 392 с.
8. Бударина Ксения Александровна Средства массовой информации в системе формирования политических знаний и ориентаций молодежи в условиях медиатизации общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №5. С.95-99.
9. Бут М. В. Проблемы формирования политической культуры молодежи в деятельности молодежных общественных объединений // ОНВ. 2007. №6 (62). С.160-162.
10. Бызов Л. Г. Социокультурные и социально-политические аспекты формирования современной российской нации. - Полис. Политические исследования. 2012. № 4. С. 41-55.
11. Василик М.А. Политология: словарь - справочник. М.:
Гардарики. М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. 2001. С. 250.
12. Волкова С. П. Особенности политической культуры студенческой молодежи // В1сник ПДАБА. 2012. №9 (174). С.47-51.
13. Гаджиев К. Размышления о политической культуре современной России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 2. С. 8996.
14. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977 333 с.
15. Горлач М.И., Кремень В.Г. Политология: наука про политику. - К.: центр учебной литературы, 2009. 840 с...