Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Царь Иван IV (Г розный) в современной отечественной научной и учебной литературе

Работа №98268

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВГЛЯДЫ ИСТОРИКОВ НА ЛИЧНОСТЬ ИВАНА IV И ЕГО
РОЛЬ В РУССКОЙ ИСТОРИИ 11
ГЛАВА 2. ЭПОХА ИВАНА IV В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ИС­
ТОРИИ РОССИИ 20
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРО­
ПРИЯТИЯ ИГРА - ДИСКУССИЯ «РАЗРУШИТЕЛЬ ИЛИ СОЗИДАТЕЛЬ» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

«В нашей историографии нет, кажется, вопроса, который вызывал бы большие разногласия, чем личность царя Ивана Васильевича, его политики и в частности, его пресловутая опричнина. И замечательно, что по мере про­гресса исторической науки разногласия, казалось бы, должны были умень­шиться, но в действительности, наблюдается обратное»1. Эти слова советско­го историка Степана Борисовича Веселовского и сегодня так же справедливы и актуальны, как в середине XX века.
Личность Ивана IV достаточно изучена, но до сих пор так и нет одно­значного мнения ни в общественном сознании, ни в исторической литерату­ре. В современной историографии происходит не только переоценка собы­тий, глобальных проблем истории, но также оценки и роли личности, в этих процессах.
Современное историческое образование в образовательных учреждени­ях России направлено на реализацию Историко-культурного стандарта, при­нятого в 2015 году2. Данный нормативный документ содержит принципиаль­ные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподава­нию отечественной истории в современной школе, перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко­культурный стандарт включает в себя и перечень «трудных вопросов исто­рии». Это темы, которые вызывают острые дискуссии в обществе и для мно­гих учителей - объективные сложности в преподавании. Одним из «трудных вопросов» является вопрос «Роль Ивана IV в российской истории».
История как наука и учебная дисциплина на примерах прошлого фор­мирует конкретную систему ценностей и целей, преподавание истории носит ценностно-ориентированный характер. Поэтому, большое внимание в обра­зовательном пространстве уделяется содержанию учебников, так как любой учебник истории содержит не только констатацию исторических фактов, но и дает оценки историческим явлениям и персоналиям эпох. К тому же учебни­ки истории - это массовые издания, которые читает вся страна (учителя, уча­щиеся, родители и все, интересующиеся историей).
Актуальность темы исследования обусловлена наличием интереса ис­ториков и общественности к эпохе царствования Ивана IV, наличием проти­воположных и неоднозначность оценок.
Так, летом 2016 года стало известно о планах установить сразу в двух городах России памятники царю Ивану Грозному. Один поставили в Орле, основателем которого считается Иван IV, другой - в Александрове, где в XVI веке располагалась царская резиденция, ставшая фактической столицей оп­ричнины. За 400 с лишним лет, прошедших со смерти царя Ивана IV, ему ни разу не ставили памятников, т.к. по большей части его считают одним их са­мых жестоких царей в русской истории3.
В городе Александров установку памятника отменили из-за разгорев­шихся дискуссий, а в Орле памятник установили недалеко от Богоявленского собора. Открытие памятника хотели приурочить ко дню города 5 августа. Но работы по возведению монумента были отложены из -за возмущения местных жителей. В городе состоялось даже несколько акций протеста по разным причинам: кому-то не нравился сам царь, кому-то просто не нравилось место, куда собираются водрузить памятник 4.
Объект исследования - отечественная историография и учебная лите­ратура о личности Ивана IV Грозного и его роли в российской истории.
Предметом исследования является комплекс вопросов, которые свя­заны с изучением роли Ивана IV в российской истории в отечественной ис­ториографии, и их отражение в современных учебниках по истории России.
Хронологические рамки историографического исследования опреде­ляются историей изучения эпохи Ивана Грозного в отечественной историче­ской науке до наших дней. Главный акцент сделан на современной историо­графии 1991-2017 гг. Заключительным этапом исследования являются наши дни и потому, что сегодня в связи с реализацией историко-культурного стан­дарта на территории Российской Федерации была выдвинута концепция о создании и разработке новых учебных пособий для учащихся общеобразова­тельных учреждений.
Цель работы заключается в выявлении особенностей изучения лично­сти и результатов деятельности Ивана IV Грозного в отечественной историо­графии и их отражение в современных школьных учебниках по истории Рос­сии.
Цель исследования диктует следующие задачи:
• выявить проблематику изучения личности и эпохи Ивана IV;
• проследить изменения в проблематике изучения оценки личности ца­ря, эволюцию взглядов историков;
• проанализировать отражение результатов научных исследований в современных школьных учебниках по истории России;
• создать методическую разработку внеурочного занятия для 10-ого класса.
Территориальные рамки исследования определяются границами Мо­сковского государства XVI века.
Источниковая база исследования представлена трудами отечествен­ных историков, т.е. историографическими источниками - монографиями, статьями из журналов, материалами научных конференций, очерками, а так­же учебной литературой и нормативно - правовыми документами.
Научные труды современного периода характеризуется плюрализмом мнений. Повышенное внимание к истории России в XVI в. объясняется тем, что основной политический вопрос времени «кто и как будет управлять госу­дарством», был решен в пользу деспотизма.
К современным исследованиям относятся работы Б.Н. Флори5 6 7 8, А.И.
6 7 8
Филюшкина , Н.И. Никитина , А.В. Каравашкина и А.Л. Юрганова , М.О. Колывановой9, А.Л. Янова10 и других.
Об эпохе правления Ивана IV пишет В.А. Колобков11. Он исследует ис­торию текста литературной биографии митрополита Филиппа Колычева, рас­сказывающей о событиях переломного этапа истории опричнины.
Особое внимание стоит уделить книге А.Г. Данилова12, в которой автор пытается ответить на вопрос «А что было бы если..». Хотя история и не зна­ет сослагательного наклонения, но альтернативы помогают понять целост­ную картину эпохи правления Ивана Грозного, уверен Данилов А.Г.
По содержанию похожи книги Л.Е. Морозовой13 и М.О. Колывановой14. В них собраны все известные и интересные факты о личности царя, о его приближенных, о его реформах и их последствиях для страны.
Интересен труд Д.М. Володохина15, в котором он анализирует всю дея­тельность царя через призму религиозности и мистификации, но, в отличие от многих советских исследователей, этот анализ не политизирован. Так же можно отметить труды А.В. Каравашкина и А.Л. Юрганова15 16, А.И. Филюш- кина17 и другие.
Вторая группа источников - три учебника по истории России для 7 классов18, которые представлены в перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования19.
Третья группа источников - нормативно-правовые акты: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образова- ния20, примерные и рабочие программы по истории21, историко-культурный стандарт22. С помощью данных источников определены нормативно- правовые основания изучения эпохи Ивана Грозного в современном школь­ном образовании.
В целом, выявленная и проанализированная источниковая база пред­ставляется репрезентативной, что позволяет рассмотреть основные вопросы темы, решить поставленные цель и задачи...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Многие историки и исследователи будут еще долгое время писать об эпохе Ивана IV Грозного. На современном этапе историком интересна не только личность Ивана IV, его реформы, но и те процессы, которые происхо­дили в Русского государстве XVI века. И, так или иначе, все эти процессы связаны с такой выдающейся исторической личностью как Иван Васильевич. Поэтому каждый, кто возьмётся за изучение XVI века, столкнется с комплек­сом нерешенных вопросов, связанных с личность царя, таких как оценка личности царя, оценка реформ царя, роль Ивана IV в русской истории.
В рамках данного исследования была предпринята попытка дополнить историографический обзор по теме личности и эпохи Ивана IV Грозного. В историографический обзор Е.Б. Заболотного, В.Д. Камынина, И.Г. Шишкина «Очерки современной историографии истории России с древнейших времен до начала XX века». В этот обзор не вошли такие книги как: исследование Д.М. Володихина «Опричнина и "псы государевы"», А.Г. Данилова «Альтер­нативы в истории России: миф или реальность», М.О. Колывановой «Время Ивана Грозного», книга М.М. Крома «Рождение государства: Московская Русь XV-XVI веков», вышедшая в 2018 году, Л.Е. Морозовой «Иван Гроз­ный: Имя России. Исторический выбор», В.А. Колобкова «Митрополит Фи­липп и становление московского самодержавия: Опричнина Ивана Грозно­го», И.Я. Фроянова «Грозная опричнина».
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: основные проблемы, как отмечают многие исследователи, связанны, во- первых, с недостоверностью некоторых источников, на которые опирались дореволюционные историки. В данном исследовании не было попытки раз­решить проблем, связанных с личностью и правлением Ивана Грозного ис­следование. Масса вопросов по-прежнему не имеет четких ответов. Так же из данного исследования можно понять, что современные историки не останав­ливаются в изучении эпохи XVI века, пытаются найти ответы на сущест­вующие на сегодняшний день вопросы, пытаются находить новые подходы для изучения.
В ходе исследования была выявлена проблема, связанная со школьным историческим образованием. Ни в одном из изученных учебников, авторы не использовали исследования современных историков. На данном этапе в школьных учебниках по истории России, подробно представлена эпоха прав­ления Ивана IV, авторы знакомят учащихся с мнениями историков о лично­сти Ивана IV, его реформ, дают разные оценки, но проблема в том, что пред­ставлены мнения только дореволюционных историков.
Цель методической разработки «Игра - дискуссия: разрушитель или созидатель» - это подробное ознакомление учащихся с мнениями дореволю­ционных, советских и, конечно, современных историков (чего не достает в школьных учебниках) и дать возможность учащимся самим определится, как оценивать личность первого русского царя Ивана Васильевича.


10. Аймермахер К., Бордюгов К. История с учебником истории // Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной лите­ратуры / под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова. - М. : 2002. - 106 с.
11. Володихин, Д. М. Опричнина и "псы государевы" [Текст] / Д. М. Воло- дохин. - М. : Вече, 2010. - 304 с.
12. Володохин, Д. М. Иван Грозный Бич Божий [Текст] / Д. М. Володохин. - М. : Вече, 2010. - 238 с.
13. Головатенко, А. Ю. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. [Текст] / А. Ю. Головатенко. - М. : Школа - пресс, 1994. - 256 с.
14. Данилов, А. Г. Альтернативы в истории России: миф или реальность (XIV-XIX вв.) [Текст] / А. Г. Данилов. - Ростов н/Д : Феникс. 2007. - 303 с.
15. Емельянов, Е. М. Иван Грозный: созидатель или разрушитель [Текст] / Е. М. Емельянов. - М., 2004. - 254 с.
16. Каравашкин, А. В. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. [Текст] / А.В. Каравашкин, А.Л. Юрганов. - М., 2003. - 388 с.
17. Колыванова, М. О. Время Ивана Грозного [Текст] / М. О. Колыванова. - М. : ОЛМА Медиа Групп 2010. - 256 с.
18. Короткова, М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, опи­саниях [Текст] / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. - М. : Дрофа, 1999. - 135 с.
19. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей [Текст] / Н. И. Костомаров. - СПб. : Эксмо, 2009. - 560 с.
20. Кром, М. М. Рождение государства: Московская Русь XV-XVI веков. [Текст] / М. М. Кром. - М. : Новое литературное обозрение, 2018. - 220 с.
21. Морозова, Л. Е. Иван Грозный: Имя России. Исторический выбор [Текст] / Л. Е. Морозова. - М. : Дрофа, 2008. - 198 с.
22. Никитин, Н. И. Основания русской истории [Текст] / Н. И. Никитин. - М. : Аграф, 2001. - 401 с.
23. Огоновская, И. С. Школьный учебник отечественной истории. Учебные издания как исторический источник [Текст] / И. С. Огоновская. - Екатерин­бург : Урал. ун-т, 2011. - 256 с.
24. Перезвенцев, С. В. Иван Грозный [Текст] / С. В. Перезвенцев. - М. : Бе­лый город, 2003. - 105 с.
25. Пушкарев, С. Г. Краткий обзор Русской истории [Текст] / С. Г. Пушка­рев. - М. : Лань, 1999. - 222 с.
26. Садиков, П. А. Очерки по истории опричнины. [Текст] / П. А. Садиков.
- М. : Издательство Академии наук, 1950. - 304 с.
27. Сандулов, Ю. А. История России: народ и власть. [Текст] / Ю. А. Сан- дулов. - СПб. : Лань, 1997. - 356 с.
28. Филюшкин, А. И. История одной мистификации: Иван Грозный и «Из­бранная рада» [Текст] / А. И. Филюшкин. - М. : Юрайт, 1998. - 202 с.
29. Флоря, Б. Н. Иван Грозный [Текст] / Б. Н. Флоря. - М. : Молодая гвар­дия, 1999. - 400 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ