Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межнациональные отношения в СССР в 1985-1991 гг.

Работа №98265

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Ключевые факторы и доминирующие тенденции обострения межнациональных отношений во второй половине 80-х гг. XX 22
Глава 2. Деятельность органов государственной власти СССР по реа­лизации национальной политики во второй половине 1980-х гг 43
Глава 3. Методическая разработка урока истории по теме: Межна­
циональные конфликты и распад 59
СССР 75
Заключение 83
Список источников и литературы 94
Приложение

Состояние современной России обуславливается социальной, экономи­ческой, политической и культурной уникальностью субъектов Федерации и населяющих ее народов. В преамбуле к Конституции Российской Федерации, принятой на основе всенародного голосования 12 декабря 1993 г. говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные об­щей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, граждан­ский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопреде­ления народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государст­венность России ..л»1. Ключевыми словами в документе являются: равнопра­вие и самоопределение народов, что говорит об их правовой и политической защищённости вне зависимости от национальности, конфессии, культуры.
Вместе с тем, процесс становления российской государственности со­провождается различными проблемами в этнонациональной сфере. В их чис­ло входят: этнические конфликты, бытовой шовинизм, а именно нетерпи­мость друг к другу совместно проживающих людей различных национально­стей, из чего вытекает межнациональное противостояние. Серьезную угрозу для страны представляет терроризм и экстремизм.
Проблема межнациональных отношений на сегодняшний день сущест­вует не только в России. Она актуальна для государств на всей территории постсоветского пространства. Это свидетельствует о важности вопроса меж­национальных отношений, и нуждается в дальнейшем его изучении.
Считалось, что в СССР «нации есть, а национального вопроса нет»2. В 1970-е гг. возник альянс антисоветских сил внутри СССР и его внешнего геополитического противника в холодной войне. В годы перестройки, уже с участием властной верхушки КПСС, по советской системе межнациональных отношений были нанесены мощные удары во всех ее срезах - от хозяйствен­ного до символического. Были использованы инструменты всех больших идеологий - либерализма, марксизма и национализма, в первую очередь рус­ского национализма3.
Исходя из вышесказанного, следует, что актуальность темы исследова­ния обусловлена необходимостью:
• определения динамики развития межнациональных связей в СССР в 1985-1991 - е гг.;
• систематизации теоретико-методологических подходов, социоло­гического анализа межнациональных отношений.
Также, на наш взгляд, недостаточно изученными являются вопросы, связанные с причинами и факторами межнациональной напряжённости, тен­денциями развития межнациональных отношений и методологией их опти­мизации в регионах. Эти обстоятельства обусловили определение цели, за­дач, объекта и предмета выпускной работы.
Объектом данного исследования является национальная политика в СССР.
Предмет исследования - развитие отношений республик и союзного центра СССР в 1985-1991-е гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период пере­стройки СССР в 1985-1991 гг. Период, начавшийся в 1985 г., с момента вы­боров Генеральным Секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева - до 1991 г., пре­кращения его полномочий в должности руководителя государства, а также распад СССР.
Территориальные рамки исследования охватывают границы бывшего СССР.
Историографию работы составляют работы современных (начиная с 1990 года) российских историков. Это историография, в которой нашли от­ражение общие теоретические вопросы, связанные с проблемами межнацио­нального вопроса в СССР.
В 90-е гг. XX в. в науке, как и в стране, произошли значительные изме­нения. Особенно эти изменения затронули историческую науку. Со странами, входившими в состав СССР, у России была общая многолетняя история. Еще до распада Советского Союза начали появляться труды, освещавшие межна­циональные отношения республик. С 1989 г. и до 2000 гг. историками, поли­тологами, социальными антропологами и этнологами было написано боль­шое количество работ в этом направлении. Одним из первых, кто обратился к теме межнациональных отношений, был В.А. Тишков, советский и россий­ский историк, этнолог, социальный антрополог, доктор исторических наук, профессор, министр по делам национальностей Российской Федерации, вице­президент Международного союза антропологических и этнологических на­ук. Еще в 1989 г. в своей работе, опубликованной в журнале «Коммунист», Валерий Александрович писал: «Неоднозначны, порой противоречивы вы­сказываемые сегодня точки зрения о состоянии национальных отношений в СССР. Это объясняется не только сложностью ситуации. Есть здесь и многое от теоретической сумятицы, недостатка информации и просвещенности. Важно выявить не одни лишь причины или масштабы деформаций и нако­пившихся проблем в сфере межнациональных отношений, но и основные тенденции развития, сочетающие в себе как специфический опыт советской действительности, так и некоторые закономерности глобального характера, свойственные современному миру, общие тенденции, действующие в обще­ственной жизни многонациональных государств. Думается, при таком под-
ходе возможно не только четче определить меры своего рода оплате «сроч­ных долгов», но и лучше понять перспективные цели политики, пути их дос­тижения, осознать пределы воздействия на сферу национальных отноше­ний»4. В последующие годы вышел целый ряд работ о политике националь­ных отношений: «Социальное и национальное в историко­
антропологической перспективе»5, «Национальность и национализм в пост­советском пространстве»6, «Что есть Россия? (Перспективы нациестроитель- ства)»7, «О нации и национализме»8, «О феномене этничности»9. В данных исследованиях автор затрагивал наиважнейшие вопросы того времени, о на­ции и становлении национализма, этническом самосознании и межнацио­нальных отношениях. В. Тишков был одним из первых, кто обратился к тео­рии этничности и проследил становление и развитие этого термина. В работе «О феномене этничности» он раскрыл историю термина «этничность». Лишь в середине 70-х гг. XX века к термину проснулся интерес зарубежных антро­пологов. Этот интерес объяснялся меняющейся геополитической ситуацией в пост-колониальном мире и политической активизацией этнических мень­шинств, в промышленно развитых странах, к 1985 г. эта ситуация дошла и до СССР10. Ранние работы В. Тишкова послужили мощным толчком в изучении вопроса межнациональных отношений в последние годы существования СССР.
Непосредственно, перед распадом СССР 26 декабря 1991 г., было на­писано много трудов. Для нашего исследования, очень важным является та­кой журнал «Советская этнография». В нем собраны статьи с 1946 по 1991 г. касающиеся национальной политики и национального вопроса. Первые пуб­ликации в СССР, о межнациональных отношениях, появились в 1989 г. В журнале № 2, в рубрике «Навстречу Пленуму у ЦК КПСС по совершенство­ванию межнациональных отношений в СССР», были опубликованы материа­лы заседания Межведомственного научного совета по изучению националь­ных процессов при Президиуме АН СССР», состоявшееся 28 октября 1988 г. в Институте этнографии АН СССР»11. На заседании выступили ведущие спе­циалисты по вопросам межнациональной политики в республиках. Был за­слушан доклад академика Я.К. Ребане «Изменения национальной структуры, межнациональные отношения и языковая ситуация в Эстонской ССР», пред­седателя созданного в Эстонской ССР аналогичного совета. В ходе выступ­ления Ребане затронул вопросы, относящиеся ко всему Прибалтийскому ре­гиону СССР, а также некоторые общие проблемы национально- государст­венного развития страны. В условиях перестройки, демократизации и гласно­сти, появилась необходимость осмысления положения, которое сложилось в сфере национального развития и межнациональных отношений, такое ос­мысление крайне необходимо для принятия эффективных практических мер по регулированию межнациональных отношений и по преодолению имею­щихся противоречий12. Выступление Ребане вызвало неоднозначную реак­цию, вызвав острую дискуссию со стороны слушателей. Оценку к докладу Я.К. Ребане, на основе комментариев и выступлений членов заседания, дал С.В. Чешко, тезисно изложив комментарии выступавших.
Это заседание свидетельствовало о том, что ученые всерьез были встревожены ситуацией, сложившейся на национальной почве. В это время на территории СССР активно начинают признаваться национальные языки республик. Так 18 января 1989 г. эстонский язык объявлен государственным на территории Эстонской ССР, а 26 января литовский язык на территории Литовской ССР. Этот факт свидетельствовал о том, что признание языка на данных территориях способствовало скорейшему их выходу из состава СССР.
В том же году, в журнале № 4, в рубрике «Национальные процессы се­годня» были заявлены следующие темы, посвященные национальным вопро­сам в СССР: М.В. Крюков «Читая Ленина (размышления этнографа о про­блемах теории нации)14; А.И. Кузнецов «О соотношении понятий «общество» и «этническая общность»»15. В данном номере больше всего нас интересует статья Л.С. Перепелкина и О.И. Шкаратана «Экономический суверенитет республик и пути развития народов (теоретическая дискуссия вокруг вопро­сов практической жизни)»16. Авторы сделали акцент на проблемах Нагорного Карабаха, формулирования программ Народных Фронтов в республиках Прибалтики, ориентации экономик в республиках Средней Азии. Авторы привели тезисы, в которых озвучили свою позицию и отношение к данным вопросам. По мнению авторов «В стране не получил должного развития ле­нинский принцип союза национальных государств, реализовалась сталинская модель автономизации. Реорганизация многих министерств из союзно­республиканских в союзные уже в 1985 - 1987 гг. завершила этот процесс»17. Этот процесс привел к кризису, с которым властям не удалось справиться.
В 1990 г. в первом номере вышла статья Э.А. Паина и А.А. Попова «Межнациональные конфликты в СССР (некоторые подходы к изучению и практическому решению). Авторы предложили классификацию конфликтов по трем основаниям: конфликты психологических стереотипов, конфликты идеологических доктрин, конфликты политических институтов. Примерами конфликтов первого типа могут служить такие межнациональные события, которые в прессе обычно обозначаются термином «события». Авторы статьи утверждали, что «Сумгаитские», «Ферганские», «Алма-Атинские» события, «события в Новом Узене» и др. при всем их своеобразии развивались по сравнительно однотипной схеме. Непосредственным толчком к открытым столкновениям во всех подобных случаях выступали некие, определенным образом, ориентированные или провоцирующие конфликт, психологические феномены. Иногда это просто ни на чем не основанные слухи чаще - сооб­щения о реальных событиях, которым, однако, в глазах возбужденного насе­ления придается преувеличенный или искаженный смысл фактов националь­ной дискриминации. Следующий тип конфликтов, это конфликты идеологи­ческих доктрин. Определяющей чертой конфликтов этого рода можно счи­тать идеологическую консолидацию членов конфликтующих общностей, сплочение их на основе более или менее осознанного согласия. Конфликт доктрин в большей мере проявляется в противоборстве идей. К третьему ви­ду конфликтов относятся - конфликты политических институтов. Под кон­фликтом этого типа авторы понимают такой межнациональный конфликт, стороны которого в противодействии друг другу консолидируются на основе их активной практической включенности в систему функционирования вла­сти на определенной территории. По мнению авторов, в отношении государ­ства (федеральной власти) первоочередной на сегодня задачей в сфере на­циональной политики представляется существенное ограничение его функ­ций, передача части соответствующих прерогатив центра внутрисоюзным национально-государственным образованиям и одновременно повышение уровня ответственности государства перед гражданским обществом.
В последующих номерах журнала следовали статьи, посвященные не­посредственно очагам развития конфликтов. Так, в связи с событиями в Ка­рачаево-Черкессии, в 1990 г. в журнале под № 2 вышла статья, написанная группой этнологов и историков, посвященная этой теме. Ученые отмечали, что в регионе выделялись моменты, свидетельствовавшие о существенной культурной неудовлетворенности местных народов, о напряженности в на­циональной сфере при решении кадровых вопросов19. Выделим и работу, по­священную региональным проблемам, написанную исследователем В.И. Бушковым «Формирование современной этнической ситуации в Северном Таджикистане». В статье автор привел статистические данные этнического состава данной территории, благодаря которым ученые смогли провести де­тальное изучение селения, для выявления этнических процессов в регионе за длительный исторический период. Благодаря данным, полученным в ходе исследования, ученым удалось составить подробную этническую карту ре­гиона, которая могла иметь практическое значение для национального и со­циально-культурного строительства в республике.
В 1990 г. в № 3 того же журнала, была опубликована статья, посвящен­ная селам Узбекистана и Казахстана. После ферганской трагедии сложилась тревожная ситуация, накопилось много социальных, экономических и нацио­нальных проблем, которые переплелись между собой и создали предпосылки для возникновения конфликта. Автором статьи проанализированы события, произошедшие в Ферганской долине и отношения к ним со стороны руково­дства республик. Исследования показали, как отразились процессы на жизнь населения многонациональных сел, в которых десятилетиями накапливались опыт и навыки межэтнического общения. По мнению автора, все это, несо­мненно, важно учитывать при анализе отношения двух культур...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, посвященного межнацио­нальным отношениям в СССР с 1985 по 1991 гг., мы пришли к следующим выводам. Начиная с 1986 г. в республиках Советского Союза между этниче­скими группами проходили массовые стычки, которые перетекали в погро­мы, межэтнические разногласия, уби0йства, насилие и терроризм. Буквально за 5 лет Советский Союз превратился в руины. Некоторые конфликты удава­лось решить мирным путем, а в некоторых проливалась кровь, зачастую страдало мирное население. В числе конфликтов есть такие, которые тянутся до наших дней, например, конфликт в Нагорном Карабахе, Грузино­абхазский конфликт. Поэтому данная тема актуальна и в наши дни.
Существуют множество причин возникновения межнациональных конфликтов:
• Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, раз­личное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, ор­ганах власти;
• Культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры этнического меньшинства в общественной жизни;
• Этнодемографические - изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естест­венного прироста населения;
• Экологические - ухудшение качества окружающей среды;
• Экстерриториальные - несовпадение государственных или адми­нистративных границ с границами расселения народов;
• Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, со­отношение господства-подчинения);
• Конфессиональные - из-за принадлежности к разным конфессиям и религиям;
• Культурные - от особенностей бытового поведения до специфи­ки политической культуры народа1.
Основания у межэтнических конфликтов в СССР разные, но все они проходили в один период. Одна из причин возникновения конфликтов в СССР - социально-экономическое неравенство в уровне жизни. К конфликту на этой почве можно отнести столкновение узбеков и турков-месхетинцев в Узбекистане, когда социальный статус и уровень жизни турков-месхетинцев были на много выше, чем у коренного населения Узбекской ССР. К другой причине относится культурно-языковое принижение этнических общностей, ведь главной языком считался русский, тем самым понижалась роль этниче­ского языка. За право говорить на родном языке и решать проблемы культу­ры боролись республики Балтии. К этнодемографической причине развязы­вания конфликта относится - изменение соотношения численности контак­тирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения. Такого рода столкновения произошли между армянским и азербайджанским населением за территорию Нагорного Карабаха. Нагор­ный Карабах исторически входил в состав Азербайджанской ССР, но на его территории превалировало армянское население, вследствие чего возник ме­жэтнический конфликт.
На наш взгляд невозможно выделить в том или ином межнациональном конфликте в СССР только одну причину. Очень часто причины переплетают­ся и накапливаются, в конечном итоге образуя всплеск национальной агрес­сии, которая перерастает в межэтнический конфликт.
Данные таблицы 3 показывают, что одной из главных причин возник­новения межнациональных конфликтов в СССР с 1985 по 1991 гг. является этнодемографическая причина. Она является наиболее ярко выраженной по сравнению с остальными и присутствует в 50% республик. Остальные также относятся к главным причинам национальной напряженности - это социаль­но-экономическая, экстерриториальная, культурно-языковая, экологическая и историческая. Каждая из представленных причин присутствуют в 40% рес­публик. Самыми непопулярными причинами возникновения конфликтов ока­зались - конфессиональная и культурная. Конфессиональная причина при­сутствует в 20% конфликтов, а культурная в 10% (приложение12).
Исходя из представленного анализа в таблице 3, можно сделать вывод, что данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что в 90% рес­публик происходит смешивание и накопление причин межэтнических столк­новений.
В основе любого инцидента лежат как объективные, так и субъектив­ные противоречия, немаловажна ситуация, включающая в себя либо проти­воречивые позиции сторон, либо противоположные цели, средства и методы их достижения в данных вопросах, или несовпадение интересов оппонентов. Межнациональный конфликт - это нежелательное проявление в обществен­ной жизни, которое тормозит решение проблем людей разных национально­стей. Погасить конфликт крайне сложно, он может длиться месяцы, а порой и годы.
Деятельность государственных органов в период с 1985 по 1991 гг. по вопросам национальных столкновений можно охарактеризовать как - актив­ное вмешательство в межэтнические конфликты. Однако органы государст­венной власти предпочитали решать проблемы своими методами: разгон ми­тингующих, избиение, допросы, а иногда, даже и целенаправленное стравли­вание, как это произошло в Грузии, во время грузино-абхазского конфликта, все эти распоряжения поступали сверху. Власти страны не хотели прислуши­ваться к выступавшим, ведь только в сентябре 1989 г. впервые в истории КПСС состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором главным из вопросов был «О национальной политике партии в современных условиях». Участники обсу­дили вопрос о межнациональных отношениях1. М.С. Горбачев предложил с помощью воссоединения народов и поиска единой цели решить межнацио­нальные конфликты. Представители республик не приняли идею воссоеди­нения, разыгралась дискуссия, которая показала их настроенность. Делегаты от Латвии, Литвы и Эстонии твердо отстаивали суверенизацию своих рес­публик 2. Пленум не оказал влияния на уже начавшийся процесс распада СССР.
Можно сделать вывод, что несвоевременное решение национальных вопросов представителями верховной власти в СССР привело к его распаду. Было проведено много съездов, конференций, вспоминали теорию народно­сти В.И. Ленина, но этого было недостаточно, на деле ничего не было испол­нено. Процесс был запущен, в большинстве случаев конфликт возникал из-за неравенства прав, когда один народ находился во главе страны, а другие счи­тались «младшими братьями». Возможно, просто не было сильно руководи­теля, который смог бы урегулировать конфликтные ситуации, возникающие на территории Советского Союза.
С распадом СССР история отношений между бывшими союзными рес­публиками не закончились. 8 декабря 1991 г. между главами РСФСР, Украи­ны и Белоруссии было подписано «Соглашение о создании Содружестве Не­зависимых Государств». В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что СССР прекращал своё существование как субъ­ект международного права и геополитической реальности. Однако, основы­ваясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая дву­сторонние договоры, стремление к демократическому правовому государст­ву, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образо­вании Содружества Независимых Государств3. 21 декабря 1991 г. в Алма- Ате главами одиннадцати бывших союзных республик: Азербайджана, Ар­мении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины (из бывших союзных республик отсутст­вовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия) была подписана Алма-Атинская декларация «О Содружестве Независимых Государств»...


1. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М. : Проспект, 2017. - 32 с.
2. Марыхуба, И. Р. Абхазия в Советскую эпоху. Абхазские письма (1917-1989). Сборник документов [Текст] / И. Р. Марыхуба. - Сухум : Эль­фа, 1994. - Т. 1. - 528 с.
3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сен­тября 1989 г. [Текст]. - М. : Политиздат, 1989. - 255 с.
4. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 янва­ря 1987 г. [Текст]. - М. : Политиздат, 1987. - 94 с.
5. Первый съезд народных депутатов СССР. Стенографический от­чет [Текст]. - М. : Издание Верховного Совета СССР, 1989. - Т. 1. - 575 с.
6. Шахрай, С. М. Распад СССР: документы и факты (1986-1992). Архивные документы и материалы [Текст] / С. М. Шахрай. - М. : Кучково поле, 2016. - Т. 2. - 824 с.
7. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] // Всерос­сийская общественная организация. Ассоциация учителей истории и общест­вознания. 2018. URL: ййрз://минобрнауки.рф/босишеп1з/3483/й1е/2325/13.07.01-Проект Историко­культурного стандарта.pdf (дата обращения: 22.05.2018).
8. О восстановлении независимости Латвийской Республики [Элек­тронный ресурс] : Декларация Верховного совета Латвийской ССР от 4 мая 1990 г. // Российский правовой портал: Библиотека Пашкова. URL: http://constitutions.ru/?p=2945 (дата обращения: 11.10.2017).
9. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927 (дата обращения: 15.04.2018).
10. О некоторых негативных проявлениях среди молодежи г. Якут­ска» [Электронный ресурс] : Отчет работников отделов Центрального Коми­тета партии и КГБ от 21 апреля 1986 г. // Независимая. URL: http://www.ng.ru/ever/2001-04-29/15 union.html (дата обращения: 10.11.2017).
11. О некоторых негативных проявлениях среди молодежи г. Якут­ска» [Электронный ресурс] : Постановление ЦК КПСС от 5 мая 1986 г. // Не­зависимая. URL: http://www.ng.ru/ever/2001 -04-29/15 union.html (дата обра­щения: 10.11.2017).
12. О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной рес­публики из СССР [Электронный ресурс] : Закон СССР от 3 апреля 1990 // За­кон и право. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1737 (дата обращения 11.12.2017).
13. О ратификации Соглашения о создании Содружества независи­мых государств [Электронный ресурс] : Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://rg.ru/1991/12/19/sng-site-dok.html (дата обращения: 25.01.2018).
14. О результатах проверки выполнения постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в работе Северо-Осетинского обкома КПСС по идейно-политическому, интернациональному воспитанию трудящихся в Се­верной Осетии и Чечено-Ингушетии [Электронный ресурс] // Независимая. 1987. URL: http://www.ng.ru/ever/2001 -04-29/15 union.html (дата обращения: 22.01.2018).
15. О Стратегии государственной национальной политики Россий­ской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Указ Прези­дента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 25.04.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ