Введение 3
Глава 1. Ключевые факторы и доминирующие тенденции обострения межнациональных отношений во второй половине 80-х гг. XX 22
Глава 2. Деятельность органов государственной власти СССР по реализации национальной политики во второй половине 1980-х гг 43
Глава 3. Методическая разработка урока истории по теме: Межна
циональные конфликты и распад 59
СССР 75
Заключение 83
Список источников и литературы 94
Приложение
Состояние современной России обуславливается социальной, экономической, политической и культурной уникальностью субъектов Федерации и населяющих ее народов. В преамбуле к Конституции Российской Федерации, принятой на основе всенародного голосования 12 декабря 1993 г. говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России ..л»1. Ключевыми словами в документе являются: равноправие и самоопределение народов, что говорит об их правовой и политической защищённости вне зависимости от национальности, конфессии, культуры.
Вместе с тем, процесс становления российской государственности сопровождается различными проблемами в этнонациональной сфере. В их число входят: этнические конфликты, бытовой шовинизм, а именно нетерпимость друг к другу совместно проживающих людей различных национальностей, из чего вытекает межнациональное противостояние. Серьезную угрозу для страны представляет терроризм и экстремизм.
Проблема межнациональных отношений на сегодняшний день существует не только в России. Она актуальна для государств на всей территории постсоветского пространства. Это свидетельствует о важности вопроса межнациональных отношений, и нуждается в дальнейшем его изучении.
Считалось, что в СССР «нации есть, а национального вопроса нет»2. В 1970-е гг. возник альянс антисоветских сил внутри СССР и его внешнего геополитического противника в холодной войне. В годы перестройки, уже с участием властной верхушки КПСС, по советской системе межнациональных отношений были нанесены мощные удары во всех ее срезах - от хозяйственного до символического. Были использованы инструменты всех больших идеологий - либерализма, марксизма и национализма, в первую очередь русского национализма3.
Исходя из вышесказанного, следует, что актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
• определения динамики развития межнациональных связей в СССР в 1985-1991 - е гг.;
• систематизации теоретико-методологических подходов, социологического анализа межнациональных отношений.
Также, на наш взгляд, недостаточно изученными являются вопросы, связанные с причинами и факторами межнациональной напряжённости, тенденциями развития межнациональных отношений и методологией их оптимизации в регионах. Эти обстоятельства обусловили определение цели, задач, объекта и предмета выпускной работы.
Объектом данного исследования является национальная политика в СССР.
Предмет исследования - развитие отношений республик и союзного центра СССР в 1985-1991-е гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период перестройки СССР в 1985-1991 гг. Период, начавшийся в 1985 г., с момента выборов Генеральным Секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева - до 1991 г., прекращения его полномочий в должности руководителя государства, а также распад СССР.
Территориальные рамки исследования охватывают границы бывшего СССР.
Историографию работы составляют работы современных (начиная с 1990 года) российских историков. Это историография, в которой нашли отражение общие теоретические вопросы, связанные с проблемами межнационального вопроса в СССР.
В 90-е гг. XX в. в науке, как и в стране, произошли значительные изменения. Особенно эти изменения затронули историческую науку. Со странами, входившими в состав СССР, у России была общая многолетняя история. Еще до распада Советского Союза начали появляться труды, освещавшие межнациональные отношения республик. С 1989 г. и до 2000 гг. историками, политологами, социальными антропологами и этнологами было написано большое количество работ в этом направлении. Одним из первых, кто обратился к теме межнациональных отношений, был В.А. Тишков, советский и российский историк, этнолог, социальный антрополог, доктор исторических наук, профессор, министр по делам национальностей Российской Федерации, вицепрезидент Международного союза антропологических и этнологических наук. Еще в 1989 г. в своей работе, опубликованной в журнале «Коммунист», Валерий Александрович писал: «Неоднозначны, порой противоречивы высказываемые сегодня точки зрения о состоянии национальных отношений в СССР. Это объясняется не только сложностью ситуации. Есть здесь и многое от теоретической сумятицы, недостатка информации и просвещенности. Важно выявить не одни лишь причины или масштабы деформаций и накопившихся проблем в сфере межнациональных отношений, но и основные тенденции развития, сочетающие в себе как специфический опыт советской действительности, так и некоторые закономерности глобального характера, свойственные современному миру, общие тенденции, действующие в общественной жизни многонациональных государств. Думается, при таком под-
ходе возможно не только четче определить меры своего рода оплате «срочных долгов», но и лучше понять перспективные цели политики, пути их достижения, осознать пределы воздействия на сферу национальных отношений»4. В последующие годы вышел целый ряд работ о политике национальных отношений: «Социальное и национальное в историко
антропологической перспективе»5, «Национальность и национализм в постсоветском пространстве»6, «Что есть Россия? (Перспективы нациестроитель- ства)»7, «О нации и национализме»8, «О феномене этничности»9. В данных исследованиях автор затрагивал наиважнейшие вопросы того времени, о нации и становлении национализма, этническом самосознании и межнациональных отношениях. В. Тишков был одним из первых, кто обратился к теории этничности и проследил становление и развитие этого термина. В работе «О феномене этничности» он раскрыл историю термина «этничность». Лишь в середине 70-х гг. XX века к термину проснулся интерес зарубежных антропологов. Этот интерес объяснялся меняющейся геополитической ситуацией в пост-колониальном мире и политической активизацией этнических меньшинств, в промышленно развитых странах, к 1985 г. эта ситуация дошла и до СССР10. Ранние работы В. Тишкова послужили мощным толчком в изучении вопроса межнациональных отношений в последние годы существования СССР.
Непосредственно, перед распадом СССР 26 декабря 1991 г., было написано много трудов. Для нашего исследования, очень важным является такой журнал «Советская этнография». В нем собраны статьи с 1946 по 1991 г. касающиеся национальной политики и национального вопроса. Первые публикации в СССР, о межнациональных отношениях, появились в 1989 г. В журнале № 2, в рубрике «Навстречу Пленуму у ЦК КПСС по совершенствованию межнациональных отношений в СССР», были опубликованы материалы заседания Межведомственного научного совета по изучению национальных процессов при Президиуме АН СССР», состоявшееся 28 октября 1988 г. в Институте этнографии АН СССР»11. На заседании выступили ведущие специалисты по вопросам межнациональной политики в республиках. Был заслушан доклад академика Я.К. Ребане «Изменения национальной структуры, межнациональные отношения и языковая ситуация в Эстонской ССР», председателя созданного в Эстонской ССР аналогичного совета. В ходе выступления Ребане затронул вопросы, относящиеся ко всему Прибалтийскому региону СССР, а также некоторые общие проблемы национально- государственного развития страны. В условиях перестройки, демократизации и гласности, появилась необходимость осмысления положения, которое сложилось в сфере национального развития и межнациональных отношений, такое осмысление крайне необходимо для принятия эффективных практических мер по регулированию межнациональных отношений и по преодолению имеющихся противоречий12. Выступление Ребане вызвало неоднозначную реакцию, вызвав острую дискуссию со стороны слушателей. Оценку к докладу Я.К. Ребане, на основе комментариев и выступлений членов заседания, дал С.В. Чешко, тезисно изложив комментарии выступавших.
Это заседание свидетельствовало о том, что ученые всерьез были встревожены ситуацией, сложившейся на национальной почве. В это время на территории СССР активно начинают признаваться национальные языки республик. Так 18 января 1989 г. эстонский язык объявлен государственным на территории Эстонской ССР, а 26 января литовский язык на территории Литовской ССР. Этот факт свидетельствовал о том, что признание языка на данных территориях способствовало скорейшему их выходу из состава СССР.
В том же году, в журнале № 4, в рубрике «Национальные процессы сегодня» были заявлены следующие темы, посвященные национальным вопросам в СССР: М.В. Крюков «Читая Ленина (размышления этнографа о проблемах теории нации)14; А.И. Кузнецов «О соотношении понятий «общество» и «этническая общность»»15. В данном номере больше всего нас интересует статья Л.С. Перепелкина и О.И. Шкаратана «Экономический суверенитет республик и пути развития народов (теоретическая дискуссия вокруг вопросов практической жизни)»16. Авторы сделали акцент на проблемах Нагорного Карабаха, формулирования программ Народных Фронтов в республиках Прибалтики, ориентации экономик в республиках Средней Азии. Авторы привели тезисы, в которых озвучили свою позицию и отношение к данным вопросам. По мнению авторов «В стране не получил должного развития ленинский принцип союза национальных государств, реализовалась сталинская модель автономизации. Реорганизация многих министерств из союзнореспубликанских в союзные уже в 1985 - 1987 гг. завершила этот процесс»17. Этот процесс привел к кризису, с которым властям не удалось справиться.
В 1990 г. в первом номере вышла статья Э.А. Паина и А.А. Попова «Межнациональные конфликты в СССР (некоторые подходы к изучению и практическому решению). Авторы предложили классификацию конфликтов по трем основаниям: конфликты психологических стереотипов, конфликты идеологических доктрин, конфликты политических институтов. Примерами конфликтов первого типа могут служить такие межнациональные события, которые в прессе обычно обозначаются термином «события». Авторы статьи утверждали, что «Сумгаитские», «Ферганские», «Алма-Атинские» события, «события в Новом Узене» и др. при всем их своеобразии развивались по сравнительно однотипной схеме. Непосредственным толчком к открытым столкновениям во всех подобных случаях выступали некие, определенным образом, ориентированные или провоцирующие конфликт, психологические феномены. Иногда это просто ни на чем не основанные слухи чаще - сообщения о реальных событиях, которым, однако, в глазах возбужденного населения придается преувеличенный или искаженный смысл фактов национальной дискриминации. Следующий тип конфликтов, это конфликты идеологических доктрин. Определяющей чертой конфликтов этого рода можно считать идеологическую консолидацию членов конфликтующих общностей, сплочение их на основе более или менее осознанного согласия. Конфликт доктрин в большей мере проявляется в противоборстве идей. К третьему виду конфликтов относятся - конфликты политических институтов. Под конфликтом этого типа авторы понимают такой межнациональный конфликт, стороны которого в противодействии друг другу консолидируются на основе их активной практической включенности в систему функционирования власти на определенной территории. По мнению авторов, в отношении государства (федеральной власти) первоочередной на сегодня задачей в сфере национальной политики представляется существенное ограничение его функций, передача части соответствующих прерогатив центра внутрисоюзным национально-государственным образованиям и одновременно повышение уровня ответственности государства перед гражданским обществом.
В последующих номерах журнала следовали статьи, посвященные непосредственно очагам развития конфликтов. Так, в связи с событиями в Карачаево-Черкессии, в 1990 г. в журнале под № 2 вышла статья, написанная группой этнологов и историков, посвященная этой теме. Ученые отмечали, что в регионе выделялись моменты, свидетельствовавшие о существенной культурной неудовлетворенности местных народов, о напряженности в национальной сфере при решении кадровых вопросов19. Выделим и работу, посвященную региональным проблемам, написанную исследователем В.И. Бушковым «Формирование современной этнической ситуации в Северном Таджикистане». В статье автор привел статистические данные этнического состава данной территории, благодаря которым ученые смогли провести детальное изучение селения, для выявления этнических процессов в регионе за длительный исторический период. Благодаря данным, полученным в ходе исследования, ученым удалось составить подробную этническую карту региона, которая могла иметь практическое значение для национального и социально-культурного строительства в республике.
В 1990 г. в № 3 того же журнала, была опубликована статья, посвященная селам Узбекистана и Казахстана. После ферганской трагедии сложилась тревожная ситуация, накопилось много социальных, экономических и национальных проблем, которые переплелись между собой и создали предпосылки для возникновения конфликта. Автором статьи проанализированы события, произошедшие в Ферганской долине и отношения к ним со стороны руководства республик. Исследования показали, как отразились процессы на жизнь населения многонациональных сел, в которых десятилетиями накапливались опыт и навыки межэтнического общения. По мнению автора, все это, несомненно, важно учитывать при анализе отношения двух культур...
В результате проведенного исследования, посвященного межнациональным отношениям в СССР с 1985 по 1991 гг., мы пришли к следующим выводам. Начиная с 1986 г. в республиках Советского Союза между этническими группами проходили массовые стычки, которые перетекали в погромы, межэтнические разногласия, уби0йства, насилие и терроризм. Буквально за 5 лет Советский Союз превратился в руины. Некоторые конфликты удавалось решить мирным путем, а в некоторых проливалась кровь, зачастую страдало мирное население. В числе конфликтов есть такие, которые тянутся до наших дней, например, конфликт в Нагорном Карабахе, Грузиноабхазский конфликт. Поэтому данная тема актуальна и в наши дни.
Существуют множество причин возникновения межнациональных конфликтов:
• Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти;
• Культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры этнического меньшинства в общественной жизни;
• Этнодемографические - изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;
• Экологические - ухудшение качества окружающей среды;
• Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;
• Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, соотношение господства-подчинения);
• Конфессиональные - из-за принадлежности к разным конфессиям и религиям;
• Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа1.
Основания у межэтнических конфликтов в СССР разные, но все они проходили в один период. Одна из причин возникновения конфликтов в СССР - социально-экономическое неравенство в уровне жизни. К конфликту на этой почве можно отнести столкновение узбеков и турков-месхетинцев в Узбекистане, когда социальный статус и уровень жизни турков-месхетинцев были на много выше, чем у коренного населения Узбекской ССР. К другой причине относится культурно-языковое принижение этнических общностей, ведь главной языком считался русский, тем самым понижалась роль этнического языка. За право говорить на родном языке и решать проблемы культуры боролись республики Балтии. К этнодемографической причине развязывания конфликта относится - изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения. Такого рода столкновения произошли между армянским и азербайджанским населением за территорию Нагорного Карабаха. Нагорный Карабах исторически входил в состав Азербайджанской ССР, но на его территории превалировало армянское население, вследствие чего возник межэтнический конфликт.
На наш взгляд невозможно выделить в том или ином межнациональном конфликте в СССР только одну причину. Очень часто причины переплетаются и накапливаются, в конечном итоге образуя всплеск национальной агрессии, которая перерастает в межэтнический конфликт.
Данные таблицы 3 показывают, что одной из главных причин возникновения межнациональных конфликтов в СССР с 1985 по 1991 гг. является этнодемографическая причина. Она является наиболее ярко выраженной по сравнению с остальными и присутствует в 50% республик. Остальные также относятся к главным причинам национальной напряженности - это социально-экономическая, экстерриториальная, культурно-языковая, экологическая и историческая. Каждая из представленных причин присутствуют в 40% республик. Самыми непопулярными причинами возникновения конфликтов оказались - конфессиональная и культурная. Конфессиональная причина присутствует в 20% конфликтов, а культурная в 10% (приложение12).
Исходя из представленного анализа в таблице 3, можно сделать вывод, что данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что в 90% республик происходит смешивание и накопление причин межэтнических столкновений.
В основе любого инцидента лежат как объективные, так и субъективные противоречия, немаловажна ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон, либо противоположные цели, средства и методы их достижения в данных вопросах, или несовпадение интересов оппонентов. Межнациональный конфликт - это нежелательное проявление в общественной жизни, которое тормозит решение проблем людей разных национальностей. Погасить конфликт крайне сложно, он может длиться месяцы, а порой и годы.
Деятельность государственных органов в период с 1985 по 1991 гг. по вопросам национальных столкновений можно охарактеризовать как - активное вмешательство в межэтнические конфликты. Однако органы государственной власти предпочитали решать проблемы своими методами: разгон митингующих, избиение, допросы, а иногда, даже и целенаправленное стравливание, как это произошло в Грузии, во время грузино-абхазского конфликта, все эти распоряжения поступали сверху. Власти страны не хотели прислушиваться к выступавшим, ведь только в сентябре 1989 г. впервые в истории КПСС состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором главным из вопросов был «О национальной политике партии в современных условиях». Участники обсудили вопрос о межнациональных отношениях1. М.С. Горбачев предложил с помощью воссоединения народов и поиска единой цели решить межнациональные конфликты. Представители республик не приняли идею воссоединения, разыгралась дискуссия, которая показала их настроенность. Делегаты от Латвии, Литвы и Эстонии твердо отстаивали суверенизацию своих республик 2. Пленум не оказал влияния на уже начавшийся процесс распада СССР.
Можно сделать вывод, что несвоевременное решение национальных вопросов представителями верховной власти в СССР привело к его распаду. Было проведено много съездов, конференций, вспоминали теорию народности В.И. Ленина, но этого было недостаточно, на деле ничего не было исполнено. Процесс был запущен, в большинстве случаев конфликт возникал из-за неравенства прав, когда один народ находился во главе страны, а другие считались «младшими братьями». Возможно, просто не было сильно руководителя, который смог бы урегулировать конфликтные ситуации, возникающие на территории Советского Союза.
С распадом СССР история отношений между бывшими союзными республиками не закончились. 8 декабря 1991 г. между главами РСФСР, Украины и Белоруссии было подписано «Соглашение о создании Содружестве Независимых Государств». В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что СССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств3. 21 декабря 1991 г. в Алма- Ате главами одиннадцати бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия) была подписана Алма-Атинская декларация «О Содружестве Независимых Государств»...
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М. : Проспект, 2017. - 32 с.
2. Марыхуба, И. Р. Абхазия в Советскую эпоху. Абхазские письма (1917-1989). Сборник документов [Текст] / И. Р. Марыхуба. - Сухум : Эльфа, 1994. - Т. 1. - 528 с.
3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сентября 1989 г. [Текст]. - М. : Политиздат, 1989. - 255 с.
4. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1987 г. [Текст]. - М. : Политиздат, 1987. - 94 с.
5. Первый съезд народных депутатов СССР. Стенографический отчет [Текст]. - М. : Издание Верховного Совета СССР, 1989. - Т. 1. - 575 с.
6. Шахрай, С. М. Распад СССР: документы и факты (1986-1992). Архивные документы и материалы [Текст] / С. М. Шахрай. - М. : Кучково поле, 2016. - Т. 2. - 824 с.
7. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] // Всероссийская общественная организация. Ассоциация учителей истории и обществознания. 2018. URL: ййрз://минобрнауки.рф/босишеп1з/3483/й1е/2325/13.07.01-Проект Историкокультурного стандарта.pdf (дата обращения: 22.05.2018).
8. О восстановлении независимости Латвийской Республики [Электронный ресурс] : Декларация Верховного совета Латвийской ССР от 4 мая 1990 г. // Российский правовой портал: Библиотека Пашкова. URL: http://constitutions.ru/?p=2945 (дата обращения: 11.10.2017).
9. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927 (дата обращения: 15.04.2018).
10. О некоторых негативных проявлениях среди молодежи г. Якутска» [Электронный ресурс] : Отчет работников отделов Центрального Комитета партии и КГБ от 21 апреля 1986 г. // Независимая. URL: http://www.ng.ru/ever/2001-04-29/15 union.html (дата обращения: 10.11.2017).
11. О некоторых негативных проявлениях среди молодежи г. Якутска» [Электронный ресурс] : Постановление ЦК КПСС от 5 мая 1986 г. // Независимая. URL: http://www.ng.ru/ever/2001 -04-29/15 union.html (дата обращения: 10.11.2017).
12. О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР [Электронный ресурс] : Закон СССР от 3 апреля 1990 // Закон и право. URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1737 (дата обращения 11.12.2017).
13. О ратификации Соглашения о создании Содружества независимых государств [Электронный ресурс] : Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://rg.ru/1991/12/19/sng-site-dok.html (дата обращения: 25.01.2018).
14. О результатах проверки выполнения постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в работе Северо-Осетинского обкома КПСС по идейно-политическому, интернациональному воспитанию трудящихся в Северной Осетии и Чечено-Ингушетии [Электронный ресурс] // Независимая. 1987. URL: http://www.ng.ru/ever/2001 -04-29/15 union.html (дата обращения: 22.01.2018).
15. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 25.04.2018)...