Условия организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности грамматического строя речи детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Нормативный аспект в овладении детьми старшего дошкольного
возраста грамматическим строем речи: анализ ФГОС и программ дошкольных образовательных организаций 18
1.4. Содержание формы взаимодействия дошкольной образовательной
организации и семьи 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование
грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Условия организации взаимодействия семьи и дошкольной
образовательной организации в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности грамматического строя речи детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Нормативный аспект в овладении детьми старшего дошкольного
возраста грамматическим строем речи: анализ ФГОС и программ дошкольных образовательных организаций 18
1.4. Содержание формы взаимодействия дошкольной образовательной
организации и семьи 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование
грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Условия организации взаимодействия семьи и дошкольной
образовательной организации в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Сложные и противоречивые процессы, протекающие в обществе, выделяют проблемы обеспечивающие новые подходы к организации деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО). Новые формы дошкольного образования создают благоприятные условия для реализации педагогической инициативы, применение научных разработок, воплощения принципов актуального содержания дошкольного образования.
Одной из главных задач усовершенствования образования является формирование национально сознательной личности, которая отличается высокой культурой общения, осознанным отношением к русскому языку, речевой компетентности в различных сферах общения, способностью к творчеству, мобильности, развития профессионального потенциала. Исключительную роль в определении процесса становления личности играет речь, в которой отражается восприятие национальной картины мира конкретным человеком, конкретной языковой личностью. Культуру родной речи необходимо воспитывать еще на этапе дошкольного детства.
Актуальность исследования определяется современными требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), а также насущными потребностями педагогической практики, нацеленной на воспитание всесторонне развитой личности ребенка, владеющей всем богатством родной речи, в том числе ее грамматическим аспектом.
Анализ существующей в настоящее время психолого -педагогической литературы по данной проблеме показал, что вопросы взаимодействия семьи и ДОО достаточно широко обсуждаются педагогами и психологами. Проблема взаимодействия ДОО с семьями воспитанников на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. Возникающие сложности в отношениях между семьями воспитанников и ДОО связаны, в частности, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к педагогам, с неумением педагогов организовать продуктивное общение с родителями детей.
Всё вышеизложенное свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы необходимости разработки новых форм сотрудничества ДОО с родителями для их активного включения в жизнь ДОО и участия в развитии речи детей. Таким образом, вопрос поиска и реализации современных форм взаимодействия ДОО с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных в дошкольной педагогике. Кроме того, актуальность темы исследования определяется тем, что система образования, в том числе и его дошкольная часть, в настоящее время претерпевает ряд кардинальных управленческих изменений, связанных с его модернизацией и дальнейшим развитием. Образование сегодня уже не является сферой интересов исключительно ведомственных органов. Согласно положениям ФГОС ДО, Концепции модернизации российского образования и другими документам, семья и органы родительской общественности признаются одним из активных субъектов современной образовательной политики, что и обусловливает важность и актуальность изучения способов взаимодействия с ними.
Объект исследования - процесс организации взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание деятельности педагога по организации взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить основные условия взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую,
литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть нормативный аспект в овладении детьми старшего дошкольного возраста грамматическим строем речи на основе анализа ФГОС ДО и программ ДОО.
5. Раскрыть содержание и формы взаимодействия ДОО семьи, описываемые в педагогической и методической литературе.
6. Провести диагностику уровня сформированности грамматического строя речи старших дошкольников.
7. На основе полученных диагностических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, количественная и качественная оценка результатов работы.
База исследования: МАДОУ детский сад «Родничок» детский сад общеразвивающего вида № 26 «Ласточкино гнездышко».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Одной из главных задач усовершенствования образования является формирование национально сознательной личности, которая отличается высокой культурой общения, осознанным отношением к русскому языку, речевой компетентности в различных сферах общения, способностью к творчеству, мобильности, развития профессионального потенциала. Исключительную роль в определении процесса становления личности играет речь, в которой отражается восприятие национальной картины мира конкретным человеком, конкретной языковой личностью. Культуру родной речи необходимо воспитывать еще на этапе дошкольного детства.
Актуальность исследования определяется современными требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), а также насущными потребностями педагогической практики, нацеленной на воспитание всесторонне развитой личности ребенка, владеющей всем богатством родной речи, в том числе ее грамматическим аспектом.
Анализ существующей в настоящее время психолого -педагогической литературы по данной проблеме показал, что вопросы взаимодействия семьи и ДОО достаточно широко обсуждаются педагогами и психологами. Проблема взаимодействия ДОО с семьями воспитанников на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. Возникающие сложности в отношениях между семьями воспитанников и ДОО связаны, в частности, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к педагогам, с неумением педагогов организовать продуктивное общение с родителями детей.
Всё вышеизложенное свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы необходимости разработки новых форм сотрудничества ДОО с родителями для их активного включения в жизнь ДОО и участия в развитии речи детей. Таким образом, вопрос поиска и реализации современных форм взаимодействия ДОО с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных в дошкольной педагогике. Кроме того, актуальность темы исследования определяется тем, что система образования, в том числе и его дошкольная часть, в настоящее время претерпевает ряд кардинальных управленческих изменений, связанных с его модернизацией и дальнейшим развитием. Образование сегодня уже не является сферой интересов исключительно ведомственных органов. Согласно положениям ФГОС ДО, Концепции модернизации российского образования и другими документам, семья и органы родительской общественности признаются одним из активных субъектов современной образовательной политики, что и обусловливает важность и актуальность изучения способов взаимодействия с ними.
Объект исследования - процесс организации взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание деятельности педагога по организации взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить основные условия взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую,
литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть нормативный аспект в овладении детьми старшего дошкольного возраста грамматическим строем речи на основе анализа ФГОС ДО и программ ДОО.
5. Раскрыть содержание и формы взаимодействия ДОО семьи, описываемые в педагогической и методической литературе.
6. Провести диагностику уровня сформированности грамматического строя речи старших дошкольников.
7. На основе полученных диагностических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, количественная и качественная оценка результатов работы.
База исследования: МАДОУ детский сад «Родничок» детский сад общеразвивающего вида № 26 «Ласточкино гнездышко».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Подводя итог работы, целью которой было выявить основные условия взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста можно констатировать, что все поставленные в работе задачи были решены.
Была проанализирована психолого-педагогическая, методическая литература по теме исследования.
Изучены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и было показано, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка в большой степени развиваются психофизиологические характеристики, способствующие формированию его готовности к школьному обучению. Кроме того, в этом возрасте формируется психологическая готовность к обучению в школе, интерес к новой социальной позиции.
Описаны особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Сформированный грамматический строй речи, как показало изучение источников, является непременным условием успешного и своевременного развития у детей монологической речи как одного из ведущих видов речевой деятельности человека. Развитие грамматического строя речи является гарантией эффективной общеречевой подготовки ребенка, обеспечивающей изучение им фонетического, морфологического и лексического уровней языковой системы. Развитие грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия языковой нормы. Старший дошкольный возраст - период усиленного развития и закрепления грамматических навыков.
Рассмотрен нормативный аспект в овладении детьми старшего дошкольного возраста грамматическим строем речи на основе анализа ФГОС ДО и программ ДОО. Нами было выявлено, что целенаправленное развитие грамматической стороны речи в старшем дошкольном возрасте ведется согласно требованиям ФГОС ДО и разработанной на его основе образовательной программы ДОО
Раскрыто содержание и формы взаимодействия ДОО семьи, описываемые в педагогической и методической литературе.
Проведена диагностика уровня сформированности грамматического строя речи старших дошкольников.
Разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.
Условиями организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста было определено: методическое обеспечение и вовлечение родителей в совместные мероприятия.
Была проанализирована психолого-педагогическая, методическая литература по теме исследования.
Изучены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и было показано, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка в большой степени развиваются психофизиологические характеристики, способствующие формированию его готовности к школьному обучению. Кроме того, в этом возрасте формируется психологическая готовность к обучению в школе, интерес к новой социальной позиции.
Описаны особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Сформированный грамматический строй речи, как показало изучение источников, является непременным условием успешного и своевременного развития у детей монологической речи как одного из ведущих видов речевой деятельности человека. Развитие грамматического строя речи является гарантией эффективной общеречевой подготовки ребенка, обеспечивающей изучение им фонетического, морфологического и лексического уровней языковой системы. Развитие грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия языковой нормы. Старший дошкольный возраст - период усиленного развития и закрепления грамматических навыков.
Рассмотрен нормативный аспект в овладении детьми старшего дошкольного возраста грамматическим строем речи на основе анализа ФГОС ДО и программ ДОО. Нами было выявлено, что целенаправленное развитие грамматической стороны речи в старшем дошкольном возрасте ведется согласно требованиям ФГОС ДО и разработанной на его основе образовательной программы ДОО
Раскрыто содержание и формы взаимодействия ДОО семьи, описываемые в педагогической и методической литературе.
Проведена диагностика уровня сформированности грамматического строя речи старших дошкольников.
Разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.
Условиями организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста было определено: методическое обеспечение и вовлечение родителей в совместные мероприятия.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексического богатства речи у детей старшего
дошкольного возраста в процессе освоения образовательной области
«Познавательное развитие»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития на материале сюжетных картин
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на материале сюжетных картин
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по совершенствованию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



