Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа №98262

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности грамматического строя речи детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Нормативный аспект в овладении детьми старшего дошкольного
возраста грамматическим строем речи: анализ ФГОС и программ дошкольных образовательных организаций 18
1.4. Содержание формы взаимодействия дошкольной образовательной
организации и семьи 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на формирование
грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста 37
2.3. Условия организации взаимодействия семьи и дошкольной
образовательной организации в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51


Сложные и противоречивые процессы, протекающие в обществе, выделяют проблемы обеспечивающие новые подходы к организации деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО). Новые формы дошкольного образования создают благоприятные условия для реализации педагогической инициативы, применение научных разработок, воплощения принципов актуального содержания дошкольного образования.
Одной из главных задач усовершенствования образования является формирование национально сознательной личности, которая отличается высокой культурой общения, осознанным отношением к русскому языку, речевой компетентности в различных сферах общения, способностью к творчеству, мобильности, развития профессионального потенциала. Исключительную роль в определении процесса становления личности играет речь, в которой отражается восприятие национальной картины мира конкретным человеком, конкретной языковой личностью. Культуру родной речи необходимо воспитывать еще на этапе дошкольного детства.
Актуальность исследования определяется современными требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), а также насущными потребностями педагогической практики, нацеленной на воспитание всесторонне развитой личности ребенка, владеющей всем богатством родной речи, в том числе ее грамматическим аспектом.
Анализ существующей в настоящее время психолого -педагогической литературы по данной проблеме показал, что вопросы взаимодействия семьи и ДОО достаточно широко обсуждаются педагогами и психологами. Проблема взаимодействия ДОО с семьями воспитанников на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. Возникающие сложности в отношениях между семьями воспитанников и ДОО связаны, в частности, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к педагогам, с неумением педагогов организовать продуктивное общение с родителями детей.
Всё вышеизложенное свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы необходимости разработки новых форм сотрудничества ДОО с родителями для их активного включения в жизнь ДОО и участия в развитии речи детей. Таким образом, вопрос поиска и реализации современных форм взаимодействия ДОО с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных в дошкольной педагогике. Кроме того, актуальность темы исследования определяется тем, что система образования, в том числе и его дошкольная часть, в настоящее время претерпевает ряд кардинальных управленческих изменений, связанных с его модернизацией и дальнейшим развитием. Образование сегодня уже не является сферой интересов исключительно ведомственных органов. Согласно положениям ФГОС ДО, Концепции модернизации российского образования и другими документам, семья и органы родительской общественности признаются одним из активных субъектов современной образовательной политики, что и обусловливает важность и актуальность изучения способов взаимодействия с ними.
Объект исследования - процесс организации взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - содержание деятельности педагога по организации взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить основные условия взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую,
литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Рассмотреть нормативный аспект в овладении детьми старшего дошкольного возраста грамматическим строем речи на основе анализа ФГОС ДО и программ ДОО.
5. Раскрыть содержание и формы взаимодействия ДОО семьи, описываемые в педагогической и методической литературе.
6. Провести диагностику уровня сформированности грамматического строя речи старших дошкольников.
7. На основе полученных диагностических данных разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, количественная и качественная оценка результатов работы.
База исследования: МАДОУ детский сад «Родничок» детский сад общеразвивающего вида № 26 «Ласточкино гнездышко».
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог работы, целью которой было выявить основные условия взаимодействия семьи и ДОО в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста можно констатировать, что все поставленные в работе задачи были решены.
Была проанализирована психолого-педагогическая, методическая литература по теме исследования.
Изучены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и было показано, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка в большой степени развиваются психофизиологические характеристики, способствующие формированию его готовности к школьному обучению. Кроме того, в этом возрасте формируется психологическая готовность к обучению в школе, интерес к новой социальной позиции.
Описаны особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. Сформированный грамматический строй речи, как показало изучение источников, является непременным условием успешного и своевременного развития у детей монологической речи как одного из ведущих видов речевой деятельности человека. Развитие грамматического строя речи является гарантией эффективной общеречевой подготовки ребенка, обеспечивающей изучение им фонетического, морфологического и лексического уровней языковой системы. Развитие грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия языковой нормы. Старший дошкольный возраст - период усиленного развития и закрепления грамматических навыков.
Рассмотрен нормативный аспект в овладении детьми старшего дошкольного возраста грамматическим строем речи на основе анализа ФГОС ДО и программ ДОО. Нами было выявлено, что целенаправленное развитие грамматической стороны речи в старшем дошкольном возрасте ведется согласно требованиям ФГОС ДО и разработанной на его основе образовательной программы ДОО
Раскрыто содержание и формы взаимодействия ДОО семьи, описываемые в педагогической и методической литературе.
Проведена диагностика уровня сформированности грамматического строя речи старших дошкольников.
Разработан комплекс мероприятий, направленный на формирование грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.
Условиями организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста было определено: методическое обеспечение и вовлечение родителей в совместные мероприятия.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.
3. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипина, Л. М. Чупрова, Б. Н. Калараш // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
5. Ашенкова, Н. Педагогическая диагностика детей в соответствии с
ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Н. Ашенкова // Международный образовательный портал. - URL:
http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-diagnostika-detei-v-sotvetstvi-s-fgos-do.html (дата обращения: 17.10.2017).
6. Багичева, Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства [Текст] / Н. В. Багичева // Филологический класс. - 2004. - № 11. - С. 32-43.
7. Багичева, Н. В. Формирование общей культуры ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Багичева. - Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1386/Ст%201.pdf (дата обращения: 10.11.2015).
8. Богословский, В. В. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов,
А. Д. Виноградова ; под ред. В. В. Богословского. - М. : Просвещение, 1981. - 383 с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
A. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
10. Бунеев, Р. Н. Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») [Текст] / Р. Н. Бунеев, А. А. Леонтьев (руководитель), Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, М. В. Корепанова, О. А. Куревина, О. А. Степанова, О. В. Чиндилова. - M. : Просвещение, 2016. - 528 с.
11. Виноградова, Н. А. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст] / Н. А. Виноградова. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 400 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 529 с.
13. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 56 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : Аркти, 2002. - 144 с.
15. Григорьева, С. Л. Современные проблемы организации взаимодействия ДОУ и представителей родительской общественности [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/603021/ (дата обращения: 10.11.2015).
16. Гуженкова, Н. В. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Гуженкова,
B. В. Михайленко // Молодой ученый. - 2017. - № 16. - С. 452-454.
17. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей в микро- и макроструктуре [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук. / Т.А. Данилина; ИОО МО РФ. - Москва, 2003. - 212 с.
18. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. -С. 60-68.
19. Дронова, Т. Н. Вместе с семьей [Текст] : пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.
20. Евдокимова Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст] : Пособие для педагогов и родителей / Н.В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 167 с.
21. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
22. Иваненко, М. А. К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 31-33.
23. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 112 с.
24. Конева, О. Б. Психологическая готовность детей к школе [Текст] : учебное пособие / О. Б. Конева. - Челябинск : ЮУрГУ, 2000. - 32 с.
25. Коновалова, О. В. Общественное управление ДОУ как ресурс
развития образования [Электронный ресурс]. - URL:
http://festival.1september.ru/articles/511011/ (дата обращения: 17.10.2015).
26. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 420 с.
27. Лоскутова, Н. М. Основные направления работы в организации взаимодействия детского сада и семьи. [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/525220/ (дата обращения: 16.10.2017)
28. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. - Ростов-на- Дону : Феникс, 1998. - 340 с.
29. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
30. Маркарян, И. А. Взаимодействие детского сада и семьи -
приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2014. - № 6.
[Электронный ресурс]. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf(дата обращения: 16.10.2015).
31. Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Под редакцией Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 208 с. (Конструктор образовательной программы).
32. Общепринятое положение о собрании родительской общественности при муниципальном дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс]. - URL: http://www.educationsystems.info/item1692.html(дата обращения: 28.10.2015).
33. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / И. П. Подласый. - М.: Юрайт, 2012. - 574 с.
34. Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL: maam.ru>obrazovanie/rechevoe-razvitie (дата обращения: 29.10.2017).
35. Решение проблемы социального партнерства ДОУ района в рамках проекта «Социальное партнерство ДОУ с учреждениями социума в условиях
реализации ФГОС ДО» [Электронный ресурс]. - URL:
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/rieshieniie-probliemy-sotsial-nogho-partnierstva-dou-raiona-v-ramkakh-proiekta-sotsial-noie-partnierstvo-dou-s-uchriezhdieniiami-sotsiuma-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-do (дата обращения: 28.10.2017).
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
37. Свирская, Л. И. и др. Работа с семьей: необязательные инструкции [Текст] / Л. И. Свирская. - М. : Линка-Пресс, 2007. - 178 с.
38. Свищева, О. В. Взаимодействие ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. - URL: https://open-lesson.net (дата обращения: 28.10.2017).
39. Семейное воспитание, его принципы и задачи [Электронный ресурс]. - URL:http://anonado.ru/deti/Semejnoe-vospitanie-ego-principy-i-zadachi(дата обращения: 28.10.2017).
40. Соснина, Н. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] / Н. В. Соснина, Е. М. Старобина // Человек и образование. - 2010. - № 4 (25). - С. 25-29.
41. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 39-43.
42. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н. А. Стародубова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с.
43. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. В. Талызина. - М. : Академия, 1999. - 288 с.
44. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012). - Пермь : Меркурий, 2012. - С. 71-74.
45. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
47. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» - Новосибирск. : Норматика, 2014. - 143 с.
48. Федина, Н. В. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: проект «Успех» / С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова, В. А. Деркунская и др. ; научн. рук. ПМК «Успех» А. Г. Асмолов ; рук. авт. коллектива Н. В. Федина. - М. : Просвещение, 2015 - 235 с.
49. Хабибуллина, Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями [Текст] / Р. Н. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №7. - С. 44-46.
50. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь [Текст] / А. Н. Щукин. - М. : Астрель, 2007. - 746 с.
51. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Издательство «Институт практической психологии», 1995. - 426 с.
52. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Электронный ресурс]. - URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM (дата обращения: 11.11.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ