ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста
художественной литературы 11
1.3. Жанровое разнообразие художественных произведений в период
дошкольного детства 15
1.4. Методические основы организации деятельности педагога по
освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 18
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы организации
деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 32
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 35
2.1. Диагностика начального уровня освоения детьми среднего
дошкольного возраста художественной литературы 35
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию
деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Цели и задачи раздела «Художественная литература»: воспитать интерес и любовь к чтению; развить литературную речь; воспитать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает восприятие художественной литературы, фольклора; побуждает к сопереживаниям персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [48].
Художественная литература - признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Художественная литература открывает и объявляет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает воображение и мышление ребенка, обогащает эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромное ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Человек не сможет развиваться, совершенствовать свой интеллект, не научится думать, сравнивать, анализировать без чтения художественной литературы. С помощью книги люди учатся домысливать, фантазировать. Книга учит человека развивать его творческие способности, размышлять над вновь поступившей информацией. Итак, чтение художественной литературы является главным фактором нравственного и мировоззренческого становления человека.
По словам В. А. Сухомлинского, «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [2].
Наибольший интерес в русле нашего исследования представляют работы Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, Н. С. Карпинской, О. И. Никифоровой, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, в которых отражены особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы - вот в чём задача педагогов» [20].
В настоящее время детей не привлекает чтение художественных произведений, так как они увлечены компьютерной и телевизионной информацией. Поэтому, в дошкольных учреждениях существует проблема привлечения детей к чтению книг. Педагоги активно организуют детскую жизнь, обогащают детей новыми художественными произведениями, образами, углубляющими и расширяющими их познания о мире.
Исходя из актуальности проблемы, цель исследования будет такая: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Проанализировать особенности психического развития детей дошкольного возраста.
2. Исследовать особенности восприятия художественных произведений детьми среднего дошкольного возраста.
3. Исследовать жанровое разнообразие художественных произведений для детей дошкольного возраста.
4. Изучить методические основы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
5. Проанализировать программы в аспекте проблемы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
6. Провести диагностику по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
7. Разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Для достижения поставленных задач подобрана психолого-педагогическая и методическая литература, публикации по теме исследования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Художественная литература является одной из форм совместной деятельности взрослого и ребенка. Дети среднего дошкольного возраста еще не умеют свободно читать и имеют зависимость от взрослого. Поэтому воспитатель и родители подбирают художественные произведения для чтения, способствуя развитию и образованию ребенка. Педагоги и родители соединяют ребенка с книгой и сами также удивляются и восхищаются произведениями, сопереживают героям и персонажам в произведениях.
Ребенок четырех-пяти лет легко воспринимает произведение, вступает в обсуждение, описывает героев, их внешний вид, черты характера, выражает свое отношение к герою, дает оценку его поступкам. Ребенок осознает, что такое действительность и как она отражена в книге. Таким образом, у детей возникает заинтересованность к художественным произведениям и слушанию их.
У детей среднего возраста происходит знакомство со многими художественными произведениями разных видов, жанров и тематики. Они пересказывают произведения или рассказы, заучивают прибаутки, потешки, пословицы.
Для лучшего усвоения детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы созданы все условия организации психолого-педагогической деятельности, опираясь на нормативно-правовую документацию. А так же подобраны методы и приемы работы с детьми, учитывая возрастные особенности.
Подводя итоги, следует отметить, что при анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, были рассмотрены различные подходы к изучению художественной литературы детей среднего дошкольного возраста. Был подобран комплекс диагностических заданий для определения уровня освоения художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста и проведено диагностическое исследование. Таким образом, поставленные задачи были решены. Дети получили знания, умения и использовали их в непосредственно-образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности.
На основе полученных результатов диагностики и наблюдений следует отметить, что дети средней группы испытывали затруднения в пересказе сюжета произведения без помощи взрослого, не проявляли интерес к сказкам, иллюстрированным произведениям, с трудом разучивали и воспроизводили стихи, считалки, поговорки. Все эти сложности свидетельствуют о недостаточном уровне освоения художественной литературы воспитанниками средней группы.
Поэтому, был разработан комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы, и в этом комплексе разработан план работы с детьми, родителями и педагогами. После проведенных мероприятий, у детей появился интерес к происходящим событиям в тексте, и желание самостоятельно участвовать в разнообразной творческой деятельности.
Итак, анализируя данные диагностики, можно сделать вывод о том, что разработав комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога с использованием различных методов и приемов работы, а также вовлечение родителей в образовательный процесс, позволит добиться положительных результатов в освоении художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста.
1. Акулова, О. В. Чтение художественной литературы. Как работать по программе «Детство» [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Акулова, Л. М. Гурович. - СПб.: Детство-Пресс, - М.: Сфера, 2012. -192с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
3. Аникин, В. П. Русский фольклор [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. П. Аникин. - М. : Высшая школа, 2006. - 285 с.
4. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ [Текст] : анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - М. : Сфера, 2006. - 96 с.
5. Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : АСТ, 2003. - 393 с.
6. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. В. Большева. - СПб. : Детство - Пресс, 2005. - 96 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин -тов / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
8. Верещагина, Н. В. Диагностика педагогического процесса в средней группе [Текст] : для воспитателей и методистов дет. сада / Н. В. Верещагина ; отв. ред. С. Д. Ермолаев. - СПб. : Детство-Пресс, 2017. - 66 с.
9. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ : эффективные формы и методы [Текст] : методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис-Пресс, 2009. - 188 с.
10. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя В ДОУ с педагогами [Текст] / Л. М. Волобуева. - М. : Сфера, 2004. - 96 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. :Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст] : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика - Синтез, 2010. - 144 с.
13. Гербова, В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе 2-4 года [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / В. В. Гербова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
14. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] / В. В. Гербова.- М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 80 с.
15. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи [Текст]: методика приобщения детей к чтению / З. А. Гриценко. - М. : Линка-Пресс, 2003. - 176 с.
16. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / Л. Б. Береговая, Л. М. Гурович, В. А. Логинова. - СПб. : Детство- Пресс, 2004. - 127 с.
17. Гурович, Л. М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятиях [Текст] / Л. М. Гурович // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 4. - С. 41-46.
18. Давыдова, О. И. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ [Текст] : (методика орг., сценарии, притчи, аффирмации) / Л. Г. Богословец, О. И. Давыдова, А. А. Майер. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 170 с.
19. Детство. Пример. основ. общеобразоват. программа дошкольного образования [Текст] / О. В. Акулова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им.
А. И. Герцена ; науч. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2011. - 528 с.
20. Дунаева, Н. О. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка [Текст] / Н. О. Дунаева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С.35-39.
21. Дъяченко, О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О. М. Дъяченко // Дошкольное воспитание. - 2003.
- № 8. - С.24-28.
22. Жукова, Р. А. Педсоветы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Р. А. Жукова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 121 с.
23. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе функций и структуры эмоциональных процессов у дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. - С.65-73.
24. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения [Текст] / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - Т. 1. - С. 320.
25. Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу [Текст]: программа, тематическое планирование, конспекты занятий : для работы с детьми мл. и сред. дошкольного возраста / О. А. Иванова. - М. : Школ. Пресса, 2004. - 80 с.
26. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] : конспект лекций / Е. Н. Каменская.- Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 251 с.
27. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] : ран. и дошкольный возраст / Н. С. Карпинская. - М. : Педагогика, 1972. - 151 с.
28. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] : популяр. пособие для родителей и педагогов / Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева. - Ярославль : Акад. развития, 1996. - 237 с.
29. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Э. П. Короткова.
- М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
30. Куражева, Н. Ю. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик» [Текст] / Н. В. Вараева, Н. Ю. Куражева. - СПб. : Речь, 2005. - 96 с.
31. Лукина, Н. И. Организационные аспекты работы с
педагогическими кадрами ДОУ [Текст] : метод. рекомендации / Н. И. Лукина. - М. : Сфера, 2010. - 128 с.
32. Лямина, Г. М. Воспитание детей в средней группе детского сада [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Г. М. Лямина.- М. : Просвещение, 1982. - 256 с.
33. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Н. Мельников. - М. : Просвещение, 1987. - 240 с.
34. Микляева, М. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ [Текст] : метод. пособие / М. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 144 с.
35. Миронова, Н. П. Как научить ребенка любить литературу? [Текст] / Н. П. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 32-34.
36. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студентов пед. вузов : в 3 кн. / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2004. - Кн. 2 : Психология образования. - 608 с.
37. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы [Текст] / О. И. Никифорова. - М. : Книга, 1972. - 152 с.
38. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] : метод. материал / И. В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2007. - 443 с.
39. Панкратова, Л. А. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми [Текст] / Л. А. Панкратова // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 1. - С. 25-28.
40. Померанцева, Э. В. О русском фольклоре [Текст] / Э. В. Померанцева. - М. : Наука, 1977. - 237 с.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под. ред. М. М. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова.- М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
42. «Радуга». Пример. основ. образоват. программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Гризик [и др.] ; сост. Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2014. - 256 с.
43. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон РФ от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2012 ; одобрен Советом Федераций 26.12.2012]. - М. : Омега-Л, 2014. - 134 с.
44. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Сфера, 2004. - 448 с.
45. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Е. О. Смирнова. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.
46. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ерофеева. - М. : Академия, 2000. - 344 с.
47. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой [Текст] : конспекты занятий / Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 224 с.
48. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, О. С. Ушакова. - М. : Ин-т психотерапии, 2001. - 240 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : Сфера, 2016. - 96 с.
50. Шорохова, О. А. Играем в сказку [Текст]: сказкотерапия и занятия по развитию связ. речи дошкольников / О. А. Шорохова. - М. : Сфера, 2008. - 208 с.
51. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. - М. : КДУ, 2005. - 400 с.
52. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
53. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учеб. для вузов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина ; под ред. В. И. Яшиной. - М. : Академия, 2000. - 446 с.