Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста
художественной литературы 11
1.3. Жанровое разнообразие художественных произведений в период
дошкольного детства 15
1.4. Методические основы организации деятельности педагога по
освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 18
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы организации
деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 32
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 35
2.1. Диагностика начального уровня освоения детьми среднего
дошкольного возраста художественной литературы 35
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию
деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Особенности психического развития детей среднего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста
художественной литературы 11
1.3. Жанровое разнообразие художественных произведений в период
дошкольного детства 15
1.4. Методические основы организации деятельности педагога по
освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 18
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы организации
деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 32
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 35
2.1. Диагностика начального уровня освоения детьми среднего
дошкольного возраста художественной литературы 35
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию
деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Цели и задачи раздела «Художественная литература»: воспитать интерес и любовь к чтению; развить литературную речь; воспитать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает восприятие художественной литературы, фольклора; побуждает к сопереживаниям персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [48].
Художественная литература - признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Художественная литература открывает и объявляет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает воображение и мышление ребенка, обогащает эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромное ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Человек не сможет развиваться, совершенствовать свой интеллект, не научится думать, сравнивать, анализировать без чтения художественной литературы. С помощью книги люди учатся домысливать, фантазировать. Книга учит человека развивать его творческие способности, размышлять над вновь поступившей информацией. Итак, чтение художественной литературы является главным фактором нравственного и мировоззренческого становления человека.
По словам В. А. Сухомлинского, «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [2].
Наибольший интерес в русле нашего исследования представляют работы Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, Н. С. Карпинской, О. И. Никифоровой, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, в которых отражены особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы - вот в чём задача педагогов» [20].
В настоящее время детей не привлекает чтение художественных произведений, так как они увлечены компьютерной и телевизионной информацией. Поэтому, в дошкольных учреждениях существует проблема привлечения детей к чтению книг. Педагоги активно организуют детскую жизнь, обогащают детей новыми художественными произведениями, образами, углубляющими и расширяющими их познания о мире.
Исходя из актуальности проблемы, цель исследования будет такая: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Проанализировать особенности психического развития детей дошкольного возраста.
2. Исследовать особенности восприятия художественных произведений детьми среднего дошкольного возраста.
3. Исследовать жанровое разнообразие художественных произведений для детей дошкольного возраста.
4. Изучить методические основы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
5. Проанализировать программы в аспекте проблемы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
6. Провести диагностику по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
7. Разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Для достижения поставленных задач подобрана психолого-педагогическая и методическая литература, публикации по теме исследования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает восприятие художественной литературы, фольклора; побуждает к сопереживаниям персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [48].
Художественная литература - признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Художественная литература открывает и объявляет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает воображение и мышление ребенка, обогащает эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромное ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Человек не сможет развиваться, совершенствовать свой интеллект, не научится думать, сравнивать, анализировать без чтения художественной литературы. С помощью книги люди учатся домысливать, фантазировать. Книга учит человека развивать его творческие способности, размышлять над вновь поступившей информацией. Итак, чтение художественной литературы является главным фактором нравственного и мировоззренческого становления человека.
По словам В. А. Сухомлинского, «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» [2].
Наибольший интерес в русле нашего исследования представляют работы Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, Н. С. Карпинской, О. И. Никифоровой, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, в которых отражены особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы - вот в чём задача педагогов» [20].
В настоящее время детей не привлекает чтение художественных произведений, так как они увлечены компьютерной и телевизионной информацией. Поэтому, в дошкольных учреждениях существует проблема привлечения детей к чтению книг. Педагоги активно организуют детскую жизнь, обогащают детей новыми художественными произведениями, образами, углубляющими и расширяющими их познания о мире.
Исходя из актуальности проблемы, цель исследования будет такая: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Проанализировать особенности психического развития детей дошкольного возраста.
2. Исследовать особенности восприятия художественных произведений детьми среднего дошкольного возраста.
3. Исследовать жанровое разнообразие художественных произведений для детей дошкольного возраста.
4. Изучить методические основы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
5. Проанализировать программы в аспекте проблемы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
6. Провести диагностику по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
7. Разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Для достижения поставленных задач подобрана психолого-педагогическая и методическая литература, публикации по теме исследования.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Художественная литература является одной из форм совместной деятельности взрослого и ребенка. Дети среднего дошкольного возраста еще не умеют свободно читать и имеют зависимость от взрослого. Поэтому воспитатель и родители подбирают художественные произведения для чтения, способствуя развитию и образованию ребенка. Педагоги и родители соединяют ребенка с книгой и сами также удивляются и восхищаются произведениями, сопереживают героям и персонажам в произведениях.
Ребенок четырех-пяти лет легко воспринимает произведение, вступает в обсуждение, описывает героев, их внешний вид, черты характера, выражает свое отношение к герою, дает оценку его поступкам. Ребенок осознает, что такое действительность и как она отражена в книге. Таким образом, у детей возникает заинтересованность к художественным произведениям и слушанию их.
У детей среднего возраста происходит знакомство со многими художественными произведениями разных видов, жанров и тематики. Они пересказывают произведения или рассказы, заучивают прибаутки, потешки, пословицы.
Для лучшего усвоения детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы созданы все условия организации психолого-педагогической деятельности, опираясь на нормативно-правовую документацию. А так же подобраны методы и приемы работы с детьми, учитывая возрастные особенности.
Подводя итоги, следует отметить, что при анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, были рассмотрены различные подходы к изучению художественной литературы детей среднего дошкольного возраста. Был подобран комплекс диагностических заданий для определения уровня освоения художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста и проведено диагностическое исследование. Таким образом, поставленные задачи были решены. Дети получили знания, умения и использовали их в непосредственно-образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности.
На основе полученных результатов диагностики и наблюдений следует отметить, что дети средней группы испытывали затруднения в пересказе сюжета произведения без помощи взрослого, не проявляли интерес к сказкам, иллюстрированным произведениям, с трудом разучивали и воспроизводили стихи, считалки, поговорки. Все эти сложности свидетельствуют о недостаточном уровне освоения художественной литературы воспитанниками средней группы.
Поэтому, был разработан комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы, и в этом комплексе разработан план работы с детьми, родителями и педагогами. После проведенных мероприятий, у детей появился интерес к происходящим событиям в тексте, и желание самостоятельно участвовать в разнообразной творческой деятельности.
Итак, анализируя данные диагностики, можно сделать вывод о том, что разработав комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога с использованием различных методов и приемов работы, а также вовлечение родителей в образовательный процесс, позволит добиться положительных результатов в освоении художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста.
Ребенок четырех-пяти лет легко воспринимает произведение, вступает в обсуждение, описывает героев, их внешний вид, черты характера, выражает свое отношение к герою, дает оценку его поступкам. Ребенок осознает, что такое действительность и как она отражена в книге. Таким образом, у детей возникает заинтересованность к художественным произведениям и слушанию их.
У детей среднего возраста происходит знакомство со многими художественными произведениями разных видов, жанров и тематики. Они пересказывают произведения или рассказы, заучивают прибаутки, потешки, пословицы.
Для лучшего усвоения детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы созданы все условия организации психолого-педагогической деятельности, опираясь на нормативно-правовую документацию. А так же подобраны методы и приемы работы с детьми, учитывая возрастные особенности.
Подводя итоги, следует отметить, что при анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, были рассмотрены различные подходы к изучению художественной литературы детей среднего дошкольного возраста. Был подобран комплекс диагностических заданий для определения уровня освоения художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста и проведено диагностическое исследование. Таким образом, поставленные задачи были решены. Дети получили знания, умения и использовали их в непосредственно-образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности.
На основе полученных результатов диагностики и наблюдений следует отметить, что дети средней группы испытывали затруднения в пересказе сюжета произведения без помощи взрослого, не проявляли интерес к сказкам, иллюстрированным произведениям, с трудом разучивали и воспроизводили стихи, считалки, поговорки. Все эти сложности свидетельствуют о недостаточном уровне освоения художественной литературы воспитанниками средней группы.
Поэтому, был разработан комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы, и в этом комплексе разработан план работы с детьми, родителями и педагогами. После проведенных мероприятий, у детей появился интерес к происходящим событиям в тексте, и желание самостоятельно участвовать в разнообразной творческой деятельности.
Итак, анализируя данные диагностики, можно сделать вывод о том, что разработав комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога с использованием различных методов и приемов работы, а также вовлечение родителей в образовательный процесс, позволит добиться положительных результатов в освоении художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста.



