Организация деятельности педагога по формированию умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Программное содержание деятельности педагога по формированию
умений монологической речи 17
1.4. Организация деятельности педагога по формированию умений
монологической речи детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика умений монологической речи детей старшего
дошкольного возраста в процессе пересказа 35
2.2. Проектирование деятельности педагога по формированию умений
монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ 6
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Программное содержание деятельности педагога по формированию
умений монологической речи 17
1.4. Организация деятельности педагога по формированию умений
монологической речи детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика умений монологической речи детей старшего
дошкольного возраста в процессе пересказа 35
2.2. Проектирование деятельности педагога по формированию умений
монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
Монологическая речь, является более сложной формой связной речи. Она показывает все речевые достижения детей и активизирует даже те усвоенные речевые средства, которые не востребованы в диалогической речи. Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста значимо для будущего обучения в школе.
Появление новых программ и современных подходов к дошкольному образованию привело к пересмотру задач и содержания по формированию монологической речи. Современные программы представляют содержание, адекватное лингвистической характеристике монолога. Они отвечают имеющейся типологии монологических высказываний.
В детском саду идет обучение двум основным типам монолога - самостоятельному рассказу и пересказу. На занятиях по пересказу дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть родным языком. Высокая художественная ценность произведений, предназначенных для пересказа, целостность композиции и языка учат детей четко и последовательно строить свой рассказ, т.е. формируют его речевые умения.
Значимость пересказа высоко оценивалась в классической педагогике Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским. Вопросы по обучению детей дошкольного возраста пересказу раскрывают в своих работах А.М. Бородич, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева и другие. Все авторы подчеркивают значимость пересказа для нравственного, умственного и эстетического воспитания, а также, для развития речи детей.
Пересказ художественного произведения оказывает влияние на формирование детской речи. Истиннохудожественные произведения способствуют развитию у детей эстетического восприятия и чувств. В этом отношении чрезвычайно важно эмоциональное и выразительное исполнение воспитателем произведения.
Актуальность нашего исследования обусловлена высокой социально-педагогической значимостью изучаемого нами вопроса.
Изменения программного содержания, а именно развития монологической речи, требуют так же изменений в работе по формированию умений монологической речи и в организации деятельности педагога по формированию умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
В разработку проблемы развития у дошкольников связной, в том числе монологической речи большой вклад привнесла Л.М. Леушина, она доказала, что пересказ-это не простое воспроизведение чужих мыслей и чужих слов, а самостоятельная творческая деятельность детей [21].
Большое значение работе по развитию монологической речи уделяла Е.А. Флерина, считая, что «рассказывание самих детей развивает мышление ребенка и навыки речи» [1].
Е.И. Тихеева, как и К.Д. Ушинский, не отрицала пересказ литературного произведения, как метод развития монологической речи детей, но отводила этому второстепенное значение, выставляя на первое место самостоятельный рассказ дошкольника. При этом она указывала на то, как учить детей пересказу, какие образцы художественной литературы нужно для этого отбирать [48].
Итак, можно заключить, что к настоящему времени вопрос о возможности и надобности развития монологической речи у дошкольников уже не вызывает сомнения.
Таким образом, объектом исследования является процесс формирования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, обеспечивающих формирование умений монологической речи.
Целью исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по формированию умений монологической речи.
В соответствии с целью, объектом и предметом нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научную и психолого-педагогическую
литературу;
2. Изучить особенности речевого развития старших дошкольников;
3. Выявить уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проектирование;
- изучение и анализ нормативных документов, педагогической практики по формированию умений монологической речи старших дошкольников;
- диагностика умений монологической речи в процессе обучения пересказу;
- математическая обработка данных диагностики и их анализ.
База исследования: МБДОУ ПГО «Детский сад №34» г. Полевской, Свердловская область, старшая группа.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Появление новых программ и современных подходов к дошкольному образованию привело к пересмотру задач и содержания по формированию монологической речи. Современные программы представляют содержание, адекватное лингвистической характеристике монолога. Они отвечают имеющейся типологии монологических высказываний.
В детском саду идет обучение двум основным типам монолога - самостоятельному рассказу и пересказу. На занятиях по пересказу дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть родным языком. Высокая художественная ценность произведений, предназначенных для пересказа, целостность композиции и языка учат детей четко и последовательно строить свой рассказ, т.е. формируют его речевые умения.
Значимость пересказа высоко оценивалась в классической педагогике Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским. Вопросы по обучению детей дошкольного возраста пересказу раскрывают в своих работах А.М. Бородич, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева и другие. Все авторы подчеркивают значимость пересказа для нравственного, умственного и эстетического воспитания, а также, для развития речи детей.
Пересказ художественного произведения оказывает влияние на формирование детской речи. Истиннохудожественные произведения способствуют развитию у детей эстетического восприятия и чувств. В этом отношении чрезвычайно важно эмоциональное и выразительное исполнение воспитателем произведения.
Актуальность нашего исследования обусловлена высокой социально-педагогической значимостью изучаемого нами вопроса.
Изменения программного содержания, а именно развития монологической речи, требуют так же изменений в работе по формированию умений монологической речи и в организации деятельности педагога по формированию умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
В разработку проблемы развития у дошкольников связной, в том числе монологической речи большой вклад привнесла Л.М. Леушина, она доказала, что пересказ-это не простое воспроизведение чужих мыслей и чужих слов, а самостоятельная творческая деятельность детей [21].
Большое значение работе по развитию монологической речи уделяла Е.А. Флерина, считая, что «рассказывание самих детей развивает мышление ребенка и навыки речи» [1].
Е.И. Тихеева, как и К.Д. Ушинский, не отрицала пересказ литературного произведения, как метод развития монологической речи детей, но отводила этому второстепенное значение, выставляя на первое место самостоятельный рассказ дошкольника. При этом она указывала на то, как учить детей пересказу, какие образцы художественной литературы нужно для этого отбирать [48].
Итак, можно заключить, что к настоящему времени вопрос о возможности и надобности развития монологической речи у дошкольников уже не вызывает сомнения.
Таким образом, объектом исследования является процесс формирования умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, обеспечивающих формирование умений монологической речи.
Целью исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по формированию умений монологической речи.
В соответствии с целью, объектом и предметом нами сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научную и психолого-педагогическую
литературу;
2. Изучить особенности речевого развития старших дошкольников;
3. Выявить уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проектирование;
- изучение и анализ нормативных документов, педагогической практики по формированию умений монологической речи старших дошкольников;
- диагностика умений монологической речи в процессе обучения пересказу;
- математическая обработка данных диагностики и их анализ.
База исследования: МБДОУ ПГО «Детский сад №34» г. Полевской, Свердловская область, старшая группа.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Проблема формирования умений монологической речи находится в центре внимания педагогов дошкольного образования в связи с ее значимостью и актуальностью.
Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом общества на развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Необходимостью совершенствования качества работы педагогов по формированию умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогических условий в ДОУ.
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволил нам решить задачи исследования и сделать соответствующие выводы.
В результате анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие условия развития монологической речи детей дошкольного возраста: использование эффективных методов, средств и приемов, которые могут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по обучению пересказу.
Анализ особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, говорит о высоком уровне развития монологической речи дошкольников, который включает в себя следующие умения:
- употребление краткой или развернутой формы высказывания;
- умение пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между ними и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину и конец);
- умение самостоятельно составлять разные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, соблюдая логику изложения используя художественные средства выразительности;
- умение самостоятельно пересказывать и сочинять небольшие рассказы, сказки, небылицы и прочее.
Проанализировав программное содержание по формированию умений монологической речи, отметим, что в настоящее время в дошкольных учреждениях используются вариативные развивающие программы: «Радуга» (под редакцией Т.Н. Дороновой); «Детство» (В.И. Логинова); «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и т.д.
Рассмотрев программное содержание раздела «Речевое развитие» у каждой вариативной программы, мной сделан вывод, что в связной речи понятие - монологическая речь является центральной. Сравнивая эти программы, можно сделать вывод, что во всех уделяется большое внимание на формирование умений монологической речи.
Проведенное практическое исследование показало низкий уровень выполнения заданий по составлению пересказа и выявило ряд особенностей, характеризующих состояние монологической речи у детей, которые учитывались при проектировании и проведении целенаправленной и систематической работы.
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа и при соблюдении последовательности. Многие дети делали длительные паузы и волновались.
В ходе работы по результатам обследования группы детей был разработана система мероприятий, направленных на формирование у дошкольников таких умений, как: раскрытие темы, объем произведения, выразительность, плавность изложения, средства связи, лексико-грамматическое оформление, самостоятельность, смысловая целостность.
Таким образом, оптимизации работы по развитию у старших дошкольников связной монологической речи способствует соблюдение следующих условий:
- соответствие приемов и методов обучения индивидуальным и возрастным особенностям дошкольников;
- формирование элементарного осознания организации связной монологической речи;
- поэтапное формирование речевых действий.
Данная система будет способствовать повышению эффективности работы, что определяется рядом факторов: исходный уровень речевого развития ребенка, наличие или отсутствие в анамнезе сопутствующих нарушений в развитии, которые осложняют речевой дефект, продолжительность и длительность целенаправленной работы с ребенком.
Актуальность проблемы исследования обусловлена социальным заказом общества на развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Необходимостью совершенствования качества работы педагогов по формированию умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогических условий в ДОУ.
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволил нам решить задачи исследования и сделать соответствующие выводы.
В результате анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие условия развития монологической речи детей дошкольного возраста: использование эффективных методов, средств и приемов, которые могут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по обучению пересказу.
Анализ особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, говорит о высоком уровне развития монологической речи дошкольников, который включает в себя следующие умения:
- употребление краткой или развернутой формы высказывания;
- умение пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между ними и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину и конец);
- умение самостоятельно составлять разные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, соблюдая логику изложения используя художественные средства выразительности;
- умение самостоятельно пересказывать и сочинять небольшие рассказы, сказки, небылицы и прочее.
Проанализировав программное содержание по формированию умений монологической речи, отметим, что в настоящее время в дошкольных учреждениях используются вариативные развивающие программы: «Радуга» (под редакцией Т.Н. Дороновой); «Детство» (В.И. Логинова); «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и т.д.
Рассмотрев программное содержание раздела «Речевое развитие» у каждой вариативной программы, мной сделан вывод, что в связной речи понятие - монологическая речь является центральной. Сравнивая эти программы, можно сделать вывод, что во всех уделяется большое внимание на формирование умений монологической речи.
Проведенное практическое исследование показало низкий уровень выполнения заданий по составлению пересказа и выявило ряд особенностей, характеризующих состояние монологической речи у детей, которые учитывались при проектировании и проведении целенаправленной и систематической работы.
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа и при соблюдении последовательности. Многие дети делали длительные паузы и волновались.
В ходе работы по результатам обследования группы детей был разработана система мероприятий, направленных на формирование у дошкольников таких умений, как: раскрытие темы, объем произведения, выразительность, плавность изложения, средства связи, лексико-грамматическое оформление, самостоятельность, смысловая целостность.
Таким образом, оптимизации работы по развитию у старших дошкольников связной монологической речи способствует соблюдение следующих условий:
- соответствие приемов и методов обучения индивидуальным и возрастным особенностям дошкольников;
- формирование элементарного осознания организации связной монологической речи;
- поэтапное формирование речевых действий.
Данная система будет способствовать повышению эффективности работы, что определяется рядом факторов: исходный уровень речевого развития ребенка, наличие или отсутствие в анамнезе сопутствующих нарушений в развитии, которые осложняют речевой дефект, продолжительность и длительность целенаправленной работы с ребенком.
Подобные работы
- Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе творческого рассказывания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей в разновозрастной группе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста при обучении пересказу
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Сюжетное рисование по сказкам как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЦИКЛА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Формирование связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения
пересказыванию
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023



