Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по знакомству детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой

Работа №98256

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 6
1.1. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста
произведений художественной литературы 6
1.2. Роль художественной литературы в эмоциональном, речевом и
психическом развитии детей среднего дошкольного возраста 9
1.3. Жанры детской художественной литературы и ее
характеристика 14
1.4. Анализ программного содержания работы по знакомству детей
среднего дошкольного возраста с художественной литературой 18
1.5. Методические основы организации деятельности педагога по
знакомству детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 30
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о жанрах
художественной литературы у детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Комплекс мероприятий организации деятельности педагога по
знакомству детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня проблема приобщения детей к художественной литературе стоит особенно остро. К ней относятся, прежде всего, недостаточность знаний о литературе детей; зачастую отсутствие системной работы воспитателей и родителей над чтением. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. Однако сегодня большое значение приобрела проблема необходимости обучения собственно чтению (а не только звуковому анализу) именно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном обществе в настоящее время является то, что дети мало читают, предпочитая книге просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм.
Современный мир требует от системы образования воспитание активной личности, которая способна к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности, самостоятельному поиску информации, принятию решений.
Согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования система обучения и воспитания дошкольников включает работу педагогов по формированию познавательного интереса к книге и знакомству дошкольников с произведениями детской художественной литературой.
Изучением и разработкой данного вопроса занимались Б. А. Бугрименко, О. В. Джежелей, В. Н. Зайцев, М. Р. Львов, Г. В. Репкина, Н. Н. Светловская, Г. А. Цукерман, Г. И. Щукина и др.
Сейчас развитием методики знакомства с детской художественной литературой занимаются педагоги М. П. Алексеева, Р. Б. Басангова, С. В. Быкова, С. В. Зимина, А. Н. Казак, Т. А. Масловская, Н. Ю. Нестерова, А. Т. Филиппова и др. Они активно используют в своей педагогической деятельности различные методы и приемы, которые способствуют развитию познавательного интереса к книге и чтению дошкольников.
Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по знакомству детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по знакомству детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой.
Цель исследования теоретически обосновать и практически разработать комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по знакомству детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой
Реализация поставленной цели определила следующие задачи:
- изучить теоретические основы организации деятельности педагога по знакомству детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой;
- выявить особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений восприятия детьми среднего дошкольного возраста произведений детской литературы;
- проанализировать роль художественной литературы в эмоциональном, речевом и психическом развитии детей среднего дошкольного возраста;
- охарактеризовать жанры детской художественной литературы и их характеристика ;
- провести анализ программного содержания работы по знакомству детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы ;
- выяснить методические основы организации деятельности педагога по знакомству детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой ; 
Методологические основы теоретические методы: анализ и обобщение концепций и выводов отечественных и зарубежных ученых по проблеме восприятия художественных произведений, возрастной специфики восприятия литературных произведений; анализ работ по психологии и педагогике, связанных с темой исследования; анализ проведенной диагностики.
Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что в дальнейшем возможно использование ряда выводов и положений работы для более глубокого изучения особенностей работы педагога по ознакомлению детей с произведениями детской художественной литературы.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях. Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач воспитания дошкольника.
Организацией современного образовательного процесса предусмотрено увеличение времени в образовательном процессе на ознакомление с художественной литературой. Поэтому для обеспечения максимального педагогического воздействия следует выстроить специфическую партитуру занятия, подбирать целесообразные методы и приемы именно с этим текстом.
Современная методика предлагает богатый спектр видов занятий по ознакомлению с литературными произведениями. Их можно типизировать по различным параметрам. Например, по литературным жанрам.
Основным видом художественной деятельности на занятиях может быть разговор воспитателя с детьми на основе прочитанного ранее произведения. Нравится детям такой вид занятия, как литературные творческие игры, на которых дошкольники становятся соавторами сказки или рассказа, реализуют собственное словесное творчество. Итоговые занятия в форме литературных викторин имеют большое значение, поскольку позволяют систематизировать полученный ранее литературный опыт.
Современная методика достаточно гибко подходит к организации литературных занятий, на первый план ставит интересы детей.
Во второй главе была проведена диагностика начального уровня сформированности представлений о жанрах детского литературы. Опытная работа проводилась на базе МАДОУ №26 «Ласточкино гнездышко». Всего в опыте принимали участие двадцать дошкольников среднего возраста (четырех - пяти лет).
Для осуществления данной работы нами были использованы следующие методы: диагностический инструментарий (карточки с картинками и текстами) разрабатывался в соответствии с программой социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою Добра» Л.В. Коломийченко по содержанию блока: «Русская традиционная литература».
Проведенное исследование показало, что у детей низкий уровень знаний о художественной литературе.
Нами был разработан комплекс мероприятий организации деятельности педагога по знакомству детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. М.: Академия, 1997. 400 с.
2. Арановская-Дубовис Д. М. Понимание сказки дошкольником // Дошкольное воспитание. 1955. № 10. С. 33-40.
3. Аскарова В.Я. Мода в чтении: постижение смысла
всестороннего исследования // Мода в книжной культуре: границы дозволенного: сб. науч. ст. Челябинск, 2010. 62 с.
4. Барковская Н.В. Проблема дискурсивного конфликта в современной детской литературе // Педагогическое образование в России. 2014. № 5. С. 140-144.
5. Беттельгейм Б. О пользе волшебных сказок М.: Просвещение, 1989. с. 102.
6. Богуш А., Гавриш Н., Котик Т. Методика организации художественно-речевой деятельности детей в дошкольном учебном заведении. Учебник для студентов высших учебных заведений факультетов дошкольного образования. М.: Издательский Дом «Слово», 2010. 304 с.
7. Богуш А.М. Дошкольная лингводидактика: теория и практика. Монография. М.: Знание, 2012. 216 с.
8. Бородина В. А., Бородин С. М. Мотивация в структуре чтения // Чтение детей и подростков: мотивы и потребности: сб. статей и учеб. - метод. материалов. СПб.: ЛЕМА, 2005. С. 39 -45.
9. Бородицкая М. Несколько слов о Михаиле Яснове // Библиотека в школе: газ. Изд. дома «Первое сентября». 2003. №2. С. 31-34.
10. Гавриш Н. Художественном слово достойное место в
образовательном пространстве // Дошкольное воспитание. 2013. №3.
С. 15-19.
11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М.: Просвещение, 2004. 207 с.
12. Гербова В.В., Доронова Т.Н., Гризик Т.И. Программа Радуга: методическое руководство. М.: Просвещение, 2016. 485 с.
13. Голубева Е.И. Детское чтение в России: реальность, опасения, прогнозы // Книжное дело. 2002. №1. С. 60-63.
14. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. М.: Сфера, 2012. 122 с.
15. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка -Пресс, 2003. 188 с.
16. Гурович Л. Понимание образа литературного героя детьми дошкольного возраста (6-7 лет). Работа Автор кандидата педагогических наук. М.: Академия, 1969. 29 с.
17. Данилов Д. Зачем героям награды? // Книжное обозрение. 2005. № 25-26. С. 29-31.
18. Детская литература стран Баренцева региона: хрестоматия / Отв. ред. Э.И. Николаева. Архангельск: Поморский университет, 2005. 288 с.
19. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2011. 528 с.
20. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком литературного произведения // Тезисы докладов на Всесоюзном съезде по дошкольному воспитанию, Москва. 1948. С. 73 -76.
21. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. № 9 С. 31 -41, 56-57.
22. Иванова С.В. Формирование у учащихся эмоционально - ценностного отношения к творчеству А.С. Пушкина // Сборник «Материалы Международной научной конференции «А. С. Пушкин и мировая культура». М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. С. 263 -265.
23. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.И. Голубева и др. М.: Просвещение, 2006. 303 с.
24. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. 152 с.
25. Кириллова И. Что читают наши дети // Библиотечная газета. 2002. №6. С. З-7.
26. Кондаков Б.В., Попкова Т.Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания. Статья вторая // Вестник Пермского С. 139-148.
27. Кудрявцева Н. Рецепт счастья // Книжное обозрение. 2004. № 3. С. 14-16
28. Мазепа Е.В. Педагогический потенциал книги рассказов- перевертышей Г.Б. Остера «Дети и эти» // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 1(3). С. 48-52.
29. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема // Художественное восприятие. Ленинград, 1971. С. 3 -25.
30. Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. Прайм-Еврознак, 2003. С. 61-62.
31. Михайлова Л.П. Что будут читать дети XXI века // Детская литература. 2001. №5-6. С. 89-90.
32. Неживая Е.А. Детская литература. теоретический и практический материал // Учебное пособие для студентов-иностранцев. Комсомольск-на-Амуре, 2012. 165 с.
33. Никифорова В.И. Психология восприятия художественной
литературы. М.: Наука, 1972. 152 с.
34. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
35. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. 365 с.
36. Сметанникова Н.Н. Высокая грамотность чтения основа инновационных преобразований // Инновации в образовании. 2012. №2. С. 18-24.
37. Степанова Л. Детская школа для взрослых // Библиотечное дело. 2004. №1. С. 21 -22.
38. Тихомирова И.И. Великое переселение в мир духовности // Библиотека. 2002. № 2. С. 41-43.
39. Трыкова О.Ю. Феномен бестселлера в детской литературе // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 183-185.
40. Флерина Е.А. Живое слово дошкольнику. М.: Учпедгиз, 1945. 224 с.
41. Фролова Ю.Р. Воспитание ребенка-читателя: анализ
образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 62 -65.
42. Художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / Сост. Е.П. Климова. Волгоград: Учитель, 2005. 78 с.
43. Черникова Т.М. О детской православной литературе или, что читать детям? // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014. С. 150-151.
44. Шмидт А.В. Мотивы и мотивация посещения библиотеки // Научные и технические библиотеки. 2003. № 5. С. 46-54.
45. Эльконинова Л.И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников // Мир психологии. 1998. №3. С. 123-136
46. Эльконинова Л.И., Эльконин Б.Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник МГУ. серия 14. 1993/2. С. 62-70.
47. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
48. Яничев П. И. Психологические функции волшебной сказки / П.И. Яничев // Журнал практического психолога. 1999. № 10-11. С. 27-37.
49. Яснов М. Гений - это чётко сформулированное детство // Детская литература. 2000. №4. С. 10-16.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ