ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования текстовых
умений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3.1. Методы и приемы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3.2. Анализ программ и методических пособий ДОО с точки зрения
возможности формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика сформированности текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс занятий, направленный на формирование текстовых
умений у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
В настоящее время современное общество представляет собой общество информационное, поэтому очень важно научить дошкольников воспринимать поступающую к ним информацию. Для успешного освоения школьной программы у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему. Таким образом, умение грамотно работать с текстом - это одно из основополагающих умений для человека. Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача - сформировать текстовые умения у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Данная цель в свою очередь заключается в формировании грамматической правильности речи ребенка, воспитании у него интереса к художественному слову, закреплении и активизации его словаря.
Помимо этого, успешное освоение окружающей действительности невозможно без должного развития понятийного мышления ребенка, которое само по себе оперирует понятиями. Поэтому в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми, в том числе и на занятиях, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи. Используя практически все части речи, дети общаются с педагогами и друг с другом. В общении они рассказывают о том, что они делали, куда ходили, что видели, рассуждают, фантазируют, проявляют умственное напряжение, делают самостоятельные выводы, оформляют свои мысли в связные высказывания. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов.
Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость в подборе и усовершенствовании наиболее действенных методических приёмов по формированию у детей текстовых умений и умелого выбора педагогом методических приёмов из всего их многообразия с учётом индивидуальных особенностей детей. Методические приёмы по формированию у детей текстовых умений должны подразумевать использование конкретных средств, которые были бы доступны ребенку старшего дошкольного возраста. Как отмечают отечественные педагоги и психологи, именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию текстовых умений и успешному обучению в школе. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект методических основ формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Также причина возникающих трудностей связана с недостатком специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов формирования текстовых умений у детей.
Актуальность проблемы определила тему квалификационной работы: «Формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования -теоретически обосновать и создать комплекс занятий, способствующих формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий, способствующих эффективному формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом для реализации поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования и описать методические основы формирования текстовых умений детей старшего дошкольного возраста;
- определить критерии, показатели и уровни формирования текстовых умений детей старшего дошкольного возраста;
- определить уровень сформированности текстовых умений у детей 6 лет, проведя диагностическое исследование;
- произвести качественный и количественный анализ полученных данных;
- разработать содержание комплекса занятий, способствующих эффективному формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
- диагностика сформированности текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №16 г. Краснотурьинска. В исследовании приняли участие 22 ребенка старшей группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Проблема формирования текстовых умений у детей дошкольного возраста издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них находитсясвое понимание проблемы, свое отношение к методическому решению данной проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов формирования текстовых умений. При этом важным моментом является формирование элементарных знаний о структуре текста и представлений о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания, развитие умения раскрыть тему, основную мысль высказывания, отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль рассказывания и пересказа в формировании текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста, которые являются основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
2. В настоящее время существует большое количество программ, методов, приемов, методик, направленных на формирование текстовых умений. Их использование является неотъемлемой частью при работе над развитием и изучением связной речи детей дошкольного возраста.
3. Во всех проанализированных программах выявилось следующее: наряду с продуктивным определением задач, направленных на освоение дошкольниками связных высказываний, в них наблюдается неполное освещение особенностей оформления цельности изложения в процессе рассказывания. Не конкретизированы задачи по овладению способами внутренней смысловой связи между предложениями и частями высказывания, особенностями структурного построения разных типов высказываний (описания, пересказа и самостоятельного составления сказки и рассказа), не раскрывается, какими умениями должны владеть дети при составлении разных типов монолога.
4. В рассмотренных методиках формирования текстовых умений наблюдается небольшое количество упражнений, также данные упражнения даются не в системе. Поэтому считаю необходимым в соответствии с программными требованиями в группах систематически проводить занятия по формированию тестовых умений, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т.д.
5. В ходе исследования были разработаны критерии оценки уровня сформированности текстовых умений у детей, а также проведено исследование уровня сформированности текстовых умений старших дошкольников.
6. Анализ результатов исследования показал, что 45% детей (10 детей) имеют средний уровень сформированности текстовых умений, 55% -низкий (12 детей)и что высокий уровень сформированности текстовых умений не продемонстрировал ни один ребенок (что составляет 0% от числа детей). В целом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что дети не всегда могут правильно передать содержание доступного для них художественного произведения, т.к. у них наблюдается недостаточно конкретных представлений по его содержанию, или же эти представления неточны. Данные показали, что уровень сформированности текстовых умений у детей старшей группы на низком уровне.
7. На основании результатов первоначального этапа исследования была подобрана тематика и разработано содержание заданий, направленных на формирование текстовых умений у детей старшей группы. Дана характеристику системе заданий по совершенствованию текстовых умений у старших дошкольников.
Итак, подводя итоги работы, мы отметили, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей, возможен положительный результат.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2006. 400 с.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1998. С. 63-67.
3. Артеменко, О.Н. Влияние развивающей образовательной среды на развитие субъектов образовательного процесса // Вестник Карачаево- Черкесского государственного университета. 2007. №22. С. 54-58.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Норма, 2011. 244 с.
5. Ахмерова Э.С. Текст как объект лингвистического исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 2. С. 24-27.
6. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Учебник. М.: Просвещение, 2012. 191 с.
7. Блонский П.П. Дошкольный возраст. М.: Наука, 2010. 176 с.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. М: Академия, 2013. 218 с.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2004. 255 с.
10. Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Наука, 2010. 154 с.
11. ВенгерЛ.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Норма, 2011. 234 с.
12. ВераксаН.Е. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. М.: Мозаика-Синтез, 2010.304 с.
13. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 2004. 102 с.
14. Ворошина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2004. 181 с.
15. Волгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос. 2003. 154 с.
16. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. 379 с.
17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 2010. 93 с.
18. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
19. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 27 с.
20. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2005. №1. С. 18-23.
21. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2006. №9. С. 28-34.
22. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 208 с.
23. Дементьева A.M. Методика обучения рассказыванию в детском саду. М.: Учпедгиз, 1963. 54 с.
24. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду [Текст] / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткинаи др.; под ред. Т.И. Бабаевой. СПб.:Акцидент, 1996. 190 с.
25. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981. 112 с.
26. Зрожевская А.А. Обучение монологам - описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. № 12. С.42-46.
27. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М.: Высшая школа, 1982. 91 с.
28. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2010. 416 с.
29. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Изд-во ЛКИ, 1984. 176 с.
30. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003. №3. С.4-12.
31. Кудлаева А.Н. Типы текстов в структуре дискурса: дисс. ... канд. филол. наук; 10.02.19. Пермь, 2006. 329 с.
32. Ладыженская Т.А. Связная речь. М.: Просвещение, 1980. 240 с.
33. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте - Возрастная и педагогическая психология: тексты / А.Н. Леонтьев, Е.И. Исенина. М.: Норма, 2012. С.122-138.
34. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб.: Детство-Пресс, 2006. 244 с.
35. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей / Под ред. Г.Я. Солганика. М.: Просвещение, 1980. 287 с.
36. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2005. №9. С. 49-55.
37. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 64 с.
38. Москальская О.И. Грамматика текста.М.: Высшая школа, 1981. 183 с.
39. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 1974. 257 с.
40. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Повое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978. С. 6-29.
41. Поваляева М.А. Справочник логопеда Изд. 7.Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.448 с.
42. Попова Н.В. Педагогическая система стимулирования
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс канд. пед. наук; 13.00.02. Москва, 2002. 22 с.
43. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М.: Воспитание дошкольника, 2004. С. 140, 179-180.
44. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П. Анаутова и др.; научн. ред. Л.А. Парамонова, Н.Н.Давидчук, К.В. Тарасова и др. М.: Просвещение, 2003. - С. 170-179.
45. Радина К.К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. М.: Академия, 1999. С. 221-229.
46. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва и др.; научн. рук. Т.Н.Доронова. М.: Просвещение, 2003. 60 с.
47. Развитие речи. Дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1979. 175 с.
48. Рамонова К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. М.: Норма, 2011. 85 с.
49. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1959. № 1. С. 127-140.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 592 с.
51. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. М.: КАРО, 2014.48 с.
52. Синтаксис текста / Отв. ред. Г.А. Золотова. М.: Наука, 1979. 352 с.
53. Система обучения сочинениям / Под ред. Т.А. Ладыженской.М.: Просвещение, 1973. 312 с.
54. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М.: Академия, 2012. 576 с.
55. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 20 с.
56. СмольниковаН.Г. Формирование структуры связного
высказывания у старших дошкольников: дисс....канд. пед. наук; 13.00.02. Москва, 1986. 156 с.
57. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 1997. 256с.
58. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: сборник методических задач. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. 240 с.
59. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов. М., 2008.359 с.
60. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками и подготовка к обучению грамоте // Вопросы психологии. 2004. №1. С. 138-142.
61. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2005. 159 с.
62. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика: учеб. пособие. Изд-е 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 144 с.
63. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Вентана-Граф, 2008. 288 с.
64. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
65. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008. 240 с.
66. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 2004. 734 с.
67. Флерина Е.А. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах. М.: Прометей, 2001. 250 с.
68. Шендельс Е.И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. 1985. №4. С. 15-21.
69. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Наука, 2014. 432 с.
70. Яшина В.И. Словарная работа с детьми пятого года жизни. М.: Академия, 2005. 26 с.