Формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования текстовых
умений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3.1. Методы и приемы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3.2. Анализ программ и методических пособий ДОО с точки зрения
возможности формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика сформированности текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс занятий, направленный на формирование текстовых
умений у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования текстовых
умений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Методические основы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3.1. Методы и приемы формирования текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3.2. Анализ программ и методических пособий ДОО с точки зрения
возможности формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика сформированности текстовых умений у детей
старшего дошкольного возраста 38
2.2. Комплекс занятий, направленный на формирование текстовых
умений у детей старшего дошкольного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
В настоящее время современное общество представляет собой общество информационное, поэтому очень важно научить дошкольников воспринимать поступающую к ним информацию. Для успешного освоения школьной программы у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему. Таким образом, умение грамотно работать с текстом - это одно из основополагающих умений для человека. Исходя из этого, в настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача - сформировать текстовые умения у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Данная цель в свою очередь заключается в формировании грамматической правильности речи ребенка, воспитании у него интереса к художественному слову, закреплении и активизации его словаря.
Помимо этого, успешное освоение окружающей действительности невозможно без должного развития понятийного мышления ребенка, которое само по себе оперирует понятиями. Поэтому в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми, в том числе и на занятиях, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи. Используя практически все части речи, дети общаются с педагогами и друг с другом. В общении они рассказывают о том, что они делали, куда ходили, что видели, рассуждают, фантазируют, проявляют умственное напряжение, делают самостоятельные выводы, оформляют свои мысли в связные высказывания. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов.
Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость в подборе и усовершенствовании наиболее действенных методических приёмов по формированию у детей текстовых умений и умелого выбора педагогом методических приёмов из всего их многообразия с учётом индивидуальных особенностей детей. Методические приёмы по формированию у детей текстовых умений должны подразумевать использование конкретных средств, которые были бы доступны ребенку старшего дошкольного возраста. Как отмечают отечественные педагоги и психологи, именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию текстовых умений и успешному обучению в школе. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект методических основ формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Также причина возникающих трудностей связана с недостатком специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов формирования текстовых умений у детей.
Актуальность проблемы определила тему квалификационной работы: «Формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования -теоретически обосновать и создать комплекс занятий, способствующих формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий, способствующих эффективному формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом для реализации поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования и описать методические основы формирования текстовых умений детей старшего дошкольного возраста;
- определить критерии, показатели и уровни формирования текстовых умений детей старшего дошкольного возраста;
- определить уровень сформированности текстовых умений у детей 6 лет, проведя диагностическое исследование;
- произвести качественный и количественный анализ полученных данных;
- разработать содержание комплекса занятий, способствующих эффективному формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
- диагностика сформированности текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №16 г. Краснотурьинска. В исследовании приняли участие 22 ребенка старшей группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Помимо этого, успешное освоение окружающей действительности невозможно без должного развития понятийного мышления ребенка, которое само по себе оперирует понятиями. Поэтому в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми, в том числе и на занятиях, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи. Используя практически все части речи, дети общаются с педагогами и друг с другом. В общении они рассказывают о том, что они делали, куда ходили, что видели, рассуждают, фантазируют, проявляют умственное напряжение, делают самостоятельные выводы, оформляют свои мысли в связные высказывания. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов.
Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость в подборе и усовершенствовании наиболее действенных методических приёмов по формированию у детей текстовых умений и умелого выбора педагогом методических приёмов из всего их многообразия с учётом индивидуальных особенностей детей. Методические приёмы по формированию у детей текстовых умений должны подразумевать использование конкретных средств, которые были бы доступны ребенку старшего дошкольного возраста. Как отмечают отечественные педагоги и психологи, именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию текстовых умений и успешному обучению в школе. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект методических основ формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Также причина возникающих трудностей связана с недостатком специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов формирования текстовых умений у детей.
Актуальность проблемы определила тему квалификационной работы: «Формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования -теоретически обосновать и создать комплекс занятий, способствующих формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий, способствующих эффективному формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом для реализации поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования и описать методические основы формирования текстовых умений детей старшего дошкольного возраста;
- определить критерии, показатели и уровни формирования текстовых умений детей старшего дошкольного возраста;
- определить уровень сформированности текстовых умений у детей 6 лет, проведя диагностическое исследование;
- произвести качественный и количественный анализ полученных данных;
- разработать содержание комплекса занятий, способствующих эффективному формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
- диагностика сформированности текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста;
- качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №16 г. Краснотурьинска. В исследовании приняли участие 22 ребенка старшей группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Проблема формирования текстовых умений у детей дошкольного возраста издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них находитсясвое понимание проблемы, свое отношение к методическому решению данной проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов формирования текстовых умений. При этом важным моментом является формирование элементарных знаний о структуре текста и представлений о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания, развитие умения раскрыть тему, основную мысль высказывания, отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль рассказывания и пересказа в формировании текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста, которые являются основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
2. В настоящее время существует большое количество программ, методов, приемов, методик, направленных на формирование текстовых умений. Их использование является неотъемлемой частью при работе над развитием и изучением связной речи детей дошкольного возраста.
3. Во всех проанализированных программах выявилось следующее: наряду с продуктивным определением задач, направленных на освоение дошкольниками связных высказываний, в них наблюдается неполное освещение особенностей оформления цельности изложения в процессе рассказывания. Не конкретизированы задачи по овладению способами внутренней смысловой связи между предложениями и частями высказывания, особенностями структурного построения разных типов высказываний (описания, пересказа и самостоятельного составления сказки и рассказа), не раскрывается, какими умениями должны владеть дети при составлении разных типов монолога.
4. В рассмотренных методиках формирования текстовых умений наблюдается небольшое количество упражнений, также данные упражнения даются не в системе. Поэтому считаю необходимым в соответствии с программными требованиями в группах систематически проводить занятия по формированию тестовых умений, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т.д.
5. В ходе исследования были разработаны критерии оценки уровня сформированности текстовых умений у детей, а также проведено исследование уровня сформированности текстовых умений старших дошкольников.
6. Анализ результатов исследования показал, что 45% детей (10 детей) имеют средний уровень сформированности текстовых умений, 55% -низкий (12 детей)и что высокий уровень сформированности текстовых умений не продемонстрировал ни один ребенок (что составляет 0% от числа детей). В целом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что дети не всегда могут правильно передать содержание доступного для них художественного произведения, т.к. у них наблюдается недостаточно конкретных представлений по его содержанию, или же эти представления неточны. Данные показали, что уровень сформированности текстовых умений у детей старшей группы на низком уровне.
7. На основании результатов первоначального этапа исследования была подобрана тематика и разработано содержание заданий, направленных на формирование текстовых умений у детей старшей группы. Дана характеристику системе заданий по совершенствованию текстовых умений у старших дошкольников.
Итак, подводя итоги работы, мы отметили, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей, возможен положительный результат.
1. Проблема формирования текстовых умений у детей дошкольного возраста издавна интересовала многих исследователей. У каждого из них находитсясвое понимание проблемы, свое отношение к методическому решению данной проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов формирования текстовых умений. При этом важным моментом является формирование элементарных знаний о структуре текста и представлений о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания, развитие умения раскрыть тему, основную мысль высказывания, отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль рассказывания и пересказа в формировании текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста, которые являются основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
2. В настоящее время существует большое количество программ, методов, приемов, методик, направленных на формирование текстовых умений. Их использование является неотъемлемой частью при работе над развитием и изучением связной речи детей дошкольного возраста.
3. Во всех проанализированных программах выявилось следующее: наряду с продуктивным определением задач, направленных на освоение дошкольниками связных высказываний, в них наблюдается неполное освещение особенностей оформления цельности изложения в процессе рассказывания. Не конкретизированы задачи по овладению способами внутренней смысловой связи между предложениями и частями высказывания, особенностями структурного построения разных типов высказываний (описания, пересказа и самостоятельного составления сказки и рассказа), не раскрывается, какими умениями должны владеть дети при составлении разных типов монолога.
4. В рассмотренных методиках формирования текстовых умений наблюдается небольшое количество упражнений, также данные упражнения даются не в системе. Поэтому считаю необходимым в соответствии с программными требованиями в группах систематически проводить занятия по формированию тестовых умений, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т.д.
5. В ходе исследования были разработаны критерии оценки уровня сформированности текстовых умений у детей, а также проведено исследование уровня сформированности текстовых умений старших дошкольников.
6. Анализ результатов исследования показал, что 45% детей (10 детей) имеют средний уровень сформированности текстовых умений, 55% -низкий (12 детей)и что высокий уровень сформированности текстовых умений не продемонстрировал ни один ребенок (что составляет 0% от числа детей). В целом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что дети не всегда могут правильно передать содержание доступного для них художественного произведения, т.к. у них наблюдается недостаточно конкретных представлений по его содержанию, или же эти представления неточны. Данные показали, что уровень сформированности текстовых умений у детей старшей группы на низком уровне.
7. На основании результатов первоначального этапа исследования была подобрана тематика и разработано содержание заданий, направленных на формирование текстовых умений у детей старшей группы. Дана характеристику системе заданий по совершенствованию текстовых умений у старших дошкольников.
Итак, подводя итоги работы, мы отметили, что, используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей, возможен положительный результат.



