ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЕРХОТУРСКОГО УЕЗДНОГО
ЗЕМСТВЕ 10
ГЛАВА 2. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕРХОТУРСКОМ УЕЗДНОМ
ЗЕМСТВ
23
ГЛАВА 3. МЕДИЦИНА В ВЕРХОТУРСКОМ УЕЗДНОМ
ЗЕМСТВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Создание земского самоуправления было тесно связано с крестьянской реформой, отменой крепостного права (1861). В 1850-е годы Российская империя, потерпела поражение в ходе Крымской войны против европейских держав. Это подчеркнуло неэффективность принудительного труда, заставило взяться за освобождение крестьян. Бывшие крепостные, получая гражданские права, выходили из-под административной власти. Господство помещиков «благородного сословия» в учреждениях губернии и уездах, должно было прекратится. Просто заменить помещиков чиновниками на этих уровнях было нельзя. Приходилось считаться с мнением общества, которое после крымского поражения выступало против бесчинств, которое устраивала бюрократия. Так государство решило допустить общество к делам управления, хотя бы частично, на низших ступенях. Реформа 1861 года позволяла создать на местах, всесословные учреждения, ведь крестьяне получили не только свободу, но и свои органы самоуправления (сельские и волостные сходы), через это самоуправление вчерашние крепостные входили в земство.
Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 постановило: для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения.
Слабая земская деятельность в первый период существования прямо обусловливалась неподготовленностью земских деятелей к новому. Земским деятелям приходилось сперва учиться земскому делу, присматриваться к тому, что жизнью, и находить способы для удовлетворения этих требований и уже потом работать. Земство занималось дорогами, мостами, почтой, противопожарными мероприятиями, мелиорацией, продовольственными запасами, складами, помощью нуждающимся, бедным, больным, здравоохранением, школами, библиотеками.
Актуальность темы связана с тем, что истории земств в России посвящена достаточно обширная литература, в том числе и Пермской губернии. Однако не существует какой-либо работы, посвященной именно Верхотурскому уездному земству, которая показала бы развитие земства з определённый период.
Объектом исследования стало Верхотурское уездное земство Пермской губернии. Предметом исследования является организация и деятельность Верхотурского уездного земства в сфере народного образования и медицины в 1890-1918 гг. Этот выбор объясняется тем, что именно эти две статьи расходов были самыми крупными в земском бюджете Верхотурского уезда.
Хронологические рамки. Начальной точкой является введение нового «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 12 июня 1890 г. Конечная грань связана с упразднением Верхотурского уездного земства в 1917 г.
Территориальные рамки исследования ограничены границами Верхотурского уездного земства в рассматриваемый период времени. Верхотурское уездное земство Пермской губернии имело территорию 60 117 км2 и располагался на восточном склоне Уральского хребта, составляя вместе с Чердын- ским уездом, лежащим к западу от хребта, северную часть губернии1.
Историография темы. Значительный вклад в исследование земства в дореволюционный период внес Б. Б. Веселовский. По нашей теме исследования, а именно образование и медицина в земстве, имеется большое количество данных. Под медицину в первом томе «Истории земства за 40 лет» выделена целая глава, в которой написано о общем положении больниц, их виды, о собраниях врачей, о специфике земских учреждений в управлении медицинской части и т.д. В этом же томе существует, опять же целая глава, посвященная народному образованию2.
Также в дореволюционный период о образовании и медицине в земстве имеется немало информации у И.Я. Кривощекова в работе «Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии». В этой работе представлены небольшие очерки по состоянию медицины и образования в различные периоды существования земства. Но эти очерки написаны не о всех населенных пунктах уезда3.
В 1955 году вышли очерки пермского преподавателя, медика по специальности В.Т. Селезневой. Автор в данной работе основное внимание уделяет земской медицине и самым известным врачам региона4.
Во второй половине 1960 гг. появилась очень знаковая, для изучения земства, монография. Это была работа Л.Г. Захаровой, которая анализирует земскую контрреформу 1890 года5.
Одной из лучших работ по изучение Пермского земства стала работа М. И. Черныша. В ней работе большое внимание уделяется промышленности в Пермской губернии и ее волостях. Но вместе с тем, затрагиваются вопросы касающиеся образования и медицины...
Решения задач в народном образовании было для Верхотурского уездного земства на одном из первых мест. Этого легко увидеть, по тому, как постоянно увеличивалось число школ. До введения земства в уезде существовало всего школ 5-6 школ, на следующий год после введения земства, то есть в 1871 г. школ было уже 18, а к 1917 году, их стало больше 100.
Больше внимание уделялось библиотекам. Помимо того, что их число постоянно росло (например, в 1891 г. их было 15, а в 1906 г. - 79), постоянно увеличивалось количество книг и их разнообразие. Библиотеки постоянно пополнялись новой литературой, в соответствии с предпочтениями населения. Там, где не было библиотек или по желанию земства, могли устраиваться народные чтения. На эти чтения за частую прибывали люди с других населенных пунктов.
При всем количестве школ, они все же были не во всех населенных пунктах. Стоит также отметить, что по размерам территории, Верхотурское уездное земство (55812 кв. верст или около 65 тыс. кв. км.), уступал только Чердынскому земству (62200 кв. верст или около 70 тыс. кв. км.)1. Поэтому земство создало ночлежные приюты. Их ввели в1893 году и было их всего 3, а к 1905 году их было 24. Некоторые из них переросли в общежития, которые отличались от ночлежных приютов тем, что в них кормили. Польза ночлежных приютов еще в том, что на их содержание уходило не так много средств. На содержание приютов сначала уходило всего 150 рублей в год, а в последствии 300 рублей. На содержание школы уходило гораздо больше. Например, в 1891 году на содержание одной только школы, в далеко не большом поселении, Сосьве, ушло около 400 рублей.
Помимо выше перечисленного, тратилось не мало средств на стипендии, которые, например, в 1907 году чуть не достигли 9000 рублей. В число прочих затрат на народное образование входили и затраты на награждение учителей, которые внесли особый вклад в улучшение образования в земстве.
Постоянно росло количество учеников. Например, число учащихся в 1891 году было 6262 человека, а в 1906 году их было уже 11535 человек. Число учеников из года в год становилось все больше.
Активное участие в развитии народного образования играло само население. Благодаря жителям различных населенных пунктов была открыта не одна школа.
Вместе с открытием новых школ, библиотек и т.д. увеличивалась сумма, которую тратило земство на образование. Если в 1894 году она составляла чуть более 67 тыс. рублей, то уже в 1913 году эта сумма приблизилась к отметке в 500 тыс. рублей.
Но все же в сравнении с населением уезда, грамотных было не так много. Хочется привести слова председателя управы Алексея Ивановича Мух- лынина: «Верхотурское земство с самого начала своей деятельности главнейшей задачей поставило дело народного образования и не жалело средств на его широкое развитие. Целый ряд школ, открытых в первые годы земской жизни делает свое великое дело под руководством хороших учителей. К сожалению краткость времени обучения в школах, недостатки программ и отсутствие внеклассного образования, повторительных курсов, привели к недостаточным результатам и «народное образование» стало поверхностным. Плодотворность этого крупного предприятия к просвещению населения может и не иметь должного успеха, если в этом деле останутся плохие программы, плохие учебники и не будет широкого наглядного обучения, и беседы в школе и дома. Школьное образование народа находится в теснейшей зависимости от его экономического благосостояния, школу кончают и ею пользуются в наибольшем проценте дети зажиточных крестьян, затем меньший составляют ученики - дети родителей средней зажиточности, а бедняки, или совсем не посещают школу, или, в лучшем случае, ограничиваются 1-2 годами обучения, не приобретая любви к знаниям, без постоянной практики, к 20 годам забывают, как писать и читать2. Постоянно решался вопрос о бесплатности образования и учебных пособий, и кому вообще положены такие привилегии.
Медицина в Верхотурском уездном земстве также была приоритетным направлением. На ее развитие выделялись немалые средства. В 1891 г. было потрачено около 72 тыс. рублей, а в 1913 г. затраты на медицину выросли более чем в два раза, около 265 тыс. рублей.
Число больниц не постоянно, но все же увеличивалось. В 1891 г. было 4 больницы, в которых располагалось 75 кроватей для больных. В 1907 г. было 6 больниц, на 188 кроватей.
Помимо больниц, свое развитие получили фельдшерские пункты. В 1891 г. таких пунктов было 22, а в 1907 г. фельдшерских было 30.
С увеличением числа леченых заведений увеличивалось и число медицинского персонала. В 1891 г. было 5 земских врачей, 26 фельдшеров, 6 ос- попрививательниц-акушерок. О количестве медицинского персонала в 1907 г. имеется следующая информация: 8 земских врачей, 48 фельдшеров, 21 ос- попрививательница-акушерка. Помимо выше перечисленного постоянно улучшалось аптекарское дело, увеличивались ассигнации на стипендиатов.
1) Баженова, К.Е. Деятельность уездных комитетов Всероссийского Земского Союза помощи больным и раненым воинам в Пермской Губернии в начальный период Первой Мировой войны (1914 - первая половина 1915 года) / К.Е. Баженова // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4. - 179 с.
2) Богатырева, О.Н. Эволюция системы местного самоуправления в Вятской и Пермской губерниях (1861-февраль 1917). / О.Н. Богатырева - Екатеринбург, 2004. - 458 с.
3) Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т 4. Битбург - Босха / Под редакцией К. К. Арсеньева и Ф. Ф. Петрушевского / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1891. - 472 с, 6 л. ил., карт.
4) Веселовский, Б. Б. История земства за 40 лет. Т 1 / Б.Б. Веселовский. - СПб., 1909. - 724 с.
5) Горнов, В.А. Историография истории земства России. Отечественные исследования второй половины 1940-х - начала 1990-х гг. / В.А. Горнов. - Рязань, 1997. - 122 с.
6) Захарова, Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. / Л.Г. Захарова. - М., 1968. - 178 с.
7) Кривощеков, И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии / И.Я. Кривощеков. - Пермь., 1910. - 823 с.
8) Корчагин, П.А. История Верхотурья (1598-1926). Закономерности социально-экономического развития и складывания архитектурноисторической среды города. / П.А. Корчагин. - Екатеринбург, 2012. - 288 с., илл.
9) Огаркова, Р.Н. Земские школы в Верхотурском уезде / Р.Н. Огаркова // Верхотурская старина. № 2. 2004. - С. 23-34.
10) Огаркова, Р.Н. Земская статистика в Верхотурье накануне революции / Р.Н. Огаркова // Верхотурская старина. № 2. 2004. С. 14-22.
11) Попп, И.А. Становление мировой юстиции в Верхотурском уезде Пермской губернии (1873-1893 гг.) / И.А. Попп // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: материалы VIII Всероссийской научной конференции. 2007. Т. 1. - 197 с.
12) Селезнева, В. Т. Очерки по истории здравоохранения на дореволюционном Урале. / В.Т. Селезнева. - Молотов, 1955. - 216 с.: ил.
13) Хлебодаров, С.А. Законодательные основы деятельности земства в области народного образования (1864-1914 гг.) / С.А. Хлебодаров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. № 7.2010. - 63 с.
14) Черныш, М.И. Развитие капитализма на Урале и пермское земство / М.И. Черныш. - Пермь, 1959. - 239 с., 1 л. диагр...