Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Земские школы Екатеринбургского уезда в 1890-1917 годах

Работа №32611
Тип работыКурсовые работы
Предметистoрия
Объем работы33
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА1.Екатеринбургское уездное земство 1890-1917гг. 6
ГЛАВА 2.Земские школы Екатеринбургского уезда в 1890-1917гг как элемент системы образования. 13
ГЛАВА 3. Персонал земских школ уезда 23
Заключение 31
Список источников и литературы 33


Образование как один из инструментов строительства гражданского общества имеет огромное значение для государства и общественности в целом. В настоящее время происходит реформация системы российского образования. Происходят изменения как в начальном, среднем, так и в высшем звене системы образования. При прогнозировании результатом необходим взгляд в прошлое. Земства, введенные во времена царствования императора Александра II стали подспорьем для формирования системы народного образования, а земские школы основным его институтом.
Историография. Изучение земских школ в выбранном нами Уральском регионе шло в духе общих общественно-политических веяний на Урале и в государстве в целом. Изучение социального и культурного развития региона было не так поощряемо, как изучение экономического развития горнодобывающего региона , в силу специфичности развития данного региона. Развитию и функционированию земских органов в общероссийской историографии было посвящено множество работ. Огромную значимость представляет труд Б.Б. Веселовского «История земства за сорок лет», изданный в четырех томах. Данная работа вбирает в себя важный этап в изучении истории земского самоуправления. В своем труде, автор показывает, каким образом в работе земских органов самоуправления в тех или иных регионах отражались сословные и классовые интересы, а также взгляд на задачи самоуправления разных господствовавших групп населения.
В советской историографии отношение и подход к явлению земства изменился в силу идеологических воззрений. Г.А. Герасименко, анализируя характер организации и функционирования органов земского самоуправления, пришел к выводу, что государство передало им наиболее обременительные хозяйственные заботы, сделав их «соучастниками» всех полицейско-репрессивных мероприятий, компрометировавших народное представительство в глазах населения.
Б. Г. Литвак считал создание земского самоуправления основной составляющей единицей всех преобразований Александра II. Он показал земскую реформу с точки зрения цепной реакции отмены крепостного права .
Развитию земского самоуправления в Уральском регионе, посвящена монография О.Н. Богатыревой «Эволюция системы местного управления в Вятской и Пермской губерниях(1861– февраль 1917)». Автором изучена эволюция структур местного управления дореволюционной России– губернской администрации, органов земского самоуправления и крестьянских сословных учреждений.
Особенно внимания заслуживает диссертационная работа М.К. Елисафенко «Земство и начальное образование на Урале: 60 ые гг. XIX в. –1917 год». В данном исследовании изучена роль земского самоуправления в формировании и развитии начальной школы.
Целью данного исследования является изучение деятельности земских школ Екатеринбургского уезда 1890-1917 годов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать деятельность Екатеринбургского земства в 1890-1917гг
2. Выявить роль Екатеринбургских земских школ в системе образования в Екатеринбургском уезде, рассмотреть функционал персонала земских школ уезда.
Объект исследования - Земские школы Екатеринбургского уезда в 1890-1917гг
Предмет исследования - Роль земских школ в формировании гражданского общества в дореволюционной России.
Территориальные рамки исследования охватывают Екатеринбургский уезд. Екатеринбургский уезд являлся одним из самых больших по площади и по бюджету в Пермской губернии.
Хронологические рамки. Нижняя граница объясняется временем, когда уже земская реформа начала структурно менять всю систему образования в империи в целом и в Пермской губернии. Высшая граница объясняется тем, что с падением монархии были уничтожены почти все институты управления в «монарший» период, в том числе и земства.
Методы исследования. При исследовании данной темы были использованы общенаучные методы: анализа, синтеза и специально-исторические методы: историко-описательный, историко-генетический.
Источники. Для изучения данной темы были использованы следующие источники:
Нормативные акты. Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 и 1890 гг., согласно которым реформировалась система местного самоуправления.
Делопроизводственные источники. Журналы заседаний Екатеринбургской уездной земской управы и постановления 1890-1917гг.
Статистические акты. Результаты всероссийской переписи населения 1897г
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Система земского самоуправления в рассматриваемый период выступала как катализатор к развитию русского общества в пост капиталистический период, в который Российская империя вступила в результате реформ 60-70х гг XIX.
В рассматриваемый период успешность развития народного земского образования обеспечивалась денежными вливаниями и способностью земских учреждений к финансовому благополучию с помощью различных механизмов в частности введение различных видов налогов , так было в Екатеринбургском уезде который в данный период становится одним из самых богатых уездов. Также необходимо отметить ,что в улучшении качества образования одним из регуляторов явился интерес со стороны государства и региона.
Также необходимо отметить, что земская школа в конце века начинает приобретать черты «демократической» школы, что послужило началу складывания гражданского общества на Урале и в Екатеринбургском уезде в частности. В этих школах могли учиться дети выходцев из различных социальных слоев российского общества, образование на равных правах получали мальчики и девочки.
К началу XX века, в Екатеринбургском уезде благодаря активной деятельности в сфере образования земств, была создана разветвленная сеть средних учебных заведений. Также необходимо отметить, что очень активно развивалась женская средняя школа. Социальный состав учащихся средних учебных заведений уезда был более демократичным, чем в целом в империи. Причем, уральская женская средняя школа демократизировалась значительно быстрее, чем мужская. Подготовка педагогов (в рамках восьмых педагогических классов женских гимназий) открывала дорогу девушкам к среднему специальному и частично высшему образованию.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что к 1917 г. благодаря Екатеринбургскому земству была создана система начального народного образования для сельского населения уезда, включающая как образовательные учреждения для детей, так и различные институциональные формы для обучения взрослых
Таким образом, можно сделать вывод о том, что средняя земская школа являлась важнейшим социальным институтом в рассматриваемый период развития образования, оказывающим огромное воздействие на общий уровень общественного хозяйства, культуры, науки в Уральском регионе. Она определяла развитие общества, преемственность его социально-политической структуры, устойчивость моральных ценностей.
В то же время необходимо отметить, что заработная плата, как и в предыдущие десятилетия была недостаточно высокой, многие учителя, особенно те, у кого была большая семья, испытывали материальные трудности. Очень сложным вопросом было обеспечение жильем, не случайно обязательно предусматривалось строительство квартиры для педагога в новых школах, а там где не было, ее приходилось снимать, что в результате сказывалось на качестве преподавания.
Также необходимо сказать, что в конце XIX¬начале XX в земства обеспечивали народные школы учебно-методической литературой, как для учителей, так и для учащихся, но оно все же не было достаточно для потребностей народной школы.
Помимо покупки учебных пособий для школ, Екатеринбургское уездное земство занималось организацией библиотек в уезде. К началу последнего десятилетия XIX в. в уезде функционировало 10 библиотек, которые учреждались с целью обеспечения возможности чтения книг для местного населения.



1. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XXXIII очередной сессии (1902 г.) и доклады уездной земской управы и комиссии. – Екатеринбург, 1903 – 560 с.
2. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XXXVII очередной сессии (1906 г.) и доклады уездной земской управы и комиссии. – Екатеринбург, 1907 – 616 с.
3. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 44 очередной сессии 1913 г. и доклады уездной земской управы и комиссии. – Екатеринбург, 1914 – 395 с
4. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 46 очередной сессии 1915 г. и доклады уездной земской управы и комиссии. – Екатеринбург, 1916 – 514 с.
5. Пермская земская неделя (это газета). 1907. № 36. С. 18–20.
6. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, т. 31, с. І9.
7. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864г.//ПСЗ Собрание II. Т. 39. № 40
8. Систематический свод постановлений Екатеринбургского уездного земского собрания. – Екатеринбург: тип. Хомутова, 1904. Вып. 2. Народное образование. 1870–1902 гг. 319 с

Литература

9. Белкин А. С. Мельникова Л. А. Миссия земства в истории образования Урала (1870–1917).– Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России- 2010-119 с.
10. Богатырева, О. Н. Эволюция системы местного управления в Вятской и Пермской губерниях (1861 – февраль 1917). Екатеринбург- 2004-458с.
11. Веселовский, Б. Б. История земства за 40 лет. Т. 1.- СПб- 1909-741с
12. Земское самоуправление в России, 1864–1918: в 2 кн. / Под ред. Н. Г. Королёвой. М.: Наука- 2005. Кн. 1.- 428 с.; кн. 2. 1905–1918- 384 с.
13. Калугина Г. В., Ольховая Л. В. Народное образование в Екатеринбурге в конце XIX — начале XX в. // Из истории духовной культуры -дореволюционного Урала. XVIII — начало XX в. –Свердловск-1979-120с.
14. Карпов Р.П., Окулов Н.Н. Организация народного театра и полезных развлечений для народа. СПб- 1899-152 с.
15. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива М- 1991-210с.
16. Мельникова, Л. А. Исторические и политические условия формирования Екатеринбургского уездного земства во второй половине XIX в/ Л. А. Мельникова // В мире научных открытий. – 2009. – № 1. С. 93–98.
17. Мельникова, Л. А. Кадровая политика земства в деле народного образования / Л. А. Мельникова // Правоохранит. органы: теория и практика. – 2008. – № 2. –. 120–122с.
18. Овчинников, И. И. Местное самоуправление в системе народовластия.- М-1999-250с.
19. Рушанин В.Я., Юсупов М.Р. Внешкольное образование на Урале (вторая половина XIX – начало XX века). Челябинск- 2011- 330 с.
20. Чарнолуский В. И. Земство и народное образование. СПб.- 1910. .140−152 с
21. Черныш М. И. Развитие капитализма на Урале и Пермское земство. Пермь- 1959-320с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.