Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога по
формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 10
1.3. Методические основы организации деятельности педагога по
формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 15
1.3.1. Методы и приемы формирования грамматического строя речи
у детей среднего дошкольного возраста 15
1.3.2. Анализ программ и методических пособий ДОО с точки зрения
возможности формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста 20
1.4. Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста как
средство развития грамматического строя речи 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Диагностика сформированности грамматического строя речи
у детей среднего дошкольного возраста 29
2.2. Организация деятельности педагога по формированию
грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога по
формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 10
1.3. Методические основы организации деятельности педагога по
формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 15
1.3.1. Методы и приемы формирования грамматического строя речи
у детей среднего дошкольного возраста 15
1.3.2. Анализ программ и методических пособий ДОО с точки зрения
возможности формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста 20
1.4. Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста как
средство развития грамматического строя речи 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Диагностика сформированности грамматического строя речи
у детей среднего дошкольного возраста 29
2.2. Организация деятельности педагога по формированию
грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность исследования. Детский возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемый с помощью материальных средств. Речь формируется в процессе существования и развития ребенка в социальной среде. Ее формирование вызвано потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к становлению и совершенствованию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом его возрастных особенностей и возможностей.
В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка: фонетикой (системой звуков речи); лексикой (словарным запасом); семантикой (системой значений, начиная со значений отдельных слов); синтаксисом (сочетания слов; предложений, обозначающих определенную мысль); прагматикой (социальными правилами использования речи).
Фундаментальные исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы.
Теоретические положения речевого развития ребенка-дошкольника были сформулированы в трудах таких отечественных ученых, как Л. А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.И. Лубовский, Г.И. Минская, В. С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, Н.Ф. Талызина и др.
При нормальном речевом развитии грамматическая сторона речи усваивается дошкольником самостоятельно, посредством подражания речи взрослых. Однако овладение закономерностями языковой грамматики - это сложный процесс, требующий достаточно высокого уровня развития мыслительных процессов: анализа, обобщения, дифференцирования, синтеза (А. Н. Гвоздев, А.Н. Шахнаровичи другие). Несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменение (деформирование) всей речевой системы (Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, P.E. Левина, А.Р. Лурия и другие).
Естественное и активное использование детьми в речи усваиваемых грамматических навыков происходит в игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Значимость игры в личностном развитии дошкольника обоснована в фундаментальных исследованиях П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, A. C. Макаренко, Д. Б. Эльконина и других; также установлено, что в каждый возрастной период дошкольного детства доминирует тот или иной вид игры: в раннем возрасте это манипулятивные игры с предметами, в младшем и среднем дошкольном возрасте ролевые игры и игры-драматизации, в старшем дошкольном возрасте ведущее мест занимают игры с правилами, которые позволяют осуществить переход к школьному обучению (Н. Ф. Губанова, Т. И. Ерофеева, Д.Б. Эльконин и др.).
Несмотря на исследованность грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, недостаточно изученным остается использование игровой деятельности для успешного формирования грамматического строя речи у дошкольников 4-5 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс игр, направленных на формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: деятельность педагога по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд задач:
1. Изучить лингвистическую, психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать организацию деятельности педагога, направленную на формирование грамматического строя речи дошкольников.
3. Выявить особенности и возможности игровой деятельности для формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести проектировочную деятельность по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста и проанализировать ее результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, наблюдение, статистическая обработка и обобщение результатов исследования.
База исследования :МАДОУ Детский сад №1 г. Тавда.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемый с помощью материальных средств. Речь формируется в процессе существования и развития ребенка в социальной среде. Ее формирование вызвано потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к становлению и совершенствованию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом его возрастных особенностей и возможностей.
В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка: фонетикой (системой звуков речи); лексикой (словарным запасом); семантикой (системой значений, начиная со значений отдельных слов); синтаксисом (сочетания слов; предложений, обозначающих определенную мысль); прагматикой (социальными правилами использования речи).
Фундаментальные исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы.
Теоретические положения речевого развития ребенка-дошкольника были сформулированы в трудах таких отечественных ученых, как Л. А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.И. Лубовский, Г.И. Минская, В. С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, Н.Ф. Талызина и др.
При нормальном речевом развитии грамматическая сторона речи усваивается дошкольником самостоятельно, посредством подражания речи взрослых. Однако овладение закономерностями языковой грамматики - это сложный процесс, требующий достаточно высокого уровня развития мыслительных процессов: анализа, обобщения, дифференцирования, синтеза (А. Н. Гвоздев, А.Н. Шахнаровичи другие). Несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменение (деформирование) всей речевой системы (Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, P.E. Левина, А.Р. Лурия и другие).
Естественное и активное использование детьми в речи усваиваемых грамматических навыков происходит в игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Значимость игры в личностном развитии дошкольника обоснована в фундаментальных исследованиях П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, A. C. Макаренко, Д. Б. Эльконина и других; также установлено, что в каждый возрастной период дошкольного детства доминирует тот или иной вид игры: в раннем возрасте это манипулятивные игры с предметами, в младшем и среднем дошкольном возрасте ролевые игры и игры-драматизации, в старшем дошкольном возрасте ведущее мест занимают игры с правилами, которые позволяют осуществить переход к школьному обучению (Н. Ф. Губанова, Т. И. Ерофеева, Д.Б. Эльконин и др.).
Несмотря на исследованность грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, недостаточно изученным остается использование игровой деятельности для успешного формирования грамматического строя речи у дошкольников 4-5 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс игр, направленных на формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: деятельность педагога по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд задач:
1. Изучить лингвистическую, психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать организацию деятельности педагога, направленную на формирование грамматического строя речи дошкольников.
3. Выявить особенности и возможности игровой деятельности для формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести проектировочную деятельность по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста и проанализировать ее результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, наблюдение, статистическая обработка и обобщение результатов исследования.
База исследования :МАДОУ Детский сад №1 г. Тавда.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проведенное исследование организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы:
1. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) реализовывается на базе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Следовательно, при развитии словоизменения ребенок должен в первую очередь уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.). При развитии грамматического строя речи ребенок должен овладеть сложной системой грамматических закономерностей, опираясь на анализ речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и применяя их в собственной речи.
2. При организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста следует использовать игровую деятельность дошкольников, в частности театрализованные игры (или игры-драматизации), которые способствуют развитию у них познавательных, речевых, коммуникативных способностей и умений. Действенным стимулом для овладения грамматическим строем речи у детей среднего дошкольного возраста является создание у них мотивации, поддержание интереса к играм-драматизациям, поскольку это создает условия для активного речевого взаимодействия.
3. В ходе проектировочной работы изучены особенности грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, которые выражаются, например, в нарушении падежных окончаний; в ошибках в родовых окончаниях; в нарушениях в употреблении числа; в нарушениях конструкций предложений. Однако диагностика показала способность более 60% испытуемых дошкольников согласовывать прилагательные с существительными в падеже и числе, активно самостоятельно использовать в устной речи предлоги, а также справляться с заданиями по образованию прилагательных от существительных, и существительных в уменьшительно- ласкательной форме. Наиболее низкие показатели получены по составлению грамматических конструкций простых предложений.
4. Предложена программа работы, направленная на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, которая может быть реализована как на специальных занятиях, так и в игровой деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены.
1. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) реализовывается на базе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Следовательно, при развитии словоизменения ребенок должен в первую очередь уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.). При развитии грамматического строя речи ребенок должен овладеть сложной системой грамматических закономерностей, опираясь на анализ речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и применяя их в собственной речи.
2. При организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста следует использовать игровую деятельность дошкольников, в частности театрализованные игры (или игры-драматизации), которые способствуют развитию у них познавательных, речевых, коммуникативных способностей и умений. Действенным стимулом для овладения грамматическим строем речи у детей среднего дошкольного возраста является создание у них мотивации, поддержание интереса к играм-драматизациям, поскольку это создает условия для активного речевого взаимодействия.
3. В ходе проектировочной работы изучены особенности грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, которые выражаются, например, в нарушении падежных окончаний; в ошибках в родовых окончаниях; в нарушениях в употреблении числа; в нарушениях конструкций предложений. Однако диагностика показала способность более 60% испытуемых дошкольников согласовывать прилагательные с существительными в падеже и числе, активно самостоятельно использовать в устной речи предлоги, а также справляться с заданиями по образованию прилагательных от существительных, и существительных в уменьшительно- ласкательной форме. Наиболее низкие показатели получены по составлению грамматических конструкций простых предложений.
4. Предложена программа работы, направленная на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, которая может быть реализована как на специальных занятиях, так и в игровой деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического
строя речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



