Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Работа №98243

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы организации деятельности
педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы организации деятельности педагога по
формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 10
1.3. Методические основы организации деятельности педагога по
формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 15
1.3.1. Методы и приемы формирования грамматического строя речи
у детей среднего дошкольного возраста 15
1.3.2. Анализ программ и методических пособий ДОО с точки зрения
возможности формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста 20
1.4. Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста как
средство развития грамматического строя речи 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Диагностика сформированности грамматического строя речи
у детей среднего дошкольного возраста 29
2.2. Организация деятельности педагога по формированию
грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Актуальность исследования. Детский возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемый с помощью материальных средств. Речь формируется в процессе существования и развития ребенка в социальной среде. Ее формирование вызвано потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к становлению и совершенствованию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом его возрастных особенностей и возможностей.
В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка: фонетикой (системой звуков речи); лексикой (словарным запасом); семантикой (системой значений, начиная со значений отдельных слов); синтаксисом (сочетания слов; предложений, обозначающих определенную мысль); прагматикой (социальными правилами использования речи).
Фундаментальные исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы.
Теоретические положения речевого развития ребенка-дошкольника были сформулированы в трудах таких отечественных ученых, как Л. А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.И. Лубовский, Г.И. Минская, В. С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддъяков, Н.Ф. Талызина и др.
При нормальном речевом развитии грамматическая сторона речи усваивается дошкольником самостоятельно, посредством подражания речи взрослых. Однако овладение закономерностями языковой грамматики - это сложный процесс, требующий достаточно высокого уровня развития мыслительных процессов: анализа, обобщения, дифференцирования, синтеза (А. Н. Гвоздев, А.Н. Шахнаровичи другие). Несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой изменение (деформирование) всей речевой системы (Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, P.E. Левина, А.Р. Лурия и другие).
Естественное и активное использование детьми в речи усваиваемых грамматических навыков происходит в игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Значимость игры в личностном развитии дошкольника обоснована в фундаментальных исследованиях П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, A. C. Макаренко, Д. Б. Эльконина и других; также установлено, что в каждый возрастной период дошкольного детства доминирует тот или иной вид игры: в раннем возрасте это манипулятивные игры с предметами, в младшем и среднем дошкольном возрасте ролевые игры и игры-драматизации, в старшем дошкольном возрасте ведущее мест занимают игры с правилами, которые позволяют осуществить переход к школьному обучению (Н. Ф. Губанова, Т. И. Ерофеева, Д.Б. Эльконин и др.).
Несмотря на исследованность грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, недостаточно изученным остается использование игровой деятельности для успешного формирования грамматического строя речи у дошкольников 4-5 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс игр, направленных на формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: деятельность педагога по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд задач:
1. Изучить лингвистическую, психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать организацию деятельности педагога, направленную на формирование грамматического строя речи дошкольников.
3. Выявить особенности и возможности игровой деятельности для формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести проектировочную деятельность по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста и проанализировать ее результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, наблюдение, статистическая обработка и обобщение результатов исследования.
База исследования :МАДОУ Детский сад №1 г. Тавда.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы:
1. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) реализовывается на базе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Следовательно, при развитии словоизменения ребенок должен в первую очередь уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.). При развитии грамматического строя речи ребенок должен овладеть сложной системой грамматических закономерностей, опираясь на анализ речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и применяя их в собственной речи.
2. При организации деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста следует использовать игровую деятельность дошкольников, в частности театрализованные игры (или игры-драматизации), которые способствуют развитию у них познавательных, речевых, коммуникативных способностей и умений. Действенным стимулом для овладения грамматическим строем речи у детей среднего дошкольного возраста является создание у них мотивации, поддержание интереса к играм-драматизациям, поскольку это создает условия для активного речевого взаимодействия.
3. В ходе проектировочной работы изучены особенности грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, которые выражаются, например, в нарушении падежных окончаний; в ошибках в родовых окончаниях; в нарушениях в употреблении числа; в нарушениях конструкций предложений. Однако диагностика показала способность более 60% испытуемых дошкольников согласовывать прилагательные с существительными в падеже и числе, активно самостоятельно использовать в устной речи предлоги, а также справляться с заданиями по образованию прилагательных от существительных, и существительных в уменьшительно- ласкательной форме. Наиболее низкие показатели получены по составлению грамматических конструкций простых предложений.
4. Предложена программа работы, направленная на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, которая может быть реализована как на специальных занятиях, так и в игровой деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3¬е изд. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2007. 48 с.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников /
Л.В. Артемова. М.: Просвещение, 1995. 127 с.
4. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование
грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. №9. С. 58-66.
5. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 322 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1998. 750 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2004. 255 с.
8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 106 с.
9. Введенская Л.А. Теория и практика русской речи СПб.: Питер, 2005. 364 с.
10. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 268 с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2011. 632 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт,
2003. 350 с.
13. Гербова О.Е. Развитие речи в детском саду: Наглядно¬
дидактическое пособие для занятий с детьми 4-6 лет. М.: Мозаика-Синтез,
2009. 121 с.
14. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста ; сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Вента-Пресс, 2000. С.260-274.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 480 с.
16. Гризик Т.И. Познаю мир. Учусь говорить / Т.И. Гризик, В.В. Гербова // Программа по дошкольном воспитанию «Детство». М.: Педагогика, 2010. 111 с.
17. Гризик Т.И. Развитие речи детей : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. М.: Просвещение, 2007. 224 с.
18. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 86 с.
19. Доронова Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет (часть 1) // Дошкольное воспитание. - 2004. -
№ 4. - С. 12-19.
20. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М.: Педагогика, 1994. С. 41-59.
21. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - С. 26-27.
22. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Просвещение, 1975. 226 с.
23. Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 24-30.
24. Журова Л.Е. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. Рабочая тетрадь №1 / Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова. М.: Вентана-
Граф, 2015. 330 с.
25. Журова Л. Е. Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами. Рабочая тетрадь №2 / Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова. М.: Вентана- Граф, 2015. 312 с.
26. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 174 с.
27. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов ; Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М.: Педагогика, 1978. 321 с.
28. Зимина И.А. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 31-34.
29. Кожин А. И. Функциональные типы русской речи / А.И. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов. М.: Высшая школа, 2002. 288 с.
30. Колунова Л.А. «Умноватый мальчик». Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л.А. Колунова, О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 9. - С. 22-28.
31. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. 3-е изд., доп. / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. М.: Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»), 2004. 164 с.
32. Лаврентьева А.И. Система работы по развитию семантической стороны речи младших дошкольников: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.01. / А.И. Лаврентьева. М., 1998. 21 с.
33. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская. М.: Баласс ЮвентаФормат, 2004. 112 с.
34. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры: Книга для учителя; Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Баласс ЮвентаФормат, 2005. 110 с.
35. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Ростов н/Д: «Феникс». СПб.: «Союз», 2004. 224 с.
36. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Крассандра,
2010. 216 с.
37. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. СПб.: КАРО,
2004. 384 с.
38. Лурия А.Р. Речь и мышление. Изд. 2-е М.: МГУ, 2005. 120 с.
39. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Педагогика, 2000. 218 с.
40. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Мозаика- Синтез, 2005. 148 с.
41. Максаков А. И. Развитие правильной речи / А. И. Максаков, Л. Н. Ефименкова. М.: Мозаика-Синтаз, 2005. 107 с.
42. Маханева М.Д. Игры-драматизации в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. М: ТЦ «Сфера», 2011. 128 с.
43. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Академия, 2009. 239 с.
44. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. Улан-Удэ, 2004. 186 с.
45. Нищева Н. В. Играйка 1. Восемь игр для развития речи
дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2016. 351 с.
46. Носков Л.П. Методика развития речи дошкольников. М.:
ВЛАДОС, 2004. 268 с.
47. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений ; РАН. ИРЯ им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2000. 944 с.
48. Откидач С. Игра-драматизация как средство речевого развития
детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. -
С. 24-28.
49. Педагогический словарь / сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. М.: Инфра-М, 2016. 223 с.
50. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Детство /
B. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, и др. СПб.: Детство-Пресс, 2000. 209 с.
51. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Радуга / Т.Н. Доронова,
C. Г. Якобсон, Е.Н. Соловьева. М.: Просвещение, 2004. 58 с.
52. Пятница Т.В. Лексика + Грамматика = ... : Пособие по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет. В 3 частях. Часть 1 / Т.В. Пятница. М.: ИД «Белый Ветер», 2013. 124 с.
53. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс,
2006. 432 с.
54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 384 с.
55. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Мозаика-Синтез,
2007. 344 с.
56. Синцова А.А. Занятия по развитию речи. М.: Изд-во «Чистые пруды», 2006. 144 с.
57. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. - 1983. - №7. - С. 18-22.
58. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. уч. заведений: В 2 ч. - Ч. 2: Морфология, Синтаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 520-557.
59. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 3. - С. 6-17.
60. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр- творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004. 264 с.
61. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. 224 с.
62. Стародубова Н.А. Теория и практика развития речи
дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:
Издательский центр «Академия», 2007. 256 с.
63. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Тамбовцева // Развитие речи детей дошкольного возраста ; под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. С. 105-123.
64. Тихеева Е.И. Развитие речи детей ; под ред. Ф.А. Сохина / Е.И. Тихеева. М.: Просвещение, 2005. 159 с.
65. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
66. Ушакова Т.Н. Речь, ее истоки и принципы развития. - М.: Персэ, 2004. - 202 с.
67. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. М.: Персэ, 2006. 416 с.
68. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Владос, 2004. 287 с.
69. Ушинский К.Д. Родное слово : книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский ; Сост., предисл., примеч., словарь, подгот. текста Н.Г. Ермолиной. Новосибирск: Мангазея, Детская литература, 1997. 456 с.
70. Филатова О. Театральная игра-драматизация // Игра и дети. 2013. №2. С. 36-37.
71. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2000. 350 с.
72. Хейзинга Й. HomoLudens / Й. Хейзинга. М.: Искусство, 1995. 197 с.
73. Хрестоматия к курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» / Сост. Л. В. Ворошнина. Пермь: Издательство Пермского государственного государственного педагогического университета, 2006. 302 с.
74. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.
75. Шахранович А.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи / А.М. Шахранович, Н.М. Юрьева. М.: Наука, 1990. 168 с.
76. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с.
77. Эльконин Д.Б. Психология игры. Изд. 2-е, доп. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
78. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте /
Д. Б. Эльконин. Изд. 3-е, доп. М.: Эксмо, 2009. 254 с.
79. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. М.: Наука, 2013. 925 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ