Организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в ДОО 6
1.2. Характеристика детско - родительских отношений в период
детства 22
1.3. Оптимизация детско-родительских отношений во взаимодействии
педагогов с родителями 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1. Описание опытно-поисковой работы 38
2.2. Организация взаимодействия педагогов дошкольной организации с
родителями по оптимизации детско-родительских отношений 44
2.3. Результаты реализации модели взаимодействия 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ5 89
ПРИЛОЖЕНИЕ6 90
ПРИЛОЖЕНИЕ7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ8 99
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в ДОО 6
1.2. Характеристика детско - родительских отношений в период
детства 22
1.3. Оптимизация детско-родительских отношений во взаимодействии
педагогов с родителями 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1. Описание опытно-поисковой работы 38
2.2. Организация взаимодействия педагогов дошкольной организации с
родителями по оптимизации детско-родительских отношений 44
2.3. Результаты реализации модели взаимодействия 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ3 77
ПРИЛОЖЕНИЕ4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ5 89
ПРИЛОЖЕНИЕ6 90
ПРИЛОЖЕНИЕ7 95
ПРИЛОЖЕНИЕ8 99
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе выражается основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп.5; раздел I, п. 1.7., пп.6;раздел II, п. 2.11.2.).
Именно поэтому, всё чаще ученые исследователи в сфере педагогики и психологии обращаются к изучению семейных отношений, в которых развиваются детско-родительские отношения, стараясь найти технологии, которые будут оптимизировать эти отношения и положительно влиять на формирование здорового подрастающего поколения.
Семья и дошкольные учреждения - два важных института, играющих важную роль в жизни ребенка, осуществляющие воспитание и дающие основы социализации. Воспитательные функции семьи самые важные. Именно здесь, в семье ребенок приобретет первый опыт и навыки общения, получает азы для выхода в общественную жизнь - дошкольное учреждение, которое наряду с семьей играет многозначную роль в формировании здоровой и гармоничной личности ребенка.
Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова, Т.В. Кротова, Л.В. Свирская указывают на важность сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в воспитательную среду дошкольного образования изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей.
Семья, выступая важнейшим институтом социализации личности формирует у ребенка психологическую основу идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, привитые в семье, могут видоизменяться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывая фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сформировавшейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируя отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.
Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации важнейшее условие эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Проблема взаимодействия педагога с родителями на современном этапе развития науки и общества актуальна и обосновывается тем, что родители, как приоритетные воспитатели нуждаются в помощи специалистов детского сада: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско - родительских отношений.
Объект исследования - взаимодействие педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений.
Цель исследования: теоретически изучить и практически проверить эффективность организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений.
Цель определила задачи исследования:
1. Раскрыть основные теоретические подходы в осуществлении взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
2. Описать направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной организации.
3. Раскрыть возможности взаимодействии педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений.
4. Разработать и описать модель организации взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями по оптимизации детско- родительских отношений.
Для решения поставленных задач были реализованы следующие методы исследования: теоретический анализ; эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос).
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 26, г. Екатеринбург, Ленинский район, Свердловской области; в исследовании приняли участие: 22 родителей и группа детей 22 воспитанников (12 мальчиков, 10 девочек; возраст детей от 5 до 6 лет).
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
Именно поэтому, всё чаще ученые исследователи в сфере педагогики и психологии обращаются к изучению семейных отношений, в которых развиваются детско-родительские отношения, стараясь найти технологии, которые будут оптимизировать эти отношения и положительно влиять на формирование здорового подрастающего поколения.
Семья и дошкольные учреждения - два важных института, играющих важную роль в жизни ребенка, осуществляющие воспитание и дающие основы социализации. Воспитательные функции семьи самые важные. Именно здесь, в семье ребенок приобретет первый опыт и навыки общения, получает азы для выхода в общественную жизнь - дошкольное учреждение, которое наряду с семьей играет многозначную роль в формировании здоровой и гармоничной личности ребенка.
Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, Т.А. Данилина, Т.Н. Доронова, Т.В. Кротова, Л.В. Свирская указывают на важность сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнёра и активного субъекта в воспитательную среду дошкольного образования изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей.
Семья, выступая важнейшим институтом социализации личности формирует у ребенка психологическую основу идентичности, систему ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, привитые в семье, могут видоизменяться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывая фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сформировавшейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируя отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.
Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации важнейшее условие эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Проблема взаимодействия педагога с родителями на современном этапе развития науки и общества актуальна и обосновывается тем, что родители, как приоритетные воспитатели нуждаются в помощи специалистов детского сада: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско - родительских отношений.
Объект исследования - взаимодействие педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений.
Цель исследования: теоретически изучить и практически проверить эффективность организация взаимодействия педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений.
Цель определила задачи исследования:
1. Раскрыть основные теоретические подходы в осуществлении взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной образовательной организации.
2. Описать направления и формы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольной организации.
3. Раскрыть возможности взаимодействии педагогов с родителями по оптимизации детско-родительских отношений.
4. Разработать и описать модель организации взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями по оптимизации детско- родительских отношений.
Для решения поставленных задач были реализованы следующие методы исследования: теоретический анализ; эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос).
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 26, г. Екатеринбург, Ленинский район, Свердловской области; в исследовании приняли участие: 22 родителей и группа детей 22 воспитанников (12 мальчиков, 10 девочек; возраст детей от 5 до 6 лет).
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
По завершению нашей работы, представляется возможным сделать краткие выводы.
На современном этапе развития психолого - педагогических наук обозначена актуальная проблема взаимодействия детей и родителей в целях оптимизации детско-родительских отношений. Поскольку личность ребёнка начинает формироваться в дошкольном возрасте, педагоги детских дошкольных учреждений должны стремиться к оптимизации детско- родительских отношений разными путями.
Одним из таких решений может быть оптимизация детско - родительских отношений посредством педагогического взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения, детско - родительские отношения всегда занимали важное место в отечественной и педагогической науке.
Проведенный теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, позволил определить, что в настоящее время детско - родительские отношения обостряются в условиях кризисных явлений в обществе.
А.С. Спиваковская определяет «родительское отношение как реальную направленность, которая позволяет описывать объёмные фон отношений, в основе которых стоит сознательное или бессознательное оценка ребенка выражающееся в способах и формах взаимодействия с детьми и позволяющие представить структуру детско - родительских отношений в целом и изучить, каким образом те или иные мотивы личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах воспитания и поведения и взаимоотношений с детьми» [56].
Л.Д. Столяренко, С.И.Самыгина указывают на следующие принципы, являющиеся основополагающими для развития детско - родительских отношений, направленных на развитие личности ребенка:
- гуманность к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверие в детско - родительских отношениях;
- оптимистичность взаимоотношений;
- последовательность требований к ребенку;
- оказание посильной помощи ребенку и постоянная готовность отвечать на его вопросы [60].
О.А. Карабанова дает следующее определение феномену детско - родительских отношений - «это система межличностных установок, ориентиров, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: сверху вниз в скобках ребенок родители и сверху вниз родителей ребенок, которая определяется совместной деятельностью и общение между членами семьи» [31].
Необходимо также отметить, что оптимизация есть некий текущий инновационный процесс, ставящий всё более высокие задачи в процессах обучения и воспитания, реализуемый все более совершенными педагогическими технологиями. Кроме этого, нельзя исключать ни один компонент оптимизации из этого инновационного процесса, разрабатывая который, необходимо опираться на общую систему закономерности учебно - воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что оптимизация - это поиск наилучшего варианта решения задач при определённых требованиях или ограничениях, в любом случае, оптимизация - это некий путь к методическому творчеству, посредством преодоления шаблонов в воспитании и во взаимодействии с родителями. Кроме того, это путь профессионально - личностного развития педагога и его мышления, его умений, навыков, закрепление практики применения способов оптимизации детско - родительских отношений и в целом развитие педагогической компетенции в аспекте реализации педагогического взаимодействия по оптимизации детско - родительских отношений.
Опытно - поисковая работа проводилась в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 26» «Лесовичок» города Екатеринбурга с сентября 2016 года по май 2017 года на базе разработанной нами модели организации взаимодействия педагогов и родителей. В исследовании была задействована старшая группа детского сада «Васильки»: воспитанники дошкольной организации 22 человека, родители воспитанников - 22 человека.
В ходе проблемно - поискового этапа нашего исследования был осуществлен мониторинг направленности родителей воспитанников на педагогическое взаимодействие с воспитателями ДОУ, а также проанализирована годовая программа работы со старшей группой в детском дошкольном учреждении совместно с родителями и проведена её корректировка. В ходе исследовательской работы нами было выдвинуто предположение, что взаимодействие педагогов и родителей в целях оптимизации детско - родительских отношений будет эффективным, если будут присутствовать определенные педагогические условия: педагогическое партнерство, для включения родителей в педагогический процесс, грамотно будет организована совместная деятельность педагогов и родителей в условиях группы, вовлечение родителей в какие-либо проекты (педагогическое проектирование), деятельность должна осуществляться в диалоговой форме на основе принципов сформулированных в нашей модели организации взаимодействия: добровольность, взаимоответственность, взаимопонимание.
Таким образом, результаты теоретического исследования и экспериментальных мер подтвердили выдвинутую гипотезу исследования.
Однако они не исчерпывают всех проблем взаимодействия педагогов и родителей, и не претендуют на окончательное решение усложняющихся задач поиска активных методов взаимодействия педагогов и родителей в дошкольных образовательных учреждениях. Дальнейшее изучение проблемы требует разработки технологий профессиональной подготовки педагогов к работе в особых формах дошкольного образования в присутствии родителей, а также специальных программ взаимодействия педагогов и родителей в особых формах дошкольного образования.
Разработанная модель может быть успешно внедрена в практику работы дошкольного учреждения.
На современном этапе развития психолого - педагогических наук обозначена актуальная проблема взаимодействия детей и родителей в целях оптимизации детско-родительских отношений. Поскольку личность ребёнка начинает формироваться в дошкольном возрасте, педагоги детских дошкольных учреждений должны стремиться к оптимизации детско- родительских отношений разными путями.
Одним из таких решений может быть оптимизация детско - родительских отношений посредством педагогического взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения, детско - родительские отношения всегда занимали важное место в отечественной и педагогической науке.
Проведенный теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, позволил определить, что в настоящее время детско - родительские отношения обостряются в условиях кризисных явлений в обществе.
А.С. Спиваковская определяет «родительское отношение как реальную направленность, которая позволяет описывать объёмные фон отношений, в основе которых стоит сознательное или бессознательное оценка ребенка выражающееся в способах и формах взаимодействия с детьми и позволяющие представить структуру детско - родительских отношений в целом и изучить, каким образом те или иные мотивы личности родителей выражаются, актуализируются в конкретных формах воспитания и поведения и взаимоотношений с детьми» [56].
Л.Д. Столяренко, С.И.Самыгина указывают на следующие принципы, являющиеся основополагающими для развития детско - родительских отношений, направленных на развитие личности ребенка:
- гуманность к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверие в детско - родительских отношениях;
- оптимистичность взаимоотношений;
- последовательность требований к ребенку;
- оказание посильной помощи ребенку и постоянная готовность отвечать на его вопросы [60].
О.А. Карабанова дает следующее определение феномену детско - родительских отношений - «это система межличностных установок, ориентиров, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: сверху вниз в скобках ребенок родители и сверху вниз родителей ребенок, которая определяется совместной деятельностью и общение между членами семьи» [31].
Необходимо также отметить, что оптимизация есть некий текущий инновационный процесс, ставящий всё более высокие задачи в процессах обучения и воспитания, реализуемый все более совершенными педагогическими технологиями. Кроме этого, нельзя исключать ни один компонент оптимизации из этого инновационного процесса, разрабатывая который, необходимо опираться на общую систему закономерности учебно - воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что оптимизация - это поиск наилучшего варианта решения задач при определённых требованиях или ограничениях, в любом случае, оптимизация - это некий путь к методическому творчеству, посредством преодоления шаблонов в воспитании и во взаимодействии с родителями. Кроме того, это путь профессионально - личностного развития педагога и его мышления, его умений, навыков, закрепление практики применения способов оптимизации детско - родительских отношений и в целом развитие педагогической компетенции в аспекте реализации педагогического взаимодействия по оптимизации детско - родительских отношений.
Опытно - поисковая работа проводилась в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 26» «Лесовичок» города Екатеринбурга с сентября 2016 года по май 2017 года на базе разработанной нами модели организации взаимодействия педагогов и родителей. В исследовании была задействована старшая группа детского сада «Васильки»: воспитанники дошкольной организации 22 человека, родители воспитанников - 22 человека.
В ходе проблемно - поискового этапа нашего исследования был осуществлен мониторинг направленности родителей воспитанников на педагогическое взаимодействие с воспитателями ДОУ, а также проанализирована годовая программа работы со старшей группой в детском дошкольном учреждении совместно с родителями и проведена её корректировка. В ходе исследовательской работы нами было выдвинуто предположение, что взаимодействие педагогов и родителей в целях оптимизации детско - родительских отношений будет эффективным, если будут присутствовать определенные педагогические условия: педагогическое партнерство, для включения родителей в педагогический процесс, грамотно будет организована совместная деятельность педагогов и родителей в условиях группы, вовлечение родителей в какие-либо проекты (педагогическое проектирование), деятельность должна осуществляться в диалоговой форме на основе принципов сформулированных в нашей модели организации взаимодействия: добровольность, взаимоответственность, взаимопонимание.
Таким образом, результаты теоретического исследования и экспериментальных мер подтвердили выдвинутую гипотезу исследования.
Однако они не исчерпывают всех проблем взаимодействия педагогов и родителей, и не претендуют на окончательное решение усложняющихся задач поиска активных методов взаимодействия педагогов и родителей в дошкольных образовательных учреждениях. Дальнейшее изучение проблемы требует разработки технологий профессиональной подготовки педагогов к работе в особых формах дошкольного образования в присутствии родителей, а также специальных программ взаимодействия педагогов и родителей в особых формах дошкольного образования.
Разработанная модель может быть успешно внедрена в практику работы дошкольного учреждения.
Подобные работы
- Организация взаимодействия педагогов с родителями по совершенствованию детско-родительских отношений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация детско-родительских отношений
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, средствами семейного клуба
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО КЛУБА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Особенности детско-родительских отношений в семьях с приемными детьми
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Организация взаимодействия педагогов с родителями
в период адаптации детей раннего возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



