Глава 1. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности учащихся в обучении чтению на уроках иностранного языка 7
1.1. Место и роль самостоятельной работы в системе современного
школьного образования 7
1.2. Виды и формы организации самостоятельной работы учащихся в
обучении иностранному языку 14
1.3. Цели и содержание обучения чтению на немецком языке на старшем
этапе 21
1.4. Методы активного обучения чтению 28
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Организация самостоятельной работы учащихся в обучении чтению на уроках немецкого языка в 11 классе 34
2.1. Принципы и содержание элективного курса по самостоятельной работе в обучении чтению на старшем этапе 34
2.2. Анализ УМК по немецкому языку для 11 класса на предмет обучения
самостоятельному чтению на иностранном языке 41
2.3. Результаты опытного обучения по внедрению элективного курса
«Самостоятельная работа в обучении чтению» 43
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Самостоятельная работа в обучении иностранному языку, несомненно, играет очень важную роль. Не зря М. Уэст сказал: «Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться» [Цит. по: Гиниатуллин 2014: 173].
Выполнение самостоятельной работы, как в учебном заведении, так и дома, позволяет учащимся развить в себе такие качества, как воля, целеустремленность, независимость и т. п. Без выполнения самостоятельной работы нельзя представить себе овладение иностранным языком на профессиональном уровне. В настоящее время в школах самостоятельная работа выдвигается на передний план и становится важной, неотъемлемой частью обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения самостоятельная работа имеет неразрывную связь с самообразованием и универсальными учебными действиями (далее - УУД). Следовательно, самостоятельная работа в обучении иностранному языку является актуальной на сегодняшний день.
Говоря о самостоятельной работе учащихся, следует учесть то, что важно не только развить самостоятельность в познавательной деятельности и научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями, умениями, навыками, но и научить их самостоятельно применять полученные знания в дальнейшей жизни.
В процессе обучения учащийся должен достичь такого уровня самостоятельности, который позволит ему расширить свои границы, тем самым направит учащегося на развитие самообразования, которое играет очень важную роль как одна из значимых тенденций образования.
Кроме того, в ФГОС отмечается, что выпускник должен уметь читать литературу на изучаемом языке, используя разные стратегии чтения [Федеральный государственный образовательный стандарт].
Изучение методической литературы по проблемам обучения иноязычному чтению, анализ опыта работы учителей, анализ результатов ОГЕ и ЕГЭ по немецкому языку свидетельствуют о том, что учащиеся не овладевают всеми видами чтения в той мере, в какой это необходимо, чтобы пользоваться ими практически.
Принимая во внимание, что чтение является самым доступным способом коммуникации на иностранном языке, необходимо интенсифицировать процесс обучения данному виду речевой деятельности. Возможным решением данной проблемы нам представляется использование методического потенциала самостоятельной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
Вышеизложенное доказывает актуальность темы нашего исследования и свидетельствует о том, что вопрос рациональной методики обучения самостоятельным приемам чтения на иностранном языке не нашел пока полного решения как в теории, так и в практике и может рассматриваться как актуальная задача современной методики обучения иностранным языкам.
Объектом исследования выступает процесс обучения чтению на уроках иностранного языка учащихся старших классов, а предметом - педагогические условия организации самостоятельной работы в обучении чтению в старших классах.
Целью исследования является теоретическое обоснование и апробация модели организации самостоятельной работы учащихся старших классов в обучении чтению на уроках иностранного языка.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, структуру и содержание самостоятельной работы;
2. Определить основные функции самостоятельной работы учащихся в обучении иностранному языку;
3. Выявить и обосновать педагогические условия организации
самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка;
4. Выявить цели и содержание обучения чтению на старшем этапе;
5. Разработать рабочую программу элективного курса по теме «Самостоятельная работа в обучении иностранному языку»;
6. Апробировать модель рабочей программы элективного курса по теме «Самостоятельная работа в обучении чтению»;
7. Описать результаты исследования.
Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научно-методической литературы и нормативных документов, практические - анкетирование, моделирование учебного процесса, опытное обучение, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость определяется тем, что в работе обоснована необходимость и целесообразность обучения основным приемам самостоятельного чтения на иностранном языке; уточнены теоретические представления о видах и способах организации самостоятельной работы в обучении иностранному языку.
Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения реальной роли самостоятельной работы в обучении иностранному языку.
Методологической базой исследования послужили научные труды Бориско Н. Ф, Гальсковой Н. Д., Гиниатуллина И. А., и Коряковцевой Н. Ф.
В соответствии с поставленными целями и задачами структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 50 источников, и приложений.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены и обсуждены на 8 и 9 студенческой научно-практической конференции «Романские и германские языки: актуальные проблемы лингвистики и методики» 12 апреля 2016 года и 12 апреля 2017 в УрГПУ (г. Екатеринбург). Содержание выступления отражено в опубликованных тезисах и статье к данной конференции. Представленный доклад был отмечен сертификатом.
Наша работа была посвящена раскрытию сущности, структуры и содержания самостоятельной работы, выявлению ее основных функций, педагогических условий организации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка, выявлению целей, содержания и особенностей обучения чтению, рассмотрению различных методик обучения самостоятельному чтению на старшем этапе. В основу исследования были положены дефиниции самостоятельной работы в методике и дидактике, классификации самостоятельной работы различных педагогов и ученых.
В результате анализа литературы были даны определения таким понятиям, как самостоятельная работа, организация самостоятельной работы, чтение, особенности чтения, а также была определена связь самостоятельной работы с таким понятием как универсальные учебные действия.
Рассмотрев Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, мы пришли к выводу, что самостоятельная работа становится основной ведущей деятельностью учащихся и готовит их к самообразованию. Учащиеся учатся сами управлять своей деятельностью, применять полученные знания на практике, умеют оценивать и анализировать свои действия, ставить цели и самостоятельно двигаться к ним.
Рассмотрев различные классификации видов самостоятельной работы, мы выявили сходства и различия классификаций разных ученых в методике и педагогике, кратко описали виды самостоятельных работ.
Выделив основные и важнейшие функции самостоятельной работы в обучении иностранному языку, мы определили насколько важным и неотъемлемым компонентом обучения является самостоятельная работа, какие качества формируются у учащихся при выполнении самостоятельной работы и как это влияет на дальнейшее самообразование.
Рассмотрев цели, содержание, особенности чтения на старшем этапе, мы выяснили, что на старшем этапе учащиеся совершенствуют приобретенные навыки и умения, читая тексты разного типа и уровня понимания информации.
В результате анкетирования и опроса учащихся 10-11 классов нами было выявлено, что большая часть учащихся не осознает значимость самостоятельной работы в обучении иностранному языку. Кроме того, учащиеся воспринимают самостоятельную работу как необходимый вид учебно-познавательной деятельности, но не имеют достаточной мотивации, интереса к изучению иностранного языка. Таким образом, была разработана рабочая программа элективного курса для формирования правильного представления о самостоятельной работе, развития навыков самоорганизации, овладения стратегиями самостоятельного чтения и повышения интереса к изучению немецкого языка. Так, было проведено 4 пробных занятия и срез знаний, который показал эффективность данного элективного курса. Учащиеся овладели базовыми знаниями о самостоятельной работе и стратегиями самостоятельного чтения, стали более заинтересованными в изучении немецкого языка и использовании различных методик при чтении иноязычных текстов.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме, цель достигнута - теоретически обоснована организация самостоятельной работы в обучении чтению на уроках немецкого языка на старшем этапе, успешно апробирована модель элективного курса в обучении стратегиям самостоятельного чтения, проведен качественный и количественный анализ результатов исследования.
Артёмов В. А. Психология обучения иностранным языкам. - М.:
Просвещение, 1969. - 348 с.
2. Бориско Н. Ф. Сам себе методист или советы изучающему иностранный язык. - Киев: «Фирма «ИНКОС», 2001. - 267 с.
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
4. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете. - Свердловск: Свердловский пед. институт, 1990. - 94 с.
5. Гиниатуллин И. А. О некоторых аспектах качественной языковой подготовки бакалавров-лингвистов // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. - С. 173-174.
6. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная работа в обучении иностранному языку как специальности // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 120-126.
7. Гурвич, П. Б. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка. М.: Просвещение, 1976. - 155 с.
8. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М., 1991. - 315 с.
9. Комарова Е. В. Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном языке // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 574-576.
10. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. - М: АРКТИ, 2002. - 176 с.
11. Пахотина, С. В. Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогического вуза. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. - 135 с.
12. Пахотина, С. В. Немецкий язык: сборник текстов и упражнений для само-стоятельной работы студентов. В 8 ч. Ч. 2. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2010. - 135 с.
13. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М: Педагогика, 1980. - 240 с.
14. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.И., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
15. Самсонова Н. И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 706-708.
16. Стрекозин В. П. Организация процесса обучения в школе. - М: Просвещение, 1968. - 125 с.
...