ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Общая характеристика скоростно-силовых качеств
1.2. Физиологические особенности проявления скоростно-силовых качеств
1.3. Методика развития скоростно-силовых качеств у
баскетболисток 19-20 лет
1.3.1. Средства развития скоростно-силовых качеств у
баскетболисток 19-20 лет
1.3.2. Методы развития скоростно-силовых качеств у
баскетболисток 19-20 лет
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВ АНИЯ
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Скоростно - силовые качества - одно из важнейших физических качеств, которое проявляется как в профессиональной, спортивной деятельности, так и в повседневной жизни людей. Они отражают общий уровень работоспособности человека и функционирование его организма. [20]
По-мнению Губы В.П. [11] скоростно - силовые качества - это способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения.
Следует понимать, что, современный баскетбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков, которая носит преимущественно динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются передвижения по площадке, такие как бег, ходьба и прыжки и действия с мячом. И от того, насколько баскетболист хорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи.
На развитие специальной подготовки и соответственно на спортивный результат, влияет методика развития скоростно - силовых качеств, которая предусматривает определенный порядок применения средств и методов тренировки, введение последовательной аэробной работы той или иной направленности. [40]
Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности. По данным науки в баскетболе 70% движений носят скоростно-силовой характер. Именно поэтому следует уделять большое внимание развитию именно этих качеств. [40]
Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки баскетболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть [50; 35].
Во время игрового процесса и в ходе борьбы на площадке, баскетболисты выполняют множество действий скоростно-силовой направленности, в связи, с чем можно с уверенностью говорить о специфике скоростно-силовой подготовленности конкретного спортсмена. [8]
Обобщая данные литературных источников, можно констатировать, что скоростно - силовые качества имеют период наиболее чувствительного развития с 9 до 19 лет, а по некоторым данным и до 20 лет. В наши дни существуют различные методы и средства для развития скоростно - силовых качеств. Но эффективность этих методов может сильно отличаться друг от друга. Таким образом, необходимо выявить наиболее эффективные средства и методы развития скоростно - силовых качеств. [48]
Проблеме развития скоростно - силовых качеств у спортсменов были посвящены работы таких авторов как О.В. Жбанков [15], Л.Д. Назаренко [24], Ж.К.Холодов [49] и другие. Вместе с тем, данная проблема остается достаточно актуальной и в настоящее время.
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития скоростно - силовых способностей у баскетболисток 19-20 лет.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс баскетболисток 19 - 20 лет.
Предмет исследования - средства и методы развития скоростно - силовых способностей баскетболисток 19 - 20 лет.
Цель исследования - определить эффективность применяемых средств и методов, направленных на повышение уровня развития скоростно - силовых способностей баскетболисток 19 - 20 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплексы упражнений для развития скоростно-силовых способностей у баскетболисток 19-20 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность применяемых средств и методов, направленных на развитие скоростно-силовых способностей у баскетболисток 19-20 лет.
4. Выявить динамику развития скоростно-силовых способностей у баскетболисток 19-20 лет за период эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная работа представлена на 51 страницах. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 4 приложений. Список литературы содержит 51 источников. В работу включены рисунки - 6 и таблицы -8.
Скоростно - силовые качества, как способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в наиболее кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения, проявляемой в большинстве случаев в динамическом режиме, является одним из важнейших физических качеств, необходимых для баскетболистов. Своевременно формирование физиологических основ развития скоростно - силовых качеств положительно повлияет на их дальнейшее развитие. Так же, в будущем это будет являться хорошей базой для уже взрослых высококвалифицированных спортсменов. Во время различных игровых действий проявляемые особенности скоростно - силовых качеств помогают выявлять качественную специфику движений и подбирать подходящие средства и методы для скоростно - силовой подготовки баскетболисток.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. По данным ряда литературных источников, скоростно - силовые качества имеют период наиболее чувствительного развития с 9 до 19 лет, а по данным Сиротина О.С. до 20 лет.
2. Разработаны комплексы упражнений, направленные на повышение уровня развития скоростно - силовых качеств у девушек 19-20 лет, занимающихся баскетболом. Упражнения включались в основную часть тренировочного занятия, продолжительность их составляла 30 минут.
3. Результаты педагогического эксперимента выявили следующее:
- в тесте «прыжок в длину с места» к концу эксперимента лучший результат был показан девушками экспериментальной группы. Прирост составил 10,5%. , а в контрольной группе - 2,1%;
- в тесте «бег на 30 м» достоверные изменения с лучшим результатом были показаны девушками экспериментальной группы, где прирост результатов составил 14%, тогда как в контрольной группе прирост результата составил 7%.;
- к концу эксперимента наблюдались достоверные изменения у девушек экспериментальной группы в тесте «выпрыгивание вверх с места». Результат в экспериментальной группе увеличился на 20,0%, в контрольной всего 7,5%.
- на контрольном этапе разница результатов теста «тройной прыжок с места» экспериментальной группы составила 10 см., контрольной группы 5 см. Экспериментальная группа - прирост показателя - 1,6 %. Контрольная группа- прирост показателя - 0,8 %.
Таким образом, в процессе применения разработанных комплексов упражнений зафиксирована эффективность их воздействия на развитие скоростно - силовых качеств баскетболисток 19 - 20 лет, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
1. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - [Текст] /В.В. Бойко. - М.: 1987. - 144 с.
2. Кошин В.В. Лёгкая атлетика. Начальный этап обучения: учебник. - [Текст] / В.В. Кошин. М.: 1999. - 89 с.
3. Вальтин, А.И. Мини-баскетбол в школе. - [Текст] / А.И. Вальтин.- М.: Просвещение, 1976. - 111 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - [Текст] /Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
5. Вуден, Д. Р. Современный баскетбол. - [Текст] / Д. Р. Вуден. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 143 с.
6. Гагуа, Е.Д. Тренировка спринтера. - [Текст] / Е.Д. Гагуа. - М.: Олимпия Пресс: Терра-Спорт, 2001. - 72 с.
7. Годик, М.А. Спортивная метрология. - [Текст] / М.А. Годик. - М.: Физкультура и Спорт, 1978. - 65 с.
8. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. - [Текст] / А.Я. Гомельский. - М., 1997. - 78 с.
9. Грасис, А.М. Специальные упражнения баскетболистов. - [Текст] / А.М. Грасис. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 85 с.
10. Губа, В.П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта. - [Текст] / В.П. Губа. - М.: Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1999. - № 3-4. - 8 - 12 с.
11. Губа, В.П. Современные проблемы ранней спортивной ориентации. - [Текст] / В.П. Губа. - М.: ТО информационно-коммерческое агентство, 1998. - 72с.
12. Денисюк, Л.О. О методике развития двигательных качеств у детей школьного возраста. - [Текст] /Л.О. Денисюк. - М.: Материалы IV научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков, 1968.
- 225 с.
13. Драндров, Г.А. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учётом типологических особенностей проявления свойств нервной системы. - [Текст] / Г.А. Драндров. - М.: 1989. - 33с. (9)
14. Евстафьев, Б.В. Физические способности, как вид способностей человека. - [Текст] / Б.В. Евстафьев. - М.: Просвещение, 1987., с. 40. (10)
15. Жбанков, О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов. - [Текст] / О. В. Жбанков. - М.: Физкультура и спорт. 1995. - № 3. - 19-21 с.
...