Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Работа №98213

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИДОШКОЛЬНИКА 6
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания в научной
литературе 6
1.2. Организация в образовательном процессе ДОУ педагогических
условий по формированию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 26
1.1. Изучение начального уровня сформированности духовно-
нравственых качеств личности дошкольников 26
2.2. Система работы по формированию духовно-нравственных качеств
личности дошкольника 34
2.3. Итоговая диагностика в интерпретации полученных данных 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56


Вопросам формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В концепции содержания непрерывного образования одна из целей сформулирована как воспитание нравственного человека, выделены приоритетные задачи: формирование различных знаний о мире, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества [11].
В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности [46].
Одним из принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт направлен на решение таких задач, как: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно¬нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
В работах отечественных педагогов К.Д. Ушинского, И. Гербарта, Л.Н. Толстого, А.А. Люблинской, И.С. Марьеко, А.М. Прихожан, Г. Песталоцци воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы человека.
Исследования ученых, таких как А.С. Макаренко, Запорожец, Л.С. Выготский, О.С. Богданова, Я.З. Неверович, А.А. Смирнов, показывают, что дошкольный возраст - возраст больших возможностей, приобщения ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна для нашего ДОУ, так как приоритетным направлением нашего детского сада является социально-личностное развитие воспитанников. Вопросы духовно¬нравственного воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование духовно-нравственных качеств личности у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений, значительное внимание уделяется проблемам социализации подрастающего поколения.
Цели воспитания должны быть, направлены на формирование у дошкольника системы общечеловеческих ценностей (любви, добра, патриотизма, больших духовных и культурных ценностей личности) учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности.
Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности духовно-нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. В настоящее время актуальной является проблема изучения педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Цель исследования - выявить и определить эффективность влияния педагогических условий на формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Объект исследования - процесс формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Предмет исследования - педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника в научной литературе;
2. Выявить педагогические условия, направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности, проверить эффективность их воздействия на личность дошкольника.
3. Создать необходимые условия для организации работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МДОУ детский сад № 28 ГО Богданович с.Тыгиш.
Методы исследования:
- теоретические - анализ по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- практические - изучение педагогического опыта МДОУ детский сад № 28, педагогическое наблюдение, беседа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов в практике дошкольного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения со стороны педагогических работников.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Проблему духовно- нравственного воспитания исследовали философы, психологи, педагоги - ученые. Но и в наше время она остается актуальна. Эффективность духовно-нравственного воспитания возможна, при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие духовно-нравственные принципы. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Используя стандартные методы исследования, были выявлены методы и формы организации работы по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста. При изучении методической литературы, были выявлены и изучены труды ученых в области педагогики, а также особенности процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
В практической части нами были описаны педагогические условия по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Правильно подобранные педагогические условия позволяют не только формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника, но и помогает в общем развитии дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом.
Обобщая материалы теоретического исследования и опыта образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, следует отметить, что духовно-нравственное воспитание на современном этапе модернизации образования становится одним из основных компонентов образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, что позволяет достичь задач формирования гармонично развитой, гуманной личности, гражданина, истинного патриота.
Основной результат работы это воспитание всесторонне развитой, целостной, гармоничной личности ребенка, которая будет: доброй, не причиняющий зла живому, честной и справедливой, любящей и заботливой, трудолюбивой и настойчивой; творящей и оберегающей красоту мира, стремящейся к знаниям, смелой и решительной, творческой и креативной, самостоятельной, патриотичной, чувствующей связь со своим народом, страной, культурой, бережно относящейся к слову, к своим речевым поступкам, толерантной.
Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает её значимости.
Практическая значимость исследования:
- определены педагогические условия, способствующие эффективному формированию духовно-нравственных основ личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения: активное включение ребенка в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию им духовно-нравственных ценностей; использование средств художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка за счет приобщения детей к миру духовно-нравственных ценностей, норм поведения;
- представлены в системе работы педагогические условия, методика осуществления целостного, непрерывного процесса, способствующие формированию духовно-нравственных основ личности дошкольника, с опорой на развитие следующих компонентов: когнитивного, эмоционально¬ценностного, поведенческого;
- материалы могут применяться в практике дошкольного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения со стороны педагогических работников, а также в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования, при обучении студентов педагогических колледжей и вузов.


1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.
3. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно¬практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск -¬Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.
4. Бозорова Х.Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый 2014 09 (68) июнь-2 М.: ООО «Издательство Молодой ученый». 2014. С. 13-22
5. Булгаков В.Ф. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого М.: Издание Издательской Комиссии Москов. Севета Солдат. Депутатов, 1917. - 254 с.
6. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с.
7. Буре Р.С., Година Г.Н. и др. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. Под ред. А. М. Виноградовой. Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
8. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. Методическое пособие. М.: Айрисс-пресс, 2008. - 192 с.
9. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. М.: Скрипторий 2003, 2006. 39 с.
10. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
11. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2010. - 24 с.
12. Дарбинян А.Р. (ред.) Гуманизация обучения и воспитания в системе образования: теория и практика Материалы международной научно¬практической конференции 20-21 марта 2012 года. - Пенза - Ереван - Колин: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 183 с.
13. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009.
14. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2013. №9-10.
15. Изотова Е.И. Психологическая служба в общеобразовательном учреждении. М.: Академия, 2010. - 288 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ