ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИДОШКОЛЬНИКА 6
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания в научной
литературе 6
1.2. Организация в образовательном процессе ДОУ педагогических
условий по формированию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 26
1.1. Изучение начального уровня сформированности духовно-
нравственых качеств личности дошкольников 26
2.2. Система работы по формированию духовно-нравственных качеств
личности дошкольника 34
2.3. Итоговая диагностика в интерпретации полученных данных 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Вопросам формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В концепции содержания непрерывного образования одна из целей сформулирована как воспитание нравственного человека, выделены приоритетные задачи: формирование различных знаний о мире, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества [11].
В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности [46].
Одним из принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Стандарт направлен на решение таких задач, как: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно¬нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
В работах отечественных педагогов К.Д. Ушинского, И. Гербарта, Л.Н. Толстого, А.А. Люблинской, И.С. Марьеко, А.М. Прихожан, Г. Песталоцци воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно-нравственной сферы человека.
Исследования ученых, таких как А.С. Макаренко, Запорожец, Л.С. Выготский, О.С. Богданова, Я.З. Неверович, А.А. Смирнов, показывают, что дошкольный возраст - возраст больших возможностей, приобщения ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна для нашего ДОУ, так как приоритетным направлением нашего детского сада является социально-личностное развитие воспитанников. Вопросы духовно¬нравственного воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование духовно-нравственных качеств личности у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений, значительное внимание уделяется проблемам социализации подрастающего поколения.
Цели воспитания должны быть, направлены на формирование у дошкольника системы общечеловеческих ценностей (любви, добра, патриотизма, больших духовных и культурных ценностей личности) учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности.
Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности духовно-нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. В настоящее время актуальной является проблема изучения педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Цель исследования - выявить и определить эффективность влияния педагогических условий на формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Объект исследования - процесс формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Предмет исследования - педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника в научной литературе;
2. Выявить педагогические условия, направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности, проверить эффективность их воздействия на личность дошкольника.
3. Создать необходимые условия для организации работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МДОУ детский сад № 28 ГО Богданович с.Тыгиш.
Методы исследования:
- теоретические - анализ по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
- практические - изучение педагогического опыта МДОУ детский сад № 28, педагогическое наблюдение, беседа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов в практике дошкольного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения со стороны педагогических работников.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Проблему духовно- нравственного воспитания исследовали философы, психологи, педагоги - ученые. Но и в наше время она остается актуальна. Эффективность духовно-нравственного воспитания возможна, при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие духовно-нравственные принципы. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Используя стандартные методы исследования, были выявлены методы и формы организации работы по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста. При изучении методической литературы, были выявлены и изучены труды ученых в области педагогики, а также особенности процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
В практической части нами были описаны педагогические условия по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
Правильно подобранные педагогические условия позволяют не только формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольника, но и помогает в общем развитии дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом.
Обобщая материалы теоретического исследования и опыта образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, следует отметить, что духовно-нравственное воспитание на современном этапе модернизации образования становится одним из основных компонентов образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, что позволяет достичь задач формирования гармонично развитой, гуманной личности, гражданина, истинного патриота.
Основной результат работы это воспитание всесторонне развитой, целостной, гармоничной личности ребенка, которая будет: доброй, не причиняющий зла живому, честной и справедливой, любящей и заботливой, трудолюбивой и настойчивой; творящей и оберегающей красоту мира, стремящейся к знаниям, смелой и решительной, творческой и креативной, самостоятельной, патриотичной, чувствующей связь со своим народом, страной, культурой, бережно относящейся к слову, к своим речевым поступкам, толерантной.
Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает её значимости.
Практическая значимость исследования:
- определены педагогические условия, способствующие эффективному формированию духовно-нравственных основ личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения: активное включение ребенка в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию им духовно-нравственных ценностей; использование средств художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка за счет приобщения детей к миру духовно-нравственных ценностей, норм поведения;
- представлены в системе работы педагогические условия, методика осуществления целостного, непрерывного процесса, способствующие формированию духовно-нравственных основ личности дошкольника, с опорой на развитие следующих компонентов: когнитивного, эмоционально¬ценностного, поведенческого;
- материалы могут применяться в практике дошкольного воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения со стороны педагогических работников, а также в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования, при обучении студентов педагогических колледжей и вузов.
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.
3. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно¬практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск -¬Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.
4. Бозорова Х.Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый 2014 09 (68) июнь-2 М.: ООО «Издательство Молодой ученый». 2014. С. 13-22
5. Булгаков В.Ф. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого М.: Издание Издательской Комиссии Москов. Севета Солдат. Депутатов, 1917. - 254 с.
6. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с.
7. Буре Р.С., Година Г.Н. и др. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. Под ред. А. М. Виноградовой. Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
8. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. Методическое пособие. М.: Айрисс-пресс, 2008. - 192 с.
9. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. М.: Скрипторий 2003, 2006. 39 с.
10. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
11. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М.: Просвещение, 2010. - 24 с.
12. Дарбинян А.Р. (ред.) Гуманизация обучения и воспитания в системе образования: теория и практика Материалы международной научно¬практической конференции 20-21 марта 2012 года. - Пенза - Ереван - Колин: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 183 с.
13. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009.
14. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2013. №9-10.
15. Изотова Е.И. Психологическая служба в общеобразовательном учреждении. М.: Академия, 2010. - 288 с.
...