ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Мотивация: характеристика понятия, виды мотивов, стимулы
мотивации 6
1.2. Обзор теорий мотивации 16
1.3. Факторы, способствующие и препятствующие мотивации труда
педагогов детского сада 25
1.4. Содержание практической и управленческой деятельности
руководителя ДОУ 29
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ ТРУДА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА 38
2.1. Результаты диагностики мотивации профессиональной
деятельности воспитателей на начало учебного года 38
2.2. Условия, способствующие повышению мотивации
профессиональной деятельности педагогического коллектива МБДОУ ПГО «Черемышский детский сад» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Социальные и экономические перемены, происходящие в обществе, требуют перехода современного образования на новый этап развития. Сегодняшняя модернизация образования - это будущее нашего общества.
Основная идея организации педагогического процесса на личностно ориентированной основе: ориентация на человека и его потребности, формирование условий, обеспечивающих личностное развитие каждого ребенка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность.
Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности, потребовали необходимость изменений аспектов управления, тем самым усложнив труд руководителя, и, определив потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности [18]. Вся система управления дошкольным образованием в настоящее время ориентирована на результат. Направленность всей системы дошкольного управления на конечный результат, предполагает не только особую мотивационно - целевую ориентацию руководителя, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности [41].
Идея управления по результатам основывается на понимании того, что организация представляет упорядоченную форму, которая объединяет индивидов или группы, для достижения определенных результатов. Само представление о понятии «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, определенные и согласованные всеми членами организации [41]. Результат есть реализованная цель [41]. Достижению поставленных целей способствует качественно организованная работа администрации и ее сотрудников, основанная на взаимном уважении, доверии и сотрудничестве. Организации такой работы способствует одна из основных функций управления - трудовая мотивация. Трудовая мотивация - это система действий по активизации мотивов трудовой деятельности работников организации, для достижения целей организации [23]. Сотрудники, понимая и осознавая смысл трудовой деятельности, стремление к достижению целей в профессиональной деятельности, способны обеспечить достижение самых высоких и качественных результатов. Сформировать стремление к достижению целей возможно путем воздействия на мотивы и потребности. Для этого важно выявить склонности и интересы работников с учетом их индивидуальных и профессиональных способностей, определить личностные потребности, а также проанализировать мотивационные возможности организации. Данная информация позволит определить и распределить альтернативы в коллективе, позволит создать такие мотивационные условия для сотрудников, которые смогли бы заинтересовать и активизировать их усилия на достижение поставленных целей. Не следует также забывать и том, что никакие установленные извне цели не обуславливают заинтересованности у сотрудника в активизации своих усилий до тех пор, пока они не перейдут в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия.
Актуальность исследования: состоит в том, что существенная необходимость тщательного исследования теоретических основ мотивации трудовой деятельности и их практических применений позволит руководству организации добиться повышения степени удовлетворения потребностей работников, побуждения их к более результативному труду, что позволит повысить результативность деятельности организации.
Объектом исследования: является процесс повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
Предмет исследования: управленческая деятельность руководителя, включающая способы повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
Цель исследования: - сформулировать и теоретически обосновать способы повышения мотивации трудовой деятельности педагогов ДОУ.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме мотивации профессиональной деятельности педагогов.
2. Подобрать диагностические методики мотивации профессиональной деятельности педагогов, провести диагностику мотивации педагогов МБДОУ ПГО «Черемышский детский сад» и проанализировать полученные результаты.
3. Сформулировать и обосновать способы повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
Теоретическая основа исследования: Значительный вклад в исследование различных аспектов трудовой мотивации внесли российские ученые И. М. Якобсон, Е. В. Белкина, Д. Д. Вачугова, Д. Ф. Уткина, Н. И. Шаталова. В отечественной литературе проблемам мотивации посвящены работы таких авторов как В. А. Шахова, С. А. Шапиро, Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин, Э. А. Уткин, А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина.
База исследования: Опытно-поисковая работа проводилась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Пышминского городского округа «Черемышский детский сад»
Согласно поставленным задачам, в процессе исследования были изучены теоретические основы мотивации трудовой деятельности, рассмотрены теории мотивации, раскрыты сущность и факторы мотивации. Рассмотрены факторы, способствующие и препятствующие мотивации труда воспитателя в ДОУ. Определены признаки, по которым можно определить степень мотивации педагогов, раскрыты условия, методы и средства повышения мотивации, которые необходимо реализовать руководителю для повышения мотивации педагогов. Практически применены методы по изучению личностных, деловых качеств педагогов, а также психологических особенностей мотивации в трудовом коллективе педагогов (как отдельного педагога, так и в целом педагогического коллектива), особенностей мотивационной среды через специальные исследования, используя специальные методики.
По мнению С. А. Шапиро основная суть процесса мотивации сводится к процессу удовлетворения потребностей работников и ожиданий в выбранной ими работе и так, мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов [44]. Мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом. В основе мотивации лежит мотив (это то, что вызывает определенные действия человека) находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов [39]. Преобладающими факторами людей, в том числе в сфере труда, выступают их собственные потребности, интересы, желания, способности, ценностные ориентации, целевые установки, ожидания. Для каждого конкретного работника характерен индивидуальный подход, персональный комплекс мотивирующих факторов, на основе изучения особенностей мотивационной сферы работников.
Для управленцев любого уровня становится действительно важным знать теоретические аспекты вопросов трудовой мотивации, в целях создания механизма управления мотивационными процессами, направленными на повышение результативности труда. Поэтому и рассмотрены виды теоретических основ мотивации трудовой деятельности их содержательная направленность. Знание научных систем мотивации (Маслоу, Герцберга) содержательных теорий мотивации позволит уточнить, какие потребности мотивируют человека к деятельности. Процессуальные теории мотивации (теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Адамса, модель Портера-Лоулера) позволят раскрыть, при каких условиях и каким образом проявляется активность в труде, объяснить действие «механизма мотивации», для создания мотивационной среды.
В процессе работы по изучению признаков влияющих на степень трудовой мотивации педагогов выявлено, что все факторы мотивационной среды, содержащие различные содержательные условия оказывают влияние на степень трудовой мотивации педагогов.
Для улучшения мотивационных условий руководитель должен иметь конкретную информацию о фактическом состоянии мотивации труда педагогов их ведущих потребностей в личностном и профессиональном плане.
И так, процесс целенаправленного побуждения человека к труду и различным аспектам деятельности, ориентированное на достижение целей объекта управления под целенаправленным процессом управленческой деятельности и есть трудовая мотивация. Трудовое мотивирование направлено на достижение цели и для того чтобы достичь желаемых результатов необходимо создание условий для наиболее полной реализации трудового потенциала каждого работника на конкретном рабочем месте.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что руководителям действительно необходимо изучать, и знать теории мотивации, уметь практически применять их на практике в целях удовлетворения потребностей работников, что позволит повысить общую результативность управляемого объекта. Практическое применение теоретических основ мотивации с учетом адаптивности их применения позволит добиться повышения степени удовлетворения потребностей работников и побудить их к более результативному труду. Стимулирование труда работников организаций обеспечит возможность соединить их материальные, моральные интересы, их потребности с целями и задачами организации. Грамотное управление мотивационными процессами будет способствовать повышению профессиональной и производственной результативности.
Подводя итоги работы по реализации данной темы, можно сделать вывод о том, что изучение вопросов теории трудовой мотивации и способов практического применения позволит руководителю создать действенную и эффективную мотивационную среду, позволяющую повысить трудовую мотивацию.
1. Аширов, А. Д. Управление персоналом [Текст] / А. Д. Аширов. - М. : Проспект, 2005. - 448 с.
2. Брентано, Л. Опыт теории потребностей [Текст] / Л. Брентано. - Казань, 1921. - 75 с.
3. Бакурадзе, А. Б. Мотивация труда педагогов [Текст] / А. Б. Бакурадзе. - М. : Сентябрь, 2005. - 196 с.
4. Белая, К. Ю. Методическая деятельность в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
5. Басовский, Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие [Текст] / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 216 с.
6. Бергер, Д. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда [Текст] /Д. Бергер, Л. Бергер; пер. А.Верди. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 761 с.
7. Вачугов, Д. Д. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие [Текст] / Д. Д. Вачугов, В. Р. Веснин, Н. А. Кислякова; под ред. Д. Д. Вачугова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2007. - 192 с.
8. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Гардарики, 2003. - 206 с.
9. Волосский, А. А. Мотивация и стимуляция труда [Текст] / А. А. Волосский. - М. : Техносфера, 2007. - 495 с.
10. Галяутдинов, Р. Р. Мотивация и стимулирование работников
[Электронный ресурс] // Сайт преподавателя экономики. 2014. URL: -
http://galyautdinov.ru/post/motivaciya-i-stimulirovanie (дата обращения:
23.08.2017).
11. Горденко, Ю. Ф. Управление персоналом [Текст] / Ю. Ф. Горденко. - М. : 2004. - 263 с.
12. Гапоненко, А. Л. Теория управления: Учебник [Текст] / Под общ. ред. А. Л Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М. : РАГС, 2003. - 523 с.
13. Гаудж, П. Исследование мотивации персонала [Текст] / П. Гаудж; пер. М. А. Свиридюк. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2008. - 272 с.
14. Дружинин, В. И. Управление образовательным учреждением:
учебно-методическое пособие [Текст] / В. И. Дружинин. - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2011. - 148 с.
15. Доскова, Л. Управление персоналом. Шпаргалки: Учебник для техникумов и вузов [Текст] / Л. Доскова. - М. : ЭКСМО, 2008. - 20 с.
16. Журавлёв, П. В. Менеджмент персонала: Учебное пособие [Текст] / П. В. Журавлёв. - М. : Экзамен, 2004. - 448 с.
17. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации [Текст] / А. Я. Кибанов. - М. : Инфра, 2010. 4 -е изд. - 556 с.
18. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст] / Т. П. Колодяжная. - Ростов-н/Д: Учитель, 2002. - 128 с.
19. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие [Текст] / Н. И. Кабушкин. - 11-е изд., испр. - М. : Новое знание, 2009. - 336 с.
20. Коваленко, Н. В. Мотивация и система стимулирования педагогов [Текст] / Н. В. Коваленко // Завуч. - 2008. - № 8. - С. 32-34.
21. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы [Текст] : дисерт. Кандидат психологических наук: 19.00.01 / М. Ш. Магомед-Эминов; Университет имени Ломоносова - Москва, 1987. - 343 с.
22. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность: переводное издание [Текст] / А. Г. Маслоу; пер. с англ. А. М. Татлыбаева. - СПб, 2001.- 479 с.
23. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон. - М. : Дело, 2000, - 650 с.
24. Мусийчук, С. В. краткий курс лекций «Мотивация трудовой деятельности» [Текст] : автореф. Кафедра менеджмента и маркетинга: 08.05.07 / С. В. Мусийчук; Магнитогорский государственный университет - Магнитогорск, 30 с.
25. Магура, М. Б. Секреты мотивации или мотивация без секретов [Текст] / М. Б. Магура, М. И. Курбатова. - М. : 2007. - 653 с.
26. Микляева, Н. В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - ООО «Издательство» АЙРИС-пресс», 2008. - 136 с.
27. Национальная доктрина образования Российской федерации: [принята постановлением Правительства Российской Федерации 4 октября] 2000 г. - № 751. -М.: - 10 с.
28. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - Изд.23-е, испр. М., 1991. - 944 с.
29. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом. Оценка эффективности: Учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. Г. Одегов, Л. В. Карташева. - М. : Экзамен, 2002. - 256 с.
30. Павелко, Н. Н. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / Н. Н. Павелко. - Краснодар: ХОРС, 2011. - 657 с.
31. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Психологическая
теория коллектива [Текст] / А. В. Петровский. - М. : 1979. - 240 с.
32. Подопригора, М. Г. Организационное поведение [Текст] /М. Г. Подопригора. - Таганрог, ТТИ УЮУ, 2008. - 261 с.
33. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие [Текст] / М. М Поташник. - М. : Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.
34. Поташник, М. М. Нет условий - нет роста [Текст] / М. М. Поташник // Народное образование. - 2009. - №8 - С. 124-130.
35. Потёмкин, В. К. Управление персоналом: учебник для вузов [Текст] / В. К. Потёмкин. - СПб. : Питер, 2010. - 432 с.
36. Семёнов, А. К. Основы менеджмента: учебник [Текст] / А. К. Семёнов, В. И. Набоков. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2008. - 556 с.
37. Соломанидина, Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала [Текст] / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин // Журнал управление персоналом. - 2005. - С. 128.
38. Самоукина, Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах [Текст] / Н. В. Самоукина. - М. : Вершина, 2008. - 224 с.
39. Трапицин, С. Ю. Мотивация персонала в современной организации [Текст] / С. Ю. Трапицин. - СПб, Книжный дом, 2007. - 240 с.
40. Тузова, А. А. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / А. А. Тузова. - М. : МИЭМП, 2011. - 102 с.
41. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая // М. : Новая школа, 2003. - 304 с.
42. Трудовой кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. - 288 с.
43. Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент [Текст] / Э. А. Уткин. - М. : ЭКМОС, 1999. - 256 с.
44. Шапиро, С. А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст] / С. А. Шапиро. - М. : Гросс Медиа, 2008. -150 с.
45. Цыпкин, Ю. А. Менеджмент: учебник для вузов [Текст] / Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшинов, Н. Д. Эриашвили; под ред. Ю. А. Цыпкина. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 439 с.
46. Шпалинский, В. В. Психология менеджмента: Учебное пособие [Текст] / В. В. Шпалинский. - 2-е изд.- М. : УРАО, 2003. - 184 с.
47. Шлендер, П. Э. Управление персоналом: Учебное пособие [Текст] / П. Э. Шлендер и др.; под ред. проф. П. Э. Шлендера. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. - № 1155
49. Фурсова, С. Ю. Развитие потребности в достижении успеха [Текст] / С. Ю. Фурсова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2010 - № 3. - С. 71-75.
50. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов; под ред. Н. П. Фетискина. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 362 с.