Методические формы оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие совместной деятельности в психологии и педагогике...6
1.2. Особенности совместной деятельности педагогов дошкольной
образовательной организации 11
1.3. Возможности методической работы в развитии совместной
деятельности педагогов дошкольной организации 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Характеристика базы исследования с точки зрения методических форм оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной
образовательной организации 30
2.2. Диагностика совместной деятельности педагогов в дошкольной
образовательной организации 33
2.3. Содержание и методы методической работы по развитию
совместной деятельности в педагогическом коллективе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие совместной деятельности в психологии и педагогике...6
1.2. Особенности совместной деятельности педагогов дошкольной
образовательной организации 11
1.3. Возможности методической работы в развитии совместной
деятельности педагогов дошкольной организации 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Характеристика базы исследования с точки зрения методических форм оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной
образовательной организации 30
2.2. Диагностика совместной деятельности педагогов в дошкольной
образовательной организации 33
2.3. Содержание и методы методической работы по развитию
совместной деятельности в педагогическом коллективе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность исследования определяется тем, что гуманизация современных общеобразовательных учреждений все более настоятельно требует тесного сотрудничества и совместной деятельности (СД) педагогического коллектива в целях создания благоприятных условий для всестороннего гармоничного психического и личностного развития педагогов дошкольного образовательного учреждения, их обучения и роста в аспекте профессионального роста.
Проблема совместной деятельности не является новой как для отечественных, так и для зарубежных психолого-педагогических теорий. При изучении разных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что не существует еще целостной теории совместной деятельности. Так, например, А.И. Донцова, Е.М. Дубовская и И.М. Улановская утверждают, что существует весьма мозаичная картина, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо. Все это приводит к тому, что многие важные параметры совместной деятельности либо не учитываются, либо недооцениваются.
Важность совместной деятельности педагогов связана также с тем, что только совместными усилиями педагогов можно раскрыть все возможности педагогического коллектива, выявить причины трудностей в создании условий образовательного процесса, найти оптимальные пути для развития и обучения каждого ребенка.
В дошкольной практике совместная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации довольно часто оказывается малоэффективной, поэтому ее результаты не соответствуют ожиданиям субъектов образовательного процесса и запросам требования профессиональных стандартов.
В частности, это проявляется в негативном отношении многих педагогов к системе взаимодействия в педагогическом коллективе, в созданной администрацией ДОО модели совместной деятельности, в недоверии к возможностям такого взаимодействия, отказе и уклонении педагогов от взаимодействия друг с другом, в невыполнении рекомендаций методической службы.
Кроме того, о неэффективности совместной деятельности педагогов ДОО говорит отсутствие положительной динамики в профессиональном развитии; значительно выраженная педагогическая некомпетентность многих педагогов; неблагоприятный психологический климат в педагогических коллективах и т.п.
Таким образом, в настоящее время продолжает обостряться противоречие между потребностью общеобразовательных учреждений в эффективной совместной деятельности педагогов и совокупностью методов и форм, которые используются для разрешения проблемы взаимодействия между педагогами дошкольной образовательной организации.
Это противоречие составляет суть актуальной научной проблемы оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
В рамках проведенного исследования была предпринята попытка, опираясь на современные достижения педагогической науки, установить те содержательные, методические и организационные составляющие методической службы, которые могут выступить условиями совершенствования совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: совместная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методические формы оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике методических форм оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие совместной деятельности с точки зрения психологии и педагогики;
- изучить особенности совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации;
- раскрыть возможности методической работы в развитии совместной деятельности педагогов дошкольной организации;
- осуществить диагностику совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации;
- описать практику реализации форм методической работы по оптимизации совместной деятельности членов педагогического коллектива.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, эмпирические: наблюдение, опрос, анализ документов.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка». Д/с № 3 г. Новоуральск, Свердловская область. В исследовании приняли участие 20 педагогов.
Полностью ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема совместной деятельности не является новой как для отечественных, так и для зарубежных психолого-педагогических теорий. При изучении разных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что не существует еще целостной теории совместной деятельности. Так, например, А.И. Донцова, Е.М. Дубовская и И.М. Улановская утверждают, что существует весьма мозаичная картина, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо. Все это приводит к тому, что многие важные параметры совместной деятельности либо не учитываются, либо недооцениваются.
Важность совместной деятельности педагогов связана также с тем, что только совместными усилиями педагогов можно раскрыть все возможности педагогического коллектива, выявить причины трудностей в создании условий образовательного процесса, найти оптимальные пути для развития и обучения каждого ребенка.
В дошкольной практике совместная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации довольно часто оказывается малоэффективной, поэтому ее результаты не соответствуют ожиданиям субъектов образовательного процесса и запросам требования профессиональных стандартов.
В частности, это проявляется в негативном отношении многих педагогов к системе взаимодействия в педагогическом коллективе, в созданной администрацией ДОО модели совместной деятельности, в недоверии к возможностям такого взаимодействия, отказе и уклонении педагогов от взаимодействия друг с другом, в невыполнении рекомендаций методической службы.
Кроме того, о неэффективности совместной деятельности педагогов ДОО говорит отсутствие положительной динамики в профессиональном развитии; значительно выраженная педагогическая некомпетентность многих педагогов; неблагоприятный психологический климат в педагогических коллективах и т.п.
Таким образом, в настоящее время продолжает обостряться противоречие между потребностью общеобразовательных учреждений в эффективной совместной деятельности педагогов и совокупностью методов и форм, которые используются для разрешения проблемы взаимодействия между педагогами дошкольной образовательной организации.
Это противоречие составляет суть актуальной научной проблемы оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
В рамках проведенного исследования была предпринята попытка, опираясь на современные достижения педагогической науки, установить те содержательные, методические и организационные составляющие методической службы, которые могут выступить условиями совершенствования совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: совместная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методические формы оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике методических форм оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие совместной деятельности с точки зрения психологии и педагогики;
- изучить особенности совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации;
- раскрыть возможности методической работы в развитии совместной деятельности педагогов дошкольной организации;
- осуществить диагностику совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации;
- описать практику реализации форм методической работы по оптимизации совместной деятельности членов педагогического коллектива.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, эмпирические: наблюдение, опрос, анализ документов.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка». Д/с № 3 г. Новоуральск, Свердловская область. В исследовании приняли участие 20 педагогов.
Полностью ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
На основании проделанной работы, можно сделать выводы:
В психологии и педагогике под определением понятия «совместная деятельность» подразумевается специфический вид активности двух или более индивидов, направленный на решение поставленной цели, путем полного или частичного взаимодействия.
Структура совместной деятельности состоит из следующих компонентов: общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. При детализации компонентов совместной деятельности определяются задачи, которые решаются посредством возникающих взаимоотношений, описываются и распределяются обязанности, устанавливаются условия.
К основным свойствам совместной деятельности: целенаправленность, мотивированность, структуированность, интегрированность, согласованность, организованность и управляемость, продуктивность, пространственные и временные условия.
Культура взаимоотношений и совместной деятельности является структурным компонентом внутренней культуры личности педагога и оказывает значительное влияние на результаты педагогической деятельности. Наличие здоровых взаимоотношений оказывает влияние и на личность самих участников педагогического коллектива и на развитие их профессионально значимых качеств.
К основным методическим формам взаимодействия педагогического коллектива дошкольной образовательной организации относятся: групповые консультирования, семинары и семинары-практикумы, деловые игры, открытый показ, круглый стол, творческая микрогруппа, работа над единой методической темой.
Наиболее типичными недостатками в организации методической работы дошкольной образовательной организации по развитию совместной деятельности педагогов считаются: бессистемность; однообразие организационных форм методической работы; отсутствие преемственности в развитии содержания методической работы; отсутствие системы перспективного планирования в целях повышения профессионального развития молодых педагогов; формализация деятельности организации ДОО; отсутствие инициативы педагогов, коллективного поиска новых форм работы.
С целью проверки выдвинутых теоретических предположений и задач по оптимизации совместной деятельности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации была проведена диагностика.
База практического исследования - муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка». Детский сад № 3 «Серебряное копытце» г. Новоуральск, Свердловская область.
Участники: коллектив, состоящий из 20 педагогов.
Этапы практической части исследования:
На первом этапе была проведена диагностика по выявлению уровня совместной деятельности в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации, с использованием следующих методик:
1. методика на определение индекса групповой сплоченности;
2. социометрический тест (по Дж. Морено);
3. тест «Формирование положительной групповой мотивации».
На втором этапе, анализируя результаты проведенной диагностики, вместе с методистом детского сада № 3, были выявлены недочеты в методической работе по формированию совместной деятельности педагогического коллектива и разработаны пути их решения: использование в методической работе нетрадиционных форм для развития совместной деятельности педагогов; установление морально-психологического климата; мотивирование педагогов на совместную деятельность и т.д.
На завершающем этапе, после применения методических форм оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации, наблюдаются положительные результаты, такие как: рост удовлетворенности педагогов совместной деятельностью; положительный психолого-педагогический климат; хорошо организованный процесс взаимодействия коллектива педагогов; постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности; качественно организованная система повышения квалификации педагогов.
Таким образом, цели и задачи настоящей работы реализованы.
В психологии и педагогике под определением понятия «совместная деятельность» подразумевается специфический вид активности двух или более индивидов, направленный на решение поставленной цели, путем полного или частичного взаимодействия.
Структура совместной деятельности состоит из следующих компонентов: общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. При детализации компонентов совместной деятельности определяются задачи, которые решаются посредством возникающих взаимоотношений, описываются и распределяются обязанности, устанавливаются условия.
К основным свойствам совместной деятельности: целенаправленность, мотивированность, структуированность, интегрированность, согласованность, организованность и управляемость, продуктивность, пространственные и временные условия.
Культура взаимоотношений и совместной деятельности является структурным компонентом внутренней культуры личности педагога и оказывает значительное влияние на результаты педагогической деятельности. Наличие здоровых взаимоотношений оказывает влияние и на личность самих участников педагогического коллектива и на развитие их профессионально значимых качеств.
К основным методическим формам взаимодействия педагогического коллектива дошкольной образовательной организации относятся: групповые консультирования, семинары и семинары-практикумы, деловые игры, открытый показ, круглый стол, творческая микрогруппа, работа над единой методической темой.
Наиболее типичными недостатками в организации методической работы дошкольной образовательной организации по развитию совместной деятельности педагогов считаются: бессистемность; однообразие организационных форм методической работы; отсутствие преемственности в развитии содержания методической работы; отсутствие системы перспективного планирования в целях повышения профессионального развития молодых педагогов; формализация деятельности организации ДОО; отсутствие инициативы педагогов, коллективного поиска новых форм работы.
С целью проверки выдвинутых теоретических предположений и задач по оптимизации совместной деятельности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации была проведена диагностика.
База практического исследования - муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка». Детский сад № 3 «Серебряное копытце» г. Новоуральск, Свердловская область.
Участники: коллектив, состоящий из 20 педагогов.
Этапы практической части исследования:
На первом этапе была проведена диагностика по выявлению уровня совместной деятельности в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации, с использованием следующих методик:
1. методика на определение индекса групповой сплоченности;
2. социометрический тест (по Дж. Морено);
3. тест «Формирование положительной групповой мотивации».
На втором этапе, анализируя результаты проведенной диагностики, вместе с методистом детского сада № 3, были выявлены недочеты в методической работе по формированию совместной деятельности педагогического коллектива и разработаны пути их решения: использование в методической работе нетрадиционных форм для развития совместной деятельности педагогов; установление морально-психологического климата; мотивирование педагогов на совместную деятельность и т.д.
На завершающем этапе, после применения методических форм оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации, наблюдаются положительные результаты, такие как: рост удовлетворенности педагогов совместной деятельностью; положительный психолого-педагогический климат; хорошо организованный процесс взаимодействия коллектива педагогов; постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности; качественно организованная система повышения квалификации педагогов.
Таким образом, цели и задачи настоящей работы реализованы.
Подобные работы
- Инновационные формы взаимодействия педагогов
дошкольной образовательной организации с семьей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в вопросах физического воспитания дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Социальное партнерство дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Организация взаимодействия педагогов с родителями
в период адаптации детей раннего возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



