ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие совместной деятельности в психологии и педагогике...6
1.2. Особенности совместной деятельности педагогов дошкольной
образовательной организации 11
1.3. Возможности методической работы в развитии совместной
деятельности педагогов дошкольной организации 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОПТИМИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Характеристика базы исследования с точки зрения методических форм оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной
образовательной организации 30
2.2. Диагностика совместной деятельности педагогов в дошкольной
образовательной организации 33
2.3. Содержание и методы методической работы по развитию
совместной деятельности в педагогическом коллективе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность исследования определяется тем, что гуманизация современных общеобразовательных учреждений все более настоятельно требует тесного сотрудничества и совместной деятельности (СД) педагогического коллектива в целях создания благоприятных условий для всестороннего гармоничного психического и личностного развития педагогов дошкольного образовательного учреждения, их обучения и роста в аспекте профессионального роста.
Проблема совместной деятельности не является новой как для отечественных, так и для зарубежных психолого-педагогических теорий. При изучении разных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что не существует еще целостной теории совместной деятельности. Так, например, А.И. Донцова, Е.М. Дубовская и И.М. Улановская утверждают, что существует весьма мозаичная картина, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо. Все это приводит к тому, что многие важные параметры совместной деятельности либо не учитываются, либо недооцениваются.
Важность совместной деятельности педагогов связана также с тем, что только совместными усилиями педагогов можно раскрыть все возможности педагогического коллектива, выявить причины трудностей в создании условий образовательного процесса, найти оптимальные пути для развития и обучения каждого ребенка.
В дошкольной практике совместная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации довольно часто оказывается малоэффективной, поэтому ее результаты не соответствуют ожиданиям субъектов образовательного процесса и запросам требования профессиональных стандартов.
В частности, это проявляется в негативном отношении многих педагогов к системе взаимодействия в педагогическом коллективе, в созданной администрацией ДОО модели совместной деятельности, в недоверии к возможностям такого взаимодействия, отказе и уклонении педагогов от взаимодействия друг с другом, в невыполнении рекомендаций методической службы.
Кроме того, о неэффективности совместной деятельности педагогов ДОО говорит отсутствие положительной динамики в профессиональном развитии; значительно выраженная педагогическая некомпетентность многих педагогов; неблагоприятный психологический климат в педагогических коллективах и т.п.
Таким образом, в настоящее время продолжает обостряться противоречие между потребностью общеобразовательных учреждений в эффективной совместной деятельности педагогов и совокупностью методов и форм, которые используются для разрешения проблемы взаимодействия между педагогами дошкольной образовательной организации.
Это противоречие составляет суть актуальной научной проблемы оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
В рамках проведенного исследования была предпринята попытка, опираясь на современные достижения педагогической науки, установить те содержательные, методические и организационные составляющие методической службы, которые могут выступить условиями совершенствования совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: совместная деятельность педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: методические формы оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике методических форм оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие совместной деятельности с точки зрения психологии и педагогики;
- изучить особенности совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации;
- раскрыть возможности методической работы в развитии совместной деятельности педагогов дошкольной организации;
- осуществить диагностику совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации;
- описать практику реализации форм методической работы по оптимизации совместной деятельности членов педагогического коллектива.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, эмпирические: наблюдение, опрос, анализ документов.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка». Д/с № 3 г. Новоуральск, Свердловская область. В исследовании приняли участие 20 педагогов.
Полностью ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
На основании проделанной работы, можно сделать выводы:
В психологии и педагогике под определением понятия «совместная деятельность» подразумевается специфический вид активности двух или более индивидов, направленный на решение поставленной цели, путем полного или частичного взаимодействия.
Структура совместной деятельности состоит из следующих компонентов: общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. При детализации компонентов совместной деятельности определяются задачи, которые решаются посредством возникающих взаимоотношений, описываются и распределяются обязанности, устанавливаются условия.
К основным свойствам совместной деятельности: целенаправленность, мотивированность, структуированность, интегрированность, согласованность, организованность и управляемость, продуктивность, пространственные и временные условия.
Культура взаимоотношений и совместной деятельности является структурным компонентом внутренней культуры личности педагога и оказывает значительное влияние на результаты педагогической деятельности. Наличие здоровых взаимоотношений оказывает влияние и на личность самих участников педагогического коллектива и на развитие их профессионально значимых качеств.
К основным методическим формам взаимодействия педагогического коллектива дошкольной образовательной организации относятся: групповые консультирования, семинары и семинары-практикумы, деловые игры, открытый показ, круглый стол, творческая микрогруппа, работа над единой методической темой.
Наиболее типичными недостатками в организации методической работы дошкольной образовательной организации по развитию совместной деятельности педагогов считаются: бессистемность; однообразие организационных форм методической работы; отсутствие преемственности в развитии содержания методической работы; отсутствие системы перспективного планирования в целях повышения профессионального развития молодых педагогов; формализация деятельности организации ДОО; отсутствие инициативы педагогов, коллективного поиска новых форм работы.
С целью проверки выдвинутых теоретических предположений и задач по оптимизации совместной деятельности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации была проведена диагностика.
База практического исследования - муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Росинка». Детский сад № 3 «Серебряное копытце» г. Новоуральск, Свердловская область.
Участники: коллектив, состоящий из 20 педагогов.
Этапы практической части исследования:
На первом этапе была проведена диагностика по выявлению уровня совместной деятельности в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации, с использованием следующих методик:
1. методика на определение индекса групповой сплоченности;
2. социометрический тест (по Дж. Морено);
3. тест «Формирование положительной групповой мотивации».
На втором этапе, анализируя результаты проведенной диагностики, вместе с методистом детского сада № 3, были выявлены недочеты в методической работе по формированию совместной деятельности педагогического коллектива и разработаны пути их решения: использование в методической работе нетрадиционных форм для развития совместной деятельности педагогов; установление морально-психологического климата; мотивирование педагогов на совместную деятельность и т.д.
На завершающем этапе, после применения методических форм оптимизации совместной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации, наблюдаются положительные результаты, такие как: рост удовлетворенности педагогов совместной деятельностью; положительный психолого-педагогический климат; хорошо организованный процесс взаимодействия коллектива педагогов; постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности; качественно организованная система повышения квалификации педагогов.
Таким образом, цели и задачи настоящей работы реализованы.
1. Айтхожина, Б. М. Содержание и организация методической работы в дошкольной организации [Электронный ресурс] / Б.М. Айтхожина // Информационный сайт для педагогов «Инфоурок». - URL: https://infourok.ru/soderzhanie-i-organizaciya-metodicheskoy-raboti-v-doshkolnoy-organizacii-963004.html (дата обращения 26.11.2016).
2. Аралова, М. А. Формирование коллектива ДОУ [Текст] / М.А. Аралова // Психологическое сопровождение. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 197 с.
3. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю.К. Бабанский.// Дидактический аспект. - М., 1982. - 192 с.
4. Балатиева, О. В. Методические аспекты социального партнерства в ДОУ [Текст] / О.В. Балатиева // Теория и практика общественного развития, 2014. - № 15. - С. 77-80.
5. Багаутдинова, С. Ф., Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методический комплекс / С.Ф. Багаутдинова, К.В. Корнилова. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 192 с.
6. Белая, К. Ю. Ежедневник старшего воспитателя ДОУ [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: АСТ, 2012. - 256 с.
7. Вершинина, Л. В., Казанцева, О. Н. Исследование психологической готовности воспитателей ДОУ к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми [Текст] / Л.В. Вершинина, О.Н. Казанцева // Вестник ТГПУ, 2011. - № 10. - С. 94-97.
8. Бондарь, Н. И. Методическая работа как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО [Электронный ресурс] - URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/09/metodicheskaya-rabota-kak-uslovie-razvitiya (дата обращения 30.11.2016).
9. Волобуева, Л. М., Толкачева, Г. Н. Новые подходы к подготовке педагогов дошкольного образования [Текст] / Л.М. Волобуева, Г.Н. Толкачева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2010. - № 8. - С. 4-11.
10. Вохминцева, А. В. Формы совместной деятельности по
формированию профессионально-педагогических качеств педагога
[Электронный ресурс] / А.В. Вохминцева // Сайт «Информио». - URL: http://www.informio.ru/publications/id868/Formy-sovmestnoi-dejatelnosti-po-formirovaniyu-professionalno-pedagogicheskih-kachestv-pedagoga (дата
обращения 12.11.2016).
11. Голицына, Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ [Текст] / Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2008. - 104 с.
12. Голицына, Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Н.С. Голицына // Книга. Скрипторий, 2013. - 36 с.
13. Голицына, Н. С. Система методической работы в ДОУ [Текст] / Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2010. - 120 с.
14. Дворник, О. П. «Методическая работа в ДОУ» [Электронный
ресурс] / О.П. Дворник // Социальная сеть работников образования. Статья. 2014. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-
dou/2014/03/22/metodicheskaya-rabota-v-dou-metodicheskoe-obespechenie (дата обращения 20.12.2016).
15. Дмитриева, Л. В. Делегирование, мотивирование,
стимулирование в управление ДОУ [Текст] / Л.В. Дмитриева // Управление в ДОУ, 2003. - 24 с.
16. Журавлев, В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики [Текст] / В.И. Журавлев. - М., 1984. - 176 с.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник для студентов высших педагогических заведений / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
18. Козаева, Г. Р. Эффективная методическая работа педагога как один из показателей инновационности образовательного учреждения [Текст] / Г.Р. Козаева // Среднее профессиональное образование. - № 1, 2015. - С. 49.
19. Конаржевский, Ю. А. Формирование педагогического коллектива [Текст] / Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 1997. - 60 с.
20. Литвинова, С. Г. Облачно ориентированная учебная среда школы: от кабинета до виртуальных методических предметных объединений учителей [Текст] / С.Г. Литвинова // Образовательные технологии и общество, 2014. - С. 457-467.
21. Лопсонов, З. Б. Управление качеством образования ДОУ [Текст] / З.Б. Лопсонов // Вестник Бурятского государственного университета, 2014. - С. 14-18.
22. Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н. Лосев. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
23. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст] / А.А. Майер - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
24. Мамоджанова, А. К. Совместная деятельность всех участников
педагогического процесса [Электронный ресурс] / А.К. Мамоджанова // Научный журнал «Социосфера». - URL:
http://sociosphera.com/publication/conference/2013/211 (дата обращения
1.11.2016).
25. Методика диагностики межличностных и межгрупповых
отношений Дж. Морено «Социометрия» [Электронный ресурс] / Дж. Морено. - URL: http://bodysays.ru/test-on-the-interpersonal-relationships-in-a-
team/methods-of-diagnosis-of-interpersonal-and-intergroup-relations-moreno-sociometry.html (дата обращения 15.11.2016).
26. Нагиева, А. Т. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] / А.Т. Нагиева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2012. - С. 83-91.
Т1. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в образовательном учреждении [Текст] / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 141 с.
28. Обозов, Н. Н. Психология совместной деятельности [Текст] / Н.Н. Обозов. - Спб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997.
29. Овчинникова, М. А. Методическая работа в дошкольном
образовательном учреждении [Электронный ресурс] / М.А. Овчинникова. - URL: й1рр://шбои101.ги/ше1об181/2-ше1об1сйе8кауа-агаЬо1а-у-бо8Ько1пош-
obrazovate1nom-uchrezhdenii.html (дата обращения 17.11.2016).
30. Платонов, К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов [Текст] / К.К. Платонов // Коллектив и личность. - М., 2005. - С. 48-53.
31. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием [Текст]: Учебное пособие для вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Академия, 1999. - 431 с.
32. Полетаева, Н. М. Мотивация личностно-профессионального развития педагога [Текст] / Н.М. Полетаева // Вестник Ленинградского государственного университета им. Пушкина. - № 4, 2014.
33. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления [Текст] / М.М. Поташник. М.: Педагогическое общество России,
2002. - 350 с.
34. Психология [Текст]: учебник / под ред. В.Н. Дружинина. СПб.,
2003. - 863 с.
35. Пудинова, А. С. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / А.С. Пудинова // Международный журнал экспериментального образования. - № 7, 2014.
36. Розанова, В. А. Психология управления [Текст] / В.А. Розанова. - М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. - С. 110.
37. Сазанова, Д. С. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал [Текст] / Д.С. Сазанова // Журнал Научно-исследовательские публикации. - № 2, 2014.
38. Совместная деятельность как педагогическая категория [Текст]: Журнал «Мир науки, культуры, образования». - № 3, 2013. - С. 12-13.
39. Старинская, Е. В. Формы совместной деятельности: их
развивающая и коррекционная направленность [Текст] / Е.В. Старинская // Вестник Таганрогского института А.П. Чехова. - № 2, 2010.
40. Тавберидзе, В.А., Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой [Текст] / В.А. Тавберидзе, В.А. Калугина. - М.: Школьная пресса, 2008. - 154 с.
41. Тельнова, Н. В. Система методической работы в ДОУ
[Электронный ресурс] // Методическая разработка, 2016. - URL:
http://nsportal0ry/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/10/14/sistema-metodicheskoy-raboty-v-dou (дата обращения 11.12.2016).
42. Терре, С. И. Методическая работа - как средство повышения эффективности и качества образовательного процесса [Текст] / С.И. Терре. - Иркутск: Дрофа, 2010. - С. 3.
43. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного
процесса в ДОУ [Текст] / Л.И. Фалюшина. - М.: АРКТИ, 2004. - 262 с.
44. Фетискин, Н. П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально¬
психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Издательство Института психотерапии, 2005. - С. 179-180.
45. Фотченкова, Т. П. Организация работы старшего воспитателя по совершенствованию профессионализма педагогов посредством активных форм и методов методической работы [Электронный ресурс] / Т.П. Фотченкова // Личный сайт, статья. - URL: http:fotchenkova.push-ogonek60 (дата обращения 12.12.2016).
46. Харченко, С. А. Сотрудничество как междисциплинарная категория современного гуманитарного знания [Текст] / С.А. Харченко // Вектор науки ТГУ, 2012. - С. 235-239.
47. Хребина, С. В. Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии [Текст] / С.В. Хребина // Известия Южного федерального университета. - Технические науки, 2006. - С. 155-160.
48. Яковлева, Г. В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности [Текст] / Г.В. Яковлева // Управление ДОУ, 2007. - С. 73-76.
49. Яковлева, Г. В. Инструментальное обеспечение оценивания методической работы дошкольного образовательного учреждения в условиях введения ФГОС [Текст] / Г.В. Яковлева // Сибирский педагогический журнал, 2011. - № 3. - С. 304-311.