ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие «методическая работа», основные подходы к его
изучению 6
1.2. Особенности организации методической работы в ДОУ 17
1.3. Личностно-ориентированный подход в организации методической
работы в ДОУ 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ И РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
2.1. Диагностическое исследование эффективности организации
методической работы в ДОУ 39
2.2. Совершенствование организации методической работы в ДОУ с помощью личностно-ориентированного подхода 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время нынешнее дошкольное учреждение должно обеспечить высокое его доступность, качество, открытость, привлекательность для детей, родителей и всего общества. В свою очередь, качество деятельности детского сада зависит от качества деятельности каждого воспитателя, от сформированных руководителем ситуаций для творческого поиска ими новых форм и методов работы с дошкольниками, от непредвзятого оценивания результатов деятельности каждого сотрудника.
Таким образом, основной фигурой организованного образовательного пространства детского сада обнаруживается педагог, располагающий ключевыми компетенциями в организации мероприятий, сориентированных на упрочение здоровья дошкольником и их физическое развитие; образования системы разнообразных видов деятельности и общения детей; осуществления непосредственной образовательной деятельности; организации взаимодействия с родителями воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении современными педагогическими, в том числе, информационно-коммуникационными технологиями.
В связи с настоящим является несомненным, что постоянное профессиональное развитие педагогов дошкольного образования прибывает объективно необходимым. Во многом оно обеспечивается деятельностью методических служб различных степеней и, в первую очередь, уровня самого дошкольного учреждения.
Методическую работу детского сада надлежит находить одним из центральных аспектов управления и анализировать как деятельность, сориентированную на предоставление качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Выстроенная в логике компетентностного и персонифицированного подходов, она содействует вырабатыванию качеств личности педагога, нужных ему для успешного самообразования и творческой самореализации.
Исследованию актуальных проблем организации методической работы в детском саду посвящены изыскания разных авторов современности: Ю. В. Атемаскиной и Л. Г. Богословец, К. Ю. Белой, Н. А. Виноградовой, Л. М. Волобуевой, В. П. Дубровой и Е. П. Милашевич, Н. В. Елжовой, И. Н. Казаковой, А. А. Майер, Л. А. Пеньковой, Л. И. Фалюшиной и других.
В последние два десятилетия в обновлении содержания образования, в том числе дошкольного, ориентирами выступают принципы личностно-ориентированного образования.
Личностно-ориентированный подход в дошкольном учреждении - это современная гуманитарная технология открытого типа. В его парадигме традиционное понимание образования, как процесса овладения дошкольниками знаниями, умениями, навыками и подготовки их к обучению в школе переосмысливается и выгоняется более обширным и прогрессивным взором на образование, как на процесс становления личности, обретения ею себя, своего человеческого образа: неподражаемой индивидуальности, духовности, креативного потенциала.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для реализации личностно-ориентированного подхода в организации методической работы дошкольного учреждения и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании назначенного противоречия, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольного учреждения была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в изучении возможностей реализации личностно-ориентированного подхода в организации методической работы дошкольного учреждения.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
Цель исследования: - теоретическое обоснование личностно-ориентированного подхода в организации методической работы дошкольного учреждения.
Объект исследования: процесс организации методической работы в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: личностно-ориентированный подход, способствующий организации методической работы в дошкольном учреждении.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Узнать теоретические аспекты проблемы организации методической работы в дошкольном учреждении в современной психолого-педагогической литературе.
2. Провести диагностическое исследование эффективности организации методической работы в дошкольном учреждении.
3. По результатам исследования разработать практические рекомендации по совершенствованию организации методической работы в дошкольном учреждении с помощью личностно-ориентированного подхода.
Практическая база исследования: Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация №6 г. Артемовский. В исследовании приняло участие 16 педагогов дошкольного образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 60 источников и 5 приложений.
Теоретический анализ проблемы исследования и практическое изучение организации методической работы в ДОУ с помощью личностно-ориентированного подхода позволили считать, что личностно-ориентированный подход в организации методической деятельности в ДОУ наиболее полно отвечает потребностям современного педагога и позволяет результативно находить решение приоритетных задач детского сада.
Анализ теоретической литературы показал, что методическая работа - это целостная, основанная на достижениях передового опыта и науки и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных действий и мер, мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого педагога и воспитателя, на повышение и формирование творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а в конечном счете - на улучшение учебно-воспитательного процесса, достижение наилучшего уровня развития и образования воспитанников.
Содержание методической работы складывается на основании многообразных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и исходя из реальных, особых обстоятельств каждого дошкольного учреждения. Сложность и разнообразие функций и задач методической работы в дошкольном учреждении, многосторонний, неизменно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретная специфика того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, стабильное обогащение и умножение результативности устоявшихся, традиционных форм и новаторское использование новейших форм.
Личностно-ориентированный подход как средство реализации методической работы в ДОУ основан на обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов. Наиболее эффективными являются следующие формы реализации личностно-ориентированного подхода в методической работе в ДОУ: различные виды сопровождения педагогов, индивидуальные образовательные маршруты, помощь и поддержка педагогов.
Диагностическое исследование эффективности организации методической работы в ДОУ показало, что педагоги, участвующие в исследовании имеют близкий к эталонному и характеризующийся наличием необходимых для организации личностно-ориентированного подхода качеств уровень готовности к реализации личностно-ориентированного подхода в организации методической работы в ДОУ.
С целью совершенствования организации методической работы в ДОУ с помощью личностно-ориентированного подхода были разработаны следующие задачи: обогащение профессиональной компетентности педагогов при организации методической работы в ДОУ и реализации личностно-ориентированного подхода; организации методической работы в ДОУ, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов педагогов; организация эффективной реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса. Решение которые включало в себя три этапа.
1. Абрамова, С. Г. От «идеального» к «реальному». Взгляд на проблему, проектирования личностно-ориентированного образования [Текст] / С. Г. Абрамова, И. А. Косенчук // Директор школы. - 2015. - № 7. - с.53-58.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2012. - 448 с.
3. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учеб.-метод. пособие. [Текст] / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 с.
4. Белая, К. Ю. Методическая деятельность в ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.
5. Белая, К. Ю. Научно-методическая работа в ДОО [Текст] / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 10. - С. 22-25.
6. Блинова, И.К. Адаптивная система взаимодействия методической службы и образовательных организаций города [Текст] / И. К. Блинова, И.А. Зорина // Методист. - 2015. - № 6. - С. 17-20.
7. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов: Издательство Ростовского педагогического университета, 2010. - 352 с.
8. Берлакова, Т. Ю. Творческая мастерская как интерактивная форма
методической работы с педагогами [Текст] / Т. Ю. Берлакова, С. А. Платонова // Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-17.
9. Берлакова, И. В. Эффективное взаимодействие (интеракция)
участников образовательных отношений при организации проектно-
исследовательской деятельности [Текст] / И. В. Берлакову // Методист.
- 2016. - № 2. - С. 18-22.
10. Василевская, Е. В. Электронное методическое сопровождение педагога
- современное установка деятельности методической службы [Текст] / Е. В. Василевская // Методист. - 2016. - № 5. - С. 20-24.
11. Волобуева, Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. [Текст] / Л. М. Волобуева. // Управление ДОУ. - 2011. - № 6. - с. 70 -78.
12. Годовой план. Содержание деятельности образовательной организации на учебный год [Текст] / авт.-сост. Е. Б. Дорошенко. - Волгоград: Преподаватель, 2015. - 44 с.
13. Голицына, Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ [Текст] / Н. С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2013. - 86 с.
14. Головина, И. Н. Предметное методическое объединение педагогов как средство формирования профессиональных компетентностей [Текст] / И. Н. Головина // Практика административной работы в школе. - 2014.
- № 6. - С. 34-38.
15. Давлятшина, О. В. Психолого-педагогическая диагностика
профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации [Текст] / О. В. Давлятшина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 4.- С. 36-47.
16. Деркунская, В. А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / В. А. Деркунская. - М.: Академия, 2014. - 123 с.
17. Деятельностный подход к организации образовательного процесса в современной дошкольной организации [Текст] / авт.-сост.: Т. А. Пижамова. - Волгоград: Преподаватель, 2014. - 113 с.
18. Дыбина, О. В. Индивидуальная управленческая концепция
руководителя дошкольной образовательной организации [Текст] / О. В.
Дыбина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 149-1580.
19. Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. В. Елжова. - Ростов н/Д.: Феникс, - 2015. . - 218 с.
20.Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: МОДЭК, 2013. - 448 с.
21. Зубкова, Е. Н. Методическая работа в ДОО как причина управления качеством воспитательно - образовательного процесса [Текст] / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Чита: Изд-во Молодой ученый, - 2014. - С. 39-42.
22. Климентьева, З. А. Организация методической работы в детском саду [Текст] / З. А. Климентьева // Современное дошкольное образование и коррекционная педагогика: теории, инновации, опыт: сборник статей и методических материалов международной НПК. / под ред. В. Габдулхакова, С. Башиновой. - Казань: КФУ, 2014. - 162с.
23. Комарова, О. А., Ковальская, Е. В. Развитие у педагогов ДОУ навыков личностно ориентирования взаимодействия [Текст] // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - № 11. - 2013. С. 27-34.
24. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-
практикумы, тренинги, рекомендации [Текст] / авт.сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 143 с.
25. Кон, И. С. Психология возрастных кризисов [Текст] / И. С. Кон. - М.: АСТ, 2014. - 560 с.
26. Лебедева, С. С. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением [Текст] / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцова. - СПб.: Речь, 2012. - С. 37-45
27. Леонтьев, А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность) [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2014. - 485 с.
28. Лизинский, В. М. Технология, формы и содержание проведения педагогических советов в школе [Текст] / В. М. Лизинский. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2013. -128 с
29. Лисицына, М. В. Переход на ФГОС дошкольного образования: в поисках результативных устройств помощи педагогов [Текст] / М. В. Лисицына // Журнал руководителя управления образованием. - 2015. - № 6. - С. 61-64.
30. Максютова, Г. Ю. Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы) [Текст] / Г. Ю. Максютова // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 463-465.
31. Мальцева, М. Использование нетрадиционных форм методической работы в дошкольной образовательной организации [Текст] / М. Мальцева // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 1. - С. 97-104
32. Нефедова, Г. М. Методический квест как форма профессионального развития методистов и педагогов: методическое пособие [Текст] / Г. М. Нефедова. - М.: Методист, 2016. - 44 с.
33. Новые векторы научно-методической работы: анализируем, планируем, реализуем [Текст] / авт.-сост. О. Г. Проказова. - Волгоград: Преподаватель, 2016. - 59 с.
34. Нечаев, М. П. Методическая деятельность дошкольной
образовательной организации в реализации ФГОС ДО [Текст] / М. П. Нечаев. - М.: УЦ "Перспектива", 2015. -212 с.
35. Петерсон, Л. Г., Абдуллина Л. Э., Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетенции педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие [Текст]. - М.: Педагогическое сообщество России, 2013. - 112 с.
36. Пискун, О. Ю. Сопровождение деятельности начинающего воспитателя [Текст] / О. Ю. Пискун, О. М. Жихарева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - №1. - С.6-13.
37. Плигин, А. А. Личностно-ориентированное образование. История и практика [Текст] / А. А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2010. - 432 с.
38. Поздняк, Л. В. Спецкурс: «Основы управления дошкольным
образовательным учреждением» [Текст]/ Л. В. Поздняк. - М., 2015. - 109 с.
39. Соловова, Н. А. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям [Текст] / Н. А. Соловова, Н. В. Кузьминова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - №8. - с. 40-46.
40. Поташник, М. М. Управление качеством образования [Текст] / под ред. М. М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2015 - 452 с.
41. Ривкин, Е. Ю. Самоаудит как основание правления методической деятельностью [Текст] / Е. Ю. Ривкин. - Волгоград: Преподаватель, 2014. - 188 с.
42. Рыхлова, Н. Н. Роль учебно-методического обеспечения при решении задачи улучшения профессиональной деятельности педагогических работников [Текст] / Н. Н. Рыхлова // Вестник образования. - 2016. - №
9. - с. 47-52.
43. Савченко, В. И. Анализируем результаты методической работы по сопровождению введения ФГОС ДО [Текст] / В. И. Савченко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016. - № 5. - с. 4-12.
44. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии [Текст] / Т. П. Сальникова. - М.: Сфера, 2011. - 128 с.
45. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]. В 2 т / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2014. - 816 с.
46. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании [Текст]: учебное пособие / В. П. Симонов. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2012. - 357 с.
47. Соловова, Н. А. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям [Текст]/ Н. А. Соловова, Н. В. Кузьминова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - №9.
- с. 30-36.
48. Сундукова, А. К. Педагог в реалиях современного образования [Текст] / А. К. Сундукова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - №1. - 2015. - с. 18-22.
49. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение:
управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М., ТЦ Сфера, 2014. - 239 с.
50. Трубина, Г. Ф. Современные концепции личностно ориентированного образования Педагогическое образование в России [Текст] / Г. Ф. Трубина. - № 9. - 2014. - с. 165-169.
51. Урвант, Я. М. Качество методической работы [Текст] / Я. М. Урвант.
- М.: Народное образование, 2010.
52. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л. И. Фалюшина.
- М.: Аркти, 2013. - 259 с.
53. ''Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования": Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального-
государственного образовательного стандарта дошкольного- образования"
54. Фоминых, Н. М. О направлениях деятельности методической службы образовательной организации [Текст] / Н. М. Фоминых // Методист. - 2016. - № 4. - с. 46-51.
55. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов [Текст] / О. А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - №3. - с.4-14
56. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. В. Хабарова. - СПб ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. - 328 с.
57. Хуторской, А. В. Дидактические основы эвристического обучения
[Текст] // Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство
Института образования человека, 2012. - с.21-30.
58. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова. - М.: Academia, 2014 . - 384 с.
59. Шиянов, Е. Н Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 576 с.
60. Якиманская, И. С. Основы личностно ориентированного образования [Текст] / И. С. Якиманская. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 224 с.