Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие успешной адаптации детей к дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Теоретические подходы к процессу адаптации 7
1.2. Специфика адаптации детей к дошкольной образовательной
организации 13
1.3. Взаимодействие ДОО с семьей как фактор успешной адаптации
детей к дошкольной образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ 30
2.1. Изучение начального уровня адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольной образовательной организации 30
2.2. Описание организации работы родительского клуба,
способствующего успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 36
2.3. Результаты диагностики адаптации детей к дошкольной
образовательной организации после реализации программы родительского клуба 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Теоретические подходы к процессу адаптации 7
1.2. Специфика адаптации детей к дошкольной образовательной
организации 13
1.3. Взаимодействие ДОО с семьей как фактор успешной адаптации
детей к дошкольной образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ 30
2.1. Изучение начального уровня адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольной образовательной организации 30
2.2. Описание организации работы родительского клуба,
способствующего успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 36
2.3. Результаты диагностики адаптации детей к дошкольной
образовательной организации после реализации программы родительского клуба 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольную образовательную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольной образовательной организации. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к ДОО. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.В. Костяк. В своих исследованиях авторы подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Объектом исследования является процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Предметом исследования является организация взаимодействия ДОО с семьей в форме работы родительского клуба, способствующего оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Цель исследования - разработать программу работы родительского клуба и апробировать ее в работе с родителями воспитанников группы раннего возраста.
В ходе опытно-поисковой работы проверялась гипотеза: организация взаимодействия ДОО с семьей в форме родительского клуба будет являться эффективным условием успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО, если:
- встречи родительского клуба будут проводиться как для родителей, так и для детей, впервые поступающих в детский сад;
- содержание встреч родительского клуба будет включать тематику по проблеме адаптации детей к детскому саду;
- родители будут проявлять высокую мотивацию и включенность при организации работы клуба;
- встречи родительского клуба будут организованы с использованием активных форм для родителей и досуговых форм для детей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Выбрать критерии адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, подобрать соответствующие диагностические методики и провести диагностику детей.
3. Разработать программу родительского клуба, направленную на повышение педагогической грамотности родителей будущих воспитанников, что в итоге будет способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
4. Провести анализ результатов диагностики адаптации детей к ДОО.
Теоретическую основу исследования составили: исследования в области психологии детей раннего возраста (Л. Ф. Обухова, Е.Н. Герасимова Е.Н., А.Н. Леонтьев), исследования по проблемам адаптации детей к ДОО (Р. Айсина, Ф.Б. Березина, и др.), исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.), исследования в области диагностики адаптации детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора), а также методические разработки по организации адаптационного периода (Л.В. Белкина, Н.В. Кирюхина, О. И. Давыдова, А.А. Майер).
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы родительского клуба, направленной на повышение педагогической грамотности родителей будущих воспитанников ДОО, которая представляет практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования: Участниками опытно-поисковой работы являются родители и будущие воспитанники МБОУ СОШ № 6 г. Сухой Лог.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к ДОО. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.В. Костяк. В своих исследованиях авторы подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Объектом исследования является процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Предметом исследования является организация взаимодействия ДОО с семьей в форме работы родительского клуба, способствующего оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Цель исследования - разработать программу работы родительского клуба и апробировать ее в работе с родителями воспитанников группы раннего возраста.
В ходе опытно-поисковой работы проверялась гипотеза: организация взаимодействия ДОО с семьей в форме родительского клуба будет являться эффективным условием успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО, если:
- встречи родительского клуба будут проводиться как для родителей, так и для детей, впервые поступающих в детский сад;
- содержание встреч родительского клуба будет включать тематику по проблеме адаптации детей к детскому саду;
- родители будут проявлять высокую мотивацию и включенность при организации работы клуба;
- встречи родительского клуба будут организованы с использованием активных форм для родителей и досуговых форм для детей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Выбрать критерии адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, подобрать соответствующие диагностические методики и провести диагностику детей.
3. Разработать программу родительского клуба, направленную на повышение педагогической грамотности родителей будущих воспитанников, что в итоге будет способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
4. Провести анализ результатов диагностики адаптации детей к ДОО.
Теоретическую основу исследования составили: исследования в области психологии детей раннего возраста (Л. Ф. Обухова, Е.Н. Герасимова Е.Н., А.Н. Леонтьев), исследования по проблемам адаптации детей к ДОО (Р. Айсина, Ф.Б. Березина, и др.), исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.), исследования в области диагностики адаптации детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора), а также методические разработки по организации адаптационного периода (Л.В. Белкина, Н.В. Кирюхина, О. И. Давыдова, А.А. Майер).
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы родительского клуба, направленной на повышение педагогической грамотности родителей будущих воспитанников ДОО, которая представляет практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования: Участниками опытно-поисковой работы являются родители и будущие воспитанники МБОУ СОШ № 6 г. Сухой Лог.
Поступление в дошкольную образовательную организацию является для ребёнка младшего дошкольного возраста большим испытанием, которое может сломить или наоборот закалить и продвинуть вперед ребёнка в развитии. Поэтому вопрос о поступлении ребёнка в ДОО является очень важным для каждой семьи. В современном мире профессиональная активность мам очень высока, поэтому решение в пользу детского сада принимается легко, но родителям необходимо помнить, что малыш не знает, что такое детский сад и ему необходимо привыкнуть к нему и свыкнуться с мыслью, что мама не всегда будет рядом, а несколько часов в день ему придётся идти куда-то и общаться с абсолютно посторонними взрослыми и детьми. Поэтому мамам и папам нужно знать, как помочь ребёнку адаптироваться к детской образовательной организации и плавно перейти от условий домашней обстановки к условиям ДОО.
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
Согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и ДОО - залог быстрого темпа привыкания ребенка к воспитателю, сверстникам и к условиям группы. Единые требования родителей и педагогов складывается в процессе взаимодействия ДОО и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней, возможно, создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.
На этих принципах и была основана практическая часть нашей работы, во время которой нами была разработана программа родительского клуба, проведены занятия, семинары, встречи с родителями по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Работа началась с диагностики детей раннего возраста. Проведен первый замер уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада, который показал, что уровень адаптированности у детей очень низкий. Из 12 детей, принимающий участие в исследовании 9 человек показали низкий уровень, 2 человека - средний и только один человек (Маша С.) показала высокий уровень адаптированности. Она легко шла на контакт с детьми и вела себя спокойно.
После этого нами были организованы встречи родителей в рамках родительского клуба вместе с детьми, посещающими детский сад. После всей проведенной работы формирующего этапа исследования нами был проведен очередной срез адаптированности детей, который показал, что целенаправленная и систематическая работа над адаптацией детей к условиям ДОО повышает уровень адаптированности детей. Если на первоначальной среде дети показали низкий уровень адаптированности, то на итоговом среде уровень адаптированности детей к условиям ДОО стал абсолютно противоположным. Во время итогового замера низкий уровень показал только один ребёнок (Вика В.). Мы предполагаем, что такой уровень ребёнок показал из-за соматически ослабленного здоровья и частых пропусков детского сада. Средний уровень вырос с 2 человек, до 6 человек, что составило 50%, а высокий уровень адаптации показали 5 человек, что составило 42%. Мы видим, что дети стали более спокойными при приёме в группу, стали больше общаться со сверстниками, подчиняться требованиям посторонних взрослых (педагоги, психологи). На основании полученных результатов можно сделать вывод о положительной динамике уровня психолого-социальной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Как мы видим, поставленная нами в начале работы гипотеза о том, что организация родительского клуба будет являться эффективным условием успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО, если:
- встречи данного клуба будут проводиться как для родителей, так и для детей, впервые поступающих в детский сад;
- содержание встреч родительского клуба будет включать тематику по проблеме адаптации детей к детскому саду;
- родители будут проявлять высокую мотивацию и включенность при организации работы клуба;
- встречи родительского клуба будут организованы с использованием активных форм для родителей и досуговых форм для детей подтвердилась в ходе практической работы.
Поставленная цель достигнута и задачи в ходе работы полностью решены
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
Согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и ДОО - залог быстрого темпа привыкания ребенка к воспитателю, сверстникам и к условиям группы. Единые требования родителей и педагогов складывается в процессе взаимодействия ДОО и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней, возможно, создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.
На этих принципах и была основана практическая часть нашей работы, во время которой нами была разработана программа родительского клуба, проведены занятия, семинары, встречи с родителями по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Работа началась с диагностики детей раннего возраста. Проведен первый замер уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада, который показал, что уровень адаптированности у детей очень низкий. Из 12 детей, принимающий участие в исследовании 9 человек показали низкий уровень, 2 человека - средний и только один человек (Маша С.) показала высокий уровень адаптированности. Она легко шла на контакт с детьми и вела себя спокойно.
После этого нами были организованы встречи родителей в рамках родительского клуба вместе с детьми, посещающими детский сад. После всей проведенной работы формирующего этапа исследования нами был проведен очередной срез адаптированности детей, который показал, что целенаправленная и систематическая работа над адаптацией детей к условиям ДОО повышает уровень адаптированности детей. Если на первоначальной среде дети показали низкий уровень адаптированности, то на итоговом среде уровень адаптированности детей к условиям ДОО стал абсолютно противоположным. Во время итогового замера низкий уровень показал только один ребёнок (Вика В.). Мы предполагаем, что такой уровень ребёнок показал из-за соматически ослабленного здоровья и частых пропусков детского сада. Средний уровень вырос с 2 человек, до 6 человек, что составило 50%, а высокий уровень адаптации показали 5 человек, что составило 42%. Мы видим, что дети стали более спокойными при приёме в группу, стали больше общаться со сверстниками, подчиняться требованиям посторонних взрослых (педагоги, психологи). На основании полученных результатов можно сделать вывод о положительной динамике уровня психолого-социальной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Как мы видим, поставленная нами в начале работы гипотеза о том, что организация родительского клуба будет являться эффективным условием успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО, если:
- встречи данного клуба будут проводиться как для родителей, так и для детей, впервые поступающих в детский сад;
- содержание встреч родительского клуба будет включать тематику по проблеме адаптации детей к детскому саду;
- родители будут проявлять высокую мотивацию и включенность при организации работы клуба;
- встречи родительского клуба будут организованы с использованием активных форм для родителей и досуговых форм для детей подтвердилась в ходе практической работы.
Поставленная цель достигнута и задачи в ходе работы полностью решены
Подобные работы
- Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие повышения педагогической культуры родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7400 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6170 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7600 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом
на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи в процессе воспитания детей мигрантов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2018



