Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие успешной адаптации детей к дошкольной образовательной организации

Работа №98179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Теоретические подходы к процессу адаптации 7
1.2. Специфика адаптации детей к дошкольной образовательной
организации 13
1.3. Взаимодействие ДОО с семьей как фактор успешной адаптации
детей к дошкольной образовательной организации 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ФОРМЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ 30
2.1. Изучение начального уровня адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольной образовательной организации 30
2.2. Описание организации работы родительского клуба,
способствующего успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 36
2.3. Результаты диагностики адаптации детей к дошкольной
образовательной организации после реализации программы родительского клуба 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 7

С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольную образовательную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольной образовательной организации. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к ДОО. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Т.В. Костяк. В своих исследованиях авторы подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Объектом исследования является процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Предметом исследования является организация взаимодействия ДОО с семьей в форме работы родительского клуба, способствующего оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Цель исследования - разработать программу работы родительского клуба и апробировать ее в работе с родителями воспитанников группы раннего возраста.
В ходе опытно-поисковой работы проверялась гипотеза: организация взаимодействия ДОО с семьей в форме родительского клуба будет являться эффективным условием успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО, если:
- встречи родительского клуба будут проводиться как для родителей, так и для детей, впервые поступающих в детский сад;
- содержание встреч родительского клуба будет включать тематику по проблеме адаптации детей к детскому саду;
- родители будут проявлять высокую мотивацию и включенность при организации работы клуба;
- встречи родительского клуба будут организованы с использованием активных форм для родителей и досуговых форм для детей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Выбрать критерии адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, подобрать соответствующие диагностические методики и провести диагностику детей.
3. Разработать программу родительского клуба, направленную на повышение педагогической грамотности родителей будущих воспитанников, что в итоге будет способствовать успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
4. Провести анализ результатов диагностики адаптации детей к ДОО.
Теоретическую основу исследования составили: исследования в области психологии детей раннего возраста (Л. Ф. Обухова, Е.Н. Герасимова Е.Н., А.Н. Леонтьев), исследования по проблемам адаптации детей к ДОО (Р. Айсина, Ф.Б. Березина, и др.), исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.), исследования в области диагностики адаптации детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора), а также методические разработки по организации адаптационного периода (Л.В. Белкина, Н.В. Кирюхина, О. И. Давыдова, А.А. Майер).
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы родительского клуба, направленной на повышение педагогической грамотности родителей будущих воспитанников ДОО, которая представляет практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста.
База исследования: Участниками опытно-поисковой работы являются родители и будущие воспитанники МБОУ СОШ № 6 г. Сухой Лог.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поступление в дошкольную образовательную организацию является для ребёнка младшего дошкольного возраста большим испытанием, которое может сломить или наоборот закалить и продвинуть вперед ребёнка в развитии. Поэтому вопрос о поступлении ребёнка в ДОО является очень важным для каждой семьи. В современном мире профессиональная активность мам очень высока, поэтому решение в пользу детского сада принимается легко, но родителям необходимо помнить, что малыш не знает, что такое детский сад и ему необходимо привыкнуть к нему и свыкнуться с мыслью, что мама не всегда будет рядом, а несколько часов в день ему придётся идти куда-то и общаться с абсолютно посторонними взрослыми и детьми. Поэтому мамам и папам нужно знать, как помочь ребёнку адаптироваться к детской образовательной организации и плавно перейти от условий домашней обстановки к условиям ДОО.
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
Согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и ДОО - залог быстрого темпа привыкания ребенка к воспитателю, сверстникам и к условиям группы. Единые требования родителей и педагогов складывается в процессе взаимодействия ДОО и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней, возможно, создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.
На этих принципах и была основана практическая часть нашей работы, во время которой нами была разработана программа родительского клуба, проведены занятия, семинары, встречи с родителями по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Работа началась с диагностики детей раннего возраста. Проведен первый замер уровня адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада, который показал, что уровень адаптированности у детей очень низкий. Из 12 детей, принимающий участие в исследовании 9 человек показали низкий уровень, 2 человека - средний и только один человек (Маша С.) показала высокий уровень адаптированности. Она легко шла на контакт с детьми и вела себя спокойно.
После этого нами были организованы встречи родителей в рамках родительского клуба вместе с детьми, посещающими детский сад. После всей проведенной работы формирующего этапа исследования нами был проведен очередной срез адаптированности детей, который показал, что целенаправленная и систематическая работа над адаптацией детей к условиям ДОО повышает уровень адаптированности детей. Если на первоначальной среде дети показали низкий уровень адаптированности, то на итоговом среде уровень адаптированности детей к условиям ДОО стал абсолютно противоположным. Во время итогового замера низкий уровень показал только один ребёнок (Вика В.). Мы предполагаем, что такой уровень ребёнок показал из-за соматически ослабленного здоровья и частых пропусков детского сада. Средний уровень вырос с 2 человек, до 6 человек, что составило 50%, а высокий уровень адаптации показали 5 человек, что составило 42%. Мы видим, что дети стали более спокойными при приёме в группу, стали больше общаться со сверстниками, подчиняться требованиям посторонних взрослых (педагоги, психологи). На основании полученных результатов можно сделать вывод о положительной динамике уровня психолого-социальной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Как мы видим, поставленная нами в начале работы гипотеза о том, что организация родительского клуба будет являться эффективным условием успешной адаптации детей раннего возраста к ДОО, если:
- встречи данного клуба будут проводиться как для родителей, так и для детей, впервые поступающих в детский сад;
- содержание встреч родительского клуба будет включать тематику по проблеме адаптации детей к детскому саду;
- родители будут проявлять высокую мотивацию и включенность при организации работы клуба;
- встречи родительского клуба будут организованы с использованием активных форм для родителей и досуговых форм для детей подтвердилась в ходе практической работы.
Поставленная цель достигнута и задачи в ходе работы полностью решены


1. Айсина, Р. В. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст]/ Р. В. Айсина// Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С. 49 - 53.
2. Аксарина, М. Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М. Н. Аксарина. - М. : Медицина, 1977. - 274 с.
3. Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно [Текст] / В. Г. Алямовская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 144 с.
4. Афонькина, Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал [Текст] / Ю. А. Афонькина. - Волгоград : Учитель, 2012. - 105 с.
5. Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. ФГОС [Текст] / Т. Ф. Бабынина, Л. В. Гильманова, В. Э. Головенко. - М. : Сфера, 2016. - 128 с.
6. Баринова, Н. М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб [Текст] / Н. М. Баринова. - М. : УЦ Перспектива, 2013. - 92 с.
7. Безрукова, В. С. Педагогика [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 1994.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2007. - 224 с.
9. Гладкова, Ю. А. Детско-родительский клуб [Текст] / Ю. А. Гладкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 66 - 71.
10. Годовой план взаимоде йствия с семьями воспитанников [Текст] // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 7. - С. 54 -57.
11. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ: учеб. - метод. пособие [Текст] / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
12. Давыдова, О. И. Детски сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиции компетентностного подхода [Текст] / О. И. Давыдова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 17-22.
13. Давыдова, О. И. Детский сад: Самоучитель для родителей (путеводитель по детскому саду) [Текст] / О. И. Давыдова, А. Л. Майер. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009. - 64 с.
14. Детский сад и молодая семья: основы успешного
взаимодействия: метод, пособие [Текст] / Н. А. Виноградова [и др.]; под ред. Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
15. Диагностика в детском саду: метод. пособие [Текст] / Е. А. Ничипорюк [и др.]; под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. - Ростов - на - Дону : Феникс, 2004. - 275 с.
16. Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок - педагог - родитель» [Текст] / А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012. - 96 с.
17. Дуброва, В. П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / В. П. Дуброва. - Минск, 1997.
18. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
19. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: метод.пособие для воспитателей [Текст] / О. Г. Заводчикова. - М. : Просвещение, 2007. - 79 с.
20. Зубова, Г. Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада [Текст] / Г. Г. Зубова, Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 66 -77.
21. Каралашвили, Е. А. Организация работы по адаптации детей к ДОУ [Текст] / Е. А. Каралашвили // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 7. - С. 20 - 25.
22. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие [Текст] / Н.В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
23. Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: метод. аспект [Текст] / Т. В. Кротова, О. Л. Зверева. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
24. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семье. Методические рекомендации [Текст] / А. В. Козлова, Р. В. Дешеулина. - М. : Сфера, 2007.
25. Костина, В. С. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] / В. С. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1 - С. 34 - 37.
26. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т. В. Костяк. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
27. Кочетова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Соответствует ФГТ и ФГОС [Текст] / Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверетина. - М.: Учитель, 2014. - 218 с.
28. Кузнецова, Г. А. Создание эмоционально развивающей среды как
условие социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в ДОУ [Текст] / Г. А. Кузнецова //
Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2 - С. 107-112.
29. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого - педагогического сопровождения, комплексные занятия [Текст] / И. В. Лапина. - Волгоград : Учитель, 2015. - 95 с.
30. Майер, А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада [Текст] / А. А. Майер. - М. : Сфера, 2012. - 128 с.
31. Микляева, Н. В. Семейный и родительский клубы в детском саду [Текст] / Н. В. Микляева. - М. : Сфера, 2012 - 128 с.
32. Монина, Г. Б. Проблемы маленького ребенка [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. - Санкт - Петербург : Речь, 2002. - 238 с.
33. Морозова, Е. Н. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями [Текст] / Е. Н. Морозова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. - С. 10 - 14.
34. Москолюк, О. В. педагогика взаимопонимания: занятия с родителями [Текст] / О. В. Москолюк, Л. В. Погонцева. - Волгоград : Учитель, 2010. - 123 с.
35. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семье: метод. пособие [Текст] / Н. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 144 с.
36. Обухова, Л. Ф. Детская психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Владос, 2007. - 530 с.
37. Овсепян, К. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации [Текст] / Карина Овсепян. - М. : Карапуз, 2011. - 18 с.
38. Попова, Л. Н. Детско-родительский клуб "Веселая семейка". Практические материалы [Текст] / Л. Н. Попова, М. Н. Гонтаревская, М. О. Киселева. - М. : Сфера, 2012. - 128с.
39. Пыжьянова, Л. О. Как помочь ребенку в период адаптации [Текст] / Л. О. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 5-7
40. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования : метод. пособие для педагогических коллективов детских садов и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова [и др.]; под ред. Т. Н. Доронова, Т. И. Ерофеева. - М. : Обруч, 2010. - 304 с.
41. Рогалева, Н. А. Психологический клуб для родителей в детском саду [Текст] / Н. А. Рогалева. - М. : Издательство «Скрипторий», 2010. - 120 с.
42. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А. С. Роньжина. - М. : Книголюб, 2003. - 350 с.
43. Севостьянова, Е. О. Дружная семейка [Текст] / Е. О.
Севостьянова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 235 с.
44. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации [Текст] / Т. Е. Иванова [и др.]; под ред. Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
45. Семенака, С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С. И. Семенака - М. : АРКТИ, 2006. - 275с.
46. Сертакова, Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] / Н. М.
Сертакова. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. - 80 с.
47. Словарь по социальной педагогике : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / авт.-сост. Л. В. Мардахаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
48. Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст] / Н. В. Соколовская - М. : Учитель, 2017. - 188 с.
49. Теплюк, С. Н. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] / С. Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3-4. С. 46 - 51.
50. Тимофеева, Л. Л. Планирование образовательной деятельности
дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа: метод. пособие
[Текст] / Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 304 с.
51. Тонкова-Ямпольская. Р. В. Влияние периода адаптации на психосоматическое состояние детей первых трех лет жизни [Текст] / Р. В.
Тонкова-Ямпольская, Г. В. Гриднева, А. И. Мышкис. - М. : Просвещение, 1975. - 230 с.
52. Трофаненкова, С. В. Группы кратковременного пребывания для детей 2-4 лет : метод.пособие [Текст] / С. В. Трофаненкова, Е. А. Щедрова, Е. В. Крылова. - Волгоград : Учитель, 2010. - 118 с.
53. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А.
Урунтаева - М. : Академия, 2007. - 336 с.
54. Фурсова, С. Ю. Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду [Текст] / С. Ю. Фурсова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 8. - С. 28 - 31.
55. Цветкова, Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями. Сборник материалов [Текст] / Т. В. Цветкова - М. : Сфера, 2013. - 128 с.
56. Цветкова, Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями. Сборник материалов [Текст] / Т. В. Цветкова - М. : Сфера, 2013. - 128 с.
57. Шитова, Е.В. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет [Текст] / Е. В. Шитова. - М. : Учитель, 2017. - 169 с.
58. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльклнин. - М. : Академия, 2006. - 384 с.
59. Язынина, Т. Б. Родительский клуб. Технология организации [Текст] / Т. Б. Язынина. - М. : Учитель, 2016. - 86 с.
60. Яринич, Е. В. Вместе с мамой (система клубной работы) [Текст] / Е. В. Яринич // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 3. - С. 37 - 40.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ