Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Работа №98169

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие патриотического воспитания в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности и содержание патриотического воспитания детей в
ДОУ 22
1.3. Методы и формы патриотического воспитания 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 39
2.1. Диагностические методики по патриотическому воспитании 39
2.2. Результаты диагностики на начало учебного года 41
2.3. Описание педагогических условий патриотического воспитания
старших дошкольников 45
2.4. Результаты диагностики патриотического воспитания на конец учебного года 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

На современном этапе задача воспитания патриотизма приобретает особую насущность и актуальность. Одна из важных характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: тревогу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность отчизне, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к боли народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).
Системе образования принадлежит важнейшая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
В содержательном аспекте патриотизм заключает: чувство любви к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и хранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и устоям; стремление посвящать свой труд, способности благополучию родины.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - плодотворный период для приобщения ребёнка к культуре нации. Поэтому очень ценно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает быстрыми темпами развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста свойственна высокая восприимчивость, легкая обучаемость, бесконечное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Многообразные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.).
Объект исследования -процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определить и теоретически обосновать педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание детей будет успешным, если в педагогический процесс внедряются педагогические условия, включающие:
1 - календарно-тематическое планирование работы на учебный год;
2 - разработку содержания НОД;
3 - обогащение развивающей предметно-пространственной среды элементами, направленными на патриотическое воспитание детей.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние теоретической разработанности проблемы патриотического воспитания детей в психолого-педагогической литературе.
2. Определить критерии патриотического воспитания, подобрать диагностические методики и провести диагностику детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
3. Определить педагогические условия по патриотическому
воспитанию дошкольников.
Теоретическая основа исследования: Проблема патриотического воспитания разрабатывалась в трудах отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Е.Е. Казаевой, Л.Л. Кондрыкинской. Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, С.А. Козловой, О.А. Князевой, О.А. Артамоновой, М.В. Крулехт, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой, И.Д. Власовой, С.А. Котляровой, С. Македонской, Н.М. Крыловой, Р.И. Жуковской и др.
Методы исследования: анализ педагогической, исторической литературы, наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности, опытно-педагогическая работа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
База исследования: МБДОУ № 250 г. Екатеринбурга.
Структура работы: работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложений 1, 2, 3.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с целями и задачами данной работы нами были изучены теоретические аспекты воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
На основании анализа научной психолого-педагогической литературы нами выявлено, что патриотическое воспитание детей представляет собой процесс содействия нравственному и патриотическому становлению личности.
Цель патриотического воспитания - различными педагогическими средствами побудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования и включает в себя задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о своем государстве; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к другим народам.
На основе изучения психолого-педагогической литературы автором сделан вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста сформированы субъектные качества для формирования нравственно-патриотических установок, идеалов, поведения.
В соответствии с целями и задачами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста нами определено содержание проводимой в детском саду соответствующей работы. В ходе исследования был сделан вывод о том, что содержательный компонент нравственно-патриотического воспитания должен формировать следующие представления детей: о семье, своей родословной; о культуре народа, его традициях, народном творчестве; о природе родного края и страны, деятельности человека в природе; об истории страны, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках; о символике родного края и страны; о самых известных деятелях страны; о живущих вместе с нами людях других национальностей.
В работе был представлен цикл занятий для дошкольников по патриотическому воспитанию, эффективность которого была подтверждена эмпирическим путем.
Разработанные материалы могут быть использованы как в процессе подготовки будущих воспитателей ДОУ, так и педагогами-практиками


1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - Изд. «Учитель», Волгоград, 2007. - 230 с.
2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. - УЦ Перспектива, М., 2011. - 230 с.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005.-256 с.
4. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду, 2010. - М.
- 175 с.
5. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. - № 1. - С. 16-21.
6. Архангельский Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания // Коллектив как фактор нравственного воспитания. - М.: «Знание», 1983. С. 14.
7. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. - 144 с.
8. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997 - 170 с.
9. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.
- М.: Академический проект; Культура, 2005. - 240 с.
10. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна Россия: Пособие для
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - М.:
Просвещение, 2007. - 95 с.
11. Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры.
- М., 2015. - 110 с.
12. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников . / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215 с.
13. Гризик Т.И. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - N5. - С. 36-39.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - СПб, 2010. - 780 с.
15. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005. - 184 с.
16. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
17. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГУ, 2005. 236 с.
18. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М., 2000. - 180 с.
19. Запесочная Е.А. Мы живем в России. - М.: Дрофа, 2013. - 32 с.
20. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2011. - 240 с.
21. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) М., 2002. - 34 с.
22. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика, 1992. - № 11. - С. 390-391.
23. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. - сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина и др. - М.: АРКТИ, 2003. - 180 с.
24. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень зима. / Авт.-сост. Г.А.Лапшина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 83 с.
25. Кобозева Е.В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников// Вестник Новгородского государственного университета, 2008. - № 45. - С. 43-46.
26. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М., 2003. - 171 с.
27. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 320 с.
28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
29. Колесникова И.А. Сущность и социально-педагогические явления воспитания // Воспитание: научные дискуссии исследования: Сборник научных трудов (По материалам научной конференции-дискуссии). - СПб: РПТУ, 2005. - С. 15-24.
30. Комратова Н.В. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 2006. - №5. - C. 3-10.
31. Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение // Воспитание: научные дискуссии исследования: Сборник научных трудов (По материалам научной конференции-дискуссии). - СПб: РГПУ, 2005. - 210 с.
32. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №1. - С. 23-27.
33. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс, 2006. - № 8. - С. 67-76.
34. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1987. - 320 с.
35. Манина Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев // Вестник ТГУ, выпуск 7 (63), 2008. - С. 285-288
36. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №1. - с. 53.
37. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
38. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 205 с.
39. Мудрик A.B. Воспитание: категория и реальность // Известия Российской академии образования. 2005 - № 1. - С. 94-100.
40. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. -2000. № 6. - С. 28-35.
41. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 170 с.
42. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А. В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1980. - 230 с.
43. Патриотическое воспитание дошкольников / под ред. А.А. Остапца и др. - М., 2010. - 210 с.
44. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1997. - 320 с.
45. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа / под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой. - СПб: Детство Пресс, 2005. - 287 с.
46. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. - Самара, 2002. - 230 с.
47. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 126 с.
48. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заочн. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - СПб: Реноме, 2012. - 244 с.
49. Тимофеева И.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб: Заневская площадь, 2014. - С. 57-62.
50. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Майкоп, 2004. - 340 с.
51. Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству. - М., 2004. - 320 с.
52. Ясева Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. - 132 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ