ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. .7
1.1. Сущность понятий креативность и творчество, креативная
деятельность 7
1.2. Педагогические условия организации креативной деятельности
обучающихся 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 23
2.1. Диагностика креативности обучающихся на констатирующем этапе
опытно-исследовательской работы 23
2.2. Методы и приемы организации креативной деятельности на уроках
«Технологии» 28
2.3. Анализ результатов опытно-исследовательской работы по
активизации креативной деятельности обучающихся на уроках технологии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Огромный вклад в развитие творческих способностей вносит предмет «Технология». Ведь развивать творческие способности человека - это, прежде всего, воспитывать креативное отношение к деятельности. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможна креативность.
На сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с развитием креативности школьников становится актуальной. Это обусловлено ускорением темпов развития общества. То есть перед школой встает задача необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. В современном, быстро меняющемся мире востребован человек творческий, интеллектуально развитый, умеющий учиться, гибко адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способный применять полученные знания на практике, искать пути рационального и нестандартного разрешения, возникающих проблем.
Все вышесказанное актуализирует необходимость обращения к проблеме творческого развития - личности, позволяющей ей самореализовываться и самосовершенствоваться в новых условиях, быть субъектом своей жизнедеятельности. От уровня развития креативности личности во многом зависит успех страны и в экономической, и в политической, и в культурной областях.
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах: в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», в «Концепции структуры и содержания общего среднего образования». В этих документах делается акцент на развитие креативных способностей обучающихся, то есть на индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников. Все это является основой, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
Федеральный государственный образовательный стандарт определил качественно новую развивающую модель массовой школы.
В соответствии со Стандартом на ступени общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал.
Изменения в структуре содержания образования, введение новых стандартов и потребности общества диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее креативных способностей.
В данных условиях необычайно актуализируется построение педагогических систем, создающих необходимые предпосылки для раскрытия и развития креативности каждого школьника.
Решение задачи развития креативного потенциала ребёнка связано с потребностью образовательных заведений в педагогах, знающих об особенностях работы по поощрению креативности, понимающих феномен креативности в современных условиях, умеющих диагностировать креативность, способных создавать поле креативности в образовательном процессе, стремящихся к взаимодействию в режиме поощрения креативности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных свойств личности значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к разработке проблемы развития креативности детей на разных возрастных этапах; определения механизмов проявления и формирования креативных свойств личности в разные возрастные периоды. Учитывая значение обучения, комплекса социальных факторов, влияние микросреды на развитие креативности, представляется важным изучение их роли в разные возрастные периоды.
Качественное своеобразие способности к творчеству - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью. Формирование креативности - процесс неравномерный, связанный с систематизированным накоплением в структуре личности позитивных количественных и качественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять креативную деятельность.
В экспериментальных психологических исследованиях Р.М. Грановской, В.Н. Дружинина, Б.Б. Коссова, А.А. Леонтьева и др. рассматриваются вопросы развития креативных способностей обучающихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности. Вместе с тем отмечаем, что школьнику для обеспечения эффективного продвижения в развитии креативных способностей необходимо освоение доступных видов креативной деятельности.
В связи со значимостью проблемы, актуальностью развития креативности у детей, была выбрана тема исследования: «Креативная деятельность обучающихся на уроках технологии».
Проблема исследования: Организация креативной деятельности обучающихся на уроках технологии.
Объект исследования - креативная деятельность обучающихся.
Предмет исследования - педагогические методы и приемы организации креативной деятельности обучающихся на уроках технологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методологические и теоретические подходы к исследованию креативности личности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы формирования креативности обучающихся на уроках «Технологии».
3. Экспериментально доказать эффективность, отобранных приемов и методов организации креативной деятельности обучающихся на уроках «Технологии».
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, моделирование), эмпирические (наблюдение, диагностика с использованием анкетирования, интервьюирование, анализ) методы и методы статистической обработки данных.
На основании многочисленных исследований (В.Н. Дружинин, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Б.Г. Ананьев, Б.Г. Теплов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, И.И. Ильясов, Н.Б. Шумакова, В.И. Панов, М.А. Холодная, В.С. Юркевич, И.В. Калиш, Ю.Д. Бабаева) установлено, что особенно актуальным для развития креативности является школьный возраст. С одной стороны, наблюдается снижение творческой активности у детей, а с другой, глубокие изменения, происходящие в психическом развитии школьника, свидетельствующие о широких возможностях творческого развития на данном этапе.
Практическая значимость исследования состоит в определении диагностики креативности обучающихся, использовании полученных результатов исследования педагогами для организации креативной деятельности школьников на уроках технологии.
Исследование проводилось мной на базе МОУ СОШ №3 г. Богдановича.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа содержит таблицы и рисунки.
С давних времён учёные пытались разгадать загадку креативности человека. Первыми объектами исследования были выдающиеся люди науки и искусства. Поэтому знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько собственным усилиям, сколько работе литераторов, историков, искусствоведов, которые, так или иначе, касались проблемы творческой личности, поскольку нет творения без творца. Исследователи анализировали их рукописи, письма, высказывания, картины. Первоначально они считали способности к креативности исключительным и уникальным феноменом, уделом избранных натур. Такая позиция была равносильна признанию, что для творческих личностей необходимы какие-то особые психологические законы и правила.
Но по мере развития психологической науки, а также различных теорий, концепций, подходов в области творчества ученые пришли к выводу, что творческий потенциал присущ каждому человеку. Природа творчества основана на природе человека. Существует лишь непрерывный «континуум талантливости» - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, тем не менее, тем не менее, сущность творческого процесса остаётся одинаковой для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, мере выраженности, масштабах достижений, их значимости и т.д.
Это внимание ученых определяет важность проблемы учета креативности у детей.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии. Развитие креативности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса так же является серьёзной и актуальной проблемой, прежде всего для педагогической деятельности учителя.
В нашей работе мы пытались всесторонне представить понятие креативности, её концептуальных подходов, цели, функции; исследовать креативность через призму оценки учителя.
Проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы выявления и диагностики креативности, хотя сделано основное - акцентировано внимание на значимости решения данной проблемы.
Перспективы исследования этой проблемы возможны в направлении изучения наиболее полной картины актуального уровня креативности школьников, а также исследование причин особенностей проявления креативности в зависимости от возраста и условий учебно-воспитательного процесса и разработка комплексной программы по совершенствованию методик диагностирования креативности.
Анализ результатов диагностики на контролирующем этапе показал, что в процессе обучения в школе не созданы достаточные условия для развития креативности, как качества личности, творческое развитие как основа самореализации личности.
Одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности. В качестве основных условий, способствующих развитию креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.
Диагностика уровня креативности позволит применить к развитию креативности школьников педагогическое сопровождение. Включение педагогического сопровождения позволит учащемуся свободно проявлять креативность в учебной деятельности, способность направлять собственное развитие.
Для оптимизации педагогической деятельности учителя, направленной на развитие креативности, мы предложили свои рекомендации:
- сознание собственной ответственности, связанной с качественным выполнением учебно-воспитательной деятельности учителя;
- понимание своего места и той роли, которую играет учитель в жизни учеников;
- обеспечение привлекательного творческого характера содержания обучения в целом для своих учеников;
- четкое определение цели и конечных результатов обучения, способов оценки креативного потенциала и уверенность в понимании детей;
- по мере возможности, вовлечение учеников в творческий процесс, планирование целей и задач обучения;
- уважение, доверие, открытое и искреннее отношение к ученикам;
- признание и поощрение достигнутых результатов, отсутствие критики, давления на ученика;
- делегирование ответственности за выполняемую работу между учениками и предоставление возможности принятия самостоятельных решений.
Учителю технологии очень важно пробудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!". Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.
Работая над развитием креативности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
В развитии креативности учащихся на уроках технологии, несомненно, помогают разнообразные творческие задания и метод проектов. Творческие проекты становятся неотъемлемой частью обучения и вызывают у учащихся живой интерес, так как помогают осознать практическую и социальную направленность знаний и умений, получаемых в школе, проявить самостоятельность и творческую инициативу.
Дифференцированный подход к учащимся, исследовательская работа, использование информационно-коммуникационных технологий в структуре урока, интеграции с различными образовательными областями, создание на уроках проблемной ситуации, предметные недели, экскурсионная работа - все эти и другие формы деятельности должны применяться в практике учителя технологии для развития креативности учащихся.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что цель исследования достигнута и поставленные задачи решены.
1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / О.А.Абдулина. - М.,
1990. - 141 с. - ISBN 5-85647-057-5.
2. Абульханова-Славская К. А. Проблема саморазвития субъекта деятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14.
3. Айзенк П. Проверь свои способности [Текст] А. Айзенк. М.,1972. - 121 с
4. Акимова М.К. Способности и одаренность [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с. - ISBN 5-91874-061-5.
5. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х т. [Текст] / А. Анастази. - М., 1982. 240 с. - ISBN 5-272-00106-0
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И.Андреев. - Казань, 1988. - 236 с. - ISBN 5¬7464-0029-7
7. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта. // Психологический журнал. - 2008. - №1. - С.39-43.
8. Барташников А. А., Барташникова И. А. Учись мыслить. Харьков: «ФОЛИО», 19с.
9. Батищев Г.С. Творчество в исследовании и творчество в духовном искании / Г. С. Батищев. - Сб. Научное творчество как многомерный процесс. - М., 1987.]
10. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства /Т.В. Бендас// Вопр. психологии. -2000.- № 1.- С. 87-95.
11. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: «Прайм- Еврознак», 2001. - 320 с.
12. Бернштейн М.С. Психология научного творчества [Текст] М.С.Бернштейн // Вопросы психологии. - 1965. - №3. - С.35-38.
13. Библер В.С. Мышление как творчество [Текст] / В.С.Библер // Введение в логику мысленного диалога. - М., 1975. - ISBN 5-642-879516-2
14. Блонский П.П. Избранные психологические произведения [Текст] / П.П. Блонкий. - М.: Просвещение, 1964. - 287 с. - ISBN 5-957-846215-1
15. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. - №1. - с.144-146.
16. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. М.: РГУ, 1983. С.92.
17. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, 1997. С.57.
...