Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Обзор заболеваний опорно-двигательного аппарата 6
1.2 Понятие профилактики 14
1.3 Средства физической культуры, способствующие профилактике
опорно-двигательного аппарата 18
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Организация исследования 33
2.2Методы исследования 33
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Актуальность. Заболевания опорно-двигательного аппарата одни из самых распространенных в современном обществе и встречаются у всех возрастных групп.
Причиной этому служат:
• Нарушение двигательного режима, сидячий образ жизни
• Несоблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к учебной мебели, обуви и т.д.
• Травматизм
К опорно-двигательному аппарату относятся позвоночник, кости, мышцы, сухожилия и связки. Соединенные воедино они образуют каркас, на который опираются внутренние органы. Поэтому он и называется опорным аппаратом.
Ограничение подвижности той или иной части тела при заболевании или травме выбивает человека из привычного жизненного ритма. Повреждение какого-либо участка, например, сустава или подвижного участка позвоночника, не оказывающего на начальном этапе существенного влияния на двигательную функцию, переносится людьми относительно спокойно. И к врачу они не обращаются. Ищут совета у друзей и знакомых. Но боль, постепенно нарастая, все больше и больше овладевает их сознанием. Вместо того чтобы полноценно работать и радоваться жизни, они большую часть времени — и рабочего, и свободного — тратят на поиск какого-нибудь чудодейственного лекарства. В конце концов, наступает момент, когда развившееся заболевание полностью овладевает человеком, а непереносимая боль лишает его не только возможности работать, но и нормально жить.
По утверждению специалистов, из 150 человек лишь один - счастливый обладатель здорового и гибкого позвоночника. Чаще всего болеют люди наиболее трудоспособного возраста, 35—60 лет. В формировании заболевания немаловажную роль играет образ жизни человека, как он питается, испытывает ли перегрузки или физическая деятельность в жизни данного человека вообще отсутствует. Кроме того, важно рационально использовать свободное время. От больших физических перегрузок нельзя сразу переходить в состояние ничегонеделанья, и наоборот — после напряженной умственной работы нельзя сломя голову бежать в тренажерный зал и до обморока «качаться» на тренажерах.
Ведущая роль в развитии заболеваний опорно-двигательного аппарата принадлежит наследственному фактору и заболеванию органов эндокринной системы, в частности, щитовидной железы, которая участвует в формировании определенного вида ткани — коллагена. Коллаген — это строительный материал таких тканей, как связки, сухожилия, капсулы суставов и др. Боли в спине занимают 3 место в мире по своей распространенности. В связи с этим, особую актуальность представляет проблема профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. [3]
Средний возраст — возрастной период человека, предшествующий пожилому возрасту. Западные учёные определяют его границы по-разному: начало — от конца третьего десятилетия до 40 лет, конец — от конца четвёртого десятилетия до 60 лет.
В данной работе рассмотрим возраст 35-45 лет и людей профессии учитель. Не зависимо от психологических качеств личности, у педагогов достаточно неподвижный образ жизни, именно поэтому мы предложили педагогам поучаствовать в исследовании, а именно проверить эффективность комплексов ЛФК на разные части опорно-двигательного аппарата. В экспериментальные группы входят члены педагогического состава МБОУ «СОШ №8».
Объект исследования: оздоровительные занятия физической культурой Предмет исследования: средства и методы оздоровительной физической культуры, направленные на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Цель: выявить и обосновать эффективность использования средств физической культуры в процессе профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата у людей среднего возраста.
Задачи:
1. Изучить средства физической культуры и возрастные особенности лиц среднего возраста
2. Разработать комплекс физических упражнений, направленных на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата
3. Экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса оздоровительных мероприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 26 источников и 3 приложений.
Причины, которые могут привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата многочисленны. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.
Таким образом, только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. А неправильно организованные занятия физическими упражнениями или проводимые без учета анатомо-физиологических особенностей и состояния детского организма приводят к патологическим отклонениям в опорно-двигательном аппарате.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. В данной физкультурно-оздоровительной работе были использованы различные формы развивающей и профилактической направленности:
• физические и игровые упражнения, для развития мышечного корсета всего опорно-двигательного аппарата, больше внимания обращая на формирование позвоночника и стопы;
• закаливание - занятия в зале при одностороннем проветривании в носках и без них, занятия на улице;
• упражнения для дыхания;
• самомассаж;
• беседы, разъяснения о влиянии и пользе правильного выполнения упражнений непосредственно во время занятия ими.
2. Доказана эффективность предложенного разработанного комплекса оздоровительных мероприятий, в котором было выявлено, что лучшими оказались показатели участников экспериментальной группы.
Описанные выше формы оздоровительной физической культуры способствовали укреплению здоровья, существенному росту функциональных возможностей организма.
Была выявлена эффективность физкультурно-оздоровительной работы и в плане эмоционального настроя к занятиям физической культурой.
1. Авдулина А.С. Жизнь без лекарств. М.: Физкультура и спорт, 1975. 64 с.
2. Афонин И. А. Здоровый позвоночник. М.: Вече, 2003. - 47 с.
3. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности.- М., 1966.
4. Буйлова Н.С. Длительная активность в укреплении здоровья. М.: Ростов на дону, 1987- 17 с.
5. Василевская З.А. Резервы здоровья. М.: Ленинград «МЕДИЦИНА» 1981. 207 с.
6. Григорович Е.С. Производственная гимнастика: Метод. Рекомендации. М.: МГМИ, 2000. 39 с.
7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура Учеб. для студентов Высших учебных заведений. - 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2004.- 624с.
8. Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать. М.: Издательство»Детство- пресс», 2005.-112с
9. Зелинская Д. Школа здоровья. - М., 1995, на с.8
10. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.: Гардарики, 2000. 448 с.
11. Колосов В. А. Здоровье на все жизнь. М.: ФИЗ 2000№1с.26-27 87 с.
12. Корхун М.А. Лечебная физическая культура в домашних условиях. М.: Лениздат, 1990.- 142 с.
13. Красикова И. С. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. Санкт-Петербург. 2001.
14. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт. 2004. 192 с.
15. Лейзермана В.Г. Восстановительная медицина. М.: Ростов н/Д, Феникс, 2008. 411 с.
16. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. М.: физкультура и спорт,- 1995с.143
17. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт.-2003.-224с.
...