Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

Работа №98140

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Развитие коммуникации у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Приемы и методы развития коммуникативной деятельности детей
дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Характеристики диагностик, направленных на изучение
коммуникативной деятельности детей 31
2.2. Апробация диагностик, направленных на изучение коммуникативной
деятельности детей 37
2.3. Рекомендации по оптимизации коммуникативной деятельности
дошкольников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

На современном этапе развития общества происходят достаточно значимые социальные и экономические преобразования, требующие от человека развитых коммуникативных навыков. Все больше в последнее время обращают внимание на коммуникативную компетентность как составляющую успешной социализации личности в обществе.
В связи с тем, что на этапе старшего дошкольного периода в психике ребёнка происходят существенные изменения, затрагивающие все стороны личности, актуальным будет рассмотрение коммуникативной компетенции как основополагающей в дальнейшей адаптации к условиям школы.
Под коммуникативной компетентностью понимают совокупность способностей, знаний, умений и навыков, отношений, инициатив и коммуникативного опыта личности, необходимых для понимания чужих и продуцирования собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения; способность к активному взаимодействию и обучение других речевых субъектов [16].
Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева [7], В.В. Давыдова [19], В.А. Кан- Калика [29], и др. Коммуникативная компетентность определяется в способе личностной самореализации (В.А. Болотов, В.В. Сериков [8] и др.); интегрального качества личности, включающего знания и опыте (И.А. Зимняя [26] и др.); способности к созданию собственного продукта, выполненного с ориентацией на восприятие другим человеком (В.В. Гузеев [18] и др.); готовности к взаимодействию, вербальному и невербальному общению с другими людьми (Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова [27] и др.); способности устанавливать и поддерживать контакты с людьми, основанной на знаниях, умениях и навыках общения (Ю.Н. Емельянов [21], Л.А. Петровская [41], и др.).
Исследования позволили нам выделить противоречие между значимостью коммуникативной деятельности и недостаточной разработанностью методического инструментария.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: как сделать процесс развития коммуникативной деятельности наиболее успешным.
Объект исследования: образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: коммуникативная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и исследовать развитие коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогические литературу по основам развития коммуникативной деятельности;
2. изучить приёмы и методы развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста;
3. выявить уровень развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста;
4. разработать рекомендации по оптимизации коммуникативной деятельности дошкольников.
Методы исследования: теоретические - анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, тестирование.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 города Екатеринбурга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Старший дошкольный возраст характеризуется как последний из периодов, предшествующих обучению в школе, в котором находят отражения новообразования психики.
Наиболее важными особенностями психики ребенка данного возрастного периода является достаточно высокий уровень умственного развития, обобщенное мышление и смысловое запоминание. В возрасте 6-7 лет происходит формирование определенного набора навыков и знаний, быстрыми темпами развивается память и воображение.
Для наиболее успешного прохождения социализации ребенок должен обладать развитой коммуникативной деятельностью. Коммуникативная деятельность определена нами как характеристика личности, состоящая из знаний, умений, личностных качеств и опыта, которые позволяют достигнуть взаимопонимания в процессе общения, а также комплексное применение языковых и неязыковых средств с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, инициативность общения, сдержанность в общении, культура речевой коммуникации. Коммуникативные способности позволяют дошкольнику решать различные проблемы, которые возникают в процессе общения. Ребёнок учится преодолевать эгоцентризм, действовать согласно правилам в различных коммуникативных ситуациях, творчески и осознано регулировать своё поведение в коммуникативных ситуациях.
Педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников и способна выполнить свою развивающую функцию в рассматриваемом аспекте при разработке и осуществлении воспитателями дошкольного учреждения системы целенаправленной работы по развитию коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Диагностика коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших критериев готовности ребёнка к обучению в школе. На данном этапе нет единой диагностической методики для определения уровня развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраст. Для полной оценки необходимо использовать комплекс методик, позволяющий охватить все стороны коммуникативной деятельности дошкольника.
Результаты опытно-поисковой работы показали, что уровень развития коммуникативной деятельности исследуемой группы детей старшего дошкольного возраста не достаточно высок. Половине детей диагностические задания давались без особых усилий, но есть и такие, кому требуется продолжить развитие коммуникативной деятельности.
Теоретические знания по культуре общения должны одновременно закрепляться основательной практической работой над развитием коммуникативных умений. Развитие коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста возможно с помощью дидактических и подвижных игр, бесед с педагогом и моделирование проблемных ситуаций


1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : Учебное пособие. - 2-е издание / В. А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998.- 379 с.
2. Аммосова, В.В. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как фактор социализации [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. : Моск. пед. гос. университет, 2010. - 112 с.
3. Бахтеева, Э. И. Особенности формирования личности ребёнка на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст] / Э. И. Бахтеева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2012. - № 2. - С. 189-193.
4. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова. - М. : Каисса, 2008. - 95 с.
5. Белопольская, Н. Л. Азбука настроения. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : Когито-Центр, 2008. - 47 с.
6. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] / И. Л. Бим. - М. : Русский язык, 1977.- 288 с.
7. Бодалёв, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалёв. - М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
8. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-13.
9. Бочарникова, М. А. Понятие коммуникативная компетенция и его становление в научной среде [Текст] / А. М. Бочарникова // Молодой ученый.
- 2009. - № 8. - С. 130-132.
10. Будаев, Ю. Д. Базовые компетенции педагогической деятельности [Текст] / Ю. Д. Будаев // Методическая работа в школе. - 2010.- № 3. - С. 25.
11. Булычева, А. И. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] : Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, Н. Е. Веракса; под ред. Н. Е.Вераксы. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 112 с.
12. Васильев, В. Г. Структура рефлексивного развития человека в возрастной динамике как основа психолого-педагогического проектирования [Текст] / В. Г. Васильев, Ю. Г. Юдина // Психологическая наука и образование. Специализированное научно-аналитическое издание. Москва. МГ11ПУ, Изд-во «Институт психологии РАН». - 2014. - № 2. - С. 35-49.
13. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов [Текст] / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М. : МС, 2010. - 210 с.
14. Воронич, Е. А. Коммуникация как средство нравственного воспитания [Текст] / Е. А. Воронич // Научное мнение. - 2012. - № 1. - С. 78¬81.
15. Гальскова, Н. Д. Методика обучения иностранным языкам [Текст]. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н. Д. Гальскова. - М. : АРКТИ, 2003. - 192 с.
16. Голикова, О. Ю. Практикум по развитию общения педагогов [Текст] / О. Ю. Голикова, Н. К. Елизарова // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 8 (49). - С. 53-58.
17. Грозина, В. А. Современный старший дошкольник как субъект образовательного пространства [Текст] /В. А. Грозина // В сборнике: Инновация в образовании. Современная психология в обучении III Международная научная Интернет-конференция: Материалы. ИП Синяев Д. Н. Казань, 2014. - С. 32-35.
18. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В. В. Гузеев. - М. : Народное образование, 2001. - 128 с.
19. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В. В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992. - 59 с.
20. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников [Текст] : сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина - М. : Книголюб - 2006. - 64 с.
21. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] : автореф. дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.05 / Ю. Н. Емельянов; ЛГУ. - Ленинград, 1990. - 403 с.
22. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое
обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов. - Л. : МГУ, 1990. - 110с.
23. Жулина, Г. Н. Психологические особенности развития мыслительных операций в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Н. Г. Жулина, К. В. Павлова // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - 2013. - № 1. - С. 310-313.
24. Зарецкий, Ю. В. Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов [Текст] / Ю. В. Зарецкий, В. К. Зарецкая, И. Ю. Кулагина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 99-110.
25. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., перераб, доп. / Э. Ф. Зеер. - М. : Академический Проект; Фонд “Мир”, 2006. - 336 с.
26. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - С. 200-209.
27. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст]. Учебно-методическое пособие / А. Д. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. - М. : АПК и ПРО, 2003. - 105 с.
28. Иванова, В. П. Развитие невербальных средств коммуникации у старших дошкольников [Текст] / В. П. Иванова, Н. И. Левшина // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 159-160.
29. Кан - Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Кан - Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
30. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка [Текст]. Учебное пособие / О.А. Карабанова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 191 с.
31. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
32. Когут, А. А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников [Текст] / А. А. Когут // Человек и образование. - 2012. - №4. - С. 161 - 164.
33. Краснорядцева, О. М. Психолого-образовательные возможности развития рефлексии в старшем дошкольном возрасте [Текст] / О. М. Краснорядцева, Е. Д. Файзуллаева // Сибирский психологический журнал. - 2010. - № 37. - С. 76-82.
34. Лисина, М. И. Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, А.И. Силвестру. - Кишинев: Штинца, 1983. - 112 с.
35. Лисина, М. И. Специфика восприятия и общения у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, Х. Т. Шерьязданов. - Алма-Ата: Мектеп, 1989. - С. 74.
36. Марцинковская, Т. Д. Методический сборник. Социализация детей и подростков [Текст] / Т. Д. Марциновская. - М. : Моск. пед. гос. университет, 2010. - 112 с.
37. Назаренко, Е. Б. Коммуникативная компетенция: подходы к классификации, структура [Текст] / Е. Б. Назаренко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 22. - С. 81-86.
38. Немов, Р. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
39. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / под ред. М. И. Лисиной. - М. : Педагогика, 1974. - 204 с.
40. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е. И. Пассов. - М. : Русский язык, 1989. - 276 с.
41. Петровская, Л. А. Общение, компетентность, тренинг [Текст]. Избранные труды / Л. А. Петровская. - М. : Изд-во «Смысл», 2007. - 387 с.
42. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 400 с.
43. Рапецкая, А. В. Рефлексивно-личностное самоопределение как формирование готовности к самореализации [Текст] / А. В. Рапецкая, Ю. А. Рапецкий // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2013. - № 2. - С. 75-86.
44. Скитская, Л. В. Научно - педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Скитская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 50-57.
45. Скитская, Л. В. К вопросу оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста в воспитательном образовательном процессе [Текст] / Л. В. Скитская, Ю. И. Щербаков // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5. - С. 84-87.
46. Славутская, Е. В. Преподростковый возраст: формирование связей в структуре личности [Текст] / Е. В. Славутская, Л. А. Славутский // Психологические исследования. - 2014. - № 37. - С. 6.
47. Смирнова, Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Смирнова // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. - 2008. - № 1.- С. 58-65.
48. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студентов средне специальных педагогических учебных заведений / О. Е. Смирнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 160 с.
49. Современные технологии обучения дошкольников [Текст] / авт.- сост. Е. В. Михеева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 223 с.
50. Солтанбекова, О. Т. Коммуникативная компетенция и её составляющие [Текст] / О. Т. Солтанбекова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 6. - С. 40-44.
51. Сомкова, О. Н. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» [Текст] / О. Н. Сомкова // Дошкольное воспитание. - 2011.
- № 9. - С. 22-33.
52. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография [Текст] / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. - 256 с.
53. Феоктистова, С. В. Комммуникативная компетентность как фактор, влияющий на развитие дошкольника [Текст] / С. В. Феоктистова, А. М. Хмелькова //Актуальные проблемы психологического знания. - 2012. - № 2.- С. 93-103.
54. Хомский, Н. Язык и мышление [Текст] / Н. Хомский. - М. : Изд- во Московского университета, 1972. - 126 с.
55. Хузеева, Р. Г. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника [Текст] / Р. Г. Хузеева. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 80 с.
56. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие [Текст] / А. В. Хуторский. - М. : Изд-во «Эйдос», 2013. - 73 с.
57. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева. - М. : Юрайт, 2013. - 367 с.
58. Человек, субъект, личность в современной психологии [Текст]. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. - Т. 3 / отв. ред. А. Л. Журавлёв, Е. А.Сергиенко. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 600 с.
59. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] : практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 256 с.
60. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребёнка
[Текст] : учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. - Великий
Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
61. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства [Текст] : Учебник. 4-е изд., испр. и доп. / С. Д. Якушева. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ