ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие о совместной деятельности в педагогическом коллективе . 7
1.2. Сотрудничество как фактор профессионального роста педагогов .. 16
1.3. Управленческие условия сотрудничества в педагогическом
коллективе дошкольной образовательной организации 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ... 35
2.1. Изучение готовности педагогов к сотрудничеству в коллективе
дошкольной образовательной организации 35
2.2. Комплекс мероприятий обеспечивающий сотрудничество в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации ... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
Актуальность совершенствования профессионального взаимодействия педагогов подтверждается современными требованиями к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (уровню профессиональной компетентности, перспективам развития личности педагога), заданными Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, профессиональным стандартом педагога.
Согласно исследованиям А.И. Донцова, А.К. Марковой, П.И. Третьякова, Л.И. Уманского и др., успешность образовательной деятельности определяется тем, насколько эффективно организован педагогический коллектив. А.Г. Ковалев писал: «Действие тогда эффективно во всех отношениях, когда оно осуществляется в форме сотрудничества членов коллектива» [17, с. 22]. На современном этапе обновления дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях на основе сотрудничества педагогов как профессионалов, что вызывает необходимость поиска способов и средств управления педагогическим коллективом с учетом особенностей педагогической деятельности в реализации основной образовательной программы.
Специфика профессиональной деятельности педагога заключается в ее совместно-индивидуальном характере: с одной стороны, педагогический коллектив нацелен на реализацию задач социализации и развития детей, в с другой, каждый специалист реализует рабочую программу с применением широкого спектра технологий. Проблема заключается в слабой взаимосвязи педагогов дошкольной образовательной организации между собой в части согласования технологического компонента реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Так называемое «разделение труда» между специалистами мешает целостному видению образовательного маршрута ребенка, затрудняет отбор и сопряжение методов и приемов, обеспечивающих педагогическую поддержку развития и социализации детей дошкольного возраста. Исходя из этого, необходимо обеспечить сотрудничество педагогов дошкольной образовательной организации в специально организованной совместной деятельности.
В психолого-педагогической литературе проблема коллектива достаточно изучена в нескольких аспектах. В работах А.С. Макаренко, Л.И. Уманского, А.В. Петровского и других нашли отражение различные аспекты межличностных отношений в коллективе. Вопросы развития педагогического коллектива исследованы в трудах Н.К. Крупской [24], Т.С. Шацкого [63], Ю.А. Конаржевского [21], Я.Л. Коломинского [20] и др.
При изучении проблемы коллектива широко используется понятие «сотрудничество», которое рассматривается А.И. Донцовым [11], Е.В. Коротаевой [22, 23], А.К. Марковой [32], П.И. Третьяковым [57] и другими учеными. Под сотрудничеством понимаются совместные действия нескольких субъектов, направленные на получение общего результата, при этом выполняются не только совместные воздействия на общий предмет труда, но и происходит воздействие участников друг на друга. На основе совместной деятельности в группе складывается определенная структура, появляются коллективные ценности и нормы, регулирующие отношения людей. В этой связи сотрудничество обладает высоким потенциалом для развития профессионально-педагогической деятельности и общения, в том числе в коллективе дошкольной образовательной организации.
Однако вопросы сотрудничества в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации остаются мало изученными. В управленческой практике, как правило, поднимается вопрос о функциональном распределении обязанностей педагогов, при этом мало обращается внимания на характер взаимодействия членов педагогического коллектива и согласования их действия для достижения единого результата в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации в целях успешной реализации образовательной программы и недостаточной разработанностью этого вопроса в науке и практике образования.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Организация сотрудничества в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: взаимодействие педагогов в профессиональном коллективе дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, способствующих организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленных на организацию сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации для эффективной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие сотрудничества в психолого-педагогической литературе;
- выявить и отобрать управленческие условия, необходимые для организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации;
- разработать критерии и выполнить диагностику готовности педагогов дошкольной образовательной организации к сотрудничеству в коллективе;
- разработать комплекс управленческих мероприятий по организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации в аспекте эффективной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психологической литературы, опрос, количественный и качественный анализ полученных данных.
База практической части исследования: МБДОУ детский сад № 468 г. Екатеринбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенная работа была посвящена организации сотрудничества педагогов ДОО для успешного решения задач социализации и развития детей.
В ходе работы была изучена теоретическая литература по вопросам специфики педагогического коллектива и организации сотрудничества его членов. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить педагогический коллектив дошкольной образовательной организации как группу педагогов, объединенных общими целями совместной деятельности, которые являются для них личностно значимыми и обусловливают особые межличностные отношения. Одной из особенностей педагогического коллектива является коллективный характер труда.
По мнению ученых, признаками совместной деятельности являются наличие общей цели, мотива, совместных действий, общего результата. Высшей целью совместной деятельности педагогического коллектива ДОО является развитие личности детей. Достижение этой цели возможно лишь при условии согласованной работы всех членов коллектива.
Понятие «сотрудничество в педагогическом коллективе ДОО» было определено как совместная деятельность педагогов, для которой характерно наличие общей цели, совместных действий, распределение обязанностей и получение общего результата.
Для сотрудничества с другими членами коллектива педагог должен обладать следующими умениями:
- коммуникативными - умение слушать и слышать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, уточнять и развивать мысль собеседника;
- организаторскими - умение возглавить подготовку дела, планировать работу группы коллег, рационально распределять обязанности, подготовить необходимые условия, контролировать работу коллег, анализировать результаты работы группы;
- умения поведения в конфликтной ситуации - находить конструктивный выход из конфликта, учитывающий интересы всех сторон.
Признаками сотрудничества в педагогическом коллективе являются соприсутствие участников деятельности в пространстве и времени, наличие общей цели и единой мотивации, рациональное распределение ролей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитателей, согласованность индивидуальных операций в деятельности, получение общего конечного результата.
Также были выявлены управленческие условия обеспечения сотрудничества в педагогическом коллективе ДОО. Одним из них является выбор руководителем содержания совместной деятельности, интересного, информационно насыщенного, субъективно значимого, дающего пищу для размышлений. Такой деятельностью может быть инновационная, исследовательская, проектная, творческая деятельность коллектива. Осуществление руководителем дифференцированного подхода к каждому педагогу, к малой группе - еще одно условие обеспечения сотрудничества. Также важным условием представляется целенаправленное обучение членов педагогического коллектива умениям сотрудничества. Необходимо предусмотреть использование интерактивных форм обучения членов коллектива коммуникативным, организаторским умениям, умениям поведения в конфликтной ситуации.
Для изучения умений сотрудничества у педагогов в коллективе ДОО были выделены критерии развития умений сотрудничества и охарактеризованы по трем уровням. Подобраны диагностические методики: методика выявления «Коммуникативных и организаторских способностей» и тест К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». В результате проведения данных методик были установлены уровни развития коммуникативных, организаторских умений и умения вести себя в конфликтных ситуациях у педагогов ДОО. В итоге был сделан вывод о недостаточном уровне развития умений сотрудничества у педагогов ДОО и необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение сотрудничества.
Комплекс мероприятий, направленный на обеспечение сотрудничества педагогов ДОО, включает в себя цикл занятий по совершенствованию умений сотрудничества у педагогов и организацию мероприятий с детьми. Занятия с использованием интерактивных технологий совершенствуют коммуникативные умения, умение вести себя в конфликтной ситуации. На занятиях применялись такие интерактивные технологии обучения, как кейс- технология, технологии «На линии огня», «6 шляп мышления», «Мозговой штурм».
При подготовке и проведении Новогоднего утренника, праздника Масленицы, спортивного праздника «Мы здоровыми растем» обеспечивалось сотрудничество педагогов ДОО. В ходе мероприятий совершенствовались организаторские умения членов коллектива. Педагоги включались в совместную деятельность, характеризующуюся общей целью, единым временем и пространством, распределением обязанностей, общим результатом деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
2. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
3. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст] / Л. А.Байкова, Л. К.Гребенкина. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
4. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2000. - 937 с.
5. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая
функция [Текст] / К. Ю.Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 64 с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 305 с.
7. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н.Родионова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 192 с.
8. Вольвач, Л. Н. Развитие педагогического коллектива общеобразовательной школы на основе педагогики индивидуальности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Н. Вольвач; Рос. гос. ун-т. - Калининград, 2009. - 256 с.
9. Гончар, М. В. Андрагогические условия развития компетентности учителя в формировании индивидуальности школьников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. В. Гончар; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 1999. - 20 с.
10. Дежникова, Н. С. Педагогический коллектив школы [Текст] / Н. С. Дежникова. - М.: Знание, 1984. - 82 с.
11. Донцов, А. И. О понятии «группа» в социальной психологии. [Текст] / А. И. Донцов // Вестник Московского университета. - 1997. - № 4. - С. 17-25.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
13. Журавлев, А. Л. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций [Текст] / А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. - М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. - 288 с.
14. Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ [Текст]: методические материалы / авт.-сост. Н. Б. Ромаева. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 93 с.
15. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. А. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.
16. Клюева, Н. В. Технология работы психолога с учителем [Текст] / Н. В. Клюева. - М.: Сфера, 2000. - 192 с.
17. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства [Текст] / А. Г. Ковалев. - М.: Политиздат, 1975. - 271 с.
18. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального
самообразования педагога [Текст] / Г. М. Коджаспирова; под ред. Ю.М. Забродина. - М.: Просвещение, 1994. - 344 с.
19. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
20. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общение и возрастные особенности [Текст] / Я. Л. Коломинский. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 350 с.
21. Конаржевский, Ю. А. Формирование педагогического коллектива [Текст] / Ю. А. Конаржевский. - М.: Педагогика, 1998. - 35 с.
22. Коротаева, Е. В. Некоторые вопросы интерактивного обучения [Текст] / Е. В. Коротаева // Научный диалог. - 2012. - Вып. 5. Педагогика. - С. 100-111.
23. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Коротаева. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 171 с.
24. Крупская, Н. К. Коллективный опыт учительства [Текст] / Н. К. Крупская // Педагогические сочинения. В 10 т. - М.: Издательство АПН, 1959. - С. 88-95.
25. Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив [Текст] / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю.Н. Емельянов. - Л.: Лениздат, 1974. - 168 с.
26. Лазарев, B. C. Системное развитие школы [Текст] / B. C. Лазарев. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 304 с.
27. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. Знание, 1979. - 48 с.
28. Лепешова, Е. М. Управление персоналом в образовательном
учреждении [Электронный ресурс] // Управление школой. 2010. URL: http://upr.1september.ru/view_article.php?id=201000404 (дата обращения:
10.10.2017).
29. Лизинский, В. М. Идеи к проектам и практика управления школой [Текст] / В. М. Лизинский. - М.: Педагогический поиск, 1999. - 160 с.
30. Ломов, Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. - 1981. - № 5. - С. 20-32.
31. Львова, Ю. JI. Творческая лаборатория учителя [Текст]: из опыта работы / Ю. Л. Львова. - М.: Просвещение, 1985. - 158 с.
32. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст]: кн. для учителя /
А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
33. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] / Л. М. Митина. - М.: Академия, 2005. - 386 с.
34. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]: учеб. пособие / Л. М. Митина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
35. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
36. Мулеван, Е. Г. Личностно-профессиональный рост будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогической деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Г. Мулеван; Ставропол. гГос. пед. ин-т. - Карачаевск, 2009. - 26 с.
37. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - 174 с.
38. Овчарова, Р. В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом [Текст] / Р. В. Овчарова. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. - 187 с.
39. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: «Темп», 2004. - 944 с.
40. Панферов, В. Н. Психология [Текст]: учебник для бакалавров /
В. Н. Панферов. - СПб.: Питер, 2013. - 480 с.
41. Панько, Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада [Текст] / Е. А. Панько. - Минск: Вышэйшая школа, 1986. - 158 с.
42. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. К. Ю. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
43. Петровский, А. В. Психологическая теория групп и коллективов на новом этапе [Текст] / А. В. Петровский // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 56-59.
44. Петровский, А. В. Социальная психология коллектива [Текст]: учебное пособие / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. - М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
45. Плаксина, И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании [Текст]: метод. пособие / И. В. Плаксина. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 163 с.
46. Платонова, С. М. Воспитание демократической культуры личности школьника в коллективной организаторской деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. М. Платонова; Ленингр. гос. ун-т. - СПб., 2004. - 31 с.
47. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием [Текст]: учебное пособие для студ. педвузов / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 432 с.
48. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе [Текст] / М. М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
49. Пятаева, С. А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Пятаева; Волгоград. гос. пед. ун-т. - Волгоград: 2005. - 151 с.
50. Райгородский, Д. Я. Психодиагностика персонала [Текст]: методики и тесты / Д. Я. Райгородский. - М.: Бахрах-М, 2007. - 570 с.
51. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: пособие для руководителей образовательных учреждений [Текст]: пособие для рук. образоват. учреждений / под ред. В. С. Лазарева. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. - 158 с.
52. Сахарчук, Е. И. Коллективный субъект образовательного процесса как фактор управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Е. И. Сахарчук; Волгоград. гос. социально-пед. ун-т. - Волгоград, 2004. - 41 с.
53. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
54. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976. - 50 с.
55. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа. Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1969. - 394 с.
56. Тавберидзе, В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой [Текст] / В. А. Тавберидзе, В. А. Калугина. - М.: Школьная пресса, 2008. - 160 с.
57. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам [Текст]: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. - М.: Новая школа, 1998. - 288 с.
58. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов / Л. И. Уманский. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
59. Фоменко, С. Л. Концепция и модель профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / С. Л. Фоменко; Моск. психолого¬соц. ун-т. - М.: 2013. - 400 с.
60. Цориева, Х. М. Проблема организации педагогического труда и сплочение коллектива учителей [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Х. М. Цориева; Горьков. гос. ун-т. - Горький, 1985. - 16 с.
61. Черноградский, И. И. Педагогические условия организации сотрудничества учителей в системе внутришкольного управления [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. И. Черноградский; Якут. гос. ун-т. - Якутск, 2002. - 188 с.
62. Шакуров, Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом [Текст] / Р. Х. Шакуров. - М.: Педагогика, 1982. - 120 с.
63. Шацкий, Т. С. Педагогические сочинения [Текст]: в 4 томах / Т.
С. Шацкий. - М.: Издательство АПН, 1962. - Т. 1. - 504 с.
64. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н. И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995. - 534 с.