Организация сотрудничества в педагогическом коллективе ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие о совместной деятельности в педагогическом коллективе . 7
1.2. Сотрудничество как фактор профессионального роста педагогов .. 16
1.3. Управленческие условия сотрудничества в педагогическом
коллективе дошкольной образовательной организации 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ... 35
2.1. Изучение готовности педагогов к сотрудничеству в коллективе
дошкольной образовательной организации 35
2.2. Комплекс мероприятий обеспечивающий сотрудничество в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации ... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие о совместной деятельности в педагогическом коллективе . 7
1.2. Сотрудничество как фактор профессионального роста педагогов .. 16
1.3. Управленческие условия сотрудничества в педагогическом
коллективе дошкольной образовательной организации 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ... 35
2.1. Изучение готовности педагогов к сотрудничеству в коллективе
дошкольной образовательной организации 35
2.2. Комплекс мероприятий обеспечивающий сотрудничество в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации ... 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
Актуальность совершенствования профессионального взаимодействия педагогов подтверждается современными требованиями к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (уровню профессиональной компетентности, перспективам развития личности педагога), заданными Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, профессиональным стандартом педагога.
Согласно исследованиям А.И. Донцова, А.К. Марковой, П.И. Третьякова, Л.И. Уманского и др., успешность образовательной деятельности определяется тем, насколько эффективно организован педагогический коллектив. А.Г. Ковалев писал: «Действие тогда эффективно во всех отношениях, когда оно осуществляется в форме сотрудничества членов коллектива» [17, с. 22]. На современном этапе обновления дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях на основе сотрудничества педагогов как профессионалов, что вызывает необходимость поиска способов и средств управления педагогическим коллективом с учетом особенностей педагогической деятельности в реализации основной образовательной программы.
Специфика профессиональной деятельности педагога заключается в ее совместно-индивидуальном характере: с одной стороны, педагогический коллектив нацелен на реализацию задач социализации и развития детей, в с другой, каждый специалист реализует рабочую программу с применением широкого спектра технологий. Проблема заключается в слабой взаимосвязи педагогов дошкольной образовательной организации между собой в части согласования технологического компонента реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Так называемое «разделение труда» между специалистами мешает целостному видению образовательного маршрута ребенка, затрудняет отбор и сопряжение методов и приемов, обеспечивающих педагогическую поддержку развития и социализации детей дошкольного возраста. Исходя из этого, необходимо обеспечить сотрудничество педагогов дошкольной образовательной организации в специально организованной совместной деятельности.
В психолого-педагогической литературе проблема коллектива достаточно изучена в нескольких аспектах. В работах А.С. Макаренко, Л.И. Уманского, А.В. Петровского и других нашли отражение различные аспекты межличностных отношений в коллективе. Вопросы развития педагогического коллектива исследованы в трудах Н.К. Крупской [24], Т.С. Шацкого [63], Ю.А. Конаржевского [21], Я.Л. Коломинского [20] и др.
При изучении проблемы коллектива широко используется понятие «сотрудничество», которое рассматривается А.И. Донцовым [11], Е.В. Коротаевой [22, 23], А.К. Марковой [32], П.И. Третьяковым [57] и другими учеными. Под сотрудничеством понимаются совместные действия нескольких субъектов, направленные на получение общего результата, при этом выполняются не только совместные воздействия на общий предмет труда, но и происходит воздействие участников друг на друга. На основе совместной деятельности в группе складывается определенная структура, появляются коллективные ценности и нормы, регулирующие отношения людей. В этой связи сотрудничество обладает высоким потенциалом для развития профессионально-педагогической деятельности и общения, в том числе в коллективе дошкольной образовательной организации.
Однако вопросы сотрудничества в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации остаются мало изученными. В управленческой практике, как правило, поднимается вопрос о функциональном распределении обязанностей педагогов, при этом мало обращается внимания на характер взаимодействия членов педагогического коллектива и согласования их действия для достижения единого результата в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации в целях успешной реализации образовательной программы и недостаточной разработанностью этого вопроса в науке и практике образования.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Организация сотрудничества в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: взаимодействие педагогов в профессиональном коллективе дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, способствующих организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленных на организацию сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации для эффективной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие сотрудничества в психолого-педагогической литературе;
- выявить и отобрать управленческие условия, необходимые для организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации;
- разработать критерии и выполнить диагностику готовности педагогов дошкольной образовательной организации к сотрудничеству в коллективе;
- разработать комплекс управленческих мероприятий по организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации в аспекте эффективной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психологической литературы, опрос, количественный и качественный анализ полученных данных.
База практической части исследования: МБДОУ детский сад № 468 г. Екатеринбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Согласно исследованиям А.И. Донцова, А.К. Марковой, П.И. Третьякова, Л.И. Уманского и др., успешность образовательной деятельности определяется тем, насколько эффективно организован педагогический коллектив. А.Г. Ковалев писал: «Действие тогда эффективно во всех отношениях, когда оно осуществляется в форме сотрудничества членов коллектива» [17, с. 22]. На современном этапе обновления дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях на основе сотрудничества педагогов как профессионалов, что вызывает необходимость поиска способов и средств управления педагогическим коллективом с учетом особенностей педагогической деятельности в реализации основной образовательной программы.
Специфика профессиональной деятельности педагога заключается в ее совместно-индивидуальном характере: с одной стороны, педагогический коллектив нацелен на реализацию задач социализации и развития детей, в с другой, каждый специалист реализует рабочую программу с применением широкого спектра технологий. Проблема заключается в слабой взаимосвязи педагогов дошкольной образовательной организации между собой в части согласования технологического компонента реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Так называемое «разделение труда» между специалистами мешает целостному видению образовательного маршрута ребенка, затрудняет отбор и сопряжение методов и приемов, обеспечивающих педагогическую поддержку развития и социализации детей дошкольного возраста. Исходя из этого, необходимо обеспечить сотрудничество педагогов дошкольной образовательной организации в специально организованной совместной деятельности.
В психолого-педагогической литературе проблема коллектива достаточно изучена в нескольких аспектах. В работах А.С. Макаренко, Л.И. Уманского, А.В. Петровского и других нашли отражение различные аспекты межличностных отношений в коллективе. Вопросы развития педагогического коллектива исследованы в трудах Н.К. Крупской [24], Т.С. Шацкого [63], Ю.А. Конаржевского [21], Я.Л. Коломинского [20] и др.
При изучении проблемы коллектива широко используется понятие «сотрудничество», которое рассматривается А.И. Донцовым [11], Е.В. Коротаевой [22, 23], А.К. Марковой [32], П.И. Третьяковым [57] и другими учеными. Под сотрудничеством понимаются совместные действия нескольких субъектов, направленные на получение общего результата, при этом выполняются не только совместные воздействия на общий предмет труда, но и происходит воздействие участников друг на друга. На основе совместной деятельности в группе складывается определенная структура, появляются коллективные ценности и нормы, регулирующие отношения людей. В этой связи сотрудничество обладает высоким потенциалом для развития профессионально-педагогической деятельности и общения, в том числе в коллективе дошкольной образовательной организации.
Однако вопросы сотрудничества в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации остаются мало изученными. В управленческой практике, как правило, поднимается вопрос о функциональном распределении обязанностей педагогов, при этом мало обращается внимания на характер взаимодействия членов педагогического коллектива и согласования их действия для достижения единого результата в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации в целях успешной реализации образовательной программы и недостаточной разработанностью этого вопроса в науке и практике образования.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Организация сотрудничества в педагогическом коллективе дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: взаимодействие педагогов в профессиональном коллективе дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, способствующих организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленных на организацию сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации для эффективной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие сотрудничества в психолого-педагогической литературе;
- выявить и отобрать управленческие условия, необходимые для организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации;
- разработать критерии и выполнить диагностику готовности педагогов дошкольной образовательной организации к сотрудничеству в коллективе;
- разработать комплекс управленческих мероприятий по организации сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации в аспекте эффективной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психологической литературы, опрос, количественный и качественный анализ полученных данных.
База практической части исследования: МБДОУ детский сад № 468 г. Екатеринбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенная работа была посвящена организации сотрудничества педагогов ДОО для успешного решения задач социализации и развития детей.
В ходе работы была изучена теоретическая литература по вопросам специфики педагогического коллектива и организации сотрудничества его членов. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить педагогический коллектив дошкольной образовательной организации как группу педагогов, объединенных общими целями совместной деятельности, которые являются для них личностно значимыми и обусловливают особые межличностные отношения. Одной из особенностей педагогического коллектива является коллективный характер труда.
По мнению ученых, признаками совместной деятельности являются наличие общей цели, мотива, совместных действий, общего результата. Высшей целью совместной деятельности педагогического коллектива ДОО является развитие личности детей. Достижение этой цели возможно лишь при условии согласованной работы всех членов коллектива.
Понятие «сотрудничество в педагогическом коллективе ДОО» было определено как совместная деятельность педагогов, для которой характерно наличие общей цели, совместных действий, распределение обязанностей и получение общего результата.
Для сотрудничества с другими членами коллектива педагог должен обладать следующими умениями:
- коммуникативными - умение слушать и слышать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, уточнять и развивать мысль собеседника;
- организаторскими - умение возглавить подготовку дела, планировать работу группы коллег, рационально распределять обязанности, подготовить необходимые условия, контролировать работу коллег, анализировать результаты работы группы;
- умения поведения в конфликтной ситуации - находить конструктивный выход из конфликта, учитывающий интересы всех сторон.
Признаками сотрудничества в педагогическом коллективе являются соприсутствие участников деятельности в пространстве и времени, наличие общей цели и единой мотивации, рациональное распределение ролей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитателей, согласованность индивидуальных операций в деятельности, получение общего конечного результата.
Также были выявлены управленческие условия обеспечения сотрудничества в педагогическом коллективе ДОО. Одним из них является выбор руководителем содержания совместной деятельности, интересного, информационно насыщенного, субъективно значимого, дающего пищу для размышлений. Такой деятельностью может быть инновационная, исследовательская, проектная, творческая деятельность коллектива. Осуществление руководителем дифференцированного подхода к каждому педагогу, к малой группе - еще одно условие обеспечения сотрудничества. Также важным условием представляется целенаправленное обучение членов педагогического коллектива умениям сотрудничества. Необходимо предусмотреть использование интерактивных форм обучения членов коллектива коммуникативным, организаторским умениям, умениям поведения в конфликтной ситуации.
Для изучения умений сотрудничества у педагогов в коллективе ДОО были выделены критерии развития умений сотрудничества и охарактеризованы по трем уровням. Подобраны диагностические методики: методика выявления «Коммуникативных и организаторских способностей» и тест К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». В результате проведения данных методик были установлены уровни развития коммуникативных, организаторских умений и умения вести себя в конфликтных ситуациях у педагогов ДОО. В итоге был сделан вывод о недостаточном уровне развития умений сотрудничества у педагогов ДОО и необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение сотрудничества.
Комплекс мероприятий, направленный на обеспечение сотрудничества педагогов ДОО, включает в себя цикл занятий по совершенствованию умений сотрудничества у педагогов и организацию мероприятий с детьми. Занятия с использованием интерактивных технологий совершенствуют коммуникативные умения, умение вести себя в конфликтной ситуации. На занятиях применялись такие интерактивные технологии обучения, как кейс- технология, технологии «На линии огня», «6 шляп мышления», «Мозговой штурм».
При подготовке и проведении Новогоднего утренника, праздника Масленицы, спортивного праздника «Мы здоровыми растем» обеспечивалось сотрудничество педагогов ДОО. В ходе мероприятий совершенствовались организаторские умения членов коллектива. Педагоги включались в совместную деятельность, характеризующуюся общей целью, единым временем и пространством, распределением обязанностей, общим результатом деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены.
В ходе работы была изучена теоретическая литература по вопросам специфики педагогического коллектива и организации сотрудничества его членов. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить педагогический коллектив дошкольной образовательной организации как группу педагогов, объединенных общими целями совместной деятельности, которые являются для них личностно значимыми и обусловливают особые межличностные отношения. Одной из особенностей педагогического коллектива является коллективный характер труда.
По мнению ученых, признаками совместной деятельности являются наличие общей цели, мотива, совместных действий, общего результата. Высшей целью совместной деятельности педагогического коллектива ДОО является развитие личности детей. Достижение этой цели возможно лишь при условии согласованной работы всех членов коллектива.
Понятие «сотрудничество в педагогическом коллективе ДОО» было определено как совместная деятельность педагогов, для которой характерно наличие общей цели, совместных действий, распределение обязанностей и получение общего результата.
Для сотрудничества с другими членами коллектива педагог должен обладать следующими умениями:
- коммуникативными - умение слушать и слышать, высказывать и отстаивать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, уточнять и развивать мысль собеседника;
- организаторскими - умение возглавить подготовку дела, планировать работу группы коллег, рационально распределять обязанности, подготовить необходимые условия, контролировать работу коллег, анализировать результаты работы группы;
- умения поведения в конфликтной ситуации - находить конструктивный выход из конфликта, учитывающий интересы всех сторон.
Признаками сотрудничества в педагогическом коллективе являются соприсутствие участников деятельности в пространстве и времени, наличие общей цели и единой мотивации, рациональное распределение ролей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитателей, согласованность индивидуальных операций в деятельности, получение общего конечного результата.
Также были выявлены управленческие условия обеспечения сотрудничества в педагогическом коллективе ДОО. Одним из них является выбор руководителем содержания совместной деятельности, интересного, информационно насыщенного, субъективно значимого, дающего пищу для размышлений. Такой деятельностью может быть инновационная, исследовательская, проектная, творческая деятельность коллектива. Осуществление руководителем дифференцированного подхода к каждому педагогу, к малой группе - еще одно условие обеспечения сотрудничества. Также важным условием представляется целенаправленное обучение членов педагогического коллектива умениям сотрудничества. Необходимо предусмотреть использование интерактивных форм обучения членов коллектива коммуникативным, организаторским умениям, умениям поведения в конфликтной ситуации.
Для изучения умений сотрудничества у педагогов в коллективе ДОО были выделены критерии развития умений сотрудничества и охарактеризованы по трем уровням. Подобраны диагностические методики: методика выявления «Коммуникативных и организаторских способностей» и тест К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». В результате проведения данных методик были установлены уровни развития коммуникативных, организаторских умений и умения вести себя в конфликтных ситуациях у педагогов ДОО. В итоге был сделан вывод о недостаточном уровне развития умений сотрудничества у педагогов ДОО и необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение сотрудничества.
Комплекс мероприятий, направленный на обеспечение сотрудничества педагогов ДОО, включает в себя цикл занятий по совершенствованию умений сотрудничества у педагогов и организацию мероприятий с детьми. Занятия с использованием интерактивных технологий совершенствуют коммуникативные умения, умение вести себя в конфликтной ситуации. На занятиях применялись такие интерактивные технологии обучения, как кейс- технология, технологии «На линии огня», «6 шляп мышления», «Мозговой штурм».
При подготовке и проведении Новогоднего утренника, праздника Масленицы, спортивного праздника «Мы здоровыми растем» обеспечивалось сотрудничество педагогов ДОО. В ходе мероприятий совершенствовались организаторские умения членов коллектива. Педагоги включались в совместную деятельность, характеризующуюся общей целью, единым временем и пространством, распределением обязанностей, общим результатом деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Деловая игра как средство развития педагогического коллектива
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Методические условия развития сплоченности педагогического коллектива детского сада
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКОТЕКИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - Влияние групповой сплоченности на возникновение конфликтов в трудовом коллективе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2013 - РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



