Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Работа №98137

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Основы социокультурного развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Понятие «социокультурная компетентность» в теории дошкольного
образования 11
1.3. Формы, методы и средства развития социокультурной компетентности
детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Анализ опыта формирования социокультурной компетентности у детей
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 24
2.2. Изучение уровня развития социокультурной компетентности детей
старшего дошкольного возраста 29
2.3. Проект развития социокультурной компетентности детей старшего
дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Система дошкольного образования за последние несколько лет претерпела существенные изменения, которые, прежде всего, обусловлены введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Согласно требованиям, выдвинутым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к основным общеобразовательным программам дошкольного образования, одной из ключевых задач воспитания детей дошкольного возраста должно стать развитие социокультурной компетентности [44].
Дело в том, что в последнее время все более очевидной становится проблема, связанная с упадком духовности и нравственности личности. Очевидно, что современное общество нуждается в социокультурном развитии, которое способствует становлению личности, уважающей и хранящей традиции и обычаи своего народа.
Вопросам социокультурного развития посвящены многие работы. Так, педагогические основы социокультурного развития детей дошкольного возраста через приобщение детей к социальному миру раскрыты в работах С.А. Козловой [26, 27], вопросы социокультурного развития детей в рамках этнокультурного образования рассматриваются в работах Е.С. Бабуновой, Г.Н. Волковой, Д.Н. Дубининой [3; 9; 16]. Вопросы приобщения детей к истокам русской народной культуры в аспекте социокультурного развития детей дошкольного возраста освящены в работах О.Л. Князевой и Р.М. Чумичевой [49]. Вопросы развития социокультурной компетентности посредством дидактической игры - суть работ Э.К. Сусловой [41].
Однако, несмотря на то, что многие аспекты социокультурного развития детей дошкольного возраста являются достаточно проработанными, существует противоречие между требованиями к социокультурному развитию детей дошкольного возраста, с одной стороны, и отсутствием
единой системы развития социокультурной компетентности детей дошкольного возраста, с другой стороны.
В связи с тем, что современный мир представляет собой поликультурное пространство, социальную систему, в которой взаимодействуют представители разных культурных сообществ, приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде, - актуальная проблема современного дошкольного образования. Это объясняет актуальность выбранной темы исследования «Развитие социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс социокультурного развития детей.
Предмет исследования - развитие социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - разработать проект развития социокультурной компетентности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социокультурное развитие детей дошкольного возраста как явление и систему.
2. Рассмотреть подходы к определению понятия «социокультурная компетентность», представленными в теории дошкольного образования.
3. Изучить методы, средства и приемы формирования социокультурной компетентности.
4. Проанализировать педагогический опыт формирования социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.
5. Разработать проект развития социокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования - анализ, синтез и обобщение; анкетирование, беседа, наблюдение.
База исследования: Таборинский детский сад, с. Таборы Свердловской области.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования, которое предполагало рассмотрение ряда теоретических вопросов и практического изучения особенностей развития социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, удалось установить, что социокультурное развитие детей дошкольного возраста представляет собой поэтапное вхождение ребенка в культуру общества, которое реализуется в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью на основе принятых норм и правил, в результате чего ребенок усваивает и в дальнейшем реализует социокультурный опыт. Основными компонентами социокультурного развития детей дошкольного возраста, по мнению Л.М. Захаровой и Ю.В. Пурскаловой, являются: когнитивный, эмоционально-чувственный, поведенческий.
Социокультурная компетентность детей дошкольного возраста является результатом социокультурного развития и представляет собой интегративную характеристику личности, которая включает совокупность личностных качеств, проявляется в деятельности и поведении детей и характеризует их отношение к себе как личности, другим людям, обществу.
Процесс формирования социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста может осуществляться посредством использования различных форм, методов и средств, а также их сочетанием.
Анализ проводимой работы в Таборинском детском саду по формированию социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, осуществляемый посредством мониторинга социокультурной среды образовательной организации и анкетирования педагогов по вопросам социокультурного развития детей, показал, что в большей степени работа, предусматривающая развитие социокультурной компетентности, направлена на формирование социокультурных ценностей, при этом в ней не уделяется достаточно внимания развитию других компонентов социокультурной компетентности. Более того, из-за недостаточной подготовленности к решению задач социокультурного развития детей дошкольного возраста воспитатели чаще всего используют репродуктивные методы обучения. Воспитатели не всегда создают условия, стимулирующие развитие детского интереса к познанию многообразия мира и своей страны, пополнение запаса знаний о себе и своей семье. Вместе с тем, при организации предметно-развивающей среды редко учитывается принцип культуросообразности.
Результаты анализа уровня развития социокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста легли в основу разработанного проекта «Я и мир вокруг меня», в котором обозначены основные ориентиры процессов развития социального мышления, чувств, поведения, а также умения различать и понимать физические и эмоциональные состояния, которые выражены в речи и мимике.
Выполненное исследование позволяет заключить, что цель достигнута и поставленные задачи решены. Однако, учитывая актуальность проблемы исследования, полученные выводы не претендуют на ее исчерпывающее решение, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее исследование психолого-педагогических особенностей социокультурного развития детей дошкольного возраста.



1. Андреев, А. А. Знание или компетенции? [Текст] / А. А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
2. Ахиезер А. Социокультурный словарь [Электронный ресурс] -
URL: http://royallib.ru/book/ahiezer_a/sotsiokulturniy_slovar.html (дата
обращения: 11.11.2013).
3. Бабунова, Е. С. Социализация дошкольников в процессе этнокультурного образования [Текст] / Е. С. Бабунова, Т. М. Бабунова, Л. В. Градусова и др. // Теоретико-методические аспекты социализации дошкольников: Коллективная монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. - С. 86-118.
4. Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников [Текст] / Г. И. Батурина, Г. Ф. Кузина. - М., 1995. - 72 с.
5. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей [Текст]: Учебное пособие / М. И. Богомолова, Л. М. Захарова. - 2-е изд., испр. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО “МПСИ”, 2011. - 176 с.
6. Большунова, Н. Я. Социокультурное развитие детей с ограниченными возможностями как главный путь их реабилитации [Электронный ресурс] - URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-196048.html(дата обращения: 11.11.2013).
7. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.
8. Викторов, В. В. Культурология [Текст]: Учебное пособие / В. В. Викторов. - М.: Изд-во «Экзамен», 2002. - 544 с.
9. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] / Г. Н. Волков. - М.: Педагогика, 1999. - 168 с.
10. Волошина, В. П. Социокультурное развитие учащихся в учебном процессе на основе синтеза видов искусств [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / В. П. Волошина. - Армавир, 2010. - 208 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском
творчестве [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
12. Галигузов, И. Ф. Народы Южного Урала: история и культура [Текст] / И. Ф. Галигузов. - Магнитогорск, 2000.
13. Гасанова, Р. Х. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Монография / Р. Х. Гасанова. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. - 144 с.
14. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные
положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века [Текст] / Ж. Делор. - М.: Юнеско, 1996. - 321 с.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
16. Дошкольное образование [Текст]: Словарь терминов / Сост. Н. А. Виноградова, Н. А. Микляева, Ю. В. Микляева и др. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 400 с.
17. Дубинина, Д. Н. Этнокультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Н. Дубинина // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы международной НП конференции. - М.: Изд-во «Том», 2007. - С. 126-129.
18. Захарова, Л. М. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира / Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова [Электронный ресурс] - URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/12/pedagogika/zakharova-purskalova.pdf(дата обращения: 15.02.2015)
19. Иванова, О. И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие / О. И. Иванова, А. М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 124 с.
20. Истратова, О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О. Н. Истратова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 317с.
21. Истоки [Текст]: Примерная образовательная программа
дошкольного образования. — 5-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
22. Компетентностная модель дошкольного образования [Текст]: Монография / Л. В. Трубайчук, Л. Н. Галкина, И. Е. Емельянова, Н. П. Мальтиникова, И. Н. Евтушенко, И. Г. Галянт, О. Н. Подивилова, М. Н. Терещенко, Л. К. Пикулева, Н. П. Мальтиникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. - 229 с.
23. Кахнович, С. В. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности [Текст] / С. В. Кахнович // Педагогические науки. - 2013. - № 8. - С. 106-108.
24. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 304 с.
25. Князева, О. Л. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста [Текст] / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.: Дрофа, ДиК, 1999. - 128 с.
26. Козлова, С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками [Текст] / С. А. Козлова, Л. И. Катаева. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 224 с.
27. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
28. Комратова, Н. Г. Социокультурные основания современного
дошкольного воспитания [Текст] / Н. Г. Комратова, Л. М. Волобуева, Л. Н. Комиссарова // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию МИГУ. - М.: Изд-во «Том», 2002. - С. 83-85.
29. Леонтьев, А. Н. Исихологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 2012. - 426 с.
30. Методика «Закончи историю» [Текст] / Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СИб., 2002. - С.34-35.
31. От рождения до школы [Текст]: Иримерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Иод ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика синтез, 2014. - 368 с.
32. Иедагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Ред.-кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
33. Иедагогические идеи К.Д. Ушинского [Электронный ресурс] - URL: http://www.studfiles.ru/preview/6175467/page:23/ (дата обращения: 18.03.2014)
34. Иурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие детей 5-7 лет средствами страноведения [Текст]: диссертация ... кандидата Иедагогических наук: 13.00.02 / Ю. В. Иурскалова. - Уфа, ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - 180 с.
35. Рототаева, Н. А. Исихологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте [Текст]: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Н. А. Рототаева. - Москва, 2002. - 185 с.
36. Рубцов, В. В. Современные проблемы дошкольного образования [Текст] / В. В. Рубцов, Е. Г. Юдина // Исихологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 5-9.
37. Садохин, А. И. Введение в межкультурную коммуникацию: учебное пособие / А. И. Садохин. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 256 с.
38. Соколова, Т. Б. Социокультурное развитие детей: категорийно-понятийный подход [Текст] / Т. Б. Соколова // Молодой ученый. - 2009. - №2. - С. 301-306.
39. Солдатова, Г. У. Может ли другой стать другом. Тренинг по профилактике ксенофобии [Текст] / Г. У. Солдатова, А. В. Макарчук. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
40. Стецура, Ю. А. Историко-культурные процессы и проблемы
развития межнационального согласия в регионе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.agpi.itech.ru/institut/kaf/ist_kaf/konferenc/Predisl..htm (дата
обращения: 14.12.2016)
41. Суслова, Э. К. Теоретические основы приобщения детей шестого года жизни к культуре народов России посредством дидактической игры [Текст] / Э. К. Суслова // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы международной НПК, посвященной 135-летию МГПУ. - М.: Изд- во «Том», 2007. - С. 121-126.
42. Сыртланова, Н. Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования [Текст]: Автореф. дис... канд. пед. наук / Н. Ш. Сыртланова. - Челябинск, 2008. - 25 с.
43. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1988. - 414 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] - URL: http://bda- expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj -obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/ (дата обращения: 15.04.2015)
45. Федоскина, О. В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О. В. Федоскина. - М., 2004. - 245 с.
46. Филатова, М. Н. Социокультурное развитие учащихся в учреждении дополнительного образования детей [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Филатова М.Н.; Моск. пед. гос. ун¬т. - Москва, 2013. - 242 с.
47. Халупо, О. И. Языковая культура и лингвокультурная компетенция [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 152-155.
48. Чижова, К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / К. И. Чижова. - М., 2002. - 147 с.
49. Чумичева, Р. М. Культурная идентификация детей дошкольного возраста путем приобщения к национальной культуре [Текст] / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 6. - С. 72-80.
50. Шабатура, Л. Н. Традиция в социокультурном развитии личности [Текст]: дис. ... д-ра филос. наук / Л. Н. Шабатура. - М., 2004. - 414 с.
51. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка
[Текст]: Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. - Великий
Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ