Развитие социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Основы социокультурного развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Понятие «социокультурная компетентность» в теории дошкольного
образования 11
1.3. Формы, методы и средства развития социокультурной компетентности
детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Анализ опыта формирования социокультурной компетентности у детей
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 24
2.2. Изучение уровня развития социокультурной компетентности детей
старшего дошкольного возраста 29
2.3. Проект развития социокультурной компетентности детей старшего
дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Основы социокультурного развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Понятие «социокультурная компетентность» в теории дошкольного
образования 11
1.3. Формы, методы и средства развития социокультурной компетентности
детей дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Анализ опыта формирования социокультурной компетентности у детей
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 24
2.2. Изучение уровня развития социокультурной компетентности детей
старшего дошкольного возраста 29
2.3. Проект развития социокультурной компетентности детей старшего
дошкольного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Система дошкольного образования за последние несколько лет претерпела существенные изменения, которые, прежде всего, обусловлены введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Согласно требованиям, выдвинутым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к основным общеобразовательным программам дошкольного образования, одной из ключевых задач воспитания детей дошкольного возраста должно стать развитие социокультурной компетентности [44].
Дело в том, что в последнее время все более очевидной становится проблема, связанная с упадком духовности и нравственности личности. Очевидно, что современное общество нуждается в социокультурном развитии, которое способствует становлению личности, уважающей и хранящей традиции и обычаи своего народа.
Вопросам социокультурного развития посвящены многие работы. Так, педагогические основы социокультурного развития детей дошкольного возраста через приобщение детей к социальному миру раскрыты в работах С.А. Козловой [26, 27], вопросы социокультурного развития детей в рамках этнокультурного образования рассматриваются в работах Е.С. Бабуновой, Г.Н. Волковой, Д.Н. Дубининой [3; 9; 16]. Вопросы приобщения детей к истокам русской народной культуры в аспекте социокультурного развития детей дошкольного возраста освящены в работах О.Л. Князевой и Р.М. Чумичевой [49]. Вопросы развития социокультурной компетентности посредством дидактической игры - суть работ Э.К. Сусловой [41].
Однако, несмотря на то, что многие аспекты социокультурного развития детей дошкольного возраста являются достаточно проработанными, существует противоречие между требованиями к социокультурному развитию детей дошкольного возраста, с одной стороны, и отсутствием
единой системы развития социокультурной компетентности детей дошкольного возраста, с другой стороны.
В связи с тем, что современный мир представляет собой поликультурное пространство, социальную систему, в которой взаимодействуют представители разных культурных сообществ, приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде, - актуальная проблема современного дошкольного образования. Это объясняет актуальность выбранной темы исследования «Развитие социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс социокультурного развития детей.
Предмет исследования - развитие социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - разработать проект развития социокультурной компетентности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социокультурное развитие детей дошкольного возраста как явление и систему.
2. Рассмотреть подходы к определению понятия «социокультурная компетентность», представленными в теории дошкольного образования.
3. Изучить методы, средства и приемы формирования социокультурной компетентности.
4. Проанализировать педагогический опыт формирования социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.
5. Разработать проект развития социокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования - анализ, синтез и обобщение; анкетирование, беседа, наблюдение.
База исследования: Таборинский детский сад, с. Таборы Свердловской области.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы, приложения.
Согласно требованиям, выдвинутым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к основным общеобразовательным программам дошкольного образования, одной из ключевых задач воспитания детей дошкольного возраста должно стать развитие социокультурной компетентности [44].
Дело в том, что в последнее время все более очевидной становится проблема, связанная с упадком духовности и нравственности личности. Очевидно, что современное общество нуждается в социокультурном развитии, которое способствует становлению личности, уважающей и хранящей традиции и обычаи своего народа.
Вопросам социокультурного развития посвящены многие работы. Так, педагогические основы социокультурного развития детей дошкольного возраста через приобщение детей к социальному миру раскрыты в работах С.А. Козловой [26, 27], вопросы социокультурного развития детей в рамках этнокультурного образования рассматриваются в работах Е.С. Бабуновой, Г.Н. Волковой, Д.Н. Дубининой [3; 9; 16]. Вопросы приобщения детей к истокам русской народной культуры в аспекте социокультурного развития детей дошкольного возраста освящены в работах О.Л. Князевой и Р.М. Чумичевой [49]. Вопросы развития социокультурной компетентности посредством дидактической игры - суть работ Э.К. Сусловой [41].
Однако, несмотря на то, что многие аспекты социокультурного развития детей дошкольного возраста являются достаточно проработанными, существует противоречие между требованиями к социокультурному развитию детей дошкольного возраста, с одной стороны, и отсутствием
единой системы развития социокультурной компетентности детей дошкольного возраста, с другой стороны.
В связи с тем, что современный мир представляет собой поликультурное пространство, социальную систему, в которой взаимодействуют представители разных культурных сообществ, приобщение дошкольников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина, готового и способного жить в поликультурной среде, - актуальная проблема современного дошкольного образования. Это объясняет актуальность выбранной темы исследования «Развитие социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс социокультурного развития детей.
Предмет исследования - развитие социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - разработать проект развития социокультурной компетентности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социокультурное развитие детей дошкольного возраста как явление и систему.
2. Рассмотреть подходы к определению понятия «социокультурная компетентность», представленными в теории дошкольного образования.
3. Изучить методы, средства и приемы формирования социокультурной компетентности.
4. Проанализировать педагогический опыт формирования социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.
5. Разработать проект развития социокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования - анализ, синтез и обобщение; анкетирование, беседа, наблюдение.
База исследования: Таборинский детский сад, с. Таборы Свердловской области.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
литературы, приложения.
В результате проведенного исследования, которое предполагало рассмотрение ряда теоретических вопросов и практического изучения особенностей развития социокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, удалось установить, что социокультурное развитие детей дошкольного возраста представляет собой поэтапное вхождение ребенка в культуру общества, которое реализуется в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью на основе принятых норм и правил, в результате чего ребенок усваивает и в дальнейшем реализует социокультурный опыт. Основными компонентами социокультурного развития детей дошкольного возраста, по мнению Л.М. Захаровой и Ю.В. Пурскаловой, являются: когнитивный, эмоционально-чувственный, поведенческий.
Социокультурная компетентность детей дошкольного возраста является результатом социокультурного развития и представляет собой интегративную характеристику личности, которая включает совокупность личностных качеств, проявляется в деятельности и поведении детей и характеризует их отношение к себе как личности, другим людям, обществу.
Процесс формирования социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста может осуществляться посредством использования различных форм, методов и средств, а также их сочетанием.
Анализ проводимой работы в Таборинском детском саду по формированию социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, осуществляемый посредством мониторинга социокультурной среды образовательной организации и анкетирования педагогов по вопросам социокультурного развития детей, показал, что в большей степени работа, предусматривающая развитие социокультурной компетентности, направлена на формирование социокультурных ценностей, при этом в ней не уделяется достаточно внимания развитию других компонентов социокультурной компетентности. Более того, из-за недостаточной подготовленности к решению задач социокультурного развития детей дошкольного возраста воспитатели чаще всего используют репродуктивные методы обучения. Воспитатели не всегда создают условия, стимулирующие развитие детского интереса к познанию многообразия мира и своей страны, пополнение запаса знаний о себе и своей семье. Вместе с тем, при организации предметно-развивающей среды редко учитывается принцип культуросообразности.
Результаты анализа уровня развития социокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста легли в основу разработанного проекта «Я и мир вокруг меня», в котором обозначены основные ориентиры процессов развития социального мышления, чувств, поведения, а также умения различать и понимать физические и эмоциональные состояния, которые выражены в речи и мимике.
Выполненное исследование позволяет заключить, что цель достигнута и поставленные задачи решены. Однако, учитывая актуальность проблемы исследования, полученные выводы не претендуют на ее исчерпывающее решение, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее исследование психолого-педагогических особенностей социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Социокультурная компетентность детей дошкольного возраста является результатом социокультурного развития и представляет собой интегративную характеристику личности, которая включает совокупность личностных качеств, проявляется в деятельности и поведении детей и характеризует их отношение к себе как личности, другим людям, обществу.
Процесс формирования социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста может осуществляться посредством использования различных форм, методов и средств, а также их сочетанием.
Анализ проводимой работы в Таборинском детском саду по формированию социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста, осуществляемый посредством мониторинга социокультурной среды образовательной организации и анкетирования педагогов по вопросам социокультурного развития детей, показал, что в большей степени работа, предусматривающая развитие социокультурной компетентности, направлена на формирование социокультурных ценностей, при этом в ней не уделяется достаточно внимания развитию других компонентов социокультурной компетентности. Более того, из-за недостаточной подготовленности к решению задач социокультурного развития детей дошкольного возраста воспитатели чаще всего используют репродуктивные методы обучения. Воспитатели не всегда создают условия, стимулирующие развитие детского интереса к познанию многообразия мира и своей страны, пополнение запаса знаний о себе и своей семье. Вместе с тем, при организации предметно-развивающей среды редко учитывается принцип культуросообразности.
Результаты анализа уровня развития социокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста легли в основу разработанного проекта «Я и мир вокруг меня», в котором обозначены основные ориентиры процессов развития социального мышления, чувств, поведения, а также умения различать и понимать физические и эмоциональные состояния, которые выражены в речи и мимике.
Выполненное исследование позволяет заключить, что цель достигнута и поставленные задачи решены. Однако, учитывая актуальность проблемы исследования, полученные выводы не претендуют на ее исчерпывающее решение, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее исследование психолого-педагогических особенностей социокультурного развития детей дошкольного возраста.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПЕДАГОГА
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность руководителя по обеспечению качества образования в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Электронные образовательные ресурсы как компонент и условия взаимодействия субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



