Глава 1. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ, КАК ОДНА ИЗ СТОРОН СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХОККЕЕМ С МЯЧОМ 7
1.1. Понятие «способности» и «координационные способности» 7
в теории и методике физического воспитания и спорта 7
1.2. Специфика проявления координационных способностей в хоккее с
мячом 13
1.3. Возрастные особенности проявления координационных 16
способностей у детей 11-12 лет 16
1.4. Средства и методы развития координационных способностей детей 11-12
лет на занятиях хоккеем с мячом 19
1.4.1. Средства развития координационных способностей 19
1.4.2. Методы развития координационных способностей 22
1.5. Методика развития координационных способностей 30
1.6. Критерии оценки проявления координационных способностей 33
детьми 11-12 лет на занятиях хоккеем с мячом 33
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Методы исследования 44
Глава 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ 48
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ, 48
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХОККЕЕМ С МЯЧОМ 48
3.1. Характеристика участников эксперимента 48
3.2. Методика развития координационных способностей 52
у детей 11-12 лет, занимающихся хоккеем с мячом 52
3.3. Результаты основного эксперимента и их обсуждение 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность проблемы. Проблема двигательных способностей - одна из ключевых в процессе воспитания физических качеств человека.
По мнению большинства специалистов (С.Д. Бойченко, В.И. Лях, В.Н. Платонов, И.П. Ратов), в группе двигательных способностей одно из важных мест занимают координационные способности.
Вышеперечисленные специалисты в своих исследованиях показали, что развитию координационных способностей сегодня необходимо уделять значительное внимание. Эта точка зрения достаточно полно обоснована в современных учебных программах физического воспитания для начальных классов и детских спортивных школ.
Анализ литературы и мой практический опыт показал, что в современном мире все более возрастает значение таких физических качеств, как умение оперативно и чётко ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать тактильные и двигательные ощущения и произвольно управлять мышечным напряжением; своевременно реагировать на вызовы внешней среды. Не менее важна и вестибулярная устойчивость.
Эту точку зрения можно найти в работах (С.Р. Гайнуллина, Л.П. Матвеев, В.П. Савин, И.И. Сулейманов),
В теории и методике спорта принято считать, что такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др. объединены в более широкое понятие - «координационные способности». Люди, не владеющие этим комплексом качеств и способностей, не способны научиться управлять собой, своим телом, своими движениями, т.е. у них нет возможности сформировать интегральную способность произвольно управлять своими движениями.
Поэтому, развитие координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной проблемой процесса физического воспитания и спортивной подготовки детей разного возраста.
Координационные способности, в том числе и характеристика двигательных действий, были изучены в трудах таких исследователей: Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, В. Н. Платонов, И.П. Ратов и др.
Необходимо отметить, что столь большое количество ученых, которые занимаются изучением данного вопроса, говорит о большой значимости, как теоретической, так и практической, данной проблемы.
Особое место занимают публикации, связанные с углублением видения роли и сущности координации и координационных способностей в процессе овладения человеком двигательными навыками, развития необходимых для успешной спортивной деятельности физических качеств.
Анализ специальной методической литературы позволяет отметить, что накопленные сведения в сфере развития моторики человека получили фактическое оформление в виде конкретных методических положений и рекомендаций. Еще большее значение данная проблема имеет в организации и проведения спортивной подготовки детей.
Степень научной разработанности данной проблемы позволяет отметить, что развитию координационных способностей юных хоккеистов в своих исследованиях отводили внимание такие авторы как Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков, Л.Горский и др.
Однако несмотря на разработанность проблемы на практике имеют место противоречия, которые просматриваются в мнениях о путях развития координационных способностей и различных подходов к построению процесса и методике развития физических качеств хоккеистов с мячом, в том числе их координационных способностей.
Возможность решения этих проблем видится в создании специальных условий по развитию координационных способностей у хоккеистов на основе учета возрастных особенностей, состояния и подготовленности, что обусловливает необходимость проведения дополнительных исследований.
Все вышесказанное позволило не только определить проблему исследования, как поиск физических упражнений для развития координационных способностей детей 11-12 лет, занимающихся хоккеем с мячом, но и сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Методика развития координационных способностей у детей 11-12 лет, занимающихся хоккеем с мячом».
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс детей 11-12 лет, занимающихся хоккеем с мячом.
Предмет исследования - методика развития координационных способностей у детей 11-12 лет, занимающихся хоккеем с мячом.
Цель работы - повышение уровня развития координационных способностей у детей 11-12 лет, занимающихся хоккеем с мячом.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать специфические комплексы для развития координационных способностей хоккеистов 11-12 лет, занимающихся хоккеем с мячом.
3. Экспериментально проверить методику развития координационных способностей у детей 11-12 лет, занимающихся хоккеем с мячом:
3.1. Выявить возрастные особенности детей 11-12 лет.
3.2. Разработать экспериментальную методику развития специальной выносливости у хоккеистов 11-12 лет.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 53 источника и приложений. Текст ВКР снабжен таблицами и рисунками.
Существуют различные взгляды на развитие координационных способностей в процессе подготовки спортсменов: одни предлагают развивать их интегрированно в ходе технической подготовки; другие - выделять отдельной стороной и стержневой основой всей подготовки спортсменов; третьи рассматривают координационные тренировки как часть системы физической подготовки, основанной на развитии ловкости.
Через целенаправленное развитие координационных способностей спортсмены адекватно и своевременно могут использовать способы двигательной саморегуляции.
В результате совершенствования двигательных навыков и координационных способностей повышается уровень оперативного распределения и концентрации внимания.
Поэтому, необходимо целенаправленно работать над осмысленностью каждого действия на основе выделения логических вершин; добиваться стабильности и вариативности двигательных действий с использованием игровых средств.
На основании проведённого нами исследования, интересующих нас литературных источников, мы сделали вывод, что в практике работы тренеров спортивных школ по хоккею отсутствуют научно-обоснованные программы совершенствования координационных способностей, во многом они опираются на свой ранее приобретённый опыт, что в конечном итоге приводит к снижению эффекта обучения игровым упражнениям.
Проведенная нами работа с последующим анализом изменения уровня развития координационных способностей подтвердили положительное влияние используемых нами средств, методического подхода и организационных форм.
Положительные сдвиги в уровне развития координационных способностей в процессе проведенного педагогического эксперимента отражают влияние целенаправленного тренировочного (педагогического) воздействия, о чём свидетельствуют более выраженные изменения показателей. Действительно, темпы прироста были с каждым периодом все выше.
Всё это даёт нам основание считать, что разработанная нами программа по развитию координационных способностей у хоккеистов поможет многим специалистам и тренерам в воспитании и совершенствовании координационных способностей занимающихся хоккеем, улучшить эффективность и качество учебно-тренировочных занятий в секциях коллективов физкультуры и учебных группах спортивных школ.
Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Проанализировав литературу по теме исследования, мы выяснили, что современный хоккей предъявляет высокие требования к уровню развития координационных способностей, наиболее важными из которых являются способность к реагированию, способность к перестроению двигательных действий, способность к равновесию.
Анализ педагогической и методической литературы, наш практический опыт позволяет утверждать, что, несмотря на ее разработанность, требует нового решения в современных условиях развития физического воспитания и спортивной подготовки юных хоккеистов с мячом.
2. Для целенаправленного развития координационных способностей у хоккеистов были созданы необходимые педагогические условия, которые включали в себя следующие положения. Во-первых, рациональное распределение времени тренировочной работы в пользу увеличения ее доли на техническую подготовку и развитие координационных способностей на 6% (за счет снижения на 4% времени работы над общей выносливостью, а также скоростной и силовой работы - по 1%). Во-вторых, включение специальной системы упражнений для развития координационных способностей хоккеистов. Нами были подобраны и самостоятельно разработаны группы упражнений, направленные на развитие отдельных составляющих координационных способностей оказывающих влияние на спортивный результат: способности к реагированию, перестроению двигательных действий, повышение устойчивости, способность к точной дифференциации усилий и умению быстро и мощно выполнять движения.
Теоретически обоснована и разработана методика развития координационных способностей с использованием комплексов специальных упражнений базируется на общепедагогических, специфических принципах построения спортивной подготовки в одном из игровых видов спорта каким является хоккей с мячом.
3. Об эффективности используемой методики в развитии координационных способностей детей 11-12 лет, занимающихся хоккеем с мячом, говорит динамика развития этого качества за период эксперимента.
Так, за период ледовой подготовки положительные изменения в уровне проявления координационных способностей в беге на коньках: продвижение лицом улучшение составило 36 %, в беге спиной вперед - 34 %.
1. Абзалов, Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). / Р.А. Абзалов. - Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002. - 206c.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания. / Б. А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990. - 288 с.
3. Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 43-45.
4. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн . - М.: Физкультура и спорт, 1991. -288 с.
5. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. - М., Физкультура и спорт. - 1987. - 144с.
6. Бойченко, С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке / С.Д. Бойченко, Е.Н. Карсеко, В.В. Леонов, А.Л. Смотрицкий // Теория и практика физической культуры - 2003, № 8. - режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/TPFK/2003N8/p15-18.htm
7. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры - Введение. Методология. Следствия: Учебно-методическое пособие / С.Д. Бойченко, И.В.Бельский - Минск, 2002. - 312 с.
8. Бринза, В.В. Комплексная оценка действий хоккеистов. /В.В.Бринза, Ю.И.Моисеев, В.И.Агеев // Хоккей: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 33-38.
9. Букатин, А., Лукашин Ю.«Хоккей» / А. Букатин, Ю. Лукашин. (серия» Азбука спорта»). Изд. ФиС 2000, С 178.
10. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. / Ю.В.Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 21-28.
11. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. / Ю.В.Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985.175 с.
12. Верхошанский, Ю.В. Модель динамики состояния спортсмена в годичном цикле и ее роль в управлении тренировочным процессом / Ю.В. Верхошанский// Теория и практика физ. культуры. - 1982. - № 1. - С. 14-19.
13. Верхошанский, Ю.В. Основы программирования тренировочного процесса высококвалифицированных хоккеистов в годичном цикле. / Ю.В. Верхошанский, В.В. Тихонов, В.В. Постников // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 8. - С. 3-6.
14. Войнар, Ю. Теория спорта - методология программирования / Ю. Войнар, С. Бойченко, В. Барташ - Минск: Харвест, 2001. - 312 с.
15. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский - М., Физкультура и спорт. - 2007. - С. 53, 461.
...