Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие сенсорного развития в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологические особенности сенсорного развития детей раннего возраста 11
1.3 Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста 18
1.4. Возможности игры в сенсорном развитии детей раннего возраста 24
1.5. Предметно-развивающая среда как средство сенсорного развития
детей раннего возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста
2.2. Организация работы, направленной на реализацию условий сенсорного
развития детей раннего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие сенсорного развития в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологические особенности сенсорного развития детей раннего возраста 11
1.3 Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста 18
1.4. Возможности игры в сенсорном развитии детей раннего возраста 24
1.5. Предметно-развивающая среда как средство сенсорного развития
детей раннего возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста
2.2. Организация работы, направленной на реализацию условий сенсорного
развития детей раннего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность исследования. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Запоминание, мышление, воображение - все другие формы познания - развиваются на базе образов восприятия, являясь, таким образом, результатом их переработки. Возможность полноценного умственного развития человека поэтому определяется уровнем развития восприятия, т.е. его сенсорным развитием. Успешность нравственного, эстетического воспитания также в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Характер представлений ребенка о мире, их отчетливость, точность, полнота зависят от степени сформированности сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности. Сенсорное развитие - сложный процесс, который включает такие основные моменты, как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, овладение способами обследования предметов.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления представлений.
Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенное значение представляет характер осваиваемых детьми предметных действий, в том числе действий с предметами. Сенсорное развитие в определенной мере направляется конструктивными особенностями этих предметов. Однако этот процесс в спонтанных условиях бывает малоэффективным и не обеспечивает оптимальной подготовки детей к освоению в дальнейшем сенсорных эталонов и обследовательских действий. В связи с этим определением условий эффективного сенсорного развития детей раннего возраста занимались и занимаются исследователи и педагоги - практики.
Многие выдающиеся деятели дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и другие) хорошо понимали значение своевременного и качественного сенсорного развития детей раннего возраста, создавая различные разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания.
Проблемами сенсорного развития детей раннего возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и другие. В работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. определяются и изучаются многие актуальные проблемы сенсорного развития дошкольников.
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста в процессе дидактических игр исследовали В.Н. Аванесова, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора и др. Сенсорное развитие детей в процессе предметной и продуктивной деятельности изучали А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.
Несмотря на большое количество исследований на практике выявляется недостаточный уровень сенсорного развития детей раннего возраста. Это можно объяснить недостаточной методической разработанностью данного процесса.
Итак, возникает противоречие между необходимостью сенсорного развития детей раннего возраста и недостаточной разработанностью практических рекомендация по организации условий сенсорного развития.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста».
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «сенсорное развитие».
2. Определить психологические особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Проанализировать педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Организовать работу, направленную на реализацию условий сенсорного развития детей раннего возраста.
5. Подобрать методики для исследования уровня сенсорного развития детей раннего возраста, определить его критерии, провести сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: эмпирические (изучение и анализ литературы), практические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации, проектирование).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 3 г. Североуральска. В исследовании приняли участие 15 детей раннего возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Характер представлений ребенка о мире, их отчетливость, точность, полнота зависят от степени сформированности сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности. Сенсорное развитие - сложный процесс, который включает такие основные моменты, как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, овладение способами обследования предметов.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления представлений.
Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенное значение представляет характер осваиваемых детьми предметных действий, в том числе действий с предметами. Сенсорное развитие в определенной мере направляется конструктивными особенностями этих предметов. Однако этот процесс в спонтанных условиях бывает малоэффективным и не обеспечивает оптимальной подготовки детей к освоению в дальнейшем сенсорных эталонов и обследовательских действий. В связи с этим определением условий эффективного сенсорного развития детей раннего возраста занимались и занимаются исследователи и педагоги - практики.
Многие выдающиеся деятели дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и другие) хорошо понимали значение своевременного и качественного сенсорного развития детей раннего возраста, создавая различные разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания.
Проблемами сенсорного развития детей раннего возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и другие. В работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. определяются и изучаются многие актуальные проблемы сенсорного развития дошкольников.
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста в процессе дидактических игр исследовали В.Н. Аванесова, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора и др. Сенсорное развитие детей в процессе предметной и продуктивной деятельности изучали А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.
Несмотря на большое количество исследований на практике выявляется недостаточный уровень сенсорного развития детей раннего возраста. Это можно объяснить недостаточной методической разработанностью данного процесса.
Итак, возникает противоречие между необходимостью сенсорного развития детей раннего возраста и недостаточной разработанностью практических рекомендация по организации условий сенсорного развития.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста».
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «сенсорное развитие».
2. Определить психологические особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Проанализировать педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Организовать работу, направленную на реализацию условий сенсорного развития детей раннего возраста.
5. Подобрать методики для исследования уровня сенсорного развития детей раннего возраста, определить его критерии, провести сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: эмпирические (изучение и анализ литературы), практические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации, проектирование).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 3 г. Североуральска. В исследовании приняли участие 15 детей раннего возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Проведенное исследование посвящено проблеме обоснования педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы сенсорное развитие было определено как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Ученые подчеркивают роль перцептивных действий в развитии восприятия целостного образа предметов. Психологические исследования показывают, что для сенсорного развития необходимо целенаправленное обучение, без которого восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).
Ранний возраст (второй и третий год жизни детей) рассматривается как особая ступень сенсорного развития, ведущим новообразованием которой является формирование перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов. В этом возрасте возникают представления о свойствах предметов, причем освоение свойств определяется их значимостью в практической деятельности. К трехлетнему возрасту у ребенка складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее - зрительное соотнесение предметов.
Рассматривая педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста, исследователи называют обеспечение разнообразных воздействий, организующих зрительное и слуховое восприятие, поэтапность сенсорного развития, необходимость проведения специально направленных занятий, дидактических упражнений, организация индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей.
В ходе анализа литературы были выделены некоторые методы и приемы, предложенные исследователями для сенсорного развития детей раннего возраста:
• пробное прикладывание объектов друг к другу - практические пробы (Л.А. Венгер);
• направление действий руки ребенка рукой взрослого в сопровождении словесного обозначения (Н.М. Аксарина);
• поэлементный диктант со стороны взрослого в начальный период обучения (В.Н. Аванесова);
• совместная с ребенком деятельность при выполнении определенных действий;
• обведение пальцем взрослого и самого ребенка контуров и отверстий (Ш.А. Абдуллаева);
• обследование предметов - рассматривание, вычленение деталей (Н.Н, Поддъяков);
• экспериментирование и простейшие опыты с различными предметами живой и неживой природы (И.С. Фрейдкин);
• сочетание одновременно нескольких видов заданий и их смена.
Особенное значение в литературе придается таким условиям сенсорного развития детей раннего возраста, как использование дидактических игр и организация предметно-развивающей среды.
В практической части работы было организовано исследование уровня сенсорного развития детей раннего возраста в МАДОУ детский сад № 3 г. Североуральска. Для этого были определены критерии и показатели сенсорного развития детей раннего возраста, в качестве диагностического материала подобраны дидактические игры. Диагностика, проведенная на констатирующем этапе исследования, выявила недостаточный уровень сенсорного развития детей первой младшей группы.
На формирующем этапе работы были реализованы педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста, а именно:
• разработан и внедрен комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на сенсорное развитие детей раннего возраста;
• предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими материалами и игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.
В соответствии с образовательной программой, по которой ведется обучение и воспитание в группе, в комплекс вошли игры и упражнения на развитие умений узнавать основные цвета; различать основные геометрические формы; различать предметы по величине. В каждую группу игр вошли игры и дидактические упражнения на обучение определенным действиям.
Для проведения подобранных игр было систематизировано и изготовлено необходимое оборудование, материалы. Тем самым, предметно-развивающая среда группы обогащалась дидактическими материалами, игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.
Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе работы, показала положительную динамику сенсорного развития детей раннего возраста.
Таким образом, цель нашей работы достигнута и задачи решены.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы сенсорное развитие было определено как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Ученые подчеркивают роль перцептивных действий в развитии восприятия целостного образа предметов. Психологические исследования показывают, что для сенсорного развития необходимо целенаправленное обучение, без которого восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).
Ранний возраст (второй и третий год жизни детей) рассматривается как особая ступень сенсорного развития, ведущим новообразованием которой является формирование перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов. В этом возрасте возникают представления о свойствах предметов, причем освоение свойств определяется их значимостью в практической деятельности. К трехлетнему возрасту у ребенка складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее - зрительное соотнесение предметов.
Рассматривая педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста, исследователи называют обеспечение разнообразных воздействий, организующих зрительное и слуховое восприятие, поэтапность сенсорного развития, необходимость проведения специально направленных занятий, дидактических упражнений, организация индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей.
В ходе анализа литературы были выделены некоторые методы и приемы, предложенные исследователями для сенсорного развития детей раннего возраста:
• пробное прикладывание объектов друг к другу - практические пробы (Л.А. Венгер);
• направление действий руки ребенка рукой взрослого в сопровождении словесного обозначения (Н.М. Аксарина);
• поэлементный диктант со стороны взрослого в начальный период обучения (В.Н. Аванесова);
• совместная с ребенком деятельность при выполнении определенных действий;
• обведение пальцем взрослого и самого ребенка контуров и отверстий (Ш.А. Абдуллаева);
• обследование предметов - рассматривание, вычленение деталей (Н.Н, Поддъяков);
• экспериментирование и простейшие опыты с различными предметами живой и неживой природы (И.С. Фрейдкин);
• сочетание одновременно нескольких видов заданий и их смена.
Особенное значение в литературе придается таким условиям сенсорного развития детей раннего возраста, как использование дидактических игр и организация предметно-развивающей среды.
В практической части работы было организовано исследование уровня сенсорного развития детей раннего возраста в МАДОУ детский сад № 3 г. Североуральска. Для этого были определены критерии и показатели сенсорного развития детей раннего возраста, в качестве диагностического материала подобраны дидактические игры. Диагностика, проведенная на констатирующем этапе исследования, выявила недостаточный уровень сенсорного развития детей первой младшей группы.
На формирующем этапе работы были реализованы педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста, а именно:
• разработан и внедрен комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на сенсорное развитие детей раннего возраста;
• предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими материалами и игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.
В соответствии с образовательной программой, по которой ведется обучение и воспитание в группе, в комплекс вошли игры и упражнения на развитие умений узнавать основные цвета; различать основные геометрические формы; различать предметы по величине. В каждую группу игр вошли игры и дидактические упражнения на обучение определенным действиям.
Для проведения подобранных игр было систематизировано и изготовлено необходимое оборудование, материалы. Тем самым, предметно-развивающая среда группы обогащалась дидактическими материалами, игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.
Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе работы, показала положительную динамику сенсорного развития детей раннего возраста.
Таким образом, цель нашей работы достигнута и задачи решены.
Подобные работы
- Педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условии сенсорного развитии детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Применение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста (Педагогика и методика дошкольного образования, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе знакомства с предметами из различных материалов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



