ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие сенсорного развития в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологические особенности сенсорного развития детей раннего возраста 11
1.3 Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста 18
1.4. Возможности игры в сенсорном развитии детей раннего возраста 24
1.5. Предметно-развивающая среда как средство сенсорного развития
детей раннего возраста 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста
2.2. Организация работы, направленной на реализацию условий сенсорного
развития детей раннего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Актуальность исследования. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Запоминание, мышление, воображение - все другие формы познания - развиваются на базе образов восприятия, являясь, таким образом, результатом их переработки. Возможность полноценного умственного развития человека поэтому определяется уровнем развития восприятия, т.е. его сенсорным развитием. Успешность нравственного, эстетического воспитания также в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Характер представлений ребенка о мире, их отчетливость, точность, полнота зависят от степени сформированности сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности. Сенсорное развитие - сложный процесс, который включает такие основные моменты, как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, овладение способами обследования предметов.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления представлений.
Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенное значение представляет характер осваиваемых детьми предметных действий, в том числе действий с предметами. Сенсорное развитие в определенной мере направляется конструктивными особенностями этих предметов. Однако этот процесс в спонтанных условиях бывает малоэффективным и не обеспечивает оптимальной подготовки детей к освоению в дальнейшем сенсорных эталонов и обследовательских действий. В связи с этим определением условий эффективного сенсорного развития детей раннего возраста занимались и занимаются исследователи и педагоги - практики.
Многие выдающиеся деятели дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и другие) хорошо понимали значение своевременного и качественного сенсорного развития детей раннего возраста, создавая различные разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания.
Проблемами сенсорного развития детей раннего возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и другие. В работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. определяются и изучаются многие актуальные проблемы сенсорного развития дошкольников.
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста в процессе дидактических игр исследовали В.Н. Аванесова, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора и др. Сенсорное развитие детей в процессе предметной и продуктивной деятельности изучали А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.
Несмотря на большое количество исследований на практике выявляется недостаточный уровень сенсорного развития детей раннего возраста. Это можно объяснить недостаточной методической разработанностью данного процесса.
Итак, возникает противоречие между необходимостью сенсорного развития детей раннего возраста и недостаточной разработанностью практических рекомендация по организации условий сенсорного развития.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста».
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «сенсорное развитие».
2. Определить психологические особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Проанализировать педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Организовать работу, направленную на реализацию условий сенсорного развития детей раннего возраста.
5. Подобрать методики для исследования уровня сенсорного развития детей раннего возраста, определить его критерии, провести сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: эмпирические (изучение и анализ литературы), практические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации, проектирование).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 3 г. Североуральска. В исследовании приняли участие 15 детей раннего возраста.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Проведенное исследование посвящено проблеме обоснования педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы сенсорное развитие было определено как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Ученые подчеркивают роль перцептивных действий в развитии восприятия целостного образа предметов. Психологические исследования показывают, что для сенсорного развития необходимо целенаправленное обучение, без которого восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).
Ранний возраст (второй и третий год жизни детей) рассматривается как особая ступень сенсорного развития, ведущим новообразованием которой является формирование перцептивных действий, основанных на использовании предметных предэталонов. В этом возрасте возникают представления о свойствах предметов, причем освоение свойств определяется их значимостью в практической деятельности. К трехлетнему возрасту у ребенка складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее - зрительное соотнесение предметов.
Рассматривая педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста, исследователи называют обеспечение разнообразных воздействий, организующих зрительное и слуховое восприятие, поэтапность сенсорного развития, необходимость проведения специально направленных занятий, дидактических упражнений, организация индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей.
В ходе анализа литературы были выделены некоторые методы и приемы, предложенные исследователями для сенсорного развития детей раннего возраста:
• пробное прикладывание объектов друг к другу - практические пробы (Л.А. Венгер);
• направление действий руки ребенка рукой взрослого в сопровождении словесного обозначения (Н.М. Аксарина);
• поэлементный диктант со стороны взрослого в начальный период обучения (В.Н. Аванесова);
• совместная с ребенком деятельность при выполнении определенных действий;
• обведение пальцем взрослого и самого ребенка контуров и отверстий (Ш.А. Абдуллаева);
• обследование предметов - рассматривание, вычленение деталей (Н.Н, Поддъяков);
• экспериментирование и простейшие опыты с различными предметами живой и неживой природы (И.С. Фрейдкин);
• сочетание одновременно нескольких видов заданий и их смена.
Особенное значение в литературе придается таким условиям сенсорного развития детей раннего возраста, как использование дидактических игр и организация предметно-развивающей среды.
В практической части работы было организовано исследование уровня сенсорного развития детей раннего возраста в МАДОУ детский сад № 3 г. Североуральска. Для этого были определены критерии и показатели сенсорного развития детей раннего возраста, в качестве диагностического материала подобраны дидактические игры. Диагностика, проведенная на констатирующем этапе исследования, выявила недостаточный уровень сенсорного развития детей первой младшей группы.
На формирующем этапе работы были реализованы педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста, а именно:
• разработан и внедрен комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на сенсорное развитие детей раннего возраста;
• предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими материалами и игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.
В соответствии с образовательной программой, по которой ведется обучение и воспитание в группе, в комплекс вошли игры и упражнения на развитие умений узнавать основные цвета; различать основные геометрические формы; различать предметы по величине. В каждую группу игр вошли игры и дидактические упражнения на обучение определенным действиям.
Для проведения подобранных игр было систематизировано и изготовлено необходимое оборудование, материалы. Тем самым, предметно-развивающая среда группы обогащалась дидактическими материалами, игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.
Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе работы, показала положительную динамику сенсорного развития детей раннего возраста.
Таким образом, цель нашей работы достигнута и задачи решены.
1. Абдуллаева, Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Ш. А. Абдуллаева ; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 1975. - 26 с.
2. Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. П. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. - М. : Просвещение, 1969. - С. 176-212.
3. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2005. - 176 с.
4. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. - М. : Медицина, 1977. - 302 с.
5. Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека [Текст] / Б. Г. Ананьев // Психология и проблемы человекознания. - М. : Изд-во «Ин¬т практ. психологии», 1996. - С. 59-158.
6. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
7. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] : монография / В. А. Беликов. - М. : Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
8. Бетехтина, О. Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины XX века [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О. Ю. Бетехтина ; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 1999. - 26 с.
9. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и упражнения [Текст] / Ф. Н. Блехер. - М. : Просвещение, 1964. - 184 с.
10. Бобкова, Т. С. Сенсорное воспитание детей от 1,5 до 3 лет (игры своими руками) [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2014/11/13/sensornoe-vospitanie-detey-ot-15-do-3-let-igry-svoimi- rukami
11. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с.
12. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1969. - 368 с.
13. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В Запорожца. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 132 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
15. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007. - 300 с.
16. Громова, И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики рук [Текст] / И. Громова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 76-80.
17. Декроли, О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности с помощью игр [Текст] / О. Декроли // История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия / ред. С. Ф. Егоров. - М. : Академия, 2000. - С. 342-349.
18. Запорожец, А. В. Восприятие и действие [Текст] / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская ; под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1967. - 324 с.
19. Запорожец, А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве [Текст] / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. - М. : Педагогика, 1986. - С. 91-99.
20. Зинченко В. П. Восприятие как действие [Текст] / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. -1967. - № 1. - С. 17-24.
21. Иванова, Н. И. Дидактический материал своими руками для
сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http: //www. maam. ru/detskij sad/dlj a-razvitij a-detei-i-igr-s-nimi-
sozdayu-svoimi-rukami-igrovoi-material-takoi-kak-volshebnaja-korobochka- shirmy-zhivoi-akvarium.html (дата обращения: 05.10.2016г.)
22. Капитанова, Н. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре [Текст] / Н. Капитанова, С. Сулагаева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. - С. 72-76.
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
24. Колдина, Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет [Текст] / Д. Н. Колдина. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 114 с.
25. Краснощекова, Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты [Текст] / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 231 с.
26. Лебедева, Е. Н. Дидактические игры своими руками [Текст] / Е. Н. Лебедева. - Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 104-106.
27. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики [Текст] /
А. И. Леонтьев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.
28. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому [Текст] /
М. Монтессори. - М. : Карапуз, 2005 - 272 с.
29. Морозова, О. В. Становление теории первоначального сенсорного воспитания в отечественной педагогике конца XIX - начала XX века: [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О. В. Морозова ; Владимир. гос. пед. ун-т. - Владимир, 1994. - 24 с.
30. Мутагорова, С. Н. Сенсорная комната: новые возможности использования [Текст] / С. Н. Мутагорова, И. Г. Безуглая // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №9. - С. 7-11.
31. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
32. Новоселова, С. Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений [Текст] : аннотированный перечень / С. Л. Новоселова, Н. А. Реуцкая. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1997. - 64 с.
33. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] : метод. рекомендации / С. Л. Новоселова. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
34. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
35. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. - М. : Владос, 2002. - 96 с.
36. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Э. Г. Пилюгина. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
37. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста [Текст] / Э. Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1996. - 112 с.
38. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] / К. К. Платонов. - М. : Высшая школа, 1984. - 174 с.
39. Поддьяков, Н. Н. Способы сенсорного воспитания [Текст]/ Н. Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. - М. : Просвещение, 1965. - С. 19¬41.
40. Предметно-развивающая среда [Текст] рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / автор-составитель Л. А. Пасекова. - СПб. : Астерион, 2012. - 24 с.
41. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. : Просвещение, 1965 - 295 с.
42. Пятница, Т. В. Развивающая среда дошкольного учреждения [Текст] : пособие для педагогов / Т. В. Пятница. - Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2009. - 291 с.
43. Рузская, A. Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Рузская // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. - М. : Просвещение, 1966. - С. 247-271.
44. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
45. Соловьева, О. Н. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / О. Н. Соловьева // Наука и современность. - 2012. - № 17. - С. 138-142.
46. Сорокина, А. И. Игры с народными дидактическими игрушками [Текст] / А. И. Сорокина. - М. : Учпедгиз, 1950 - 52 с.
47. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. - М. : Просвещение, 1965 - 188с.
48. Тихеева, Е. И. Дидактические игры [Текст] / Е. И. Тихеева // История советской дошкольной педагогики : хрестоматия / под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. : Просвещение, 1980. - С. 237-239.
49. Усова, А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А. П. Усова, А. В. Запорожец // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. - М. : Просвещение, 1965. - С. 3-18.
50. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1976. - 96 с.
51. Фонарев, А. М. Ребенок и среда [Текст] / А. М. Фонарев. - М. : Знание, 1974. - 95 с.
52. Фребель, Ф. Будем жить для своих детей [Текст] / Ф. Фребель ; сост. Л. М. Волобуева. - М. : Карапуз-Академия, 2001. - 288 с.
53. Фрейдкин, И. С. Ознакомление дошкольников с движением
предметов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 /
И. С. Фрейдкин ; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 1972. - 22 с.
54. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
55. Хохрякова, Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей
раннего возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 /
Ю. М. Хохрякова ; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2010. - 25 с.
56. Чувашлева, О. В. Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни [Текст] / О. В. Чувашлева //Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 1 (1). - С. 28-29.
57. Широкова, Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] / Г. А. Широкова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 251с.
58. Эльконин, Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве [Текст] / Д. Б. Эльконин // Детская психология / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - С. 306-317.
59. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989. - С. 60-77.
60. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Е. А. Янушко. - М. : Мозаика-синтез, 2009. - 72 с.