Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условии сенсорного развитии детей раннего возраста

Работа №98121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические исследования в области сенсорного
развития детей 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста в
аспекте сенсорного развития 11
1.3. Программно-методическое обеспечение сенсорного развития
детей раннего возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Изучение сенсорного развития детей раннего возраста на
начальном этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Организация психолого-педагогических условий для сенсорного
развития детей раннего возраста 35
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Модернизация образования ориентирована на изменение требований, содержания образования молодого поколения, затрагивая период раннего детства. А.В. Запорожец, определяя задачи развития детей раннего возраста, ставил акцент на амплификации детского развития за счет активизации различных видов и способов деятельности, познания окружающей действительности. Л.С. Выготский подчеркивал в более ранних исследованиях, что формирование познания осуществляется через восприятие, формирующееся посредством сенсорного развития детей.
Исследования ученых XX века (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) определяют закономерности сенсорного развития детей, методику изучения предметных действий (С.Л. Новоселова, В.В. Данилова и др.), свойств предметов (Э.Г. Пилюгина, Е.И. Радина и др.), что позволяет спроецировать образовательный процесс детей раннего возраста в аспекте сенсорного развития.
Особый интерес к сенсорному развитию детей раннего возраста обусловлен тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно действовать, познавать окружающий мир и себя в нём. Главным средством познания является освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. В раннем детстве у ребенка происходит обогащение сенсорного опыта, накопленного в младенчестве. Осязание, мышечные чувства, зрение направлены на познание величины, формы и цвета предметов. Планомерное развитие сенсорной сферы обеспечит необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и др.).
Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста согласно Примерной образовательной программе дошкольного образования заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.
В исследованиях Л.А. Венгера, Т.П. Высоковой, Е.И. Тихеевой, В.А. Пилюгиной, Е.А. Флериной и др. показано, что для повышения эффективности сенсорного развития в раннем возрасте большое значение имеют целенаправленно создаваемые психолого-педагогически условия, отвечающие возрастными особенностями детей.
Вместе с тем анализ программно-методических разработок показывает, что сегодня многие авторы недооценивают необходимость сенсорного развития, игнорируя его и предлагая раннее обучение детей взрослым интеллектуальным навыкам.
Исходя из данного противоречия проблема исследования состоит в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста.
Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность позволили определить тему исследования: «Психолого-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста».
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие сенсорное развитие детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация на практике совокупности психолого-педагогических условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования;
- определить особенности формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
- выявить психолого-педагогические условия развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
- подобрать и обосновать методики диагностики особенностей сенсорного развития детей раннего возраста;
- разработать и апробировать в практике дошкольной образовательной организации психолого-педагогические условия, обеспечивающие сенсорное развитие детей раннего возраста.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме сенсорного развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Т.В. Николаева, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков, Е.А. Стреблева, Е.И. Тихеева, Г.А. Урунтаева, А.В. Усова и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в процессе работы был использован следующий комплекс методов: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, изучение и анализ педагогического опыт); эмпирические методы (наблюдение, тестирование, обобщение педагогического опыта).
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 212 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Изучено и проанализировано состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования, что позволило определить компоненты сенсорного развития детей: формирование представлений о свойствах предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; перцептивных действий с целью анализа реальных объектов.
2. Определены особенности формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста (1-3 года), которые выстраивается на разнообразии разновидности свойств объектов (явлений):
- цвет (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый),
- форма (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник),
- звуки (различные детские музыкальные инструменты, произведения; человеческая речь различной громкости),
- вкус (сладкое, соленое, кислое, горькое),
- запах (различные характеристики запаха).
Главное - накопление разнообразного сенсорного опыта, фундамента для систематизации полученных знаний, их осознания, расширения, применения в жизненных ситуациях после трех лет.
3. Выявлены психолого-педагогические условия развития сенсорных
эталонов у детей раннего возраста, которые основаны на исследованиях Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, М. Монтессори, Е.А. Стребелевой, Е.И. Тихеевой, Д.Б. Эльконина, а именно:
- поэтапное формирование сенсорных эталонов (последовательное обучение детей способам обследования объектов основано на стадиях: от изучения внешних, ориентировочных действий (наложение, ощупывание) к действиям восприятия (сопоставлению, сравнению, группировке), а потом уже к выполнению сложных глазомерных и глазодвигательных действий (зрительному обследованию), словесному описанию свойств (признаков) объектов);
- применение специальных дидактических (развивающих) предметных игр на закрепление сенсорных эталонов, соответствующих возрасту (в ходе предметной игры детей раннего возраста для закрепления сенсорных эталонов необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует восприятие:
- выделяет эталоны словом; слово обобщает, т.е. вносит то, что дает чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении;
- учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств, но при этом стремится обратить внимание младших дошкольников на целостный облик предмета; вычленение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т. д.); определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т. д.));
- обеспечение развивающего характера предметно-пространственной среды в аспекте сенсорного развития (отбор игр и игрушек для детей третьего года жизни).
4. Подобраны и обоснованы методики диагностики особенностей сенсорного развития детей раннего возраста (авторы Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Е.А. Стребелева, Д.Б. Эльконин). Опираясь на теоретические исследования были выявлены и систематизированы по критериям и уровням особенности сенсорного развития детей раннего возраста:
- Высокий уровень (Ребенок совершает действие на ступени зрительной ориентировки; определяет значительные для особенного действия свойства объектов на глаз. В процессе действия комментирует его, верно называет свойство предмета. Может указать на свойство предмета по заданию взрослого. Действия совершает изначально верно без подготовленного поощрения)
- средний уровень (Действия ребенка на ступени измерения выполняется путем манипуляций с предметами и их наложения или сопоставления, при этом он начинает наблюдать различия, затем определяет свойство предмета. В процессе действия комментирует его, свойство предмета называет после наводящего вопроса взрослого. Указывает на свойство предмета по заданию взрослого после сопоставления предметов. Ребенок нуждается в ситуативном поощрении, одобрении, ждет от взрослого указаний на возможность следующего действия с предметом.)
- низкий уровень (Ребёнок совершает действие способом апробирования, путем проб и ошибок. В процессе действия его не комментирует, свойство предмета называть не может. Ребенку требуется помощь со стороны взрослого как в начале совершения действия, так и на протяжении выполнения всего задания. Указывает на свойство предмета по заданию взрослого с ошибками и после сопоставления предметов при этом ребенок нуждается в поощрении словом и наводящих инструкциях)
5. Разработаны и апробированы в практике дошкольной образовательной организации психолого-педагогические условия, обеспечивающие сенсорное развитие детей раннего возраста. Анализ результатов исследования показывает, что положительная динамика произошла по критериям: форма и величина, что обусловлено введением специальных психолого-педагогических условий, которые способствовали активизации предметной деятельности детей раннего возраста и стимулировали их активность и инициативность в предметной игре.
В результате проведенного исследования поставленные задачи реализованы. Цель исследования, состоящая в выявлении комплекса психолого-педагогических условий развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста в учреждениях дошкольного образования, достигнута.



1. Аванесова, В.Н. Дидактически направленные занятия в первой младшей группе детского сада [Текст] / В.Н. Аванесова // Самые маленькие в детском саду / сост. Н.Я. Иванова, Е.А. Лебедева. М.: Просвещение, 1967. - 59-76 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
3. Богуславская, Е.О., Смирнова, Н.П. Развивающие игры [Текст] / Е.О. Богуславская - М.: Просвещение, 2011. - 158 с.
4. Богуславская, З.М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская // Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 190-253 с.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 236 с.
6. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] /Мн.: БрГУ, 2007. - 150с.
7. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / М.: Просвещение, 1988. - 158 с.
8. Венгер, Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. / Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Книга для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
9. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы [Текст]: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
10. Волосова, Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста [Текст] / Е.Б. Волосова. - М.: Линкас - Пресс, 2009. - 70 с.
11. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
12. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : Книга для воспитателя детского сада/ Л / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер / Под ред Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1988. - 143 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 536 с.
14. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 240 с.
15. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др. ; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1976 - 256с.
16. Гербова ,В.В., Иванкова, Р.А., Казакова, Р.Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада [Текст] / М.: Просвещение, 1981. - 70 с.
17. Григорьева, Г.Г. Дети раннего возраста [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2011. - 110 с.
18. Давиденко, Л.А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду [Текст] / Л.А. Давиденко. - Алма-Ата: Мектел, 2011. - 120 с.
19. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений [Текст] /С.А.Козлова, Т.А.Куликова, - М., Издательский центр «Академия», 1998. - 130-131 с.
20. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 65с.
21. Запорожец, A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте [Текст] / A.B. Запорожец // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. A.B. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: АПН РСФСР, 1963. - 30-56 с.
Т1. Катаева A.A. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. .д-ра психол. наук / A.A. Катаева. - М., 1977. - 33 с.
23. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание [Текст] / Н. Кирпичникова, - 2009. - № 2. - 76 с.
24. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / З.В. Лиштван, - М., Просвещение, 1981. - 159 с.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2005. - 352 с.
26. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-ов / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2001. - 396 с.
27. Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования [Текст] / СПб., 1894. Вып. I. - 59 с.
28. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М.: Мозаика-синтез, 1997. - 421 с.
29. Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет [Текст] / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова, М.: ООО ТЦ Сфера,
2008. - 96 с.
30. Монтессори, М. Дом ребенка [Текст]: Метод научной педагогики / М. Монтес-сори ; пер. с итал. С.Ф. Займовского. - М.: ACT Астрель, 2005. - 272с.
31. Морозова, А.М. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание[Текст] / А.М. Морозова, О.Е. Тихеева // Дошкольное воспитание. - 1993. - №5. - 54-55 с.
32. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей
дошкольного возраста[Текст] // Дошкольное воспитание. - 1972. - №2. - 48-55 с.
33. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап
эволюции[Текст] / Т.С. Назарова // Педагогика. - 1997. - № 3. - 20-27 с.
34. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования [Текст] / Письмо Минобразования РФ // Настольная книга руководителя ДОУ / сост. Г.Л. Фриш. - М.: Астрель, - 2002. - 311-318 с.
35. Педагогика раннего возраста [Текст] / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 336 с.
36. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
37. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми
раннего возраста[Текст] / Пособие для воспитателя детского сада - М.:
Просвещение, 1983. - 126 с.
38. Плеханов, А.В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Плеханов, А.М. Морозов // Дошкольное воспитание. - 2001. - №7.- 3-35 с.
39. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности [Текст] // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, - М. Просвещение, 2001. - 456 с.
40. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста [Текст]: Игры, упражнения, тесты. / Н.В. Краснощёкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 235 с.
41. Рузская А.Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Рузская // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / под ред. A.B. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1966. - 247-271 с.
42. Сакулина, Н.П., Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Методические указаения - М.: Просвещение, 1969. - 176 с.
43. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьякова. Методическое указание. - М., Просвещение, 1969. - 179 с.
44. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста [Текст]: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: АО "Учебная литература", 2009. - 306 с.
45. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Просвещение, 2007. - 164 с.
46. Субботский, Е.В. Ребёнок открывает мир [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Е.В. Субботский. - М.: Айрис-Пресс, 2001. - 253 с.
47. Усова, А.П., Запорожец, А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст] - М.: Просвещение, 1965. - 160с.
48. Фридрих, Фребель. Будем жить ради своих детей [Текст] / Сост.предисловие А.М.Волумбаева - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. - 140 с.
49. Шаповалов, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст]: Учебное пособие / И.А. Шаповалов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.
50. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: Мозаика-синтез, 2004. - 274 с.
51. Шиффман, Х.Р. Ощущение и восприятие[Текст]: пер. с англ. / Х.Р. Шиффман. -5-е изд.- СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
52. Щелованов, Н. М. Ясли и дома ребенка - задачи воспитания [Текст] / Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 1960. - 250с.
53. Щелованов, Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] / Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина - М.: Просвещение, 1995. - 106 с.
54. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Е.А. Янушко - Владом, 2016. - 353 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ