ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие пространственного восприятия в психологии 6
1.2. Психологические особенности восприятия пространства детьми
дошкольного возраста 10
1.3. Педагогические условия формирования пространственного восприятия у дошкольников 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Педагогическая диагностика пространственного восприятия у детей
среднего дошкольного возраста 26
2.2. Содержание и педагогические приёмы формирования пространственного
восприятия у детей среднего дошкольного возраста 39
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики пространственного
восприятия у детей среднего дошкольного возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 588
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Дошкольный возраст - время активного формирования пространственных представлений. В развитии пространственных понятий и методов ориентации в пространстве участвуют разнообразные анализаторы (кинестетический, тактильный, визуальный, акустический). Пространственные понятия, хотя и образуются заблаговременно, считаются наиболее трудным процессом, нежели способность отличать качества предмета.
Формирование пространственных представлений является значимым посылом для социальной адаптации дошкольников и их последующего обучения в школе. Уровень интеллектуального развития дошкольников напрямую зависит от сформированности пространственных понятий и ориентировок в пространстве. Их несформированность к окончанию дошкольного возраста является ключевым фактором, вызывающим затруднения при овладении ребенком многоцелевых учебных умений. Аналогичные отклонения в развитии выражаются в патологиях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении операциями и другое.
Вопросы развития пространственного восприятия у детей дошкольного возраста целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков: Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер и другие авторы.
При формировании пространственной ориентировки у дошкольников, воспитатель должен налаживать методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей различных групп. Кроме этого, процесс обучения должен содействовать самостоятельному выявлению детьми ключевых свойств и отношений, формированию познавательных способностей ребенка.
Включение игры в педагогический процесс является одним из путей организации взаимодействия ребенка и педагога, это подтверждает значимость игры в жизни дошкольника. Более целесообразно для этого применять игры и игровые упражнения.
Именно в среднем дошкольном возрасте делается акцент на формирование пространственного восприятия у детей, это доказывает анализ примерных образовательных программ ДОУ в соответствии ФГОС ДО. Поэтому проблемой исследования было определение содержания и приемов формирования пространственного восприятия у детей дошкольного возраста.
Данная проблема определила тему нашей работы: «Формирование пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически определить и апробировать на практике содержание и педагогические приёмы, обеспечивающие формирование пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
Объектом исследования: формирование пространственного восприятия у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание и педагогические приёмы формирования пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать понятие пространственного восприятия в психологии.
2. Раскрыть психологические особенности формирования пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
3. Осуществит педагогическую диагностику пространственного восприятия у детей дошкольного возраста
4. Реализовать содержание и педагогические приемы формирования пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста на практике.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности), количественный и качественный анализ данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ПГО «Детский сад № 54», город Полевской Свердловской области. В исследование приняло участие 20 детей среднего дошкольного возраста.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Исследовав проблему формирования пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста, мы определили, что дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственного восприятия. Представления о пространстве, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета.
Значение пространственного восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Восприятие - это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств [11]. Завершается формированием образа. Мы сделали вывод, что процесс формирования пространственного у детей среднего дошкольного возраста во многом зависит от педагогических условий, куда погружён ребёнок на протяжении всего дня в ДОУ.
В формировании пространственного восприятия особую роль играют прогулки, экскурсии, подвижные игры, дидактические игры и практическая ориентировка в окружающем: групповой комнате, помещении детского сада, на участке, улице.
Мы обратили внимание, что большую пользу при формировании пространственного восприятия приносят игровые упражнения с наглядным материалом. Рассматривая с детьми картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это раскрывает смысловые отношения между предметами и пространственное расположение предметов, расположение самого ребёнка по отношению к этим предметам. При описании иллюстрации или пересказывай сюжета прочитанной книги, дети активно используют в речи пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия: в, на, под, над, перед, за, между, около, рядом т. д. Что, безусловно, способствует формированию пространственного восприятия, изображаемого или представляемого предмета.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу формирование пространственного восприятия детей. Во время игры дети осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нем.
На занятиях на формирование математических представлений дети учатся располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Дети моделируют простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала, учатся хорошо различать положение фигур на плоскости, овладеть умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов.
Использование на практике графических диктантов формирует умение не допускать ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх - низ», «правое - левое», «спереди - сзади» и т. п.
Во время двигательной активности на улице дети используют опыт ориентировки на себе, на другом человеке, на любых объектах.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 54» города Полевского Свердловской области. Всего в исследование приняло участие 20 детей среднего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности пространственного восприятия мы решили взять методику Пробы Хеда и диагностические задания И. Н. Чеплашкиной и Л. Ю. Зуевой.
По результатам педагогической диагностики мы определили, что половина группы детей имеют средний уровень сформированности пространственного восприятия. Такой результат подтверждает необходимость подобрать содержание и педагогические приёмы, направленные на формирование пространственного восприятия у детей среднего дошкольного.
Содержание и педагогические приемы были направлены на формирование пространственных признаков предметов (форма, величина), пространственного отношения между предметами в пространстве, между собой и предметом в пространстве.
В Таблице №4 представлены фрагменты педагогической работы, которая направлена на формирование пространственного восприятия у детей средней группы в НОД и самостоятельной деятельности на протяжении всего года.
Практическая работа на формирование пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста велась на протяжении всего дня в различных режимных моментах. Эффективное формирование пространственного восприятие у ребёнка будет происходить только при регулярном использовании педагогических приёмов, как на занятиях вовремя НОД, так и во время прогулок и самостоятельной игровой деятельности в детском саду.
Полученные результаты после проведения конечного исследования доказывают эффективность содержания педагогических приёмов, направленных на формирование пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста, которые мы использовали в своей практике. Цель достигнута, задачи полностью реализованы.
1. Ананьев, Б.Г. Восприятие пространства и сенсорная организация человека [Текст] //Проблемы восприятия пространства и времени /под ред. Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. - С. 11-14.
2. Ананьева, Б.Г. и Ломова Б.Ф. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений [Текст] / Б.Г. Ананьева. - М.: 1961г. - C. 84¬88.
3. Ананьев, Б. Г., Рыбалко, Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Синтез, 1964. - 140 с.
4. Анашкина, Л. Повышение двигательной активности детей 5-7 лет на прогулке [Текст] / Л. Анашкина, М. Рунова // Дошкольное воспитание. -1987. - № 12. -С.7-9.
5. Арапова - Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А.Арапова - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 150 с.
6. Бабаева, Т.И., Логинова, В.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / под ред. Бабаевой Т. И., Гурович Л. М., Михайловой 3. А.- СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 224 с.
7. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст] Т.В.Башаева - Ярославль, Академия развития, 1997. - 237 с.
8. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2000 - 192с.
9. Белякова, О.Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре [Текст] / О.Г.Белякова М.: МГ1П1У, 2006. - 320с.
10. Березина, Р.Л., Михайлова, З.А., Непомнящая, Р.Л. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая / под ред. А.А. Столяра. - Педагогика, 1988. - 303с.
11. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры детей дошкольного возраста [Текст] / З. М Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Дрофа, 1998. - 89 с.
12. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко/ М: Просвещение, 1991. -160 с.
13. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию [Текст] / Л.А.Венгер Дошкольное воспитание. -1982. -№ 9. - С. 52
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С.Выгодский М., 1991. С. 325
15. Гаркуша, Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников [Текст] / Ю.Ф.Гаркуша. М.: Научно - практический центр «Коррекция», 1992. - 63 с.
16. Говорова, Р., Дьяченко О. Формирование пространственной
ориентировки у детей [Текст] / Р.Говорова Дошкольное воспитание. - 1975. - № 9. - 14 с.
17. Годфруа, Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 442.
18. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста[Текст] // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - 10-14 с.
19. Демина, Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования [Текст]/ Е.С. Демина/ М.: ТЦ Сфера,2009. -128
20. Дидактические методы, активизирующие процесс обучения: Учебно - методическое пособие. / Сост.: Ю.П. Дубенский, И.Г. Тихоненко. - Омск: Изд- во ОмГУ, 2004. - 131 с.
21. Дьяченко, О. Возможности развития умственных способностей дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1993г. - № 11.
22. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М.: Просвещение, 2009 - 189, [2] с.
23. Забрамная, С.Д, Боровик, О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. [Текст] / С.Д. Забрамная М., Владос, 2008. - 32с.
24. Запорожец, А.А. Избранные психологические труды. В двух томах [Текст] / А.А.Запарожец Том 1. М.: Педагогика, 1986. - 323 с.
25. Каразану, В. Ориентирование в пространстве // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI [Текст] / В. Каразану СПб.: Питер, 1994. - 387 с.
26. Козлова ,С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 385 с.
27. Кроль, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических ВУЗов / В.М. Кроль- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 325 с.
28. Лаврентьева, Т. В. Формирование способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание - 1983. - № 7. - 105с.
29. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
30. Левченко, И. Ю. и др.; Под ред.: И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной;
Рец.: В.И. Лубовский, Н.Б. Шабалина: Психолого-педагогическая диагностика. - М.: А
31. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М.Леушина М.: Мозаика - Синтез 1994. - 368с.
32. Люблинская, А. А. К вопросу о познании пространства и времени [Текст]/А.А. Люблинская // Вопросы теории познания / Под ред. А.Д. Корчагиной, В.В. Орлова. - Пермь, 1961- С.21.
33. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А.А.Люблинская М.:Мозайка-синтез 1977. - С. 173
34. Метлина, Л.С., Математика в детском саду, пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Л.С.Метлина М.:Мозаика - синтез 1984 г - 255с.
35. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А.Михайлова М.: Просвещение 1995. - 94 с.
36. Михайлова, 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития игр детей дошкольного возраста [Текст] / З.А.Михайлова Детство-пресс// СПб, 2008, 392 с.
37. Михайлова, З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. [Текст] / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб., 2002. - 112 с
38. Мусейибова, Т. Ориентировка в пространстве. [Текст] // Дошк. Воспитание. - 1988. - № 8 - 53 с.
39. Мусейибова, Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентировок [Текст]/Т.А. Мусейибова // Дошкольное воспитание - 1984 - N 4 - 15 с.
40. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В
3 кн. - 4-е изд. [Текст] / Р.С.Немов М.: Владос, 2000. - кн.1: Общие основы
психологии. - 345 с.
41. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова/ 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 94 с.
42. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст]/Л.Ф. Обухова М.: Педагогическое общество России. - 2000. - 448с.
43. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и. доп. [Текст] / М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 368 с.
44. Педагогика периода дошкольного детства [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Гончарова, Т.А. Дергунова, Н.Л. Жмакина и др.; Под общ. ред.Е.В. Гончаровой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та,2008. - 227 с.
45. Программа Истоки: Базис развития ребенка-дошкольника. Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. [Текст]/ М.: Мозаика - Синтез 1994 64 с.
46. Репина, Г. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками [Текст]/ Г. Репина. - М.: Детство-Пресс,2011. -112 с.
47. Развитие: программа нового поколения для дошкольных
образовательных учреждений: средняя группа / Учебный центр Венгера Л.А. Развитие; под ред. О.М. Дьяченко [Текст] /М.:Мозайка-Синтез 2002- 72 с.
48. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. / Учебное пособие [Текст] / А.В. Семенович М.: Генезис, 2005. - 319 с.: ил.
49. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего дошкольного возраста [Текст]:. Практическое пособие/Н.Я. Семаго/ Издательство:Айрис-Пресс. - 2008. - 112с.
50. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей/Е.О. Смирнова/М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с.
51. Смоленцева, А.А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А.Сломенцева М.: Просвещение 2001. - 97 с.
52. Смоленцева, А. А. Суворова О. В Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст] / А.А.Смоленцева СПб.,Просвещение 2004, 72 - 73с.
53. Современные, образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. [Текст]- М.:Мозайка- Синтез 2004- 344с.
54. Степаненкова, Э. Я. К вопросу о формировании пространственных ориентировок у детей 5 - 6 лет в подвижных играх и упражнениях. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольника: Хрестоматия в 6 частях [Текст] / Я.Э.Степаненкова СПб., 1994 - 48 с.
55. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Турунтаева/ М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
56. Топалова, Е.П. Развивающие игры. От 3 до 7 лет [Текст]:2-е изд./Е.П.
Топалова / М.: Айрис-пресс, 2008. - 144 с.
57. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова /Минск, 1976. - 56с.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1976. - 258 с.
58. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов пед.институтов / под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение,1988. -303с.
59. Новиковская, О. А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) [Текст] / О.А.Новиковская СПб., 2006. - 112 с.
60. Фалькович, Т. А., Барылкина, Л. П. Формирование математических представлений [Текст] / Т.А.Фалькович М.:Мозайка-синтез 2005. - 208 с