Игра как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО
СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие «общение». Основные подходы к изучению 8
1.2. Особенности развития общения со сверстниками детей
старшего дошкольного возраста 18
1.3. Игра как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Диагностическое исследование общения со сверстниками
детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Описание хода работы по развитию общения со
сверстниками детей старшего дошкольного возраста посредством игры 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО
СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие «общение». Основные подходы к изучению 8
1.2. Особенности развития общения со сверстниками детей
старшего дошкольного возраста 18
1.3. Игра как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Диагностическое исследование общения со сверстниками
детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Описание хода работы по развитию общения со
сверстниками детей старшего дошкольного возраста посредством игры 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
Актуальность исследования обусловлена тем положением, что в психологии старший дошкольный возраст обозначен как этап интенсивного психического развития. Начиная от совершенствования психо-физиологических функций мозга и заканчивая появлением личностных новообразований - в возрасте пяти - семи лет во всех этих сферах происходят значительные изменения.
Очень важным для в этом возрасте для ребенка становится общение - сложный, многогранный процесс, имеющий неоспоримое значение в развитии всех видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью. Настоятельная необходимость как можно в более раннем возрасте развитие положительного опыта коммуникаций и общения у ребят-дошкольников обусловливается тем, что отсутствие такого положительного опыта может привести к стихийному возникновению у детей негативных, социально неприемлемых форм поведения, к конфликтам между сверстниками. Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра.
Трудности в коммуникации и установлении межличностного общения в настоящее время можно связать с дефицитом воспитанности у детей культуры, доброты, с неустойчивыми, несформированными нравственными критериями при воспитании малыша. Ребята стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Часто их партнер по общению - телевизор или компьютер. Современные дети менее отзывчивы. Для преодоления подобных трудностей в работе с дошкольниками необходимо развивать коммуникации и формировать навыки общения ребёнка в группе ровесников.
Важность проблемы развития коммуникаций и формирования навыков общения ребенка со ровесниками определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором поставлена задача реализации программы, которая должна обеспечивать полноценное развитие дошкольников во всех основных образовательных областях, в том числе и в социально-коммуникативной сфере. Как целевой ориентир дошкольного образования в социально-коммуникативной сфере социальные и психологические особенности характеристики личности ребёнка на этапе, когда завершается его дошкольное образование, таковы: ребёнок имеет чувством собственного достоинства; он уверен в своих силах, позитивно относится к себе, положительно воспринимает окружающих, активно взаимодействует с ровесниками и взрослыми, с удовольствием участвует в играх с ровесниками; в состоянии учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, открыт внешнему миру, пытается мирно разрешать возникающие при коммуникациях конфликты.
Целевые ориентиры коммуникативного развития и формирования общения детей-дошкольников опираются на разработку проблем общения в трудах психологов и педагогов-теоретиков дошкольного образования А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой, Г.А. Урунтаевой и др. Педагогическими условиями развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками занимались А.Г Арушанова, С.С. Бычкова, А.Г. Рузская, Л.Г. Шадрина, Л.М. Шипицына и др.
Так как известно, что игра - это ведущая непродуктивная деятельность в дошкольном возрасте, представляется необходимым поиск средств, обеспечивающих развитие общения со сверстниками посредством игровой деятельности. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом. Необходимо отметить, что динамика происходящих в современном мире социальных процессов, появление новых игр делает проблему развития общения в игровой деятельности недостаточно исследованной, несмотря на то, что изучение психологии дошкольника в разные возрастные периоды, и методы воспитания ребят старшего дошкольного возраста достаточно изучены отечественными и зарубежными исследователями. Отечественная школа здесь представлена трудами таких специалистов как Л.С. Выготский. В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др. Среди зарубежных ученых это М. Монтессори, Ж. Пиаже.
Однако современные педагоги-исследователи: Р.А. Иванкова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко отмечают, что в настоящее время в детских дошкольных учреждениях можно видеть «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно - ролевые, не поддерживаемые вниманием взрослых, обеднено их содержание, сюжеты, педагогами-воспитателями отмечается многократная повторяемость тем игр, в которые предпочитают играть дети, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Проблемой низкого уровня развития игровой деятельности является также ограничение времени для игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение воспитанниками знаниями;
- между необходимостью развивать общение с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, которое позволило бы целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, теоретического анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой теме, а также в результате анализа практического опыта работы педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций, была сформулирована проблема исследования, которая заключается в осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Игра как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации возможности игры как средства развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игра, способствующая развитию общения со ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы достигнуть цель работы и проверить выдвинутую гипотезу, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать, как проблема общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста освещена в психолого-педагогической литературе;
- провести диагностику общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс игр по развитию общения со сверстниками.
Для достижения поставленной в работе цели исследования и решения задач были использованы такие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, педагогическое наблюдение).
Практическая база исследования: Муниципальная дошкольная организация образовательная «Детский сад №29» г. Краснотурьинск, в исследовании участвовало 20 детей.
Структура выпускной квалификационной работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 73 источников, и 2 приложения.
Очень важным для в этом возрасте для ребенка становится общение - сложный, многогранный процесс, имеющий неоспоримое значение в развитии всех видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью. Настоятельная необходимость как можно в более раннем возрасте развитие положительного опыта коммуникаций и общения у ребят-дошкольников обусловливается тем, что отсутствие такого положительного опыта может привести к стихийному возникновению у детей негативных, социально неприемлемых форм поведения, к конфликтам между сверстниками. Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра.
Трудности в коммуникации и установлении межличностного общения в настоящее время можно связать с дефицитом воспитанности у детей культуры, доброты, с неустойчивыми, несформированными нравственными критериями при воспитании малыша. Ребята стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Часто их партнер по общению - телевизор или компьютер. Современные дети менее отзывчивы. Для преодоления подобных трудностей в работе с дошкольниками необходимо развивать коммуникации и формировать навыки общения ребёнка в группе ровесников.
Важность проблемы развития коммуникаций и формирования навыков общения ребенка со ровесниками определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором поставлена задача реализации программы, которая должна обеспечивать полноценное развитие дошкольников во всех основных образовательных областях, в том числе и в социально-коммуникативной сфере. Как целевой ориентир дошкольного образования в социально-коммуникативной сфере социальные и психологические особенности характеристики личности ребёнка на этапе, когда завершается его дошкольное образование, таковы: ребёнок имеет чувством собственного достоинства; он уверен в своих силах, позитивно относится к себе, положительно воспринимает окружающих, активно взаимодействует с ровесниками и взрослыми, с удовольствием участвует в играх с ровесниками; в состоянии учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, открыт внешнему миру, пытается мирно разрешать возникающие при коммуникациях конфликты.
Целевые ориентиры коммуникативного развития и формирования общения детей-дошкольников опираются на разработку проблем общения в трудах психологов и педагогов-теоретиков дошкольного образования А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой, Г.А. Урунтаевой и др. Педагогическими условиями развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками занимались А.Г Арушанова, С.С. Бычкова, А.Г. Рузская, Л.Г. Шадрина, Л.М. Шипицына и др.
Так как известно, что игра - это ведущая непродуктивная деятельность в дошкольном возрасте, представляется необходимым поиск средств, обеспечивающих развитие общения со сверстниками посредством игровой деятельности. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом. Необходимо отметить, что динамика происходящих в современном мире социальных процессов, появление новых игр делает проблему развития общения в игровой деятельности недостаточно исследованной, несмотря на то, что изучение психологии дошкольника в разные возрастные периоды, и методы воспитания ребят старшего дошкольного возраста достаточно изучены отечественными и зарубежными исследователями. Отечественная школа здесь представлена трудами таких специалистов как Л.С. Выготский. В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др. Среди зарубежных ученых это М. Монтессори, Ж. Пиаже.
Однако современные педагоги-исследователи: Р.А. Иванкова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко отмечают, что в настоящее время в детских дошкольных учреждениях можно видеть «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно - ролевые, не поддерживаемые вниманием взрослых, обеднено их содержание, сюжеты, педагогами-воспитателями отмечается многократная повторяемость тем игр, в которые предпочитают играть дети, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Проблемой низкого уровня развития игровой деятельности является также ограничение времени для игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение воспитанниками знаниями;
- между необходимостью развивать общение с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, которое позволило бы целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, теоретического анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой теме, а также в результате анализа практического опыта работы педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций, была сформулирована проблема исследования, которая заключается в осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Игра как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации возможности игры как средства развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игра, способствующая развитию общения со ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы достигнуть цель работы и проверить выдвинутую гипотезу, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать, как проблема общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста освещена в психолого-педагогической литературе;
- провести диагностику общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс игр по развитию общения со сверстниками.
Для достижения поставленной в работе цели исследования и решения задач были использованы такие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, педагогическое наблюдение).
Практическая база исследования: Муниципальная дошкольная организация образовательная «Детский сад №29» г. Краснотурьинск, в исследовании участвовало 20 детей.
Структура выпускной квалификационной работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 73 источников, и 2 приложения.
В ходе исследования по теме «Игра как средство развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
- проанализировать, как проблема общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста освещена в психолого-педагогической литературе;
- провести диагностику общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс игр по развитию общения со сверстниками.
Для решения первой задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования.
В главе 1 была рассмотрена проблема развития общения с ровесниками ребят старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Дано определение понятию «общение», охарактеризована специфика общения и коммуникаций с ровесниками ребят старшего дошкольного возраста, а также выделены особенности игры как средства развития коммуникаций и формирования общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме показал, что общение - это многосторонний, неоднозначный и многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порожден потребностью в совместной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов - внимания, памяти, восприятия. В этом возрасте наиболее активно могут быть усвоены и затем развиты коммуникативные умения и навыки, ребята учатся выстраивать взаимоотношения с взрослыми и ровесниками.
К особенностям общения с ровесниками ребят старшего дошкольного возраста можно отнести:
- яркую эмоциональная насыщенность (высокая эмоциональность и раскованность);
- нестандартность и не регламентированность поведенческих реакций (при взаимодействии с ровесниками дошкольники старшего возраста используют мимику, неожиданные и оригинальные слова, действия и движения);
- преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка является важным собственное действие или высказывание, а инициатива ровесника в большинстве случаев им не поддерживается.
Такая несогласованность часто порождает конфликты, протесты, обиды.
Поскольку игра - является ведущим видом деятельности в дошкольном возраста и лучшим способом решения вопросов воспитания и развития ребенка, то она может рассматриваться как эффективное средство развития коммуникаций и формирования общения ребят дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме позволяет сделать вывод, что развитие коммуникаций и формирование навыков общения дошкольников с ровесниками в игровой деятельности должно опираться на следующие положения.
1. Безоценочность. Оценивание побуждает ребенка сосредоточиться на собственных достоинствах и недостатках. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному невербальному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.
2. Отсутствие в играх детей реальных предметов и игрушек. Появление в игре любого предмета отвлекает ребят от непосредственного взаимодействия; они могут начать общаться по поводу этого предмета и поэтому само общение становится уже не целью, а средством взаимодействия.
3. Отказ от соревновательного момента в играх. Поскольку фиксация на собственном «Я» порождает демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, нужно исключить игры, провоцирующие ребят на проявление данных качеств.
Для дальнейшего решения поставленных задач в главе 2 была проведена опытно-поисковая работа по проблеме развития общения у старших дошкольников, которая включала в себя два этапа: констатирующий (диагностический) и формирующий.
Для диагностики была использована методика «Изучение общительности и коммуникативных умений и навыков» М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. Показатели общения ребенка со сверстниками: потребность в общении; контактность; способность понимать другого; способность к сочувствию, сопереживанию; умение пользоваться средствами общения.
Результаты диагностики показали, что 20% ребят имеют высокий уровень развития общения с ровесниками, у 50% детей выявлен средний уровень, у 30% ребят - низкий уровень развития навыков общения с ровесниками. Дошкольники в большинстве своем владеют элементарными средствами общения, у них имеется потребность в общении со сверстниками. Такие показатели как способность к сочувствию, сопереживанию, способность понять другого, владение простейшими начальными средствами общения - необходимо развивать.
Главной целью развития коммуникаций и формирования навыков общения дошкольников с ровесниками служит развитие чувства общности с другими и развитие возможности видеть в ровесниках не соперников и конкурентов, а друзей и партнеров. Чувство общности и способность понимать другого являются тем основанием, на котором базируется общение между сверстниками.
Исходя из этих положений был разработан комплекс игр по формированию коммуникаций и развитию навыков общения для ребят старшего дошкольного возраста с помощью игры. Главная задача комплекса - привлечение внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры по развитию навыков общения помогут детям развить чувство общности друг с другом, научат замечать достоинства и переживания другого и помогут ребенку в игровом и реальном взаимодействии.
Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.
- проанализировать, как проблема общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста освещена в психолого-педагогической литературе;
- провести диагностику общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс игр по развитию общения со сверстниками.
Для решения первой задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования.
В главе 1 была рассмотрена проблема развития общения с ровесниками ребят старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Дано определение понятию «общение», охарактеризована специфика общения и коммуникаций с ровесниками ребят старшего дошкольного возраста, а также выделены особенности игры как средства развития коммуникаций и формирования общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме показал, что общение - это многосторонний, неоднозначный и многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порожден потребностью в совместной деятельности.
В психолого-педагогических исследованиях старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов - внимания, памяти, восприятия. В этом возрасте наиболее активно могут быть усвоены и затем развиты коммуникативные умения и навыки, ребята учатся выстраивать взаимоотношения с взрослыми и ровесниками.
К особенностям общения с ровесниками ребят старшего дошкольного возраста можно отнести:
- яркую эмоциональная насыщенность (высокая эмоциональность и раскованность);
- нестандартность и не регламентированность поведенческих реакций (при взаимодействии с ровесниками дошкольники старшего возраста используют мимику, неожиданные и оригинальные слова, действия и движения);
- преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка является важным собственное действие или высказывание, а инициатива ровесника в большинстве случаев им не поддерживается.
Такая несогласованность часто порождает конфликты, протесты, обиды.
Поскольку игра - является ведущим видом деятельности в дошкольном возраста и лучшим способом решения вопросов воспитания и развития ребенка, то она может рассматриваться как эффективное средство развития коммуникаций и формирования общения ребят дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме позволяет сделать вывод, что развитие коммуникаций и формирование навыков общения дошкольников с ровесниками в игровой деятельности должно опираться на следующие положения.
1. Безоценочность. Оценивание побуждает ребенка сосредоточиться на собственных достоинствах и недостатках. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному невербальному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.
2. Отсутствие в играх детей реальных предметов и игрушек. Появление в игре любого предмета отвлекает ребят от непосредственного взаимодействия; они могут начать общаться по поводу этого предмета и поэтому само общение становится уже не целью, а средством взаимодействия.
3. Отказ от соревновательного момента в играх. Поскольку фиксация на собственном «Я» порождает демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, нужно исключить игры, провоцирующие ребят на проявление данных качеств.
Для дальнейшего решения поставленных задач в главе 2 была проведена опытно-поисковая работа по проблеме развития общения у старших дошкольников, которая включала в себя два этапа: констатирующий (диагностический) и формирующий.
Для диагностики была использована методика «Изучение общительности и коммуникативных умений и навыков» М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. Показатели общения ребенка со сверстниками: потребность в общении; контактность; способность понимать другого; способность к сочувствию, сопереживанию; умение пользоваться средствами общения.
Результаты диагностики показали, что 20% ребят имеют высокий уровень развития общения с ровесниками, у 50% детей выявлен средний уровень, у 30% ребят - низкий уровень развития навыков общения с ровесниками. Дошкольники в большинстве своем владеют элементарными средствами общения, у них имеется потребность в общении со сверстниками. Такие показатели как способность к сочувствию, сопереживанию, способность понять другого, владение простейшими начальными средствами общения - необходимо развивать.
Главной целью развития коммуникаций и формирования навыков общения дошкольников с ровесниками служит развитие чувства общности с другими и развитие возможности видеть в ровесниках не соперников и конкурентов, а друзей и партнеров. Чувство общности и способность понимать другого являются тем основанием, на котором базируется общение между сверстниками.
Исходя из этих положений был разработан комплекс игр по формированию коммуникаций и развитию навыков общения для ребят старшего дошкольного возраста с помощью игры. Главная задача комплекса - привлечение внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры по развитию навыков общения помогут детям развить чувство общности друг с другом, научат замечать достоинства и переживания другого и помогут ребенку в игровом и реальном взаимодействии.
Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Игра как средство развития социально-коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕСТВОМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОММУНИКАТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня во взаимодействии со сверстниками
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020



