Методика развития скоростных качеств у младших школьников
|
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ
КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие скоростных качеств и их проявление в двигательной деятельности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Возрастные закономерности физического развития детей младшего
школьного возраста 15
1.3. Методические особенности, средства и методы развития скоростных способностей у детей младшего школьного
возраста 20
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 .Организация исследования 37
2.2. Методы научного исследования 37
2.3. Экспериментальная методика развития скоростных способностей у
детей младшего школьного возраста 40
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие скоростных качеств и их проявление в двигательной деятельности детей младшего школьного
возраста 6
1.2. Возрастные закономерности физического развития детей младшего
школьного возраста 15
1.3. Методические особенности, средства и методы развития скоростных способностей у детей младшего школьного
возраста 20
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 .Организация исследования 37
2.2. Методы научного исследования 37
2.3. Экспериментальная методика развития скоростных способностей у
детей младшего школьного возраста 40
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Физические качества имеют большое значение для здоровья ребенка, его способности к овладению движениями и координации, повышения эмоционального положительного состояния психики детей, физического совершенствования и являются залогом долголетней работоспособности. Среди проблем физического воспитания в школе немаловажное место занимает проблема развития у детей двигательных качеств. Большинство специалистов полагают, что обучение двигательным действиям затруднено при недостаточном развитии двигательных качеств, а в некоторых случаях практически невозможно. Основой высокой работоспособности во всех видах деятельности учащихся является хороший уровень физической подготовленности. Общая физическая подготовка - это база, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. На этой основе необходимо комплексно развивать все физические качества и направлять физическое воспитание на укрепление здоровья и поддержания высокой работоспособности школьников.
Положительное решение этой проблемы наиболее очевидно в работе с детьми школьного возраста, поскольку эффективным периодом для управления развитием двигательных качеств является школьный возраст. Ряд исследователей полагают, что опираясь на сенситивные периоды в развитии школьников во время естественного роста и развития, можно добиться наилучшего прироста и положительных сдвигов в воспитании каждого физического качества. Такие специалисты, как Б.А. Ашмарин, 1990; В.И. Лях, 2000; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2000; В.П. Филин, 1974 и др., возраст от 10 до 12 лет рассматривают как сенситивный период интенсивного развития скоростных способностей. У младших школьников при развитии скоростных способностей таких как: скорость одиночного движения, быстрота реакции, быстрота целостных действий, частота движений, необходимо сочетать с приобретением двигательных умений и навыков и очень важно не упустить особенно благоприятные периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Как полагают многие авторы, очень трудно поддаются развитию именно скоростные способности. В тренировочной деятельности повышение скоростных способностей может быть достигнуто не только через воздействие на собственно скоростные способности, но и посредством совершенствования техники движений, воспитания скоростно-силовых, силовых способностей, скоростной выносливости и др., т.е. благодаря улучшению факторов, влияющих на проявление того или иного качества быстроты.
Большинство исследований указывает на специфичность вышеуказанных видов скоростных способностей. Так, способность выполнить с высокой скоростью стартовый разгон на спринтерской дистанции еще не гарантирует высокую дистанционную скорость и наоборот, можно демонстрировать хорошую реакцию на сигнал и иметь низкую частоту движений, в результате чего диапазон взаимного переноса скоростных способностей будет ограничен. Подбор физических упражнений для воспитания быстроты должен проводиться с учетом преимущественной направленности, поскольку формы проявления скоростных способностей очень разнообразны и неоднородны. Учитывая вышесказанное, мы определили необходимость привести все предлагаемые средства в систему, направленную на развитие скоростных способностей.
Для нас становится очевидным противоречие между необходимостью развития скоростных способностей и отсутствием деятельного подхода к процессу развития скоростных способностей в рамках школьного урока физической культуры.
Мы считаем, что экспериментальное решение данной проблемы с использованием специальных комплексов физических упражнений послужит более эффективному решению основных задач физического воспитания в школе.
Объектом исследования является процесс развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является методика развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - повышение уровня развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие скоростных способностей и их проявление в двигательной деятельности.
2. Проанализировать возрастные особенности развития организма детей младшего школьного возраста.
4. Рассмотреть средства и методы развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать методику развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста и проверить ее эффективность.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 63 страницах состоит из введения трёх глав, заключения списка использованной литературы, включающего 25 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами.
Положительное решение этой проблемы наиболее очевидно в работе с детьми школьного возраста, поскольку эффективным периодом для управления развитием двигательных качеств является школьный возраст. Ряд исследователей полагают, что опираясь на сенситивные периоды в развитии школьников во время естественного роста и развития, можно добиться наилучшего прироста и положительных сдвигов в воспитании каждого физического качества. Такие специалисты, как Б.А. Ашмарин, 1990; В.И. Лях, 2000; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2000; В.П. Филин, 1974 и др., возраст от 10 до 12 лет рассматривают как сенситивный период интенсивного развития скоростных способностей. У младших школьников при развитии скоростных способностей таких как: скорость одиночного движения, быстрота реакции, быстрота целостных действий, частота движений, необходимо сочетать с приобретением двигательных умений и навыков и очень важно не упустить особенно благоприятные периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Как полагают многие авторы, очень трудно поддаются развитию именно скоростные способности. В тренировочной деятельности повышение скоростных способностей может быть достигнуто не только через воздействие на собственно скоростные способности, но и посредством совершенствования техники движений, воспитания скоростно-силовых, силовых способностей, скоростной выносливости и др., т.е. благодаря улучшению факторов, влияющих на проявление того или иного качества быстроты.
Большинство исследований указывает на специфичность вышеуказанных видов скоростных способностей. Так, способность выполнить с высокой скоростью стартовый разгон на спринтерской дистанции еще не гарантирует высокую дистанционную скорость и наоборот, можно демонстрировать хорошую реакцию на сигнал и иметь низкую частоту движений, в результате чего диапазон взаимного переноса скоростных способностей будет ограничен. Подбор физических упражнений для воспитания быстроты должен проводиться с учетом преимущественной направленности, поскольку формы проявления скоростных способностей очень разнообразны и неоднородны. Учитывая вышесказанное, мы определили необходимость привести все предлагаемые средства в систему, направленную на развитие скоростных способностей.
Для нас становится очевидным противоречие между необходимостью развития скоростных способностей и отсутствием деятельного подхода к процессу развития скоростных способностей в рамках школьного урока физической культуры.
Мы считаем, что экспериментальное решение данной проблемы с использованием специальных комплексов физических упражнений послужит более эффективному решению основных задач физического воспитания в школе.
Объектом исследования является процесс развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является методика развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - повышение уровня развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие скоростных способностей и их проявление в двигательной деятельности.
2. Проанализировать возрастные особенности развития организма детей младшего школьного возраста.
4. Рассмотреть средства и методы развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать методику развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста и проверить ее эффективность.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 63 страницах состоит из введения трёх глав, заключения списка использованной литературы, включающего 25 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами.
В ходе анализа научной и методической литературы и результатов педагогического эксперимента были сделаны следующие выводы:
1. Скоростные способности - это возможности человека, обеспечивающие ему возможность выполнения двигательных действий в минимальный для определенных условий отрезок времени. Различные виды физической активности предполагают проявление скоростных способностей элементарных форм в разнообразных сочетаниях и совокупно с другими физическими качествами. В этой ситуации можно наблюдать проявление скоростных способностей в комплексе. К таким комплексным проявлениям следует отнести следующие виды активности: быстрота выполнения целостного двигательного действия, умение за минимальный отрезок времени набрать максимальную скорость и возможность длительного поддержания ее. С точки зрения практики физического воспитания важное значение имеет фактор скорости, с которой человек выполняет целостные двигательные действия в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако данная скорость только косвенным образом характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
2. В младшем школьном возрасте значительное внимание должно быть уделено воспитанию быстроты движений, поскольку этот возраст характеризуют широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества, данный возраст является сенситивным для развития скоростных способностей. Однако важно строго дозировать нагрузки, поскольку у детей младшего школьного возраста процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, что обуславливает незрелость нервных процессов, поэтому дети не чувствуют утомления.
3. Одно из основных средств развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста - простейшие скоростные упражнения бегового характера. Кроме того, эффективное средство развития быстроты у младших школьников - подвижные и спортивные игры с упрощенными правилами; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на коротких отрезках дистанций; эстафета; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения. Методы выполнения упражнений включают в себя: повторное выполнение действий с установкой на максимальную скорость движения; вариативное (переменное) упражнение с варьированием скорости и ускорение по заданной программе в специально созданных условиях.
4. Экспериментальная методика включала применение игровых заданий скоростной направленности, а именно эстафет с элементами бега и прыжков, подвижных игр, а также комплексов физических упражнений скоростной направленности. Основными методами работы были: круговой, игровой и соревновательный. Полученные данные в конце исследования показывают, что использование игровых заданий на учебных занятиях у детей младшего школьного возраста достоверно улучшают их показатели скоростных способностей (Р<0,05). А также дети активно включаются в учебный процесс и с большим желанием выполняют задания педагога. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности экспериментальной методики.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил положительное влияние применяемых нами упражнений, которые направлены на развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста.
Разработанная нами методика может быть использована в учебном процессе детей.
1. Скоростные способности - это возможности человека, обеспечивающие ему возможность выполнения двигательных действий в минимальный для определенных условий отрезок времени. Различные виды физической активности предполагают проявление скоростных способностей элементарных форм в разнообразных сочетаниях и совокупно с другими физическими качествами. В этой ситуации можно наблюдать проявление скоростных способностей в комплексе. К таким комплексным проявлениям следует отнести следующие виды активности: быстрота выполнения целостного двигательного действия, умение за минимальный отрезок времени набрать максимальную скорость и возможность длительного поддержания ее. С точки зрения практики физического воспитания важное значение имеет фактор скорости, с которой человек выполняет целостные двигательные действия в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако данная скорость только косвенным образом характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
2. В младшем школьном возрасте значительное внимание должно быть уделено воспитанию быстроты движений, поскольку этот возраст характеризуют широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества, данный возраст является сенситивным для развития скоростных способностей. Однако важно строго дозировать нагрузки, поскольку у детей младшего школьного возраста процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, что обуславливает незрелость нервных процессов, поэтому дети не чувствуют утомления.
3. Одно из основных средств развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста - простейшие скоростные упражнения бегового характера. Кроме того, эффективное средство развития быстроты у младших школьников - подвижные и спортивные игры с упрощенными правилами; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на коротких отрезках дистанций; эстафета; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения. Методы выполнения упражнений включают в себя: повторное выполнение действий с установкой на максимальную скорость движения; вариативное (переменное) упражнение с варьированием скорости и ускорение по заданной программе в специально созданных условиях.
4. Экспериментальная методика включала применение игровых заданий скоростной направленности, а именно эстафет с элементами бега и прыжков, подвижных игр, а также комплексов физических упражнений скоростной направленности. Основными методами работы были: круговой, игровой и соревновательный. Полученные данные в конце исследования показывают, что использование игровых заданий на учебных занятиях у детей младшего школьного возраста достоверно улучшают их показатели скоростных способностей (Р<0,05). А также дети активно включаются в учебный процесс и с большим желанием выполняют задания педагога. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности экспериментальной методики.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил положительное влияние применяемых нами упражнений, которые направлены на развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста.
Разработанная нами методика может быть использована в учебном процессе детей.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Развитие скоростных качеств у юношей 16-17 лет, занимающихся футболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие скоростных качеств у юношей 12-13 лет, занимающихся футболом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие скоростных способностей в контратакующих действиях каратистов 18-19 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТНОФИТНЕСУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2019 - Развитие скоростно-силовых способностей у школьников 17-18 лет,
занимающихся футболом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КРУГОВОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ
10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ФУТБОЛА
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Развитие координационных способностей у младших школьников на
занятиях волейболом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017





