ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 7
1.1. Географическое положение и административное деление Свердловской
области 7
1.2. Предпосылки и специфика экологических проблем 10
1.3. Районы экологического неблагополучия 17
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 24
2.1. Улучшение состояния важнейших природных ресурсов: внутренних вод,
почв, лесов 24
2.2. Сохранение популяций не только исчезающих видов животных и
растений, но и всей флоры и фауны в целом 34
2.3.Эффективная переработка вторсырья, технических и бытовых отходов36
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ШКОЛЬНОМ
КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 38
3.1. Краеведческий компонент в системе школьного географического образования 38
3.2. Формы и методы организации краеведческой деятельности 41
3.3. Программа экологического воспитания школьников средствами
изучения географии родного региона. Краеведческая работа со школьниками Асбестовского городского округа 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
Несомненно, на эту тему написано много работ, статей и докладов, но, наверное, нет работы, которая бы характеризовала экологическую ситуацию в Свердловской области на фоне экономического кризиса, изоляции нашей страны в рамках санкций западного мира. Работы по восстановлению окружающей среды ведутся уже давно. Разрабатываются программы, разрабатываются технологии. Проводятся пикеты, митинги и митинги. Но реализация этих программ затрудняется их финансовой стороной. Внедрение новых технологий требует средств, которых явно не хватает. При определении приоритетов в области охраны окружающей среды, возможны два принципиально разных подхода - "технократический" и "экологический". В первую очередь основное внимание уделяется различным инженерным экологическим мерам (переработке старых полигонов, совершенствованию систем очистки питьевой воды и др.). Но это борьба с последствиями, а не устранения причины. Важно добиться устойчивого (самодостаточного) развития системы «общество - природа», когда нет необходимости в постоянном внешнем электроснабжении для устранения постоянно возникающих проблем. Учитывая ограниченность централизованных финансовых ресурсов, вряд ли целесообразно планировать широкомасштабные инженерные мероприятия: они хотя и дают быстрый и видимый результат, они требуют колоссальных затрат, и в свете последних экономических событий, эти расходы никому не нужны, по этой причине они часто не соблюдаются на практике. Более реалистично концентрировать основные усилия и централизованные финансовые ресурсы на организации и обеспечении эффективности системы экологического менеджмента, обусловленной «экологическим» подходом. В то же время, основная тяжесть финансового бремени переносится с бюджетного уровня на пользователей природных ресурсов. И эта задача для правительства должна стать приоритетной
Отмеченное выше доказывает актуальность данной темы.
Целью данной работы является экологическая обстановка в Свердловской области, описание проблемы охраны окружающей среды, и их изучение в школьном курсе географии.
Задачи в данной работе заключались в следующем:
• охарактеризовать проблемы защиты окружающей среды в Свердловской области;
• проанализировать наиболее острые проблемы и определить возможные пути их решения
• заинтересованность детей в изучении их Родного края, на примере анализа экологических проблем.
Объект исследования: экологическая ситуация в Свердловской области.
Предмет исследования: система экологических проблем в Свердловской области и их решение, проведение уроков и внеклассных мероприятий направленных на повышение экологической культуры детей школьного возраста.
Эта проблема примечательна еще и тем, что ее масштабы не уменьшаются, даже если ослабевают причины, ее вызывающие. В последние годы значительно сократились объемы производства, но остались навсегда последствия загрязнений. Яркими примером являются техногенная пустыня неподалеку от городов Ревды и Первоуральска или восточно - уральский радиоактивный след (ВУРС).
Перечисленные проблемы - это только малая часть того, что дети в школе могут узнать об экологической ситуации в своем регионе. Дети должны знать, что их предки не смогли сохранить для них все красоты родной земли. Они, конечно, никогда не увидят былого величия и природных богатств нашей Родины, но должны сохранить то, что осталось! Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. На уроке, возникает стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы родного края. Изучение природы страны и всего мира должно быть основано на сравнении с природой своей земли, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, горизонты. Общеизвестно, что любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живет.
Людям, которые родились и выросли в Свердловской области, которые хотят организовать свою жизнь на родине, важно знать ее природные особенности, ориентироваться в окружающем мире, видеть перспективы своего региона.
Прямое ознакомление студентов с географическими объектами их земель позволяет сформировать географические представления и концепции, которые помогут им познать отдаленные географические объекты и явления. Студенты своими глазами видят, что им рассказывали на уроках. Наш известный местный учитель К. Д. Ушинский назвал визуальную подготовку. Поэтому необходимо внедрить географические региональные исследования в учебный процесс.
Географическое краеведение дает возможность изучения программного материала на основе принципов «от близкого к далекому», «от известного к неизвестному». География родного края направлена на формирование у студентов конкретных представлений о географических объектах и процессах, дает преподавание географии наглядность и конкретность.
Местные исследования укрепляют связь школы с окружающей жизнью и усиливают ее влияние на население. Это дает возможность студентам лучше подготовиться к практической деятельности в конце школы в соответствии с экономической спецификой района.
Особенно велика роль краеведения для развития и воспитания у студентов чувства патриотизма, гордости за свою родную землю. Осознание своей земли укрепляет их любовь к нему, развивает интерес к общественным делам и окружающей среде.
Всю работу можно разделить на три части: во-первых, я охарактеризую основные экологически неблагоприятные районы Свердловской области, а также районы экологической катастрофы; во-вторых, проанализированы и проанализированы пути решения экологических проблем в целом. В заключительной третьей части я опишу лишь малую часть изучения этих проблем в школьном курсе географии. Очень сложно было затронуть такие глобальные темы в рамках классно - урочной системы нашего образования, еще одной сложность является специфика образовательной организации (коррекционная школа - интернат).
В своей работе я использовал аналитические данные, взятые из государственных докладов, отчетов различных организаций (партия «Зеленые») о состоянии окружающей среды Свердловской области за последние 10 лет, а так же в работе был использован мой преподавательский опыт, в большей степени за счет классного руководства ( при проведении внеклассных занятий по географии) и прохождение государственной практики, только в тот момент я смог провести уроки географии, почувствовать всю сложность и глубину предмета, тем более для коррекционной школы, где большинство материала приходится выдавать в облегченной форме.
Сложно сказать как в реалиях современного образования интегрировать в образовательный процесс изучение столь сложных и глобальных тем. Несмотря на это индустрия нашего региона (масштабы промышленности, загрязнение) позволяют увидеть все последствия неблагополучной экологической ситуации, не выходя практически из дома.
Цель дипломной работы, по моему мнению, была достигнута. В данной работе представлены материалы по экологической ситуации в Свердловской области с изучением их в школьном курсе географии. Рассмотрены методы определения загрязнения окружающей среды. Кроме того показаны возможности и перспективы формирования понимания необходимости сохранения окружающей нас природы.
На базе ГКОУ СО «Асбестовская школа - интернат», мною были проведены и разработаны внеклассные мероприятия. Данное образовательное учреждение реализует адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития. Так, в своей выпускной квалификационной работе я описал экологические проблемы Свердловской области, а так же показал возможности их изучения в работе с детьми ГКОУ СО «Асбестовская школа - интернат».
Изучая возможные пути решения проблем, я заинтересовался некоторыми предложениями, но их реализация требует больших финансовых вложений и совершенствования действующего законодательства. Можно предположить, что улучшение экологической ситуации в Свердловской области произойдет только с ростом национальной экономики, укреплением законодательной базы и, главное - культуры общества в целом, которую должна закладывать наша образовательная система и семья.
1. Анненская Г.Н. Морфологическая структура географического ландшафта/ Г.Н. Анненская, А.А. Видина, В.К. Жучкова, В.Г. Коноваленко, И.И. Мамай, М.И. Поздняева, Е.Д. Смирнова, Н.А. Солнцев, Ю.Н. Циельчук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1962. - 55 с.
2. Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей/ Н.П. Архипова. - Екатеринбург: Изд. «Аква-Пресс», 2001. - 223 с.
3. Библиотека [Электронный ресурс] // URL: http://b-energy.ruhttp://b-
energy.ru/ (дата обращения: 21.09.2017 г.)
82. Журнал «Учитель географии» [Электронный ресурс]. URL: http://www.geoclass.ru (дата обращения: 13.11.2017).
4. Бишоп К. Модели национальных парков/ К. Бишоп, М. Грин, А. Филлипс. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. — 216 с.
5. Борисов В.А. Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваты: Справочник/ В.А. Борисов, Л.С. Белоусова,
А.А. Винокуров. - М.: Агропромиздат, 1985. - 310 с.
6. Веденин Ю. А. Концепция культурного ландшафта как основа формирования системы особо охраняемых территорий/ Ю.А. Веденин // Экол. пробл. сохранения ист. и культ. наследия. — М., 1999. — С. 6—19.
7. Веселин Б. В. Национальные парки России: вчера, сегодня, завтра / Б.В. Веселин // Заповедные острова. — 2001. — № 1. — С. 2—3.
8. Волков А.М. Обращаясь к напечатанному / А.М. Волков // К концепции особо охраняемых природных территорий России. - М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2007. - С. 28-49.
9. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 45
10. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 28
11. Государственный доклад о состоянии окружающей среды. Екатеринбург. Администрация Свердловской области 1996г.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2006. - 69 с.
13. Дёжкин В. В. Концепция системы особо охраняемых природных территорий России (авторская версия) / В.В. Дёжкин, Ю.Г. Пузаченко. — М.: Изд. Рос. представительства Всемирного фонда дикой природы, 1999. — 67 с.
14. Дёжкин В.В. Заповедная природа: для нас и потомков / В.В. Дежкин,
В.Е. Борейко, Н.Р. Данилина, Ю.П. Лихацкий. - М.: Изд. Логата, 2000. - С. 78.
15. Дёжкин В.В. Заповедное дело. Словарь-справочник / авт-сост. В.В. Дежкин, В.В. Снакин В.В. - М.: НИА-Природа, 2003. - 309 с...