Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СОШ ПОНЯТИЯ О ЗНАЧЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Работа №54566

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Изучение природно-территориальных комплексов в средних общеобразовательных учреждениях
1.1. Основные понятия, представленные в школьном курсе географии при изучении природно-территориальных комплексов
1.2. Структура ПТК в школьном курсе географии
1.3. Взаимовлияние и взаимообусловленность живых и косных компонентов ПТК
Глава 2. Растительность как один из определяющих компонентов ПТК в школьном курсе физической географии
2.1. Растительность - важнейший компонент природно-территориальных комплексов на современном этапе развития природы Земли
2.2. Анализ школьных учебников географии на предмет освещения вопроса о роли растительности в формировании ПТК
2.3. Методы и формы изучения растительности в школьных курсах физической географии
Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию понятий о растительности как компонента ПТК в школьных курсах географии
3.1. Подготовка и проведение урока обобщающего повторения на тему «Природные зоны России» в VIII классе
3.2. Организация и проведение внеклассного мероприятия в VIII классе на тему «Знатоки природно-территориальных комплексов России»
3.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по формированию понятий о растительности как компонента ПТК в школьных курсах географии
Заключение
Литература
Приложение  


В современной образовательной системе школьная география играет решающую роль в формировании научного мировоззрения школьников, в постижении ими объективной картины мира и присущих ей закономерностей, в выборе будущей профессии, а также способствует подготовке и воспитанию экологически грамотных людей, понимающих законы природы, связи между живыми организмами, обеспечивающие устойчивость биосферы, от которой зависит выживание всего человечества на Земле.
Учение о природных территориальных комплексах (ПТК) общепризнанно считается фундаментальной теоретической основой географической науки и широко представлено в школьной географии. Располагая высоким научным потенциалом, эти знания приобретают особую актуальность в решении многих задач нашей эпохи, особенно тех задач, которые существуют и возникают в системе «Общество - Природа».
Школьная география предусматривает изучение ПТК разных уровней организации, разной сложности структуры, от мелких и просто устроенных до самого крупного и сложного. Знания о природно-территориальных и производственных комплексах, о взаимосвязях между компонентами природы и производства необходимы обучающимся, так как они сами тоже - часть природы и живут в тесной обусловленности от природных комплексов. Все, что берет человек от природы, продуцируется в природном комплексе. А актуальность изучения школьниками вопросов о роли растительности в ПТК обусловлена тем, что растительный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы. Зеленые растения благодаря фотосинтезу осуществляют чрезвычайно важную роль в жизни нашей планеты. Она заключается в том, что растения, преобразуя энергию солнечного света, запасают огромное количество энергии в виде органического вещества и выделяют в атмосферу кислород, который необходим для дыхания людей и животных. Они предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа, играют ведущую роль в круговороте
минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле. Растительность существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты, участвует в формировании почв, обуславливает накопление воды на поверхности Земли, способствует образованию болот, очищает воздух от пыли и газов, имеет огромное значение как первичное трофическое звено в цепях питания и т. д. Залежи полезных ископаемых - каменный и бурый уголь, сланцы, торф, которые образовались в результате фотосинтетической деятельности растений, служат человеку топливом.
Растительность - важное звено окружающей нас природы. Земля, лишенная растений, превратится в бесплодную, безжизненную пустыню.
В условиях возрастающей интенсификацией промышленности и сельского хозяйства, бурного роста городов и увеличения антропогенного воздействия на растительные сообщества становится чрезвычайно важно изучение современного состояния растительности и установление существующих экологических проблем и охраны ландшафтов; формирование экологической культуры школьников, которая выражается в умении жить в окружающем мире по законам экологического соответствия и бережного отношения ко всему живому как уникальному и бесценному.
Объектом исследования является учебный процесс в средней общеобразовательной школе, предметом исследования — процесс изучения ПТК и его компонентов.
Основная цель выпускной квалификационной работы: определение
эффективных методических подходов к формированию у школьников понимания значимости растительности в ПТК, как одного из важнейших его компонентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть структуру и содержание ПТК, изучаемых в школьном курсе географии;
-выявить эффективные формы организации учено-образовательного процесса при изучении ПТК;
- охарактеризовать растительность, как важнейшего компонента ПТК; -анализировать школьные учебники по географии на предмет освещения в них о роли растительности;
- определить особенности методики изучения растительности в курсе физической географии.
-разработать методику проведения урока и организации внеклассного мероприятия по теме ВКР.
Для реализации целей и задач использовали следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме, исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура работы: введение, три главы, разделенные на подпункты, заключение, список используемых источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В курсах средней школы география играет существенную роль в формировании у обучающихся системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Также содержание школьного географического образования формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
В решении перечисленных задач требуется усовершенствование системы знаний о природных территориальных комплексах (ПТК), которая является стержневой, проходит через весь курс, развиваясь от абстрактного к конкретному, систематизируя весь учебный материал школьной географии. В эпоху информатизации и глобализации общества эти знания приобретают особую актуальность в решении многих задач, которые существуют и возникают в системе «Общество - Природа» [43].
Знания о природно-территориальных и производственных комплексах, о взаимосвязях между компонентами природы и производства необходимы обучающимся, так как они сами тоже - часть природы и живут в тесной обусловленности от природных комплексов. Все, что берет человек от природы, продуцируется в природном комплексе. В современных условиях развития общества повышается потребность в изучении таких сложных понятий и вопросов, как взаимосвязи внутри ПТК, взаимоотношения человека и природы, рационального природопользования и экологической безопасности.
География в этой связи занимает особое место в ряду других школьных предметов, так как обладает широким спектром средств мотивации учебнопознавательной деятельности школьников: через содержание предмета, через использование разнообразных средств, активных форм и методов обучения, практической направленности, а главное - интеграцию с другими школьными дисциплинами.
Особенность современного образовательного процесса - переход от традиционного к личностно-ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание школьников. В настоящее время широко распространенные нестандартные уроки (урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и т. д.) позволяют каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя. Такие уроки - один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
Изучив и проанализировав научную литературу, мы сумели достичь цели нашей работы и реализовать поставленные задачи. В дипломной работе мы рассмотрели ПТК разных уровней организации, разной сложности структуры, взаимодействие и взаимосвязи между компонентами ПТК, характеристику растительности, как важнейшего компонента ПТК. Осуществили анализ школьных учебников на предмет освещения вопроса о роли растительности в формировании ПТК и определили эффективные методы, технологии, формы и приемы обучения для изучения тем, связанных с ПТК и растительностью.
В перспективе географического образовательного процесса свою работу представляем в следующих направлениях: в продолжении внедрения аспектов проектного обучения, исследовательской и экспериментальной работы, в использовании межпредметных связей на основе межпредметной интеграции, краеведческого материала, педагогического рисунка; в повышении требований к проведению уроков - это контроль за занятостью учащихся на каждом этапе урока, достижение устойчивого интереса к предмету.



1. Абдурахманов Г. М., Криволуцкий Д. А., Мяло Е. Г., Огуреева Г. Н.
Биогеография. Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. - с. 480,
2. Аношко В. С. Общая география: учеб. пособие для 11-го кл. общеобра зоват.
учреждений с рус. яз. обучения. 2009 г.
3. Баринова И.И. География России. Методическое пособие 8-9 класс,
«Дрофа», 2013г.
4. Баринова И.И. «География России. Природа». Учебник для 8 кл.- Изд-во:
Москва, Дрофа, 2013 г.
5. Баринова И.И., Плешаков А.А, Сонин Н. И. География. Начальный курс. 5кл.:
учебник -4-е изд., М.: Дрофа, 2014. - с. 140.
6. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировозрения
школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012г. - с. 242.
7. Бекетова С.И., Юсупов Р., Хаялеева А. Д. О взаимосвязи экологических и
географических знаний при изучении вопросов физической географии. Статья. КФУ, г. Казань.
8. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. М.: Дрофа, 2006.
- с. 212.
9. Болотникова Н.В. «География. Интегрированные уроки 6-10 классы.
Волгоград, 2004 г.
10. Брюхова С. В. Активные формы обучения в преподавании географии. Статья,
2012 г.
11. Вернадский В. И. Биосфера. (Избранные труды по биохимии) - М.: Мысль,
1967 г.
12. Вернадский В.И. Очерки геохимии, изд-е 4. - М.-Л. - Горгеонефтиздат, 1934
г. с. 101.
13. Воронов А. Г. Геоботаника. Учебное пособие, изд. 2-е, испр. и доп. - М.:
«Высшая школа», 1973 г. - с.384.
14. Второв П. П., Дроздов Н. Н. Биогеография. Уч. пособие для студентов пед.
15. География. 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной
технологии. Составитель Н.В. Болотникова. - Волгоград: «Учитель» - 2005 г.
16. Геологический словарь: в 2-х томах. - М.: Недра. Под редакцией К. Н.
Паффенгольца и др. 1978 г
17. Герасимова, Т. П. Коринская В.А. Методы и формы организации обучения
географии. - Москва: Просвещение, 1964. - 223 с.
18. Герасимова Т.П., Неклюкова Н. П. «География. Начальный курс.» Учебник
для 6 кл. - Изд-во: Москва, Дрофа. 2010 г.
19. Голованов А. И., Кожанов Е. С., Сухарев Ю. И. Ландшафтоведение. М: изд.
«КолосС», 2006 г. - с. 216.
20. Дутттина. И. В., Коринская В.А., Щенев В.А. «География. Материки, океаны,
народы и страны». Учебник для 7 кл. - Изд-во: Москва, Дрофа, 2016г.
21. Дутттина. И.В., Таможня Е.А. Методика и технология обучения географии М.:
- 2004 г.
22. Дутттина. И. В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология
обучения географии. - М: Астрель, 2002 г. - с. 204.
23. Евдокимов В. И. Сборник тестов по географии России 8-9 класс к учебнику
Дронова В.П. - Москав, Изд-во: «Экзамен», 2009 г.
24. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 8-9 кл. - М.: «ВАКО», 2007 г.
25. Зуб М. А. Модульное обучение. Специалист - № 3. - 2006 г.- с. 34.
26. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва: Просвещение, 1998 г.
27. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование.
М.: Высшая школа, 1991 г. - с. 366
28. 1. Казаков Л. К. Ландшафтоведение: учебник для студ. учреждений высш.
проф. Образования, изд. 2-е. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.
- с.336.
29. Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М:
Мысль,1970 г.
30. Крепша Н.В. Экология. Общая, социальная, прикладная: учебное пособие -
Томск: Изд-во ТПУ, 2006 г. - с.149.
31. Кривцов В.А., Водорезов А. В. Физическая география и ландшафты России.
Учебное пособие (Электронный ресурс): Рязанский гос. ун-т имени С.А. Есенин, 2016 г.
32. Курнишкова Т. В., Петров В. В. География растений с основами ботаники.
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А. Г. Воронова - М.: Просвещение, 1987г. - с. 207.
33. Любушкина С. Г., Пашканг К. В., Чернов А. В. Общее землеведение. М:
Просвещение, 2004 г. - с. 288.
34. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Основы общей экологии. Учебное пособие/Под
ред. Г. С. Розенберга. -М: Университетская книга, 2005 г. - с.240.
35. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Соломещ А. И. Современная наука о
растительности. Учебник. М.: Логос, 2002г. - с. 264.
36. Мордкович В. Г. Основы биогеографии. М.: Т-во научных изданий КМК,
2005 г. - с. 236.
37. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании. География в
школе. №6. - 2002 г.- с.37-43
38. Никонова М. А., Данилов П. А. Землеведение и краеведение. 3 издание, М.:
Изд. центр «Академия», 2005г. - с. 224.
39. Панчешникова Л.М. «Проблемные задания по географии», - М.
Просвещение, 2006 г.
40. Пашканг К.В., Васильева Н.А., Лапкина Н.А., Любушкина С.Г., Никонова
М.А. ПТК и их изучение в курсе географии средней школы. М: Просвещение 1973г. - с.160.
41. Раковская Э.М., Давыдова М.И., Физическая география России. Учеб. для
студентов, часть 1- М.: ВЛАДОС, 2001 г. - с.288.
42. Сайфуллин А. А., Абросимов И. А., Виноградова Н. В., Нугуманов Ф. Г.,
Гибадуллин Р. З. Сущность и формы организации экологогеографического образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 849.
43. Самигуллина Г. Г., Веселова Е. И. Эколого-краеведческое направление в
школьной географии при изучении ПТК и его компонентов. Статья. 2017 г.
44. В.И.Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения.
6- 10 кл. М.: АРКТИ.1997 г.
45. Семакин, Н. К. Внеклассная работа по географии. - Москва: Просвещение,
1979. - с. 89.
46. Сергеев, А.А., Сергеев А.А. Современные философские проблемы экологии,
биологических и сельскохозяйственных наук. Курс лекций: учебное пособие- Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2011. - с. 236.
47. Степановских А. С. Общая экология: Учебник для вузов, изд-е 2, доп. и
перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г. - с. 687.
48. Финаров Д. Формы организации учебной деятельности школьников на
уроках географии. Статья.
49. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для
студентов вузов. М.: Астрель, 2007 г. -с. 382.
50. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной
школе. - М., 1996 г.
51. http://allrefrs.ru/1-56389.html
52. http: //studall. org/all2-134556.html
53. http: //library.rsu.edu. ru/blog/wp-
content/uploads/elibrary2/libds/ruginskay_metodi_ekonomiko_
geograficheskih_issledovanij.pdf
54. http: //vikidalka.ru/1-143219.html
55. http://mydocx.ru/6-3109.html
56. http://biofile.ru/geo/107.html
57. http://agro-portal24.ru/lugovedenie/4374-bioticheskie-faktory-chast-1 .html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ