Введение 4
Глава 1. Производство колоколов Сибири 21
1.1. Колокольные производства Сибири. Хронологический обзор 21
1.2. Династия тюменских колокольных мастеров Гилёвых 53
1.3. Химический состав колокольной бронзы 84
1.4. Транспортировка и реализация колоколов в Сибири 94
Глава 2. Визуальный образ сибирского колокола 118
2.1. Визуальный образ колокола 118
2.2. Классификация, состав и форма сибирских колоколов 122
2.3. Декоративное оформление колоколов сибирского производства 124
2.4. Орнаменты 125
2.5. Иконные изображения 131
2.6. Эпиграфика 132
2.7. Награды и знаки отличия 136
2.8. Цвет металла в декоративном оформлении колоколов 142
Глава 3. Высокохудожественные образцы колоколов сибирского производства 148
3.1. Колокол завода П. И. Гилёва сыновей, Свято-Троицкий кафедральный
собор, Екатеринбург. 148
3.2. Колокол Иннокентия Горшешникова, Спасская церковь, Иркутск... 149
3.3. Колокол неизвестного мастера, Сургутский краеведческий музей,
Сургут. 150
3.4. Колокол неизвестного мастера, Музей МЧС, Железногорск,
Красноярский край 150
Заключение 154
Список источников и литературы 158
Аннотированный список иллюстраций 171
Иллюстрации 176
Приложения 233
После присоединения к России Сибирь остро нуждалась в колоколах. Они были необходимы на огромной территории от Урала до Дальнего Востока, поскольку имели важнейшее значение для жизни поселений и освоения новых земель. Церковные и нецерковные звоны сопровождали сибиряков в течение всей жизни и влияли на формирование их мировоззрения. Колокол был предметом особой заботы сибирских архиереев, священников и светских властей. До конца XIX века вопросы декоративного оформления сибирских колоколов, по-видимому, отодвигались на второй план, уступая место качеству звука. При этом необходимо отметить, что качество литья самих колоколов за редким исключением было недостаточно высоким вплоть до начала ХХ столетия.
Сибирь обладала самой широкой палитрой колокольного многообразия, которое составляли колокола русского, западноевропейского, восточного и собственно сибирского литья, а также заменители колоколов. Трудности доставки изделий и их дороговизна привели к появлению на территории Сибири значительного количества крупных и мелких колокололитейных предприятий от Урала до Камчатки. Ведущими центрами колокольного литья стали Урал, Тюмень, Иркутск. Колокололитейные предприятия действовали в Барнауле, Екатеринбурге, Енисейске, Красноярске, Тобольске, Томске, Туринске, Шадринске. Велись переговоры об открытии колокольных заводов в Сузуне, Томске. Известно о разовых отливках, совершённых приглашёнными мастерами в Барнауле, Енисейске, Иркутске, Каинске, Красноярске, Омске, Павловске, Тобольске. На данный момент имеются сведения о 93 колокольных мастерах, совершавших разовые отливки или действовавших на 46 колокололитейных предприятиях от кустарных мастерских до крупных специализированных заводов с различными объёмами производств.
Колокола в Сибири имели не только важное миссионерское значение, но, зачастую, были связаны с государственной властью: во все времена цари присылали в Сибирь колокола, государственные праздники отмечались целодневными звонами, особое отношение к событиям жизни царственных особ становилось поводом к отливке колоколов, да и сами изделия изготавливались по государственным программам целыми партиями - эти факторы влияли и на оформление сибирских колоколов, особенно в части эпиграфики. Надписи на колоколах единого подбора составляли своеобразную летопись прихода, часто достаточно расширенную.
Данное исследование из всего многообразного спектра культуры народов Сибири выделяет опыт колокольного бронзового художественного литья как составной части усвоения достижений христианской цивилизации. Воссоздание панорамы сибирского колокололитейного искусства как важнейшей части развития художественного литья, по нашему убеждению, является основой для качественной и количественной оценки результатов работы литейщиков, оценки условий для развития мастерства, сохранения национальной и культурной самобытности.
Освоение принципиально нового для сибиряков дела было немыслимо без взаимодействия с приглашёнными русскими и иностранными мастеровыми людьми, поэтому развитие колокололитейного искусства Сибири осуществлялось в двух параллельных направлениях - путём преемственного процесса от приглашённых русских или европейских мастеров и путём накопления эмпирического опыта литья, часто внутри одной семьи или династии. Колокольными мастерами становились сибирские крестьяне, мещане, купцы, священники, мастеровые, каторжники. Декоративное оформление изделий изготавливалось по матрицам, которые создавались на местах или заказывались в России.
К началу ХХ в. сибирские колокольные мастера вышли на конкурентный общероссийский уровень и начали выпускать продукцию, по уровню художественного литья, оформления и звучания колоколов не уступающую производителям европейской части России. В качестве характерной особенности, влияющей как на сам литейный процесс, так и на художественное оформление изделий, необходимо отметить особый взгляд местных мастеров на химический состав колокольной бронзы, отличавшейся от классического. В итоге сформировалась заинтересованность населения в производстве колоколов местного литья, что существенно сокращало расходы по приобретению и доставке изделий, а также позволило развивать местные мастерские.
Декоративное оформление колоколов сибирского литья в целом соответствовало тенденциям оформления русских колоколов текущего временного периода, а качество исполнения декора зависело в каждом конкретном случае от мастерства литейщика.
Актуальность темы исследования
Особая роль Православия в становлении и развитии духовности и культуры народов Сибири подчёркнута в законе Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.). Ряд социально значимых направлений развития сотрудничества государства и религиозных организаций актуализирует вопрос изучения исторического опыта дореволюционного взаимодействия светских и церковных властей. Колокольные звоны в Сибири были голосом не только Русской Православной Церкви, но и голосом Российской империи, а сами колокола - символом Церкви и государства. Колокол со своей объединительной функцией стал предметом, способствовавшим сближению не только самых широких слоёв населения и представителей различного социального статуса, но и представителей различных культур и цивилизаций.
За время после официального вхождения Сибири в состав Российской империи можно проследить динамику развития колокололитейного искусства региона, за три столетия прошедшего путь от нуля до организации ряда колокололитейных предприятий, рождения династий колокольных мастеров, появления шедевров колокольного литья. Находясь во взаимодействии с церковными и светскими властями, зачастую не испытывая конкуренции со стороны других производителей, колокольные мастера Сибири работали на пределе своих технических и художественных возможностей. Обнаруженные факты высокохудожественных работ свидетельствуют об усилиях, предпринятых сибирскими литейщиками в условиях отсутствия конкурентной борьбы. По данному направлению гуманитарного знания в отечественной кампанологии к настоящему времени существует достаточно узкий круг научной литературы. Важность возрождения этого вида искусства настоятельно требует изучения опыта художественного литья и декоративного оформления колоколов в дореволюционный период. Это особо значимо и по той причине, что в Сибири на сегодняшний день действует всего два небольших колокололитейных предприятия, а Сибирь по-прежнему испытывает дефицит колоколов. Колоколу принадлежит особая роль в формировании духовно-нравственного мировоззрения: он не только памятник художественного литья, голос Церкви и голос Родины, но и звучащий символ, объединяющий земное и небесное, прошлое и настоящее. Таким образом, изучение колокольного литья Сибири является одной из актуальных задач современного искусствоведения.
Объект исследования: колокольное литьё Сибири.
Предмет исследования: колокола сибирского литья и их декоративное оформление.
Цель исследования - выявление особенностей развития колокололитейного искусства Сибири в контексте влияния стилистических оформительских тенденций XIX - начала XX в., определение его влияния на процесс духовного и культурного преобразования мировоззрения сибиряков.
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
- осуществить полевые экспедиции по выявлению и фиксации сохранившихся объектов колокольного литья на территории Сибири;
- показать процесс формирования сети колокололитейных
предприятий региона, выявить качественные и количественные характеристики появления и развития колокололитейных
производств;
- осуществить статистическую обработку сведений о динамике колокольного литья и основных художественных характеристик сохранившихся памятников литья;
- классифицировать элементы декоративного оформления колоколов с целью дальнейшей атрибуции при обнаружении сходных декоративных элементов;
- выявить особенности влияния на процесс художественного оформления колоколов в Сибири; осуществить художественно - стилистический анализ колоколов;
- воссоздать панораму художественного колокольного литья в Сибири; проследить влияние приглашённых мастеров на развитие местных колокололитейных мастерских.
Методология исследования. Поставленные задачи требуют широкой методологической базы, включающей подходы как общие, так и специальные научные. Проблема, заявленная в исследовании, носит междисциплинарный комплексный характер и требует привлечения исследовательского инструментария и гуманитарных, и естественных отраслей науки. Использование общих методов и процедур познания (системный, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ исторического и логического, метод аналогий) дополнено применением специальных методов искусствоведения (комплексный анализ памятников художественного литья, атрибутивный метод), исторической науки (проблемный, хронологический, ретроспективный, ситуационный), а также совокупность методов: теоретический анализ оригинальных источников, сравнительно¬сопоставительный, историко-генетический, структурно-функциональный и аналитико-синтетический. Атрибутивный метод послужил для установления хронологических, авторских и других сведений о сохранившихся памятниках колокольного литья исследуемого региона.
Поставленные задачи определяют специфику использованного в работе комплекса методов:
- метод историко-культурной реконструкции, позволивший
восстановить картину истории развития колокололитейных предприятий в сибирском регионе;
- история формирования колокольного фонда раскрыта с помощью диахронного метода, современное состояние колокольного искусства региона - с помощью исторического синхронного;
- при поиске колоколов использовался метод полевых исследований;
- при выборе материала, вошедшего в исследование, были учтены источниковедческий метод, включающий поиск сведений о колоколах, их производстве и художественном оформлении, обнаружение рукописных и печатных источников, архивных документов;
- с помощью органологического метода рассматриваются вопросы форм, материала изготовления, веса, размера колоколов;
- текстологический метод использовался для сравнения текстов, отлитый или вырезанных на колоколах и установления фамилий мастеров литейных производств;
- для формулировки заключительных положений использовались общие логические методы исследования - обобщение, синтез.
При обработке полевых и архивных данных применялись методы каталогизации статистического анализа. Использованный в работе цифровой материал оформлен в виде таблиц в приложениях. Результаты работы представлены как в описательной, статистической форме, так и визуальными материалами (документы, фотографии, графика, компьютерные модели).
Хронологические рамки исследования
Появление в Сибири колоколов ознаменовано многочисленными видениями, наблюдаемыми местными народами ещё до прихода Ермака и описанными в сибирских летописях. Первые остроги, постоянно изменяющиеся границы государства и военные условия существования требовали наличия колоколов, выполнявших не только богослужебные, но и сигнально-охранные функции. Многочисленные просьбы о присылке колоколов в Сибирь находим в отписках сибирских воевод конца XVI - начала XVII века, этот рубеж является нижней временной границей для данного исследования. Верхняя граница приходится на 1930-е, когда активно уничтожался колокольный фонд региона.
В некоторых описательных частях диссертант выходит за принятые хронологические рамки исследования, в частности при описании колоколов, отлитых в 1940-х г. на тюменском деревообрабатывающем комбинате «Красный октябрь».
Территориальные рамки исследования
До второй половины XVIII века Тобольская епархия, совпадающая с административными границами Сибирской губернии, включала в себя территорию Урала, Сибири и Дальнего Востока. Основанная в XVII веке Пермь относилась к западным границам Сибири, восточными же границами исследования можно считать территорию Дальнего Востока, Аляски и Русских Духовных Миссий в Японии и Китае.
Источниковая база
Диссертация имеет комплексный характер, поэтому при написании были использованы различные типы и виды источников.
Основная группа - колокола - памятники дореволюционного сибирского колокольного литья или находящиеся на территории Сибири, в том числе обследованные в экспедициях, осуществлённых автором с 2004 по 2019 г. На колокольнях, в краеведческих музеях и частных коллекциях производилась фотофиксация, обмеры и внешнее описание состояния самих колоколов и их фрагментов. Значительная часть сведений собиралась из открытых источников в сети интернет.
Другая группа - визуальные источники - исторические фотоматериалы по внешнему облику колоколов из фондов Государственного архива Тюменской области, Государственного архива Тюменской области в Тобольске, Государственного архива Красноярского края, Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова, музейного комплекса им. И.Я. Словцова в Тюмени, Павловского историко¬художественного музея им. Г.Ф. Борунова и в ряде печатных изданий досоветского периода.
Материалы официального делопроизводства Синода, епархиальных структур Русской Православной Церкви: ГААК (фонды 1, 2, 3, 26, 59), ГАИО (фонды 31, 50, 121, 266, 739), ГАКК (фонд 559), ГАНО (фонды 159, 1228), ГАТО (фонды 1, 2, 3, 6), ГАТОТБ (фонды 1, 68, 152, 154, 156, 158, 361), ГБУТО ГАТО (фонды 127, 170, 233). Отдельная группа источников -
епархиальные ведомости сибирских епархий (Тобольские, Омские, Томские, Енисейские, Иркутские, Забайкальские, Благовещенские, Камчатские). В данных группах источников использовались описи церковного имущества, сведения об отливке и доставке колоколов, колокольной эпиграфики, декоративного оформления изделий.
Итак, в работе были использованы дела из 27 архивных фондов; в процессе полевых экспедиций посещено около 80 населённых пунктов. Общее количество колоколов, по которым были собраны и использованы в исследовании материалы различного происхождения - около 300. Данные сведения были систематизированы, обработаны и занесены в соответствующие таблицы, часть графических и визуальных материалов представлена в разделе «Иллюстрации» настоящей работы.
Результаты, полученные в диссертации, предоставляют возможность предметно рассмотреть широкий спектр духовной культуры, связанный с традициями колокольного литья в контексте сибирского ремесленничества. Избранный контекст отражает одну из специфических форм деятельности, продукты которой способствовали объединению сибирских народов на основе христианского мировоззрения, становлению государственности в регионе. На основе изученного материала (архивных источников, сохранившихся артефактов, анализа данных) автор пришёл к определённым выводам.
Нехватка колоколов в регионе в совокупности с большой в них потребностью, а также сложности их доставки и высокая стоимость изделий привели к появлению колокололитейных предприятий на территории всей Сибири. Колокольные заводы разного уровня располагались на Камчатке, в Красноярске, Енисейске, Томске, Барнауле, Тобольске. Крупными центрами колокольного литья стали Урал, Тюмень, Иркутск.
Декоративное оформление колоколов сибирского производства имело традиционный характер. Канонические и образные основы русского колокольного литья перенимались сибирскими мастерами либо в прямом общении с приглашёнными из центральной России литейщиками, либо в качестве высокохудожественных примеров русского колокольного литья, взятых за образец. В ряде случаев сибирские колокольные заводы создавались приглашённым мастером как материально-техническая база для разовой отливки колокола-гиганта, но после завершения работ продолжали свою деятельность уже силами местных мастеров, получивших прямой опыт работы над всеми этапами создания колокола.
Продукция колокололитейных предприятий Сибири по уровню художественного оформления изделий в большинстве случаев уступала заводам центральной части России. Сибирским ремесленникам удалось выйти на конкурентный уровень лишь к концу XIX - началу XX в, что подтверждается фотографиями выпускаемой в этот период продукции, самими артефактами, дошедшими до наших дней, получением государственных наград и призов на различных ярмарках.
Тюменские купцы Гилёвы, в течение двухсот лет отливавшие колокола, являются крупнейшей в Сибири династией колокольных мастеров и владельцев колокольных заводов. Девятнадцать человек в шести поколениях литейщиков приобрели уникальный опыт колокольного литья, который в начале ХХ века был отмечен государем-императором. Продукция заводов Гилёвых отличалась большим художественным разнообразием и имела более двадцати наименований различных орнаментов и элементов декора.
Местные традиции, текущая ситуация нехватки сырья и даже государственные программы сформировали особое представление сибирских колокольных мастеров о рецептуре приготовления колокольной бронзы. В условиях нехватки дорогостоящего сырья, колокола могли отливать с незначительным недовесом меди, двукратным недовесом олова, заменой его на дешёвый цинк с добавлением примесей в виде свинца, железа и иных металлов.
Колокола в Сибири сыграли важную роль в становлении государственности на территории региона. С момента освоения и до 1917 года правители уделяли особое внимание доставке колоколов в Сибирь и развитию колокололитейного искусства региона. События жизни государей становились поводом к отливке изделий, отражались в надписях и декоративном оформлении, наименовании колоколов, а после установки на колокольнях озвучивали не только текущие богослужения, но и все государственные праздники.
Колокольное литьё Сибири является художественно-историческим наследием, поэтому в сегодняшних условиях нехватки колоколов важно восстановить традиции сибирского колокололитейных производств.
Концепция музеефикации, учёта и сохранения уникального историко-культурного наследия региона может быть сформулирована на основе авторской методики сканирования колоколов и отливки их точных копий, а также созданной базы элементов декоративного оформления колоколов.
Искусствоведческое знание, информация историко-художественного, культурологического, религиоведческого характера широко представлены в выявленных и изученных памятниках колокольного литья, которые имеют универсальное значение, отражая и выражая мировоззренческие, нравственные, эстетические и духовные идеалы.
Выводы, полученные в работе, могут быть транслированы не только в более обширные территориальные рамки, но и быть использованы как в теоретическом осмыслении, так и в практической деятельности по возрождению колокольного литья Сибири. Данная сфера вновь становится востребованной в современном российском обществе. Как и в прошлые времена, сегодня Сибирь снова ощущает нехватку колоколов как при строительстве новых храмов, так и при реконструкции возвращённых церковных зданий. Интерес к теме постоянно растёт, проявляя себя на фестивалях исторической реконструкции, при создании культурно-исторических заповедников, восстановлении сибирских острогов. Требуется значительная работа по восстановлению первоначального вида храмовых сооружений и в возможных случаях его воссоздание в реальности, включая и облик исторических колоколов. Колокол, как вершина литейного искусства, является средоточием сил многих людей и воплощением народного мастерства, эстетика его образа дополняется ещё и сакральным звучанием, организующим среду и имеющим важное эстетическое значение. Продолжение данной работы видится не только в воссоздании облика и звучания колоколов, но и в восстановлении местных ремесленных мастерских, существовавших в регионе. Интенсифицировать осуществление столь масштабных задач, а речь идёт о десятках объектов на территории Сибири, позволяют современные информационные и исследовательские технологии.
В будущем научный интерес представляют следующие проблемы: поиск артефактов, которые позволят выявить новые данные о развитии колокольного искусства Сибири и локальных центров сибирского колокольного литья, атрибуция имеющихся неподписанных авторами колоколов, вопрос взаимного заимствования элементов колокольного декора у мастеров Сибири и России и атрибуция колоколов со сходными или идентичными декоративными элементами, воссоздание звучания разбитых колоколов сибирского производства.
Осуществлённая в диссертации репрезентация памятников колокольного литья как источников информации может послужить основанием для дальнейших многоаспектных исследований.
Восстановление колокольного искусства Сибири невозможно без комплексного подхода к вопросу, значимой частью которого является как реконструкция облика исторических колоколов, так и самих колокольных звонов. Народы Сибири, узнавая звон как явление и испытывая на себе звуковое и визуальное воздействие сибирского колокола, имели возможность преодолеть существенный разрыв между культурами. Как особое место ссылки, звучащая колоколами Сибирь отсылала каторжников к покаянию, и сибирские колокола не только звоном, но и одним своим видом уже напоминали об этом. На входе в железнодорожные станции висели колокола с изображением герба Российском империи, и голос станционных колоколов был ещё и голосом государства, как, впрочем, и вообще все звоны, раздававшиеся с церковных колоколен: они озвучивали как церковные, так и государственные праздники. Работа сибирских литейщиков способствовала формированию нового культурного пространства, а сами колокола стали животворным образом духовной культуры, который убедителен и актуален и сегодня.
Алексеев В. Минусинские колокола // Сибирская звонница. - Новосибирск, 2012. -№6 (29). С.18-19.
Архиерейские служения в Прибайкальской местности // ИЕВ. Прибавления. - Иркутск, 1880. - №8. - С. 96.
Безрукова Н.А. История моего рода и его вклад в развитие Сибири с середины XVII в. до наших дней. - М., 2013. - 280 с.
Благовещенская. Л.Д. Колокола в Сибири // Колокола: история и современность. - М., 1993. С. 217 - 226.
Благословение Св. Синода // ТЕВ. - Тобольск, 1901. - №5. - С. 99.
Благословение Святейшего Синода // ИЕВ. - Иркутск, 1868. - №35. - С. 277 - 278.
Бондаренко А.Ф. Московские колокола. XVII в. - М., 1998. - 256 с.
Васильев В.А., Шульц И.Р. К вопросу паспортизации колоколов и колоколен // Православный колокольный звон: прошлое, настоящее, будущее: сборник трудов 2-й Международной научно-практической конференции. - М., 2014. - С. 168-190.
Вилков О.Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVIII в. - М., 1967. - С. 58-59.
Во имя Спаса Нерукотворного Образа: Документальное повествование о жизни первого каменного храма города Иркутска. 1706-2006 / О. А. Акулич, Т. А. Крючкова, Н. М. Полунина; художник Э. В. Змановских; Фотохудожник В. В. Белов. - Иркутск, 2008. - 488 с.
Вся Тюмень: Спутник пассажира, календарь и справочная книжка по г. Тюмени. - Тюмень, 1910. - С. 18.
Географическо-статистический словарь Российской империи. Сост. П. Семенов при содействии В. Зверинского. - СПб., 1885. - Том V. - С. 269.
Глушецкий А.А. Колокольное дело в России во второй половине XVIII - начале ХХ века. Энциклопедия литейщиков / Глушецкий А. А. - М., 2010. - 588 с.
Глушецкий А.А. Выставки. Колокола. Медали. Колокола и колокольчики на российских и международных выставка XIX - начала XX в. / А. А. Глушецкий. - М., 2018. - 240 с.
Давыдов А.Н. Колокола и колокольные звоны в народной культуре // Колокола. История и современность. Сост. Ю. В. Пухначев, отв. ред. Б. В. Раушенбах. - М., 1985. - С. 7 - 17.
Деревянная резьба Тюмени. - Свердловск, 1984. - 159 с.
Евтропов К.Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске / Евтропов К. Н. - Томск, 2008. - 476 с.
Ермакова Л.И., Скворцова Т.В. Церковь Святителя Димитрия Ростовского. История и современность. - Барнаул, 2011. - 29 с.
Ефремов В.А. Ямские колокольчики Тюмени и Шадринска. - Тюмень, 2000. - 31 с.
Жизнь в Сибири // Восточная заря. Прибавления. - Иркутск, 1909. - №195. б.н.
Журнал Совета Тобольского епархиального православно-церковного Братства 6/16 сентября 1899 года №23 // ТЕВ. - Тобольск, 1899. - №19. - 282 с.
Жучкова М.В., Войнова Н.В. Тюменские купцы на Ирбитской ярмарке (кон. XIX в.) // Возрождение исторического центра г. Тюмень. Тюмень в Прошлом, настоящем и будущем. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. - Тюмень, 2002. - С. 19 - 23.
Закомельский П., священник. Устройство нового храма, дома для причта в с. Чебаковском Курганского округа. // ТЕВ. - Тобольск, 1896. - №24. - С. 552 - 553.
Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири, 1831 года, составленные Статским Советником И. Пестовым. - М., 1833. - 150 с.
Записки отдела Русской и Славянской археологии Императорского археологического общества. - СПб, 1851. - Т. 1. - С. 32 - 33.
Записки Уральского общества любителей естествознания. - Екатеринбург, 1887. - Т Х. - 258 с.
Зиновьев В.П. Доставщики // Труды Томского областного краеведческого музея: Сб. статей / Отв. ред. Л. И. Боженко. - Томск, 2002. - Т XII. - С. 49 - 52.
Известия и заметки // ЗЕВ. Отд. неоф. - Чита, 1913. - №10. - 114 с.
Извещение // ИЕВ. Прибавления. - Иркутск, 1889. - №26. - 14 с.
Иоанн, еп. Впечатления из поездки на Дальний Восток // ИЕВ. Прибавления.
- Иркутск, 1911. - №8-9. - С. 168-169.
Иркутская Духовная миссия. Миссионерские храмы // ИЕВ. - Иркутск, 1870.
- №34. - С. 259-266.
Иркутские повествования. 1661-1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А.К.Чернигов. - Иркутск, 2003. - Том 2. - 432 с.
Иркутский Вознесенский Святителя Иннокентия монастырь // ИЕВ. Прибавления. - Иркутск, 1911. - №11. - 238 с.
Историческое описание церквей города Тобольска // ТЕВ. Отд. неоф. -
Тобольск, 1895. - 82 с.
Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII - XIX вв.: монография / О. Н. Катионов: под ред. д-ра ист. наук, проф. Е. И. Соловьёвой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск, 2008. - С. 54 - 56.
Киреевский В., диакон. Выдержки из дневника, ведённого во время поездки с преосвященнейшим Мартинианом, Епископом качатским в Камчатку // ИЕВ. Прибавления. - Иркутск, 1884. - №9. - 111 с.
Козлов З., священник. Описание прихода села Мужей, Березовскаго уезда, Тобольской епархии (до 1902 года) // ТЕВ. Отд. неоф. - Тобольск, 1903. - №14. - 346 с.
Козлов И. Колокола не умолкают. - Иркутск, 1980. - 272 с.
Колокола церковные // ТЕВ. Часть. Неоф. - Томск, 1917. - №21. - 370 с.
Колоколенный литейный завод // ТЕВ. - Томск, 1868. - №34. - С. 10.
Копылов. В.Е. Окрик памяти. История Тюменского края глазами инженера: В 3 книгах. - Тюмень: ИД «Слово», 2000-2005. Книга четвёртая. - Тюмень, 2005. - 349 с.
Костина И.Д. Колокола XIV - XIX веков. - М., 2015. - 210 с.
Краткая летопись столетнего (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении Иркутской губернии Верхоленского округа Качугской волости // ИЕВ. Пибавления. - Иркутск, 1892. - № 4. - С. 2.
Краткий обзор постройки Троицкого кафедрального собора в Томске // ТЕВ. Отд. неоф. - Томск, 1900. - № 11. - С. 21.
К столетию Петропавловской Спасской церкви Иркутской епархии Киренского уезда // ИЕВ. Прибавления. - Иркутск, 1910. - №12. - С. 358.
Кубочкин С.Н. Тычковка, Сараи, Потаскуй...: Из истории тюменских окраин
XIX - начала XX вв. - Тюмень, 2002. - 296 с.
Курмачёв В.А. Собор Знамение Пресвятые Богородицы в Тюмени: Время. События. Люди. 1768-2001 гг. / отв. ред. А. В. Чернышов. - Тюмень, 2001. - 106 с.
Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594-1893 год / вступ. сл. Л. П. Бердникова [Таежная страна Александра Кытманова]. - Красноярск, 2016. - С. 224 - 308.
Лавров Д.В. Угличский ссыльный колокол. - Углич, 1913. - 32 с.
Объявление // ТЕВ. - Тобольск, 1904. - №22. - С. б/н.
Объявление. Колокольный завод // ТЕВ. - Тобольск, 1895. - №21. - С. 370.
Объявление. Лучшие в России - лучшие в мире // ОЕВ. Часть неоф. - Омск, 1908. - №13. - С. 43 - 44.
Объявление. Лучшие в России - лучшие в мире // ИЕВ. Прибавления. - Иркутск, 1907. - №23. - С. 593.
О достопримечательных вещах, имеющихся в соборе // ИЕВ. Прибавления. - Иркутск, 1867. - № 37. - С. 461.