Глава 1. Теоретические особенности изучения эмоционального интеллекта младших школьников 5
1.1 Понятие эмоционального интеллекта 5
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста 7
1.3 Особенности эмоционального интеллекта в младшем школьном
возрасте 10
Глава 2. Психолого-педагогическая программа развития эмоционального интеллекта у младших школьников 12
2.1 Организация эмпирического исследования 12
2.2 Характеристика методов и методик 13
2.3 Результаты первичной диагностики 14
2.4 Описание программы развития эмоционального интеллекта 17
2.5 Анализ результатов повторной диагностики 36
Заключение 40
Список литературы 42
В современном мире темп жизни непрерывно ускоряется. В связи с этим эмоциональный интеллект занимает одно из важнейших мест в жизни человека. Умение распознавать эмоциональное состояние окружающих людей и проявлять свои эмоции в определенной ситуации является одним из важнейших аспектов общения. Начинать развивать эмоциональный интеллект в младшем школьном возрасте нужно, потому что это позволит детям в будущем лучше управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные ситуации, происходящие в их жизни. Также это позволит школьникам лучше выстраивать коммуникацию друг с другом, что позволит конструктивно разрешать возникающие конфликты, успешно общаться со сверстниками.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: эмоциональный интеллект младших школьников.
Цель исследования: разработка программы развития эмоционального интеллекта у младших школьников и проверка её эффективности.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Разработать программу, направленную на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
3. Провести программу развивающих занятий.
4. Провести эмпирическое исследование и проанализировать результаты.
Гипотеза исследования: мы считаем, что программа, разработанная на основе игровых техник взаимодействия между детьми, позволяет эффективно повысить уровень эмоционального интеллекта у младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, а также статьи А. В. Добрина и Н. В. Симбирцевой.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие теоретические и эмпирические методы:
Теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования.
Эмпирические методы: программа развития эмоционального интеллекта, методики: «Словарь эмоций» и «Тест лицевой экспрессии».
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации существующих представлений о понятии «эмоциональный интеллект» в отношении младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы: в результате нашей работы можно применять программу для различных тренингов, по повышению эмоционального интеллекта, также можно проводить различные занятия со школьниками на тему понимания эмоций и чувств.
Структура работы:
Наша работа включает в себя введение, теоретическую главу, эмпирическую главу, заключение, список используемой литературы и 2 приложения. Всего работа состоит из 45 страниц.
Во время проведения исследования нами была изучена соответствующая литература различных авторов, посвященная проблеме финансовой грамотности. Были приведены мнения различных авторов и проведен их сравнительный анализ.
На следующем этапе нами была на теоретическом уровне выделена и описана структура понятия «Эмоциональный интеллект», соответствующая мнениям различных авторов.
В начале исследования мы выдвинули гипотезу, что программа, составленная нами позволить повысить уровень эмоционального интеллекта у младших школьников, принимавших участие в исследовании.
По показателям математической статистики , полученной в результате исследования можно заключить, что гипотеза подтверждается.
В процессе проведения исследования появились тенденции к разделению выборки на две группы: учащихся до развивающих занятий и учащихся после развивающих занятий.
В результате проведенного исследования можно сказать, что уровень вербализации и опознания, как базовых структурных компонентов эмоционального интеллекта повысился после проведения развивающих занятий, поэтому мы можем расчитывать на долгосрочный результат. Это указывает на эффективность комплекса занятий.
Во время проведения занятий дети были заинтересованы происходящим, это разннобразило их школьную жизнь. В целом задания давались детям легко, но в то же время возникали и трудности. Эти трудности выражались в непонимании эмоций других детей и своих собственных. Но в процессе выполнения заданий и нашей помощи ребёнок успешно справлялся с поставленной задачей. Больше всего детям понравилась игра «Облака». В этой игре они были в роли облаков и показывали различные фигуры. Подводя итог можно сказать, что упраженения пришлись «по душе» детям и на занятиях царила дружественная атмосфера.
Результаты нашего исследования можно использовать для повышения уровня эмоционального интеллекта у младших школьников, а также нашу программу можно применить в различных тренингах, направленных на повышение уровня эмоционального интеллекта.
1. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 336 с.
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - Москва : Академия, 2013. - 208 с.
3. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2014. - 88 с.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2014. - 388 с.
5. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей школьника: методическое пособие / А. Г. Арушанова. - Москва: Сфера, 2013. - 80 с.
6. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 1056 с.
7. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. - Москва : Сфера, 2010. - 272 с.
8. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - Москва : Айрис-пресс, 2014. - 160 с.
9. Иванова Е.С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций. Дисс. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2007. 154с.
10. Иванова Е.С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников. // В мире научных открытий: Материалы II Межд. Научно-практ. конф. (9 января 2012 г.) / Под ред. С.П. Акутиной. - М.: Изд-во «Спутник+», 2012. - С. 170-173.
11. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 464 с. 15. Изотова, Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения / Е. И. Изотова // Психолог в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 57-74.
12. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер,
2011. - 752 с.
13. Коробицын, Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Диагностика, тренинг, занятия / Е. В. Коробицина.
- Волгоград : Издательство «Учитель», 2012. - 133 с. 21.
14. Люсин, Д. В. Ушаков. - Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2014. - 329 с.
15. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.
- Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 176 с.
...