Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Работа №98080

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1. Теоретический анализ проблемы самоотношения в зарубежной и
отечественной психологии 7
1.2. Особенности проявления агрессивности и самоотношения в юношеском
возрасте 16
1.3. Теоретические подходы к изучению агрессии в зарубежной и
отечественной психологии и факторы, влияющие на становление агрессивных форм поведения человека 20
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 33
2.1. Организация и методы исследования, обоснование методик и описание
выборки 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
самоотношения студентов с разным уровнем агрессивного поведения 36
2.3. Практические рекомендации субъектам системы образования 59
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 70


Нестабильная экономика, спад производства, падение жизненного уровня, подрыв старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом - всё это болезненно переживается обществом, отражаясь на его социальном самочувствии.
Социальные кризисы современного общества, негативно сказываются на психологию людей, вызывая тревогу, напряженность, агрессию, озлобленность, насилие. Преступность, распространенность и разнообразие аморальных поступков, девиантное поведение — все это следствие тяжелого положения экономики государства.
Статистические данные говорят о том, что среди разных социальных и демографических групп происходит рост отклоняющегося поведения. Наркомания, хулиганство, алкоголизм и другие асоциальные действия - все это симптомы роста девиантного поведения среди индивидов. Прослеживается усиление вызывающего и демонстративного поведения. Жестокость и агрессивность все чаще проявляются в крайних формах. Преступность в молодежной среде так же увеличивается в числе. Появление новых видов девиантного поведения. Так же фиксируется увеличение конфликтных ситуация и агрессивного поведения среди людей. Численность тяжких преступлений по сравнению с недавним прошлым — неуклонно растет.
В данной работе мы будем рассматривать личностные характеристики юношеского возраста, а именно самоотношение и агрессивность. По мнению многих авторов, (B.C. Мухина, И.С. Кон , Д.И. Фельдштейн ,И.И. Чеснокова, и другие) самоотношение это ведущий компонент структуры самосознания человека.
Характеристикой юношества является становление личности, формирование качеств и профессиональных навыков, а так же дальнейшее определение деятельности индивида.
Актуальность темы обуславливается тем, что на взаимосвязи агрессии и самоотношения можно дать практические рекомендации по коррекции и профилактике уровня самоотношения, что может сопутствовать снижению агрессивного поведения. Это поможет человеку улучшить отношения с окружающими, а так же улучшить качество своих профессиональных обязанностей.
Студенческий период является благоприятным периодом для формирования самоотношения личности, поскольку самоотношение личности способствует повышению физического и психического здоровья и реализации себя как полноценного члена социума.
Также, самоотношение определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, выполняет защитную функцию, влияя на поведение и развитие личности.
В студенческий период жизни для человека свойственно агрессивное поведение, с которым ему нелегко справляться. Справиться с этими агрессивными порывами очень важно для налаживания связей в обществе, и личного благополучия.
Поэтому проблема самоотношения и агрессивного поведения личности является актуальной и выходит на передний план научного осмысления, не вызывает сомнений и их дальнейшее исследование.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы объект, предмет, цель, гипотезы и задачи исследования.
Цель исследования - изучение специфики параметров самоотношения у студентов с разным уровнем агрессивного поведения.
Объект исследования - самоотношение личности студента.
Предмет исследования - особенности самоотношения студентов с разным уровнем агрессивного поведения.
Гипотеза - у высоко агрессивных студентов существуют особенности в структуре самоотношения, а именно для высоко агрессивных студентов более характерна высокая выраженность такого показателя самоотношения как саморуководство, а для низко агрессивных более характерен низкий уровень самообвинения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы самоотношения в зарубежной и отечественной психологии.
2. На теоретическом уровне определить факторы, условия и особенности проявления самоотношения в юношеском возрасте
3. На теоретическом уровне описать особенности проявления агрессии у юношей.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей параметров самоотношения у высоко и низко агрессивных студентов.
Для реализации задач и проверки гипотезы использовались следующие методы и методики:
• теоретического уровня: анализ психологической и методической литературы по проблеме самоотношения студентов с разным уровнем агрессивного поведения.
• эмпирического уровня: методика исследования
самоотношения С. Р. Пантелеева, тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут).
• методы математико-статистической обработки
данных: факторный анализ, t - критерий Стьюдента.
Теоретико-методологическую основу составляют: С. Р. Пантелеев - концепция самоотношения личности, А. Бандура - теория социального научения.
Научная новизна исследования определена анализом проблемы взаимосвязи агрессивности и самоотношения в студенческом возрасте с учетом имеющихся данных в психологической литературе, в обобщении имеющегося наработанного материала.
Практическая значимость исследования отражена в том, что полученные результаты экспериментального исследования могут быть использованы педагогами, психологами при работе со студентами, а так же это позволит расширить спектр сопутствующих форм обучения в виде тренингов, семинаров-практикумов, спецкурсов и т.д., которые позволят научить студентов справляться со своей агрессией.
База исследования: Студенты 1-4 курса разных университетов города Екатеринбурга, в количестве 118 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашей работы было изучение специфики параметров самоотношения у студентов с разным уровнем агрессивного поведения.
Выяснили, что тема является актуальной. Это обуславливается тем, что на взаимосвязи агрессии и самоотношения можно дать практические рекомендации по коррекции и профилактике уже сформированного уровня самоотношения, что может сопутствовать снижению агрессивного поведения. Так же поможет человеку улучшить отношения с окружающими и качество своих профессиональных обязанностей.
Выделили подход к тому, какую структуру имеет самоотношение, как она представлена в самосознании и дали ей определение: Самоотношение - это целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя.
В настоящее время большинством принимается следующее определение агрессии - это любая форма поведения, основанная на оскорблении и причинении вреда другим живым существам.
На этом основании составили практические рекомендации субъектам образовательных учреждений.
В данной работе нами проведен теоретический анализ проблемы самоотношения в зарубежной и отечественной психологии.
Мы определили факторы, условия и особенности проявления самоотношения в юношеском возрасте и описали особенности проявления агрессии у юношей.
Также, нами реализовано экспериментальное исследование, направленное на изучение высокой и низкой агрессии и выяснения особенностей их структуры самоотношения.
При первичной обработке данных проверили выборку на нормальность распределения и определили средний показатель по методике исследования
самоотношения. Для проверки нормальности использовали значение Шапиро - Уилка.
Изучили каждый вид агрессии - вербальный, физический, предметный, эмоциональный и самоагрессию и их структуры самоотношения.
С помощью t - критерия Стьюдента выяснили, что существуют значимые различия между высоко и низко агрессивным поведением в зависимости от присущего им вида агрессивного поведения.
Использовали факторный анализ, с помощью которого выявили различия в факторной структуре самоотношения низко и высокого агрессивных студентов. В результате была получена трехмодельная структура самоотношения личности с высоким уровнем агрессивного поведения, в которую вошли три фактора, которые мы определили как:
I. Комплекс полноценности - с общей дисперсией равной 2,84. В данный фактор вошли такие показатели как самопринятие (0,880), самоуверенность (0,809) и саморуководство (0,778).
II. Искренность самопрезентации - с общей дисперсией равной 2,08. В данный фактор вошли такие показатели как открытость (0,861) и внутренний конфликт (-0,847), отрицательное число указывает на отсутствие внутреннего конфликта.
III. Самодостаточность - с общей дисперсией равной 1,81 . В данный фактор вошли такие показатели как отражённое самоотношение (0,834) и самоценность (0,756).
Так же трехмодельная структура самоотношения личности была получена у студентов с низким уровнем агрессивного поведения. В нее так же вошли три фактора, которые мы определили как:
I. «Я хороший» - с общей дисперсией равной 2,89. В данный фактор вошли такие показатели как отражённое самоотношение (0,925), самообвинение (-0,904), отрицательный показатель говорит о том, что такие люди не склонны к самообвинению, и самоценность (0,886).
II. Созерцательная позиция - с общей дисперсией равной 2,15. В данный фактор вошли такие показатели как саморуководство (-0,914), внутренний конфликт (-0,817) - отрицательные
показатели говорят об отсутствии руководства собой и наличии внутреннего конфликта, и открытость (0,716).
III. Позитивная аутентичность - с общей дисперсией равной 2,78. В данный фактор вошли такие показатели как самопривязанность (0,930), самоуверенность (0,881), самопринятие (0,747).
Подводя итог, можно сказать, что у высоко агрессивных студентов существуют особенности в структуре самоотношения, а именно для высоко агрессивных студентов более характерна высокая выраженность такого показателя самоотношения как саморуководство, а для низко агрессивных более характерен низкий уровень самообвинения. Значит, наша гипотеза подтверждена.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2001.
2. Акимова М.К., Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивности в юношеском возрасте. Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. Т.2.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968
4. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 1999
5. Барашкова В.В., Михалева А.Б. агрессивность в юношеском возрасте. Международный студенческий научный вестник. - 2016.
6. Басс А., Дарки. А. Концепция агрессии / враждебности. — Екатеринбург, 2013
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1986
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии. 1979.
9. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.- СПб. 2004
10. Василенко В.Е. Взаимосвязь показателей интеллекта и
фрустрационных реакций. СПб. 1998.
11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., Изд- во АПН РСФСР, 1956
12. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. сочинений в 6 т. М., 1983.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 2011.
14. Дружинина В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов под общей ред.В.Н. Дружининой — СПб: 2010
15. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии. Прикладная психология. 2001.
16. Ильенко Е.П. Особенности самоотношения подростков из семей
с разными стилями воспитания. Психология, социология и педагогика. — 2013.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ