Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы практико- 8
ориентированного обучения
1.1. Сущность определения понятий «практико-ориентированное 8
обучение», «практико-ориентированная образовательная среда»
1.2. Исторические предпосылки развития практико- 12
ориентированного обучения в методике преподавания биологии
1.2.1. Зарождение методики обучения естествознания в конце 12
X века - конце XVIII веков
1.2.2. Развитие школьного естествознания в конце XVIII века - 14
начале XIX веков
1.2.3. Школьное естествознание и методика его преподавания 16 в первой половине XIX в.
1.2.4. Школьное естествознание и методика его преподавания 17 во второй половине XIX в.
1.2.5. Методика обучения естествознания в первой половине 20 XX в.
1.2.6. Методика обучения биологии во второй половине XX в. 24
1.3. Практико-ориентированного обучение биологии в условиях 27
введения ФГОС
Глава 2. Технологии и методы организации практико- 33
ориентированной деятельности при изучении биологии
2.1. Организация практико-ориентированной деятельности на 33
уроках биологии
2.1.1. Организация практико-ориентированной деятельности 33
на этапе актуализации опорных знаний
2.1.2. Организация практико-ориентированной деятельности 35
на этапе усвоения новых знаний
2.1.3. Организация практико-ориентированной деятельности 40
на этапе контроля знаний
2.1.4. Организация практико-ориентированной деятельности 42
при проведении лабораторных и практических работ
2.2. Организация практико-ориентированной деятельности во 45
внеурочное время
2.2.1. Организация практико-ориентированной деятельности в 45 рамках внеурочного курса «Основы медицинских знаний»
2.2.2. Организация практико-ориентированной деятельности 49
на учебно-опытном участке
2.2.3. Организация практико-ориентированной деятельности в 52 летнем научно-исследовательском лагере
Глава 3. Организация экспериментально-опытного обучения 55
3.1. Описание методики эксперимента 55
3.1.1. Описание методики диагностики личностных 56
результатов
3.1.2. Описание методики диагностики метапредметных 59
результатов
3.1.3. Описание методики диагностики предметных результатов
3.2. Обработка и анализ результатов эксперимента 63
Заключение 74
Библиографический список 76
Приложения 81
Двадцать первый век - эпоха глобализации - процесса всемирной интеграции, проникающего в различные сферы человеческой жизни [34]. Объединение стран в политической, экономической и культурной областях, диктует свои правила участникам: для России, вышедшей на рыночные отношения, наиболее остро встает вопрос соответствия мировому уровню сложившейся в стране системы образования и потребность в высококвалифицированных специалистах [36]. Ряд специалистов утверждает, что выпускники учебных заведений зачастую не готовы к профессиональной деятельности, что, в свою очередь, является причиной «невостребованности» молодых специалистов [1].
Согласно тексту Концепции развития образования, главной целью является создание модели наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах страны, но и в мировом масштабе [42]. На сегодняшний день востребованным является специалист-практик, умеющий самостоятельно решать профессиональные задачи, способный к креативному мышлению, саморазвитию и самообразованию [2].
Тем не менее, несмотря на необходимость прикладной направленности образования (прежде всего в активно развивающихся естественных науках: физике, химии и биологии) в школьном учебном плане количество часов, отведенных на эти предметы, неуклонно сокращается, что является причиной недостаточного использования в учебном процессе практико-ориентированных технологий. В связи с этим, возникает вопрос: как при повышенной потребности в
высококвалифицированных медицинских кадров и представителей «технических» профессий, при ограниченном количестве часов учебного плана, создать такую практико-ориентированную образовательную среду, которая будет способствовать развитию компетенций будущих специалистов?
Сегодня, в эпоху глобализации, перед образовательными учреждениями различных уровней стоит задача, связанная с созданием практико-ориентированной образовательной среды, отвечающую запросам общества и государства.
Изучение информационных источников различного уровня, а также опыта учителей-методистов, позволило выявить следующие противоречия между:
• открытиями последнего десятилетия, совершенных учеными в
области естественных наук и содержанием школьных предметов: биологии, физики, химии, астрономии;
• сохранением объема содержания предметов естественнонаучного цикла и сокращением часов в учебном плане, отведенных на изучение этих дисциплин;
• практической направленности обучения и учебно
методические и материально-техническим обеспечением образовательных учреждений.
В связи с выявленными противоречиями можно судить о существовании проблемы реализации практико-ориентированного обучения в рамках школьного предмета «Биология».
Объект исследования: биологическое образование в средней школе.
Предмет исследования: организация практико-ориентированной деятельности учащихся основной школы при изучении предмета биологии.
Цель исследования: разработать и внедрить систему практикоориентированного обучения при изучении предмета биологии для учащихся основной школы.
Гипотеза исследования предполагается в том, что внедрение практического материала при изучении биологии в основной школе, будет способствовать лучшему достижению метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Задачи исследования:
• выявить историко-культурные предпосылки, методическое обоснование и требования, предъявляемые к организации практико-ориентированной деятельности, используя имеющуюся современную литературу (учебные пособия, материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы, опыт педагогов-методистов);
• разработать систему методических приемов включения практико-ориентированного материала при изучении биологии, как в урочное, так и внеурочное время;
• апробировать методические разработки практико-ориентированной направленности среди учащихся основной школы;
• проанализировать результаты, полученные в опытной и контрольной группах.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ материалов по теме исследования, наблюдение, метод анкетирования, эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов.
Источником информации для написания данной работы послужили учебные пособия по методике обучения биологии, публикации в периодических изданиях, опыт учителей разных школ, заключенный в методических пособиях и Интернет-ресурсах.
В экспериментальной части применялись методики С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Г.В. Репкиной, Е.В. Заики.
Работа проводилась в течение трех лет, и содержала следующие этапы:
1) 2015 год - определение темы, объекта и предмета исследования, изучение методической литературы по теме, формулирование гипотезы исследования, постановка цели и задач исследования;
2) 2016 год - разработка методических материалов, начало эксперимента: проведение входного тестирования, определение контрольной и экспериментальной групп;
3) 2017 год - апробация методических материалов, завершение эксперимента, анализ полученных результатов, формулирование выводов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, содержащего 50 источников, 17 таблиц, 33 рисунков и 8 приложений.
Современные исследования по данному вопросу относят понятия «практико-ориентированное обучение», «практико-ориентированная образовательная среда» и др. исключительно к системе высшего и среднего профессионального образования. Мы, в свою очередь, считаем, что организация практико-ориентированной деятельности допустима уже на уровне основного и среднего общего образования, кроме того, введение практико-ориентированного материала будет способствовать наиболее эффективному достижению целей, которые ставятся на данных этапах обучения.
В начале работы нами была сформулирована цель, которая заключалась в разработке и внедрении системы практико-ориентированного обучения при изучении биологии для учащихся средней школы.
Поставленная цель достигалась путем пошагового решения задач и сформулированы следующие выводы:
1. На основании анализа литературных источников были выявлены методические проблемы, которые поднимают вопрос о развитии практико-ориентированного обучения: соотношения уровня развития науки и содержания школьного предмета, уровнем образования и потребностью общества, теоретических знаний и практических компетенций.
Изучение истории вопроса приводит к выводу, что теоретический и практический компоненты в методике обучения биологии равноценны и неразрывно связаны в образовательном процессе.
На современном этапе практико-ориентированное обучение можно организовать посредством применения образовательных технологий: исследовательских, проектных, технологий развития критического мышления, развивающих технологий и др.
2. Автором работы была разработана и успешно апробирована система методических приемов включения практико-ориентированного материала при изучении биологии.
Организация практико-ориентированной деятельности при изучении предмета биологии может осуществляться как в урочное, так и внеурочное время. На уроках биологии может осуществляться на различных этапах урока: этапе актуализации опорных знаний, этапе усвоения новых знаний, этапе контроля, а также при проведении лабораторных и практических работ. Предпочтительная форма работы при организации практикоориентированного обучения: групповая.
Организация практико-ориентированной деятельности во внеурочное время может происходить посредством внеурочных курсов по выбору, практических работ и экскурсий на пришкольном учебно-опытном участке, организации работы летнего лагеря.
3. Анализ проведенного эксперимента по внедрению системы практико-ориентированного обучения в образовательный процесс основной школы позволил сформулировать следующее:
• экспериментальные группы превосходили контрольные по
уровню достижения предметных результатов: умение объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; распознавать на рисунках биологические объекты; сравнивать биологические объекты;
• у участников экспериментальной группы наблюдалась заметная динамика в развитии метапредметных результатов: самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• преобладающими типами мотивации взаимодействия с природными объектами в экспериментальной группе являются: практический, когнитивный. В контрольных
группах: прагматический тип.
На основании всего вышеперечисленного можно сказать, что цель, поставленная перед автором работы, была достигнута. Сформулированная гипотеза - внедрение практического материала при изучении биологии в основное школе, будет способствовать лучшему достижению учебных результатов - была подтверждена.
1. Аксенова О.Н. Методика преподавания биологии (под ред. М.А. Якунчева): учеб. для студ. ву-зов/О.Н. Аксенова О.Н. Волкова, Т.С. Колмыкова, А.Б. Ручин, М.А. Якунчев — М.: Академия, 2008 - 320с.
2. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев / Педагогика. - № 4. - 2005. - С. 23.
3. Анциферов А.В. Комнатные растения в школе: наблюдения и эксперименты / А.В. Анциферов. - М.: Дрофа, 2010. - 144 с.
4. Арбузова Е. Н. Общая методика обучения биологии: курс лекций: курс лекций. Учебное пособие. / Арбузова Е. Н. Омск: ОМГПУ, 2012. - 332 с.
5. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения./ А.Г. Асмолов. М.: Педагогика, 2009.
6. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1995. - 342 с.
7. Богоявленский И. Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очаге чрезвычайной ситуации. 4-е издание перераб. и доп. / Богоявленский И. Ф. СПб: «ОАО Медиус», 2014. - 312 с.
8. Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе: 5-8
классы/Н.А. Бравая - Спб.: Феникс, 2008 - 320с.
9. Буровский А.М. Философия основания экологического образования / А.М. Буровский // Философия экологического образования / под. Общ. Ред. И.К. Лисеева. - М., 2001. - С. 255-286.
10. Гин А. А. Приёмы педагогической техники. / А.А. Гин. М.: Вита-Пресс, 2006. - 88 с.
11. Громова Л. А., Организация проектной и исследовательской деятельности школьников : биология : 5-9 классы : методическое пособие / Громова Л. А. М.: Вентана-Граф, 2014 - 160 с.
12. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. /
В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. - 128с.
13. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения/В.И. Звонников, М.Б. Челышковская — М.: Академия, 2009 - 224с.
14. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. Извести УрО РАО. 2005, - №3 (33). - С. 27-34.
15. Иванова Т.В. Общая методика обучения биологии в школе/Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова, Т.Т. Бровкина — М.: ДРОФА, 2010 - 271 с...