Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внеурочная фенолого-краеведческая деятельность в образовательной организации

Работа №98071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ 8
1.1. Основные цели и виды внеурочной деятельности в образовательной
организации 8
1.2. Внеурочная фенолого-краеведческая деятельность в образовательной
организации 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 15
2.1. Значение фенологии 15
2.2. Задачи и методы фенологических исследований в образовательной
организации 19
2.3. Использование фенологических исследований в курсах
краеведческой деятельности 25
2.4. Применение фенологических наблюдений во внеклассной работе 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КУРСЕ ВНЕУРОЧНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
3.1. Разработка программы курса внеурочной деятельности «Юный
фенолог» 37
3.2. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный
фенолог» 41
3.3. Результаты деятельности курса внеурочной деятельности по
фенологии и краеведению «Юный фенолог» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65

Фенология, как наука, ещё со времен Петра 1 привлекала внимание и занимала умы многих известных ученых, но и в современном мире она не теряет своей актуальности.
Фенология - это относительно новая наука которая учитывает, систематизирует и изучает закономерности сроков наступления сезонных явлений, иначе говоря, исследует закономерности сезонного развития природы. Основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений [8].
Наблюдая за изменениями происходящими в природе, обучающиеся познают разные состояния природы, окружающей их среды, растительного и животного мира. Дети учатся слушать и видеть красоту, уникальность природы, жить с ней в гармонии распознавать ее. Они сами начинают воспитывать в себе любовь к природе через прямое общение с ней. Учителю необходимо только направить ребенка в правильное русло. Ведь в зависимости от возраста наблюдения распределяются по объему и продолжительности [42].
Накопление обширных фенологический данных к концу XIX в. позволили приступить к установлению ряда фенологических закономерностей. На основе чего складываются два направления: географическое и биологическое. Фенологи-географы составляли серии 3
фенологических карт, дающих представление о продвижении важнейших сезонных явлений по различным территориям, и приступили к разработке учения о фенологических сезонах года (Д.Н. Кайгородов). Фенологи - биологи изучали закономерности, связывающие сроки наступления сезонных явлений в жизни растений и животных с ходом метеорологических и иных факторов (К. Линсер, А. Эттинген, В. А. Поггенполь) [14].
В начале XX в. активизируются фенологические исследования по всей территории страны. На их базе появляется серия интересных публикаций работ И. П. Карамзина (1906), Б. М. Житкова и С. А. Бутурлина (1906), А. Ефимова (1906), С. В. Покровского (1911), А. А. Першакова (1914), М. Охотина (1916) и др. С 1912 г. начинает издаваться журнала «Природа», в котором имеются фенологические статьи, большей частью связанные с биофенологией. В качестве приложений к журналу отдельными книгами выходят три выпуска Календарей природы [14].
Именно в это время появляются первые серьезные попытки популяризации фенологических знаний, они связаны с именем Д. Н. Кайгородова, его ещё называют «отцом» русской фенологии. Заметки Дмитрия Никифоровича, которые печатались в газетах, привлекали внимание людей самых разнообразных слоев русского общества. Он является автором многочисленных очень известных книг: «Из зеленого царства», «Наши первые цветы», «Наши весенние бабочки» и др. В русской популярной литературе впервые появился особый тип книг по фенологии - календарь природы. Наиболее удачными из них были работы И. И. Полянского «О трех царствах природы [3].
Перечисленные труды могут быть использованы в организации работы фенологических наблюдений в школе.
В наше время дети очень много времени проводят в сети интернет, редко бывают на природе, они не знают, как это может быть интересно и полезно. Только вступая в контакт с природой, наблюдая за ней, они осознают, что там все взаимосвязано, что за днем следует ночь, а за осенью зима, что жизнь человека зависит от окружающей среды и ее нужно беречь.
Цель исследования: Изучить возможности организации фенологических исследований во внеурочной краеведческой деятельности в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования.
2. Освоить и применить в работе методы фенологических наблюдений: первичный (классический) метод группы регистраторов срока, первичный описательный метод, интегральный описательный метод.
3. Разработать программу курса внеурочной деятельности «Юный фенолог» в соответствии с ФГОС и апробировать её в образовательной организации.
Объект исследования: внеурочная деятельность.
Предмет исследования: организация фенологических исследований.
В ходе написания работы была изучена и проанализирована научная литература по данной теме; проведено исследование по внедрению курса внеурочной деятельности «Юный фенолог» в практику школы.
В ходе работы мною были использованы такие методы научного исследования, как анализ, синтез, обобщение, изучение научной литературы, наблюдение, беседа с обучающимися. Методологической основой исследования и написания выпускной квалификационной работы являются научные работы отечественных и зарубежных учёных фенологов, педагогов, а также нормативно-правовые документы и программно-методические материалы.
В настоящее время в Шалинском городском округе функционируют 12 школ, но только в одной ведётся фенологическая работа. Когда задаётся вопрос почему не выбрано это направление внеурочной деятельности, чаще всего звучит ответ, что педагоги не знают, как её организовать. Думаю, что данная работа может быть использована руководителями объединений для организации внеурочной фенологической работы в школе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью написания данной работы было изучить возможности организации фенологических исследований во внеурочной краеведческой деятельности на базе образовательной организации.
В ходе написания работы было выявлено, что фенология, как наука имеет большое практическое значение для человека. Бесспорно, уже никто не сомневается в том, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать, проводить исследования, составлять прогнозы. В последние десятилетия сведения о состоянии природной среды собираются практически повсеместно. Эта информация актуальна и необходима даже в повседневной жизни людей. Данные используются в разных сферах человеческой жизни в авиации, при организации мероприятий природоохранной деятельности, пчеловодстве, планирование размещения мест отдыха, туристических маршрутов и во многих других направлениях.
В настоящее время в образовательных организациях немного курсов внеурочной деятельности и образовательных модулей фенологической направленности, однако актуальность изучения предмета не подлежит сомнению. Именно на занятиях по фенологии дети смогут научиться правильно наблюдать за изменениями окружающего природной среды, фиксировать эти изменения, делать верные выводы из увиденного (прогнозировать изменения в окружающей природной среде), а главное совершать обдуманные поступки на основе полученных прогнозов. Вместе с тем, занятия по фенологии формируют экологическое сознание и культуру.
В ходе работы был собран материал о фенологии как науке, ее истоках, современном состоянии и перспективах развития. Собрана информация по внеурочной деятельности школьников. Рассмотрены вопросы организации внеурочной деятельности в соответствие с ФГОС, разработана программа курса внеурочной деятельности «Юный фенолог». В работе приводятся результаты деятельности объединения детей «Юный фенолог».
Начиная с конца XVIII века в Российских школах начала зарождаться 49
внеурочная краеведческая деятельность с элементами фенологических исследований. В разные периоды эта работа то затухала, то снова начинала вновь быть актуальной. Не даром говорится, что всё новое - это хорошо забытое старое. С развитием науки и техники, появлением огромного количества гаджетов, человечество стало отдаляться от природы, мало кому хочется просто побродить по опушке леса, посидеть в тени деревьев в жаркий летний день, мало кто различит птиц по их пению. Даже приезжая на отдых на природу, люди включают громкую музыку, вместо того, чтобы слушать звуки природы. Это реальная картина современного мира. Образовательные организации формируя мировоззрение своих воспитанников, стараются воспитать в детях лучшие человеческие качества, и поэтому, обязательно должны уделять экологическому воспитанию должное внимание. Один из способов решения данной проблемы - это внедрение в практику преподавание курса внеурочной деятельности по фенологии. У детей появляется альтернатива интернету, они становятся спокойнее, добрее, внимательнее ко всему что происходит вокруг. В этом я смогла убедиться по результатам работы нашего объединения «Юный фенолог».
Особых сложностей в организации и проведении исследовательской работы не наблюдалось, материальные затраты минимальные. Главное - это интерес детей, заинтересовать их подобным родом деятельности не просто, необходимо их присутствие минимум на трёх занятиях и только после этого у детей появляется устойчивый интерес к исследованиям. В перспективе планирую продолжить работу по фенологии, для этого необходимо разработать программу второго года обучения для обучающихся 7-8 классов. Но работая с детьми 5 класса, я сделала вывод, что эту работу лучше начинать ещё раньше, с начальной школы. Разрабатывать программу согласно возрастных особенностей младших школьников и уже на первой ступени обучения формировать у детей познавательный интерес к родному краю, развивать наблюдательность, готовить к серьёзной исследовательской деятельности.
Каждая образовательная организация, в настоящее время, сама выбирает направления внеурочной деятельности, в выборе данного направления не приходится сомневаться, в связи с этим хотелось бы помочь педагогам начать работу в этом направлении. Материалы данной работы могут быть использованы при внедрении в практику работы курсов внеурочной деятельности и образовательных модулей фенологической направленности.


1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
2. Аксенова М.Ю. Внеурочная деятельность по географии (5-6 классы): учебно - методическое пособие / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. - Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. - 62 с.
3. Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Журнал Биология в школе. - 1994. - № 2. С. 12- 15.
4. Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Журнал Биология в школе. - 1994. - № 3. С. 10-11.
5. Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Журнал Биология в школе. - 1994. - № 4. 13с.
6. Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Журнал Биология в школе. - 1994. - № 5. С. 9-10.
7. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии / И.И.Баринова, Л.И. Елховская, В.В.Николина; под ред. И.И.Бариновой. -М.: Просвещение, 1988. С.53-157.
8. Батманов В.А. Лекции по фенологии для учителей / В.А. Батмнов.- Екатеринбург.: Фенологическая секция УО РГО, 2006.-72 с.
9. Захаров В.Б. Биология.7 кл. Многообразие живых организмов / Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
10. Коротков Д.В. Организация самостоятельных наблюдений школьников за зимующими птицами / Д.В. Коротков // Журнал Биология. - 2006. - № 3. - С.13-21.
11. Куприянова М.К. Зимние фенологические наблюдения (для учащихся 5-7 классов) / М.К. Куприянова // Журнал Биология в школе. - 1980. - № 1. С. 18-21.
12. Куприянова М.К. Весенние фенологические наблюдения (для учащихся 5-7 классов) / / М.К. Куприянова, З.Г. Щенникова // Журнал Биология в школе. - 1980. - № 2. 23 с.
13. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка / Н.А. Пугал // Журнал Школьные технологии. - 1998. - № 3. С. 8-9.
14. Ромашова А.Т. О фенологической работе в школах / А.Т. Ромашова // Журнал Биология в школе. - 1981. - № 4. 27 с.
15. Скворцов П.М. Народный календарь природы как отражение особенностей сезонных климатических изменений /П.М. Скворцов// Журнал Вестник МГОУ. Серия «Естественной науки» - 2009. - №3. С. 138-144...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ