ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЭМБРИОГЕНЕЗА БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ
8
1.1. Понятие эмбриогенеза 8
1.2. Методы эмбриологических исследований 8
1.3. История эмбриологии 10
1.4. Образование половых клеток 13
1.5. Оплодотворение яйца и дробление зиготы 16
1.6. Теория зародышевых пластов (листков) 18
1.7. Частная эмбриология 22
ГЛАВА 2. ОБЗОР МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ 27
2.1. Основополагающие понятия 27
2.2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП) 29
2.3. Технология «Предметно-языковое интегрированное обучение» 30
2.4. Технология «Учебное проектирование» 31
2.3. Формы и виды контроля по биологии 34
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КЛУБ ЭМБРИОЛОГОВ» 38
3.1. Понятие элективного курса 38
3.2. Программа курса «Клуб эмбриологов» 46
3.2.1. Пояснительная записка 46
3.2.2. Содержание курса 48
3.2.3. Требования к результатам обучения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 111
Изучение эмбриогенеза служит неотъемлемой частью основной образовательной программы и осуществляется при знакомстве с курсом общей биологии в 9 классе, продолжаясь на ступени среднего образования в 10-11 классах. Но этого часто недостаточно для обучающихся, которые увлекаются биологией и в дальнейшем хотели бы связать свою профессиональную деятельность с медициной, ветеринарией, сельским хозяйством или научными исследованиями. Поэтому изучение темы эмбриогенеза беспозвоночных животных, начиная с школьной скамьи, является актуальным, так как служит пропедевтикой научного багажа знаний, который будет дополнен и расширен будущими студентами в вузе. Разве не интересно: как из ничтожных клеток развивается целый организм с набором сложно устроенных органов и систем органов?
Поэтому возникает проблема: какие приемы необходимы для изучения эмбриогенеза беспозвоночных животных в школе, чтобы они были эффективными, тема вызывала интерес и учащиеся достигали результатов?
К сожалению, изучение эмбриогенеза беспозвоночных, применительно к школе - это слабо разработанная область научного исследования, так как нам не встречались подобные элективные курсы. Поэтому мы решили более подробно остановиться на данной теме и определили:
Объект исследования - эмбриогенез беспозвоночных животных.
Предмет исследования - изучение эмбриогенеза беспозвоночных в школе.
Цель - разработать комплекс методических приемов изучения эмбриогенеза беспозвоночных животных в школе.
Методические приемы удобно будет представить в виде системы заданий в рабочей тетради, которую можно будет использовать для организации элективного курса. У нас возникла масса идей по поводу названия данного курса - «Как зарождается бабочка и не только...», «Клуб эмбриологов», «Беспозвоночные это...», «Развитие животных» и др. И, все- таки, мы остановились на «Клубе эмбриологов».
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Подобрать и изучить научную и научно-методическую литературу по рассматриваемой теме.
2. Структурировать и изложить информацию об эмбриогенезе
беспозвоночных животных (см. прил. 2, 3), разнообразных
методических приемах и педагогических технологиях (см. прил. 4).
3. Разработать систему методических приемов изучения эмбрионального развития беспозвоночных и оформить их в виде трех занятий в рабочей тетради (см. прил. 5).
4. Разработать программу курса внеурочной деятельности по изучению эмбриогенеза беспозвоночных животных: «Клуб эмбриологов» с применением данной рабочей тетради.
При проведении исследования мы пользовались следующими методами:
1. Анализ - работа с разными источниками, отбор интересующей информации об эмбриогенезе беспозвоночных животных и методике его изучения.
2. Синтез - соединение нескольких свойств эмбриогенеза беспозвоночных в один компонент.
3. Классификация - разделение характеристик эмбриогенеза беспозвоночных животных на отдельные части, удобные для изучения.
4. Сравнение - выявление сходств и отличий в особенностях эмбриогенеза беспозвоночных животных разных систематических групп.
5. Обобщение - получение выводов об общих свойствах эмбриогенеза беспозвоночных, применении приемов, методов и педагогических технологий и их эффективности.
Структура работы включает введение, три главы основного текста, заключение, список литературы в количестве пятидесяти четырех источников и пять приложений.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликовано 4 статьи:
1. Исакова Е.С. Эмбриональное развитие и морфометрия синего краба.
Результаты исследования Брэдли Г. Стивенса» // Межвузовский сборник: «Актуальные проблемы профессиональной сферы в
современном мире: материалы 2-й международной научно
практической конференции молодых ученых на иностранных языках». Екатеринбург, 26 марта / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. -
Ч. 1. с. 102-104.
2. Исакова Е.С. Таблицы как дидактическое средство при изучении
эмбриогенеза беспозвоночных животных // Тематический сборник: «Исследования природных и социально-экономических систем и проблемы естественнонаучного образования»: Материалы
всероссийской молодежной научно-практической конференции 23-24 апреля / ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - с. 134-136.
3. Исакова Е.С. Организация изучения эмбриогенеза животных на уроках
биологии в школе // Межвузовский сборник: «Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход»: Материалы II международной научно
практической конференции 9-12 декабря / Том II / АГУ - Сухум, 2015. - с. 75-79.
4. Исакова Е.С. Применение наглядных пособий при изучении темы эмбриогенез беспозвоночных в школе // Тематический сборник: «Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования»: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 18-19 февраля / под научной ред. доктора биологических наук Н.Н. Назаренко. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016.
- с. 44-46.
По результатам выпускной квалификационной работы была доложена статья на тему: «Элективный курс для обучающихся 9-10 классов «Клуб эмбриологов» в рамках межрегиональной молодежной научно-практической конференции (Екатеринбург, 20-22 марта 2017 г.).
Процессы, происходящие во время эмбриогенеза беспозвоночных животных достаточно сложны для понимания, но это не должно делать их недоступными для изучения старшеклассниками и студентами вузов. Для наглядности объемный материал по эмбриогенезу следует структурировать в виде системы заданий с применением различных методических приемов. Одним из таких служит представление информации в виде таблиц (см. прил. 2), которые включают типы яиц, процессов дробления, бластуляции, гаструляции, образования мезодермы и производных зародышевых листков. Структурированная и упорядоченная информация удобна для изучения.
В результате обобщения теоретической информации об эмбриогенезе мы выяснили, что выделяют следующие типы развития животных: спиральный (у плоских и кольчатых червей, немертин, моллюсков) артроподный (у членистоногих) и радиальный (у иглокожих). Между типами развития существует эволюционная преемственность.
Все события, предшествующие эмбриональному развитию и происходящие непосредственно во время эмбриогенеза тесно взаимосвязаны, преемственны и представляют собой непрерывный процесс, характеризующийся особенностями, механизмами и закономерностями, характерными для отдельных типов беспозвоночных животных. Изучение эмбриогенеза беспозвоночных животных в совокупности слагает картину исторического развития, при этом наблюдается преемственность в развитии организмов, из которой складывается эволюция эмбриогенеза [17]. Данное утверждение дает повод полагать, что знание эмбриогенеза беспозвоночных позволит создать целостный образ происхождения животных, что важно для знания эволюции в целом.
Следует отметить, что изучение в школе эмбриогенеза беспозвоночных в рамках элективного курса невозможно без грамотно подобранных учителем приемов и технологий обучения. Нами были рассмотрены и проанализированы следующие педагогические технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) [15], помогающая быстро и лаконично структурировать информацию, выделяя только важную информацию и отодвигая менее значимую; предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) [29], которое вносит разнообразие в изучение конкретных тем и позволяет осуществлять практику языкового обучения в рамках биологии; учебное проектирование [27], позволяющее выработать у обучающихся навыки самостоятельной деятельности. Также мы обратили внимание на формы и методы контроля в биологическом образовании [52], так как без контроля и оценки промежуточных результатов освоения программы невозможно добиться качественного усвоения материала элективного курса.
Вышеперечисленные технологии, а также отдельные приемы в рамках данных технологий были использованы для создания системы заданий для элективного курса по эмбриогенезу беспозвоночных.
Элективные курсы являются основой для организации предпрофильного и профильного обучения и основываются на ряде нормативных документов Министерства Образования РФ [18, 19, 30, 31, 32, 38]. Элективные курсы имеют большой набор функций и решают следующие задачи:
• обеспечение повышенного уровня освоения одного из профильных предметов;
• освоение смежных учебных предметов на междисциплинарной основе;
• непрерывность профориентационной работы и др. [54].
Ключевой идеей профильного обучения служит рост возможностей выбора ученика, а также несения ответственности за сделанный выбор. Поэтому обучающемуся важно быть подготовленным к такому выбору . Важно отметить, что элективные курсы призваны обеспечивать вариативность, индивидуализацию и актуализацию обучения, поэтому служат механизмом осуществления этого.
Немаловажную роль в освоении элективного курса играет исследовательская и проектная деятельность обучающихся, позволяющая им научиться самостоятельно проектировать свой образовательный процесс.
Курс «Клуб эмбриологов» относится к элективным, так как он соответствует целям элективов, является обязательным, имеет широкий диапазон продолжительности, входит в сетку общего расписания и т.д. Кроме того, данный курс должен быть не единственным в школе, так как элективы призваны обеспечить возможность выбора обучающихся среди множества курсов.
Согласно программе нашего элективного курса, он предназначен для обучающихся 9-10 классов, рассчитан на 70 ч.
Следует отметить, что нами было апробировано два занятия в рамках элективного курса среди обучающихся 9 «в» класса МАОУ СОШ № 140 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Екатеринбург). Занятия были проведены 11 марта 2017 г (см. прил. 1). В ходе анализа результатов апробации по качественным характеристикам были сделаны следующие выводы:
1. рефлексия «Бластула» показала, что методика проведения занятий и их содержание девятиклассники восприняли положительно;
2. был вызван интерес учащихся и видна вовлеченность в работу;
3. было высказано удивление новым понятиям, например, «преформизм» и «эпигенез».
Таким образом, разрабатываемый курс «Клуб эмбриологов» соответствует целям и функциям элективного курса [53], сопровождается структурированным теоретическим материалом в форме таблиц (см. прил. 2), включает различные приемы, являющиеся элементами нескольких педагогических технологий, организованные в виде системы заданий в рабочей тетради.
Мы будем продолжать дальше разрабатывать занятия по элективному курсу, а также проведем количественную оценку результатов тестирования среди обучающихся, прошедших занятия по курсу «Клуб эмбриологов» и тех, кто не обучался по нему. По нашему мнению, данный курс может помочь сыграть определяющую роль при выборе будущей профессии.
1. Артюхина А.И. Методика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 117 с.
2. Белоусов Л.В. Основы общей эмбриологии: учебник. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. - 184 с.
3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для
старшеклассников и поступающих в вузы. - 3-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 816 с.
4. Бэр К. М. История развития животных. Наблюдения и размышления. Т. 1. - М., 1950; т. 2. - М., 1953. - 705 с.
5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. 1999. - 306 с.
6. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008. - 96 с.
7. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001. - 72 с.
8. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения биологии: учебное пособие к выполнению лабораторно-практических занятий. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотип. - Красноярск, 2013. - 218 с.
9. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотип. - Красноярск, 2013. - 259 с.
10. Голикова Т.В., Пакулова В.М. П 138 Современный урок биологии: учебное пособие. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2е, исп. и допол. - Красноярск, 2014. - 212 с.
11. Голикова Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления: учебное пособие - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2013. - 68 с.
12. Голиченков В.А., Иванов Е.А., Никерясова Е.Н. Эмбриология: Учеб. для студ. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
• 228 с.
13. Гофенберг И.В. Оценочная деятельность учителя химии в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Методические рекомендации. / ГАОУ ДПО СО «ИРО». Екатеринбург, 2014. - 45 с.
14. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. М.: Высш. школа, 198. - 614 с.
15. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с...