ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИМАЖИНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 6
1.1. История становления имажинальной географии 6
1.2. Культура и пространство: моделирование географических об
разов 8
1.3. Психолого-педагогические особенности среднего школьного
возраста 15
ГЛАВА ВТОРАЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИМАЖИНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 21
2.1. Особенности изучения стран в курсе География-7 с применением методов формирования географических образов 21
2.2. Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в географии 27
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ 39
3.1. Методические рекомендации по формированию географических образов 39
3.2. Экспериментальная работа по формированию географических
образов и обобщение результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
В последние десятилетия в отечественной науке активно формируется направление, складывающееся на рубеже различных гуманитарных дисциплин, получившее название «гуманитарная география». Цели и задачи ее зачастую пересекаются с социальной, экономической, политической географией, а необходимость ее появления, очевидно, была продиктована изменениями во многих научных областях. Как верно подметил один из исследователей в области гуманитарной географии И.И. Митин, в последние годы произошел поворот в сторону объемного изучения пространства, который так и был назван - «пространственным поворотом» [15]. Философские, социальноантропологические, когнитивистские методы стали активно использоваться в новом направлении - гуманитарной географии.
Главной задачей географического образования, как известно, является формирование географической культуры, которая представляет собой часть общей культуры человека. Вследствие этого, один из важнейших компонентов образования - это географическое мышление, которое входит в состав понятия «географическая культура» и является основой для формирования географических образов. В основе географического мышления лежит система географических знаний и умений. Формирование географических понятий часто начинается с представлений. Поэтому при изучении географии, безусловно, есть необходимость применения дополнительных средств, которые способствуют более глубокому усвоению знаний за счёт формирования географических образов.
Образ является одним из форм отражения действительности в сознании человека, который создают при помощи органов чувств и на уровне мышления. Образ территории - реальное представление учащихся о ней, которое способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу и предмету, в целом. Оригинальность и неповторимость изучаемых объектов создаёт эмоциональное восприятие учебной информации, что позволит формировать в памяти учащихся устойчивое представление о той или иной территории.
Отмеченное выше доказывает актуальность изучаемой проблемы.
Цель работы - изучение инновационных технологий имажинальной географии в 7 классе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы и проанализировать современное состояние имажинальной географии в школе;
2. Выявить проблемы, препятствующие эффективному применению имажинальной географии;
3. Разработать методические рекомендации по формированию географических образов;
4. Апробировать и определить эффективность разработанных рекомендаций в ходе научно-педагогической практики.
Объектом данного исследования является применение имажинальной географии в создании образа территории в курсе географии.
Предметом исследования выступает создание образа территории в курсе География-7 с применением информационно-коммуникативными технологиями.
Практическая значимость - выявлены и экспериментально обоснованы условия, методы и приемы формирования образов территорий у обучающихся с помощью применения информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. Разработаны конструкты уроков с применением мобильного планшета. Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности учителей географии.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, опрос, анкетирование учителей географии и учащихся 7 классов, педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования служат работы таких известных ученых как В.П. Максаковский, Н.Н. Баранский, Д.Н. Замятин, Г.А. Кононова и некоторых других.
База исследования: МАОУ «Гимназия №94» г. Екатеринбург.
Апробация методических разработок проводилась среди учеников 7 «Б» и 7 «Г» классов. По теме дипломной работы написана 1 статья в печати [49].
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, дается обзор методов исследования.
Географические образы находятся между эмпирическими и теоретическими знаниями. Они представляют собой набор значимых и уникальных признаков и свойств объектов. Формирование географических образов территории может осуществляться словом, наглядными средствами и практическими действиями. Необходимо подчеркнуть, что формирование образов во время проведения эксперимента осуществлялось на эмоциональночувственном уровне с участием разных видов мышления.
На протяжении долгих лет основными наглядными средствами обучения географии являлись: карты, учебники, атласы, телепередачи, диафильмы, натуральные объекты. В связи с компьютеризацией общества появилась возможность широко использовать в преподавании весь спектр функций мобильного планшета iPad. Планшет является более современным, оптимальным и мобильным наглядным устройством, позволяющий значительно расширить и углубить информационный материал, систематизировать его, произвести отбор необходимой фактической информации.
Современные обучающиеся, воспитанные в информационнокоммуникативном мире, в большинстве своем являются «визуалами». Большую часть информации они способны воспринимать, только если она сопровождается рядом красочных образов. Поэтому возникает необходимость внедрения в педагогическую практику эффективных инструментариев, способствующих формированию и развитию географических образов на уроках географии у обучающихся. В результате работы был предложен один из путей ее решения - применение различных методов и средств, которые совмещает в себе планшетный компьютер, на уроках географии.
Цель дипломной работы была достигнута. В данной работе представлены возможности и перспективы формирования географического образа территории стран в курсе географии седьмого класса «Материки и океаны». Развитие материально-технической базы играет важную роль в развитии познавательного интереса к изучаемому материалу и к предмету в целом. Проведённое анкетирование в школах Пермского края и Свердловской области показало, что, по мнению учителей географии, формирование географических образов является обязательным и значимым видом учебной деятельности. Элементы такой работы присутствуют в ряде школ, они заключаются в использовании разнообразных методов такие как: наглядные, словесные творческие работы учащихся и т.д., но мало внимания уделяют применению информационно-коммуникационных технологий на уроках.
По нашему мнению, наиболее эффективный способ формирования географических образов территории стран заключается в использовании системы заданий, направленных на самостоятельное формирование «имиджа» страны учениками. Это требует творческого подхода, особенно использования компьютерной техники.
Проведённый на базе 7-х классов МАОУ «Гимназия №94» в г. Екатеринбурге педагогический эксперимент показал, что внедрённые и апробированные в экспериментальном классе методические рекомендации являются эффективными, так как способствуют формированию прочных и устойчивых образов территории стран.
В ходе работы было составлено 4 конструкта уроков.
Разработанная и апробированная методика может быть широко использована в общеобразовательной школе.
1. Абдулвагабова С. А. Формирование представлений о географических понятиях как условие активизации познавательного интереса учащихся // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №3 (28) с. 37-43.
2. Баранский Н. Н. Научные принципы географии. М. : Мысль, 2000. 25 с.
3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / Беспалько В. П. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с., с. 289-290.
4. Вампилова Л. Б., Манаков А. Г. Опыт историко-географического районирования территории России // Известия Русского географического общества. Т. 145, вып. 2, 2013. с. 25-36.
5. Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1990. № 1. с. 5-17.
6. Гладкий Ю. Н. Гуманитарная география. Научная экспликация. СПб. : Филологический ф-т СПбГУ. 2010. - 664 с.
7. Глазычев В. Л. Город без границ. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2011. - 67 с.
8. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. - 345 с.
9. Горбунова О. В. Веб-квест как педагогический инструмент / Горбунова О. В. // Народное образование. - 2014. - № 7. - с. 162-166.
10. Гусакова Е. М. Электронная интерактивная доска: программное обеспечение и технические характеристики, влияющие на эффективность обучения / Гусакова Е. М. // Интеграция образования. - 2013. - № 1. - с. 89-93.
11. Душина И.В. Необходимы ли в структуре школьной географии страноведческие курсы? // География в школе, № 2, 2002, с. 52-53.
12. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000. с. 180-190.
13. Замятин Д. Н. Географические образы: что это такое? // География в школе, № 6, 2003, с. 21-28.
14. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие гуманитарных наук / Замятин Д. Н // Феномен культуры в российской общественной географии: экспертные мнения, аналитика, концепты / под ред. А. Г. Дружинина и В. Н. Стрелецкого; Южный федеральный университет. Издательство Южного федерального университета. - Ростов-на-Дону, 2014. - с. 99-101.
15. Замятин Д. Н., Замятина Н. Ю., Митин И. И. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические выводы. М., 2008. 118 с...