Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности изучения стран в курсе География-7 с примене­нием методов формирования географических образов

Работа №98060

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИМАЖИНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 6
1.1. История становления имажинальной географии 6
1.2. Культура и пространство: моделирование географических об­
разов 8
1.3. Психолого-педагогические особенности среднего школьного
возраста 15
ГЛАВА ВТОРАЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИМАЖИНАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 21
2.1. Особенности изучения стран в курсе География-7 с примене­нием методов формирования географических образов 21
2.2. Возможности применения информационно-коммуникацион­ных технологий в географии 27
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ 39
3.1. Методические рекомендации по формированию географиче­ских образов 39
3.2. Экспериментальная работа по формированию географических
образов и обобщение результатов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89

В последние десятилетия в отечественной науке активно формируется направление, складывающееся на рубеже различных гуманитарных дисци­плин, получившее название «гуманитарная география». Цели и задачи ее за­частую пересекаются с социальной, экономической, политической географи­ей, а необходимость ее появления, очевидно, была продиктована изменени­ями во многих научных областях. Как верно подметил один из исследовате­лей в области гуманитарной географии И.И. Митин, в последние годы про­изошел поворот в сторону объемного изучения пространства, который так и был назван - «пространственным поворотом» [15]. Философские, социально­антропологические, когнитивистские методы стали активно использоваться в новом направлении - гуманитарной географии.
Главной задачей географического образования, как известно, является формирование географической культуры, которая представляет собой часть общей культуры человека. Вследствие этого, один из важнейших компонен­тов образования - это географическое мышление, которое входит в состав понятия «географическая культура» и является основой для формирования географических образов. В основе географического мышления лежит система географических знаний и умений. Формирование географических понятий часто начинается с представлений. Поэтому при изучении географии, без­условно, есть необходимость применения дополнительных средств, которые способствуют более глубокому усвоению знаний за счёт формирования гео­графических образов.
Образ является одним из форм отражения действительности в сознании человека, который создают при помощи органов чувств и на уровне мышле­ния. Образ территории - реальное представление учащихся о ней, которое способствует развитию познавательного интереса к изучаемому материалу и предмету, в целом. Оригинальность и неповторимость изучаемых объектов создаёт эмоциональное восприятие учебной информации, что позволит фор­мировать в памяти учащихся устойчивое представление о той или иной тер­ритории.
Отмеченное выше доказывает актуальность изучаемой проблемы.
Цель работы - изучение инновационных технологий имажинальной географии в 7 классе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы и проанализировать современное состояние имажинальной географии в школе;
2. Выявить проблемы, препятствующие эффективному применению имажинальной географии;
3. Разработать методические рекомендации по формированию геогра­фических образов;
4. Апробировать и определить эффективность разработанных рекомен­даций в ходе научно-педагогической практики.
Объектом данного исследования является применение имажинальной географии в создании образа территории в курсе географии.
Предметом исследования выступает создание образа территории в кур­се География-7 с применением информационно-коммуникативными техноло­гиями.
Практическая значимость - выявлены и экспериментально обоснованы условия, методы и приемы формирования образов территорий у обучающих­ся с помощью применения информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. Разработаны конструкты уроков с применением мо­бильного планшета. Результаты работы могут быть использованы в практи­ческой деятельности учителей географии.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психо­лого-педагогической и методической литературы, опрос, анкетирование учи­телей географии и учащихся 7 классов, педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования служат работы таких известных ученых как В.П. Максаковский, Н.Н. Баранский, Д.Н. Замятин, Г.А. Кононо­ва и некоторых других.
База исследования: МАОУ «Гимназия №94» г. Екатеринбург.
Апробация методических разработок проводилась среди учеников 7 «Б» и 7 «Г» классов. По теме дипломной работы написана 1 статья в печати [49].
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает вве­дение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет иссле­дования, цель, задачи, дается обзор методов исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Географические образы находятся между эмпирическими и теоретиче­скими знаниями. Они представляют собой набор значимых и уникальных признаков и свойств объектов. Формирование географических образов тер­ритории может осуществляться словом, наглядными средствами и практиче­скими действиями. Необходимо подчеркнуть, что формирование образов во время проведения эксперимента осуществлялось на эмоционально­чувственном уровне с участием разных видов мышления.
На протяжении долгих лет основными наглядными средствами обуче­ния географии являлись: карты, учебники, атласы, телепередачи, диафильмы, натуральные объекты. В связи с компьютеризацией общества появилась воз­можность широко использовать в преподавании весь спектр функций мо­бильного планшета iPad. Планшет является более современным, оптималь­ным и мобильным наглядным устройством, позволяющий значительно рас­ширить и углубить информационный материал, систематизировать его, про­извести отбор необходимой фактической информации.
Современные обучающиеся, воспитанные в информационно­коммуникативном мире, в большинстве своем являются «визуалами». Боль­шую часть информации они способны воспринимать, только если она сопро­вождается рядом красочных образов. Поэтому возникает необходимость внедрения в педагогическую практику эффективных инструментариев, спо­собствующих формированию и развитию географических образов на уроках географии у обучающихся. В результате работы был предложен один из пу­тей ее решения - применение различных методов и средств, которые совме­щает в себе планшетный компьютер, на уроках географии.
Цель дипломной работы была достигнута. В данной работе представле­ны возможности и перспективы формирования географического образа тер­ритории стран в курсе географии седьмого класса «Материки и океаны». Раз­витие материально-технической базы играет важную роль в развитии позна­вательного интереса к изучаемому материалу и к предмету в целом. Прове­дённое анкетирование в школах Пермского края и Свердловской области по­казало, что, по мнению учителей географии, формирование географических образов является обязательным и значимым видом учебной деятельности. Элементы такой работы присутствуют в ряде школ, они заключаются в ис­пользовании разнообразных методов такие как: наглядные, словесные твор­ческие работы учащихся и т.д., но мало внимания уделяют применению ин­формационно-коммуникационных технологий на уроках.
По нашему мнению, наиболее эффективный способ формирования гео­графических образов территории стран заключается в использовании систе­мы заданий, направленных на самостоятельное формирование «имиджа» страны учениками. Это требует творческого подхода, особенно использова­ния компьютерной техники.
Проведённый на базе 7-х классов МАОУ «Гимназия №94» в г. Екате­ринбурге педагогический эксперимент показал, что внедрённые и апробиро­ванные в экспериментальном классе методические рекомендации являются эффективными, так как способствуют формированию прочных и устойчивых образов территории стран.
В ходе работы было составлено 4 конструкта уроков.
Разработанная и апробированная методика может быть широко исполь­зована в общеобразовательной школе.


1. Абдулвагабова С. А. Формирование представлений о географических понятиях как условие активизации познавательного интереса учащихся // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №3 (28) с. 37-43.
2. Баранский Н. Н. Научные принципы географии. М. : Мысль, 2000. 25 с.
3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (пе­дагогика третьего тысячелетия) / Беспалько В. П. - М.: Изд-во Москов­ского психолого-социального института, 2002. - 352 с., с. 289-290.
4. Вампилова Л. Б., Манаков А. Г. Опыт историко-географического райо­нирования территории России // Известия Русского географического общества. Т. 145, вып. 2, 2013. с. 25-36.
5. Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения // Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1990. № 1. с. 5-17.
6. Гладкий Ю. Н. Гуманитарная география. Научная экспликация. СПб. : Филологический ф-т СПбГУ. 2010. - 664 с.
7. Глазычев В. Л. Город без границ. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2011. - 67 с.
8. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. - 345 с.
9. Горбунова О. В. Веб-квест как педагогический инструмент / Горбунова О. В. // Народное образование. - 2014. - № 7. - с. 162-166.
10. Гусакова Е. М. Электронная интерактивная доска: программное обес­печение и технические характеристики, влияющие на эффективность обучения / Гусакова Е. М. // Интеграция образования. - 2013. - № 1. - с. 89-93.
11. Душина И.В. Необходимы ли в структуре школьной географии страно­ведческие курсы? // География в школе, № 2, 2002, с. 52-53.
12. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000. с. 180-190.
13. Замятин Д. Н. Географические образы: что это такое? // География в школе, № 6, 2003, с. 21-28.
14. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие гуманитарных наук / Замятин Д. Н // Феномен культу­ры в российской общественной географии: экспертные мнения, анали­тика, концепты / под ред. А. Г. Дружинина и В. Н. Стрелецкого; Юж­ный федеральный университет. Издательство Южного федерального университета. - Ростов-на-Дону, 2014. - с. 99-101.
15. Замятин Д. Н., Замятина Н. Ю., Митин И. И. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические выводы. М., 2008. 118 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ