Методика применения современных методов изучения погоды в проектной деятельности по географии 5 класса
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ШКОЛЕ 6
1.1 История применения проектной деятельности в школе 6
1.2 Актуальность применения проектной деятельности школьников на
современном этапе 12
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного
возраста 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ПОГОДЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
2.1 Особенности изучения погоды в школьном курсе географии 5 класса..26
2.2 Характеристика применения современных методов изучения погоды в 5
классе 32
2.3 Методика применения современных методов изучения погоды в
проектной деятельности по географии 5 класса 37
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО
ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ 42
3.1 Цели и задачи экспериментально - опытного обучения 42
3.2 Особенности проведения экспериментально - опытного обучения 47
3.3 Результаты экспериментально - опытного обучения 54
3.4 Заключение 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ШКОЛЕ 6
1.1 История применения проектной деятельности в школе 6
1.2 Актуальность применения проектной деятельности школьников на
современном этапе 12
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного
возраста 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ПОГОДЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
2.1 Особенности изучения погоды в школьном курсе географии 5 класса..26
2.2 Характеристика применения современных методов изучения погоды в 5
классе 32
2.3 Методика применения современных методов изучения погоды в
проектной деятельности по географии 5 класса 37
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО
ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ 42
3.1 Цели и задачи экспериментально - опытного обучения 42
3.2 Особенности проведения экспериментально - опытного обучения 47
3.3 Результаты экспериментально - опытного обучения 54
3.4 Заключение 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Образование, как известно, - это процесс, который не стоит на месте. Развивается наука, в нашей жизни появляются новые технологии, повышается уровень качества знаний. В связи с этим, требуется постоянное развитие в области образовательной среды. Общеобразовательные стандарты второго поколения призваны ориентировать учебный процесс на реализацию системно-деятельностного подхода. В отличие от традиционного подхода, обучающиеся теперь должны самостоятельно «добывать знания». Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в школе должны создаваться условия для проектно-исследовательской деятельности, которая помогает выявить у детей определенные способности, учит их самостоятельности. Исходя из этого, в школе необходимо использовать проектную деятельность.
Огромные возможности проектная деятельность имеет на уроках географии. И, на мой взгляд, особенно при изучении погоды, так как изучением погоды люди занимаются достаточно давно; есть сведения, что история развития метеорологии началась еще в Древней Греции. Уже в 5 веке до нашей эры начались проводиться наблюдения за погодой, и сообщения вывешивались на видных местах. Древние люди отождествляли погодные явления с богами и верили, что стихиями управляют небесные силы. Но со временем человечество накапливало знания, появлялся опыт в наблюдениях, начало формироваться целостное представление о мире. Теперь люди научились анализировать погодные явления, и наука прошла свой сложный путь развития [2].
Изучение погоды в школе очень важно, так как у обучающихся формируется экологическая культура, а это одно из важных направлений воспитания. Усвоение первичных знаний о погоде, ее значении в жизни человека, решение простейших задач, формирование бережного отношения к природе способствуют формированию личности ребенка.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Основным направлениям развития образования сегодня соответствует проектная деятельность, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Актуальность обусловлена тем, что проектная деятельность способна вырабатывать и развивать компетенции у обучающихся. Учебный проект является интегрированным дидактическим средством развития. Каждый проект обязательно требует исследовательскую работу детей, которую можно реализовать в изучении погоды на уроках географии.
Цель работы - изучение теоретических и методических особенностей организации проектной деятельности на примере погоды.
Объектом исследования является проектная деятельность школьников по географии в средней школе.
Предметом исследования является характеристика современных методов изучения погоды в проектной деятельности школьников.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить основные инновационные методы исследования.
3. Изучить основные методы исследования в географии, применимые для проектной деятельности.
4. Организовать проектную деятельность школьников по изучению погоды на уроках географии.
5. Сформировать у обучающихся представление о проектной деятельности.
Гипотеза: использование современных методов в проектной
деятельности на уроках географии повысит качество знаний обучающихся.
Методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, опытно-поисковая работа, анализ полученных результатов диагностики проектной деятельности.
Теоретической основой в написании ВКР были труды: Е. С. Полат, Е. С. Кульневича, Н. Ф. Яковлевой, Е. А. Беловоловой, Д. Б. Эльконина, Е. В. Екеевой и др.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа изложена на 62 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, который включает 48 источников. Приложения: диск с презентацией и текстом ВКР, таблица: классификация типов проектов, таблица:
последовательность работы над проектом, 2 конструкта урока,
проект «Опасные и редкие явления в атмосфере».
Огромные возможности проектная деятельность имеет на уроках географии. И, на мой взгляд, особенно при изучении погоды, так как изучением погоды люди занимаются достаточно давно; есть сведения, что история развития метеорологии началась еще в Древней Греции. Уже в 5 веке до нашей эры начались проводиться наблюдения за погодой, и сообщения вывешивались на видных местах. Древние люди отождествляли погодные явления с богами и верили, что стихиями управляют небесные силы. Но со временем человечество накапливало знания, появлялся опыт в наблюдениях, начало формироваться целостное представление о мире. Теперь люди научились анализировать погодные явления, и наука прошла свой сложный путь развития [2].
Изучение погоды в школе очень важно, так как у обучающихся формируется экологическая культура, а это одно из важных направлений воспитания. Усвоение первичных знаний о погоде, ее значении в жизни человека, решение простейших задач, формирование бережного отношения к природе способствуют формированию личности ребенка.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Основным направлениям развития образования сегодня соответствует проектная деятельность, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Актуальность обусловлена тем, что проектная деятельность способна вырабатывать и развивать компетенции у обучающихся. Учебный проект является интегрированным дидактическим средством развития. Каждый проект обязательно требует исследовательскую работу детей, которую можно реализовать в изучении погоды на уроках географии.
Цель работы - изучение теоретических и методических особенностей организации проектной деятельности на примере погоды.
Объектом исследования является проектная деятельность школьников по географии в средней школе.
Предметом исследования является характеристика современных методов изучения погоды в проектной деятельности школьников.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить основные инновационные методы исследования.
3. Изучить основные методы исследования в географии, применимые для проектной деятельности.
4. Организовать проектную деятельность школьников по изучению погоды на уроках географии.
5. Сформировать у обучающихся представление о проектной деятельности.
Гипотеза: использование современных методов в проектной
деятельности на уроках географии повысит качество знаний обучающихся.
Методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, опытно-поисковая работа, анализ полученных результатов диагностики проектной деятельности.
Теоретической основой в написании ВКР были труды: Е. С. Полат, Е. С. Кульневича, Н. Ф. Яковлевой, Е. А. Беловоловой, Д. Б. Эльконина, Е. В. Екеевой и др.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа изложена на 62 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, который включает 48 источников. Приложения: диск с презентацией и текстом ВКР, таблица: классификация типов проектов, таблица:
последовательность работы над проектом, 2 конструкта урока,
проект «Опасные и редкие явления в атмосфере».
Исследования в области образования приобретают особую актуальность, поскольку их положительные результаты дают возможность повысить качество образования обучающихся.
Задача любой школы - создать такую образовательную среду, которая поддержит постоянную активность ребенка. Школьное образование не может быть успешным, если не созданы условия, при которых реально происходят и дают результаты внутренние процессы индивидуального самообразования школьников, тогда и возникает условие, при котором только и возможно достижение высококачественного образования.
Проектная деятельность в школе помогает школьникам реализовывать себя, положительно влияет на развитие их личности, дает возможность раскрыть им свой потенциал, разнообразные индивидуальные способности. Данная работа формирует умения поиска информации, дети учатся работать в коллективе, наглядно видят продукт своего труда, оценивают свой вклад в работу, становятся более самостоятельными в своих действиях, оценивают свою роль в работе.
Программа обучения географии, как известно, включает в себя знания из нескольких учебных дисциплин. Поэтому важно использовать проектную деятельность на уроках, так как она реализует межпредметные связи. С помощью проектов реализуется системно-деятельностный подход, знания становятся более прочными, формируются умения и навыки, что очень важно.
Анализ проделанной работы показывает, что у обучающихся в соответствии с ФГОС повышается уровень сформированности таких компетенций, как: технологическая, информационная, коммуникативная, планирование и оценка результата, поиск и обработка информации и многие другие.
В процессе работы над ВКР были разработаны несколько проектов и внедрены в практику. Проекты по изучению погоды были очень хорошо приняты обучающимися, так как им было интересно узнавать о влияние погоды на людей, прогнозировать изменение погодных условий, составлять географические модели метеорологических приборов.
На мой взгляд, решены все поставленные задачи:
1. Организована работа по изучению погоды в проектной деятельности.
2. Рассмотрены новые методы исследований.
3. Раскрыто понятие проектная деятельность.
4. Разработаны и проведены три проекта по изучению погоды в 5 классе.
Цель работы - изучение проектной деятельности школьников, на мой взгляд, достигнута.
В ходе своего исследования я пришла к выводу, что проектная деятельность очень интересна для детей среднего школьного возраста, так как для них еще остается авторитетом учитель, обучающегося еще легко заинтересовать новой работой. В проектной деятельности было сложно приучать обучающихся пользоваться новыми методами исследований, но это создает возможности для развития их мышления. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. В данной деятельности обучающиеся отчётливо представляли структуру рассуждения, умели приводить убедительные доказательства, располагали материал последовательно, связывали один аргумент с другим.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка проектов, которые могут быть использованы педагогами - практиками.
Материалы данного исследования интересны в первую очередь работающим учителям географии, а также студентам в период прохождения педпрактики в школе.
В дальнейшем планируется использовать не только мини-проекты и краткосрочные проекты, но и более длительные, социально значимые, связанные с решением каких-либо проблем. Безусловно, в перспективе необходимо разрабатывать проекты не только по изучению погоды, но и по другим интересным темам. Детям нужно будет предоставлять выбор в проектах, чтобы каждый мог реализовать себя.
В заключении следует отметить, что самореализация обучающихся в творческой, проектной деятельности должно быть организационно оформленной. Необходимо не только создавать условия для творческой деятельности, но и умело направлять ее.
Задача любой школы - создать такую образовательную среду, которая поддержит постоянную активность ребенка. Школьное образование не может быть успешным, если не созданы условия, при которых реально происходят и дают результаты внутренние процессы индивидуального самообразования школьников, тогда и возникает условие, при котором только и возможно достижение высококачественного образования.
Проектная деятельность в школе помогает школьникам реализовывать себя, положительно влияет на развитие их личности, дает возможность раскрыть им свой потенциал, разнообразные индивидуальные способности. Данная работа формирует умения поиска информации, дети учатся работать в коллективе, наглядно видят продукт своего труда, оценивают свой вклад в работу, становятся более самостоятельными в своих действиях, оценивают свою роль в работе.
Программа обучения географии, как известно, включает в себя знания из нескольких учебных дисциплин. Поэтому важно использовать проектную деятельность на уроках, так как она реализует межпредметные связи. С помощью проектов реализуется системно-деятельностный подход, знания становятся более прочными, формируются умения и навыки, что очень важно.
Анализ проделанной работы показывает, что у обучающихся в соответствии с ФГОС повышается уровень сформированности таких компетенций, как: технологическая, информационная, коммуникативная, планирование и оценка результата, поиск и обработка информации и многие другие.
В процессе работы над ВКР были разработаны несколько проектов и внедрены в практику. Проекты по изучению погоды были очень хорошо приняты обучающимися, так как им было интересно узнавать о влияние погоды на людей, прогнозировать изменение погодных условий, составлять географические модели метеорологических приборов.
На мой взгляд, решены все поставленные задачи:
1. Организована работа по изучению погоды в проектной деятельности.
2. Рассмотрены новые методы исследований.
3. Раскрыто понятие проектная деятельность.
4. Разработаны и проведены три проекта по изучению погоды в 5 классе.
Цель работы - изучение проектной деятельности школьников, на мой взгляд, достигнута.
В ходе своего исследования я пришла к выводу, что проектная деятельность очень интересна для детей среднего школьного возраста, так как для них еще остается авторитетом учитель, обучающегося еще легко заинтересовать новой работой. В проектной деятельности было сложно приучать обучающихся пользоваться новыми методами исследований, но это создает возможности для развития их мышления. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. В данной деятельности обучающиеся отчётливо представляли структуру рассуждения, умели приводить убедительные доказательства, располагали материал последовательно, связывали один аргумент с другим.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка проектов, которые могут быть использованы педагогами - практиками.
Материалы данного исследования интересны в первую очередь работающим учителям географии, а также студентам в период прохождения педпрактики в школе.
В дальнейшем планируется использовать не только мини-проекты и краткосрочные проекты, но и более длительные, социально значимые, связанные с решением каких-либо проблем. Безусловно, в перспективе необходимо разрабатывать проекты не только по изучению погоды, но и по другим интересным темам. Детям нужно будет предоставлять выбор в проектах, чтобы каждый мог реализовать себя.
В заключении следует отметить, что самореализация обучающихся в творческой, проектной деятельности должно быть организационно оформленной. Необходимо не только создавать условия для творческой деятельности, но и умело направлять ее.





