ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Цель и задачи исследовательской деятельности 5
1.2 Этапы организации исследовательской деятельности обучающихся 8
1.3 Алгоритм выполнения исследовательской работы 12
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОДНОГО РЕЖИМА РАСТЕНИЙ 17
2.1. Общая характеристика водного обмена растительного организма 17
2.2 Поступление и передвижение воды по растению 22
2.3 Физиологические основы устойчивости растений к засухе 36
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОДНОГО РЕЖИМА РАСТЕНИЙ ДЛЯ 6 КЛАССОВ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
Вода является существенным фактором, определяющим жизнедеятельность растений. Воду, поступающую в растительный организм, К. А. Тимирязев подразделял на организованную (которая связывается организмом) и расхожую (испаряемую листовой поверхностью). Из 1000 г воды, поглощенной растением, около 990 г испаряется, а 10 г задерживается в растении. Тело растений на 50-98% состоит из воды. В процессе эволюции у растений и животных выработались многочисленные сложные приспособления, позволяющие поддерживать водный баланс и обеспечивать экономное расходование воды. Эти приспособления-адаптации группируются в анатомоморфологические и физиологические.
Эволюционный процесс подразумевает постоянные обновления, возникновения полезных признаков, их закрепление в организмах живых существ. И эти изменения не обязательно проявляются на генетическом уровне. Очень важны идиоадаптации - приспособления растений к конкретным условиям обитания, факторам среды и физическим характеристикам ареала. Механизм возникновения приспособлений - эволюционный процесс, отбирающий нужные признаки с течением времени, закрепляющий необходимые характеристики в геноме живых существ для проявления в будущих поколениях. Приспособления у растений являются неотъемлемой частью их жизни.
История человечества неразрывно связана с историей природы. Биологические понятия разнообразны и постоянно совершенствуются. Это связано, прежде всего, с развитием биологической науки. Биология влияет на многие стороны жизни общества. Объем знаний и опыта, накопленных биологической наукой, велик и постоянно расширяется. Но для содержания школьного образования отбирается только тот материал, который ученики обязательно должны знать и уметь применять на практике в своей жизни. Ученикам интересно узнать, как зарождалась жизнь на планете и как она продолжает существование. Биология один из самых интересных предметов. Знакомясь с ним, ученики узнают, как они устроены сами и из чего состоят живые существа на планете. На занятиях по биологии учащиеся знакомятся с особенностями, структурой, развитием и видами растений, с их механизмами приспособления к окружающей среде.
Объект: Процесс обучения биологии.
Предмет: Исследовательская деятельность обучающихся.
Цель выпускной квалификационной работы: изучить особенности исследовательской деятельности обучающихся по изучению водного режима растений.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
• изучить особенности водного режима и механизмы адаптации растений к дефициту воды;
• изучить возможности школьного курса биологии для рассмотрения темы водного режима растений;
-разработать методическое обеспечение исследовательской деятельности по теме водного режима растений для школьников.
Апробация работы: Материалы выпускной квалификационной работы были апробированы на базе общеобразовательной школы № 81 г. Екатеринбурга.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа изложена на 72 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы включающая 35 источников, а так же приложение с рисунками и апробируемым материалом.
Все физиологические процессы протекают при участии воды, поэтому она является одним из наиболее существенных экологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного организма, на распространение растений на Земле. Воду растения получают из почвы и из воздуха. Но количество воды в различных участках суши не одинаково (например, водообес- печенность болот и пустынь существенно отличается). В связи с этим у растений можно видеть различные механизмы приспособлений.
Приспособленность онтогенеза растений к условиям среды является результатом их эволюционного развития (благодаря изменчивости, наследственности и отбору). У каждого вида растений в процессе эволюции выработались определенные потребности к условиям существования и приспособления к занимаемой экологической нише. Влаголюбие и теневыносливость, жароустойчивость, холодоустойчивость и другие экологические особенности растений сформировались в результате длительной адаптации их к соответствующим условиям обитания.
Данный раздел в биологии требует внимательного изучения.
Во время изучения предмета школьник сможет не только понять физиологические и биохимические процессы, но и научиться ценить жизнь.
В связи с этим, нами были составлены методические разработки 5 лабораторных работ по биологии с использованием материалов о водном режиме растений. Они ориентированы, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Материал по биологическим проблемам и методам их исследования может быть с успехом использован учителями биологии в теоретической и практической работе. Внедрение этих уроков в школьную учебную практику повысит эффективность учебного процесса, расширит кругозор учащихся, послужит дальнейшему воспитанию любви к родной природе.
1. Ахиярова Г. Р. Регуляция роста и водного обмена растений при засолении [Текст] / Г. Р. Ахиярова, Д. С. Веселов // Биология - наука XXI века : тез. докл. 7-й Пущин. шк.-конф. молодых учёных, 14-18 апр. 2003 г. / Пущин. науч. центр РАН. - Пущино, 2003. - С. 150-151..
2. Бабкин В. И. Современная оценка водных ресурсов Советского Союза [Текст] / В. И. Бабкин, К. П. Воскресенский // Водные ресурсы. - 1976. - № 5. - С. 5-14.
3. Батов С. Г. Культура кактусов [Текст] / С. Г. Батов. - М. : Слог- Пресс-Спорт, 2001. - 427 с.
4. Биологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL :
http://gufo.me/bioenc_a / (дата обращения: 11.03.2017).
5. Богомолова А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - № 5. - С. 35-38.
6. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Большая Рос. энцикл., 1998. - 1456 с.
7. Вендров С. Л. Водохранилище и окружающая природная среда [Текст] / С. Л. Вендров, К. Н. Дьяконов. - М. : Наука, 1976. - 136 с.
8. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера [Текст] / В. И. Вернадский. - М. : Айрис-пресс, 2003. - 576 с.
9. Володько И. К. Микроэлементы и устойчивость растений к неблагоприятным условиям [Текст] / И. К. Володько. - Минск : Наука и техника, 1983. - 267 c.
10. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи педагогики: : материалы междунар. заоч. науч. конф., декабрь 2011 г., г. Чита / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Чита, 2011. - С. 58-65.
11. Горышина Т. К. Экология растений [Текст] : учеб. пособие для студентов ун-тов / Т. К. Горышина. - М. : Высш. шк., 1979. - 368 с.
12. Дерпгольц В. Ф. Мир воды [Текст] / В. Ф. Дерпгольц. - Л. : Недра, 1979. - 254 с.
13. Добрецова Н. В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании [Текст] / Н. В. Добрецова // Экологическое образование в школе. - 1999, - № 1. - С. 57-61.
14. Долгополов К. В. Вода - национальное достояние [Текст] : (геогр. проблемы использования водных ресурсов) / К. В. Долгополов, Е. Ф. Федорова. - М. : Мысль, 1973. - 256 с.
15. Емельянов Л. Г. Растения и вода [Текст] / Л. Г. Емельянов ; под ред. Н. С. Петинова. - Минск : Ураджай, 1977. - 160 с...