Создание специальных психологических условий для изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7
1.1. Самосознание в структуре личности 7
1.2. Особенности личностной сферы детей подросткового возраста с
нарушением слуха 12
1.3. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей
подросткового возраста с нарушением слуха при изучении самосознания 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.. 24
2.1. Обоснование выбора методик и планирование констатирующего
эксперимента 24
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения самосознания
детей подросткового возраста с нарушением слуха 27
2.3. Специфические условия изучения самосознания детей
подросткового возраста с нарушением слуха 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7
1.1. Самосознание в структуре личности 7
1.2. Особенности личностной сферы детей подросткового возраста с
нарушением слуха 12
1.3. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей
подросткового возраста с нарушением слуха при изучении самосознания 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.. 24
2.1. Обоснование выбора методик и планирование констатирующего
эксперимента 24
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения самосознания
детей подросткового возраста с нарушением слуха 27
2.3. Специфические условия изучения самосознания детей
подросткового возраста с нарушением слуха 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день развитие отечественной и зарубежной психологии представляет возможным более глубоко исследовать внутренний мир конкретной личности, его самооценки и самосознания. Однако до настоящего времени анализ этих психических явлений представляется одной из самых сложных задач в психологии. Изучение данных психологических феноменов имеет большое значение для поиска путей гармонизации развития, как отдельного человека, так и общества в целом.
Существует огромное количество подходов к понятию «самосознание» и зарубежных, и отечественных исследователей (И. С. Кон, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс и др.).
В то же время, анализ современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самосознания личности, но недостаточно четко прослеживаются особенности самосознания, становления его компонентов у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Как показывает анализ исследований самосознания личности, значительная часть работ связана с изучением частных вопросов развития самосознания на том или ином этапе детства. Большая их часть относится к подростковому периоду. Связано это непосредственно с тем, что именно в подростковом возрасте происходит качественное становление личности человека, определяется его характер и устанавливается самооценка.
Известно, что на личностное развитие детей подросткового возраста особое влияние оказывает общение в различных видах деятельности. Однако при формировании самосознания и личностных качеств детей подросткового возраста с нарушением слуха эта проблема занимает еще более значительное место, так как формирование позитивного самоуважения, саморегуляции и личностных компонентов затруднено, искажено или невозможно без специальной помощи в зависимости от степени нарушения слуховой функции.
Актуальность изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха определяется особым влиянием данного феномена на всестороннее развитие личности и формирование определенного ценностного отношения к окружающему миру. С другой стороны, оценка самосознания при нарушениях слуха является еще мало-разработанным направлением работы, связанным с преодолением трудностей вербального взаимодействия при организации диагностической процедуры.
Цель - исследование специальных психологических условий изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения самосознания;
2) подобрать и адаптировать методики диагностики самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха;
3) экспериментально изучить специфику самосознания детей
подросткового возраста с нарушением слуха;
4) конкретизировать на основе теоретического анализа и экспериментального изучения условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Объект исследования - самосознание детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования - условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Экспериментальная база - государственное казённое
образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская
школа-интернат № 13», реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы.
Количество испытуемых: 14 детей подросткового возраста. Все
испытуемые слабослышащие (II-IV степень тугоухости).
Методы:
• беседа с детьми и педагогами образовательной организации;
• констатирующий эксперимент;
• тестирование;
• метод включенного и не включенного наблюдения;
• анализ и синтез полученных данных.
Методики:
1. Методика «Q-сортировка» В. Стефансона.
2. Тест на самоуважение М. Розенберга.
3. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в
модификации А. М. Прихожан.
4. Методика «Рисунок человека» К. Маховер.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретический анализ проблемы самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха» определены основные понятия проблемы самосознания, его структура и этапы формирования, описана специфика личностного развития детей подросткового возраста с нарушением слуха и особенности их психолого-педагогического сопровождения.
Во второй главе «Экспериментальное изучение самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха» представлены методики для проведения психодиагностических процедур, их адаптация, описана экспериментальная база, представлены результаты констатирующего эксперимента и конкретизированы условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха на основе теоретического анализа и экспериментального изучения.
В заключении представлены выводы о проведенном исследовании.
В состав приложения входят стимульный материал и интерпретации методик, их адаптированный вариант, использованный в констатирующем эксперименте, бланки ответов испытуемых по методикам и продукты деятельности детей.
Существует огромное количество подходов к понятию «самосознание» и зарубежных, и отечественных исследователей (И. С. Кон, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс и др.).
В то же время, анализ современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самосознания личности, но недостаточно четко прослеживаются особенности самосознания, становления его компонентов у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Как показывает анализ исследований самосознания личности, значительная часть работ связана с изучением частных вопросов развития самосознания на том или ином этапе детства. Большая их часть относится к подростковому периоду. Связано это непосредственно с тем, что именно в подростковом возрасте происходит качественное становление личности человека, определяется его характер и устанавливается самооценка.
Известно, что на личностное развитие детей подросткового возраста особое влияние оказывает общение в различных видах деятельности. Однако при формировании самосознания и личностных качеств детей подросткового возраста с нарушением слуха эта проблема занимает еще более значительное место, так как формирование позитивного самоуважения, саморегуляции и личностных компонентов затруднено, искажено или невозможно без специальной помощи в зависимости от степени нарушения слуховой функции.
Актуальность изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха определяется особым влиянием данного феномена на всестороннее развитие личности и формирование определенного ценностного отношения к окружающему миру. С другой стороны, оценка самосознания при нарушениях слуха является еще мало-разработанным направлением работы, связанным с преодолением трудностей вербального взаимодействия при организации диагностической процедуры.
Цель - исследование специальных психологических условий изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения самосознания;
2) подобрать и адаптировать методики диагностики самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха;
3) экспериментально изучить специфику самосознания детей
подросткового возраста с нарушением слуха;
4) конкретизировать на основе теоретического анализа и экспериментального изучения условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Объект исследования - самосознание детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования - условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Экспериментальная база - государственное казённое
образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская
школа-интернат № 13», реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы.
Количество испытуемых: 14 детей подросткового возраста. Все
испытуемые слабослышащие (II-IV степень тугоухости).
Методы:
• беседа с детьми и педагогами образовательной организации;
• констатирующий эксперимент;
• тестирование;
• метод включенного и не включенного наблюдения;
• анализ и синтез полученных данных.
Методики:
1. Методика «Q-сортировка» В. Стефансона.
2. Тест на самоуважение М. Розенберга.
3. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в
модификации А. М. Прихожан.
4. Методика «Рисунок человека» К. Маховер.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретический анализ проблемы самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха» определены основные понятия проблемы самосознания, его структура и этапы формирования, описана специфика личностного развития детей подросткового возраста с нарушением слуха и особенности их психолого-педагогического сопровождения.
Во второй главе «Экспериментальное изучение самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха» представлены методики для проведения психодиагностических процедур, их адаптация, описана экспериментальная база, представлены результаты констатирующего эксперимента и конкретизированы условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха на основе теоретического анализа и экспериментального изучения.
В заключении представлены выводы о проведенном исследовании.
В состав приложения входят стимульный материал и интерпретации методик, их адаптированный вариант, использованный в констатирующем эксперименте, бланки ответов испытуемых по методикам и продукты деятельности детей.
Самосознание, как объект психологического анализа привлекает внимание ученых уже достаточно длительное время (И. С. Кон, В. С. Мерлин, И. И. Чеснокова, Р. Бернс, и др.), однако оценка этого феномена является трудной задачей, что связано с отсутствием единиц измерения данного феномена и ограничением диагностического инструментария. В основном тесты имеют рефлексивный характер. При ограничениях способности к рефлексии, что наблюдается при нарушениях слуха, подбор диагностического инструментария является особой проблемой (К. Роджерс, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн).
На сегодняшний момент имеется явный дефицит сведений о самосознании детей подросткового возраста с нарушением слуха, что обусловлено специфическими особенностями развития речи у данной категории, трудностями вербального взаимодействия при организации диагностических процедур.
Все вышесказанное стало основанием для формулировки цели выпускной квалификационной работы - исследование специальных психологических условий изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха
Поставленная цель была достигнута через решение конкретных теоретических и экспериментальных задач.
Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме изучения самосознания. В результате анализа систематизирована информация о специфике развития личностной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха, дифференцированы факторы, влияющие на формирование самосознания у данной категории лиц.
Для решения экспериментальных задач были подобраны и адаптированы методики диагностики самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха: методика «Q-сортировка» В. Стефансона, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации
А. М. Прихожан, тест на самоуважение М. Розенберга, методика «Рисунок человека» К. Маховер.
В процессе констатирующего эксперимента было обследовано 14 испытуемых, все слабослышащие (II-IV степень тугоухости). На основе полученных в ходе экспериментального изучения данных можно выделить следующие особенности самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха:
• недоразвитие самосознания, его инфантильность;
• почти половина испытуемых показала результат, говорящий о завышенном уровне притязаний;
• уровень самоуважения сформирован недостаточно;
• самооценка находится на оптимальном уровне развития;
• выявлено стремление устанавливать эмоциональные связи.
На основе полученных результатов и анализа реализованных диагностических процедур конкретизированы условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха
Исследование самосознания у лиц указанной категории требует создание следующих специфических условий:
1) использование опросников возможно только при относительно сохранной речи и понимания вербальных высказываний экспериментатора;
2) использование дополняющих друг друга методик, предполагающих различные формы активности испытуемых;
3) адаптация классических методик, использование пояснений инструкции со стороны экспериментатора и при необходимости жестовой речи.
Таким образом, цель достигнута, и задачи успешно решены.
На сегодняшний момент имеется явный дефицит сведений о самосознании детей подросткового возраста с нарушением слуха, что обусловлено специфическими особенностями развития речи у данной категории, трудностями вербального взаимодействия при организации диагностических процедур.
Все вышесказанное стало основанием для формулировки цели выпускной квалификационной работы - исследование специальных психологических условий изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха
Поставленная цель была достигнута через решение конкретных теоретических и экспериментальных задач.
Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме изучения самосознания. В результате анализа систематизирована информация о специфике развития личностной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха, дифференцированы факторы, влияющие на формирование самосознания у данной категории лиц.
Для решения экспериментальных задач были подобраны и адаптированы методики диагностики самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха: методика «Q-сортировка» В. Стефансона, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации
А. М. Прихожан, тест на самоуважение М. Розенберга, методика «Рисунок человека» К. Маховер.
В процессе констатирующего эксперимента было обследовано 14 испытуемых, все слабослышащие (II-IV степень тугоухости). На основе полученных в ходе экспериментального изучения данных можно выделить следующие особенности самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха:
• недоразвитие самосознания, его инфантильность;
• почти половина испытуемых показала результат, говорящий о завышенном уровне притязаний;
• уровень самоуважения сформирован недостаточно;
• самооценка находится на оптимальном уровне развития;
• выявлено стремление устанавливать эмоциональные связи.
На основе полученных результатов и анализа реализованных диагностических процедур конкретизированы условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха
Исследование самосознания у лиц указанной категории требует создание следующих специфических условий:
1) использование опросников возможно только при относительно сохранной речи и понимания вербальных высказываний экспериментатора;
2) использование дополняющих друг друга методик, предполагающих различные формы активности испытуемых;
3) адаптация классических методик, использование пояснений инструкции со стороны экспериментатора и при необходимости жестовой речи.
Таким образом, цель достигнута, и задачи успешно решены.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Коллективное музицирование как способ педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018





