ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 7
1.1. Самосознание в структуре личности 7
1.2. Особенности личностной сферы детей подросткового возраста с
нарушением слуха 12
1.3. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей
подросткового возраста с нарушением слуха при изучении самосознания 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.. 24
2.1. Обоснование выбора методик и планирование констатирующего
эксперимента 24
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения самосознания
детей подросткового возраста с нарушением слуха 27
2.3. Специфические условия изучения самосознания детей
подросткового возраста с нарушением слуха 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день развитие отечественной и зарубежной психологии представляет возможным более глубоко исследовать внутренний мир конкретной личности, его самооценки и самосознания. Однако до настоящего времени анализ этих психических явлений представляется одной из самых сложных задач в психологии. Изучение данных психологических феноменов имеет большое значение для поиска путей гармонизации развития, как отдельного человека, так и общества в целом.
Существует огромное количество подходов к понятию «самосознание» и зарубежных, и отечественных исследователей (И. С. Кон, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Р. Бернс, У. Джемс, К. Роджерс и др.).
В то же время, анализ современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самосознания личности, но недостаточно четко прослеживаются особенности самосознания, становления его компонентов у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Как показывает анализ исследований самосознания личности, значительная часть работ связана с изучением частных вопросов развития самосознания на том или ином этапе детства. Большая их часть относится к подростковому периоду. Связано это непосредственно с тем, что именно в подростковом возрасте происходит качественное становление личности человека, определяется его характер и устанавливается самооценка.
Известно, что на личностное развитие детей подросткового возраста особое влияние оказывает общение в различных видах деятельности. Однако при формировании самосознания и личностных качеств детей подросткового возраста с нарушением слуха эта проблема занимает еще более значительное место, так как формирование позитивного самоуважения, саморегуляции и личностных компонентов затруднено, искажено или невозможно без специальной помощи в зависимости от степени нарушения слуховой функции.
Актуальность изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха определяется особым влиянием данного феномена на всестороннее развитие личности и формирование определенного ценностного отношения к окружающему миру. С другой стороны, оценка самосознания при нарушениях слуха является еще мало-разработанным направлением работы, связанным с преодолением трудностей вербального взаимодействия при организации диагностической процедуры.
Цель - исследование специальных психологических условий изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
В соответствии с поставленной целью были выделены задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения самосознания;
2) подобрать и адаптировать методики диагностики самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха;
3) экспериментально изучить специфику самосознания детей
подросткового возраста с нарушением слуха;
4) конкретизировать на основе теоретического анализа и экспериментального изучения условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Объект исследования - самосознание детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Предмет исследования - условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Экспериментальная база - государственное казённое
образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская
школа-интернат № 13», реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы.
Количество испытуемых: 14 детей подросткового возраста. Все
испытуемые слабослышащие (II-IV степень тугоухости).
Методы:
• беседа с детьми и педагогами образовательной организации;
• констатирующий эксперимент;
• тестирование;
• метод включенного и не включенного наблюдения;
• анализ и синтез полученных данных.
Методики:
1. Методика «Q-сортировка» В. Стефансона.
2. Тест на самоуважение М. Розенберга.
3. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в
модификации А. М. Прихожан.
4. Методика «Рисунок человека» К. Маховер.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретический анализ проблемы самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха» определены основные понятия проблемы самосознания, его структура и этапы формирования, описана специфика личностного развития детей подросткового возраста с нарушением слуха и особенности их психолого-педагогического сопровождения.
Во второй главе «Экспериментальное изучение самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха» представлены методики для проведения психодиагностических процедур, их адаптация, описана экспериментальная база, представлены результаты констатирующего эксперимента и конкретизированы условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха на основе теоретического анализа и экспериментального изучения.
В заключении представлены выводы о проведенном исследовании.
В состав приложения входят стимульный материал и интерпретации методик, их адаптированный вариант, использованный в констатирующем эксперименте, бланки ответов испытуемых по методикам и продукты деятельности детей.
Самосознание, как объект психологического анализа привлекает внимание ученых уже достаточно длительное время (И. С. Кон, В. С. Мерлин, И. И. Чеснокова, Р. Бернс, и др.), однако оценка этого феномена является трудной задачей, что связано с отсутствием единиц измерения данного феномена и ограничением диагностического инструментария. В основном тесты имеют рефлексивный характер. При ограничениях способности к рефлексии, что наблюдается при нарушениях слуха, подбор диагностического инструментария является особой проблемой (К. Роджерс, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн).
На сегодняшний момент имеется явный дефицит сведений о самосознании детей подросткового возраста с нарушением слуха, что обусловлено специфическими особенностями развития речи у данной категории, трудностями вербального взаимодействия при организации диагностических процедур.
Все вышесказанное стало основанием для формулировки цели выпускной квалификационной работы - исследование специальных психологических условий изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха
Поставленная цель была достигнута через решение конкретных теоретических и экспериментальных задач.
Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме изучения самосознания. В результате анализа систематизирована информация о специфике развития личностной сферы детей подросткового возраста с нарушением слуха, дифференцированы факторы, влияющие на формирование самосознания у данной категории лиц.
Для решения экспериментальных задач были подобраны и адаптированы методики диагностики самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха: методика «Q-сортировка» В. Стефансона, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации
А. М. Прихожан, тест на самоуважение М. Розенберга, методика «Рисунок человека» К. Маховер.
В процессе констатирующего эксперимента было обследовано 14 испытуемых, все слабослышащие (II-IV степень тугоухости). На основе полученных в ходе экспериментального изучения данных можно выделить следующие особенности самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха:
• недоразвитие самосознания, его инфантильность;
• почти половина испытуемых показала результат, говорящий о завышенном уровне притязаний;
• уровень самоуважения сформирован недостаточно;
• самооценка находится на оптимальном уровне развития;
• выявлено стремление устанавливать эмоциональные связи.
На основе полученных результатов и анализа реализованных диагностических процедур конкретизированы условия изучения самосознания детей подросткового возраста с нарушением слуха
Исследование самосознания у лиц указанной категории требует создание следующих специфических условий:
1) использование опросников возможно только при относительно сохранной речи и понимания вербальных высказываний экспериментатора;
2) использование дополняющих друг друга методик, предполагающих различные формы активности испытуемых;
3) адаптация классических методик, использование пояснений инструкции со стороны экспериментатора и при необходимости жестовой речи.
Таким образом, цель достигнута, и задачи успешно решены.
1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Акатов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Аквазба, Е. О. Современные подходы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: проблемы и перспективы [Текст] / Е. О. Аквазба, С. О. Аквазба // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-2. - С. 304-308.
3. Алмазова, С. Л. Методы психологической диагностики [Текст] : учеб. пособие / С. Л. Алмазова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 116 с.
4. Антонова, Е. Е. Сущность и структура психологопедагогического сопровождения одаренного ребенка в общеобразовательной школе [Текст] / Е. Е. Антонова // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 1. - С. 25-29.
5. Артемьева, Т. В. Психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : краткий конспект лекций / Т. В. Артемьева ; Казанский фед. ун-т. - Казань, 2013. - 44 с.
6. Барлас, Т. В. Психологический практикум для «чайников». Введение в профессиональную психологию [Текст] / Т. В. Барлас. - М. : Класс, 2001. - 176 с.
7. Богдан, Н. Н. Специальная психология [Текст] / Н. Н. Богдан, М. М. Могильная ; под ред. Л. И. Александрова. - Владивосток : ВГУЭС, 2003. - 220 с.
8. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 134 с.
9. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст] / Р. М. Боскис. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1988. - 128 с.
10. Бурова, Н. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения [Текст] : метод. рекомендации педагогам дошкольных, школьных образовательных учреждений / Н. И. Бурова. - Челябинск : ЦИЦЕРО, 2017. - 70 с.
11. Волкова, Т. Г. Психология самосознания [Текст] / Т. Г. Волкова. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 294 с.
12. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] : учебник для вузов / Л. С. Выготский. - СПб. : Лань, 2003. - 654 с.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. - М. : Педагогика, 1984.
Т. 4 : Детская Психология. - 1984. - 432 с.
14. Дилео, Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация [Текст] / Д. Дилео. - М. : Апрель-Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с.
15. Дмитриев, М. Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков [Текст] / М. Г. Дмитриев,
В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. - СПб. : ПОНИ, 2010. - 316 с...