ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности межличностных отношений у детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Игровая деятельность как основа формирования межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Изучение уровня сформированности межличностных отношений у
детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Организация занятий по формированию межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Человек не может жить, не вступая в контакты с окружающими его людьми. Только в межличностных отношениях с другими людьми человек может ощутить и понять самого себя, отыскать свое место в мире, стать полноценной личностью. В дошкольном возрасте ребенок выполняет первые самостоятельные шаги в сложном мире межличностных взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта влияют на его судьбу.
Следует отметить, что существенную роль в этом отношении играет детский сад. Он содействует развитию межличностных отношений. Дошкольная группа - это генетически ранняя ступень социальной организации людей. Старшая группа детского сада выступает как развитая социально-психологическая единица, это группа детей, которые уже хорошо знают друг друга.
Известно, что первый опыт отношений становится тем фундаментом, на котором основывается дальнейшее развитие личности. От того, как сформируются отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития, а значит, и его будущая судьба.
Однако сегодня межличностные отношения детей дошкольного возраста вызывают тревогу. Это обусловлено чрезмерной «технологизацией» общественной жизни. Ни для кого не секрет, что «лучший друг» для современных детей - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
В последнее время педагоги и родители все чаще отмечают, что многие дети дошкольного возраста ощущают серьезные трудности в общении со сверстниками, выражающиеся в неумении искать подход к партнеру по общению, поддерживать и совершенствовать установленный контакт, координировать свои действия в процессе каждой деятельности, соответственно реагировать и выражать свою симпатию к определенному ребенку, отмечаются трудности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Это приводит к формированию недоверия к окружающим, пониженной самооценке, робости, замкнутости, снижению стрессоустойчивости, формированию тревожности или чрезмерной агрессивности поведения. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, важны для всесторонне развитой и самореализованной личности, являются залогом благополучия и психического здоровья.
Следует отметить, что в группе детского сада часто между детьми дошкольного возраста завязываются отношения, которые не вырабатывают у них гуманных чувств друг к другу, а, наоборот, воспитывают нечто прямо противоположное. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь подходящий «эмоциональный климат».
Формирование умений и навыков в установлении отношений с окружающими людьми, воспитание отзывчивости, сочувствия, доброты является обязательным требованием образовательных программ дошкольного воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста привлекала внимание исследователей у нас в стране и за рубежом. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека [40]. Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст является чувствительным для образования добрых чувств к другим людям [21]. Исследования Л.М. Шипицыной показывают, что ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, его отношение к другим, к себе, к миру. Недостаточные способности к общению могут вызвать межличностные и внутриличностные конфликты, которые в последующие возрастные периоды разрешить будет очень сложно, а иногда даже невозможно [47].
Исследования психологов А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игровой, являющейся основным видом деятельности дошкольника [24, 52].
В отечественной психологии под основной деятельностью подразумевается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются главные психические процессы и свойства личности, зарождаются психические новообразования, свойственные именно для данного конкретного возраста. Для детей дошкольного возраста ведущая деятельность - игровая.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [52]. Он утверждал, что в игре ребенок живет, и отпечатки этой жизни глубже остаются в нем, чем отпечатки реальной жизни.
Важность формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте, возможности, которые создает для этого игровая деятельность, обусловили тему настоящего исследования.
Объект исследования: процесс формирования межличностных отношений.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования - разработать комплекс занятий по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
- изучить особенности развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
- определить влияние игровой деятельности на развитие межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс мероприятий по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической, социологической и методической литературы. И эмпирические методы: анализ документов, наблюдение, тестирование.
База исследования:
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Подводя итог теоретическому анализу проблемы исследования, следует отметить следующее. С самого рождения человек вступает в межличностные отношения с окружающими людьми. Без взаимодействия в общении не может сформироваться его психика. В ходе межличностного общения ребенок узнает мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимосвязей взрослых, своих сверстников. Все, что ребенок старшего дошкольного возраста научится принимать и осмысливать, возникает в межличностном общении с взрослыми и с детьми.
Характерной чертой современных детей является то, что большая их часть не умеет общаться, им трудно договориться друг с другом. Проблемы, которые ощущает ребенок в межличностном общении, в особенности при организации коллективной игровой деятельности, сказываются на его нравственном и умственном развитии, поскольку опыт общения и совместная деятельность - это тот фундамент, на котором надстраивается все здание его будущего личностного развития.
Межличностные отношения представляют собой систему многообразных, избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между отдельными людьми и в группе тесного общения. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста отличаются расширением контактов, возрастанием роли сверстника, формированием стойких чувств симпатии или антипатии, дружеских предпочтений, усилением роли группы в различных видах деятельности, особенно ведущей - игровой.
Игровая деятельность, являющаяся важнейшим видом деятельности в дошкольном возрасте, непосредственно влияет на формирование и развитие межличностных отношений. Для детей дошкольного возраста игра как главная форма организации детской жизни помогает им приобрести качества доброжелательного отношения к людям, желания и стремления сделать им приятно, стать членом коллектива, найти друзей, присвоить социальный опыт взаимодействия и сотрудничества.
Для определения уровня формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в опытно-практической деятельности проведена диагностика по трем методикам. Ее результаты показали, что межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно. Уровень благополучия взаимоотношений в группе низкий. В группе выявлено пять детей как «непринятые», и шесть - как «отвергаемые».
Среди детей старшего дошкольного возраста преобладают дети со средним уровнем способности распознавать и понимать эмоциональное состояние другого; готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать; умением проявлять эмпатические реакции, эмоционально включаться в действия сверстника; выражать сопереживание сверстнику. У трети детей недостаточно сформированы навыки и умения выражения сочувствия другому ребенку, помощи в конкретном деле, без всяких условий и ожидания похвалы; решения возникшей проблемы с учетом интересов другого человека; конструктивного взаимодействия.
Также, в анализируемой группе детей проявляется низкое умение играть в коллективе. В основном здесь преобладают небольшие игровые объединения, состоящие из 2-3 человек. Что мешает полноценному развитию межличностного общения.
В отношениях сверстников присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность, возникают ссоры и конфликты, потому что дети, у которых формируются поведенческие и эмоциональные расстройства детского возраста нарушают социальные нормы и права других детей.
Для формирования эффективных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, получения ими позитивного социально-эмоционального детского опыта разработан комплекс занятий игровой деятельности, направленный на создание условий для развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Составлен тематический план занятий, подобрана картотека игр, которые способствуют формированию межличностных отношений.
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Антонова, Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре [Текст]: Автореферет дис. .к.п.н. М., 1987, 16 с.
3. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / А. В. Запорожца и В. В. Давыдова - Издательство «Просвещение». Москва, 1968. - 445 с.
4. Арушанова, А. Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников [Текст] / А. Г. Арушанова,
B. В. Коннова, Е. С. Рычагова // Детский сад от А до Я: журнал., 2014. - №5. -C. 22 - 38 .
5. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика., 2011. - № 1. - С. 74 - 85.
6. Бакаева, О. Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников [Текст] / О. Н. Бакаева // Детский сад от А до Я: журнал., 2014. - №6. - С. 96 - 100.
7. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалев, В. В. Столин - М.: Речь, 2009. - 363 с.
8. Брюхова, Н. Г. Нравственное саморазвитие человека [Текст] // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук), 2015. - № 7. - С. 289 - 301 с.
9. Брудный, А. А. К теории коммуникативного воздействия. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии [Текст] / А. А. Брудный - 6-е изд. - М.: АСД, 2011. - 446 с.
10. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р. С. Буре // Для занятий с детьми 3-7 лет - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 80 с.
11. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. - М.: Аркти, 2011. - 96 с.
Введение в практическую социальную психологию [Текст] / Под ред. Ю. М. Жукова. - М.: Мир, 2010. - 425 с.
13. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду [Текст] / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 144 с.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л. С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт., 2017. - 200 с.
15. Голубева, Н. В. Коммуникативный процесс [Текст] / Н. В. Голубева // Психологический журнал, 2010. - №4. - С. 52 - 59.
16. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая младшая группа [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 144 с.
17. Жавнерко, А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 685 - 687.
18. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] - СПб.: Питер, 2009 - 576 с.
19. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 - 7 лет
[Текст] / О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. - М.:
Просвещение, 2010.- 96 с.
20. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст]: пособие для воспитат. дет. сада / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 142 с.
21. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива [Текст]: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский - 2-е изд., доп. И перераб. - Минск : Народная асвета, 1984. - 238 с.
22. Комратова, Н. Г. Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Н. Г. Комратова, Н. В. Володина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9 (66). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 39 - 43.
23. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. 4-е изд. [Текст] / Н. В. Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 251 с.
24. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев.- М.: Смысл, 2008. - 368 с.
25. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Либроком, 2014.- 216 с.
26. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
27. Лутошкин, А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст] / А. Н. Лутошкин. - М., Педагогика, 1988. - 128 с.
28. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Под ред. Д. В. Менджерицкая, Т. А. Маркова - М., 2012. - 145 с.
29. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина // 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2009. - 456 с.
30. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / Под редакцией
A. А. Бодалева // Вступительная статья А. А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1995. - 356 с.
31. Никитина, Е. Л. Развитие межличностных отношений дошкольников в разновозрастных объединениях [Текст] / Е. Л. Никитина, Е.
B. Парфина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.- Т. 28. - С. 52 - 54.
32. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников [Текст] / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева // Образование и воспитание. - 2016. - №2.
- С. 25 - 29.
33. Пахомова, В. В. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / В. В. Пахомова // Вестник педагога» [Электронный ресурс]. -URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=6519
34. Петровский, А. В. Психология [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 10-е изд. - М.: Академия, 2012. - 511 с.
35. Печенина, Н. А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / Н. А. Печенина, И. А. Галкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы V Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 2 (5). - С. 93 - 95.
36. Психодиагностика: учебно-методический комплекс [Текст] / С. А. Беляв, Т. Л. Рыжковская, С. В. Старовойтова. - Минск: Изд-во МИУ, 2009.
- 193 с.
37. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. [Текст] / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной - М.: Издательская группа «Прогресс, 1994. - 480 с.
38. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. - М.: Педагогика, 2008. - 148 с.
39. Репина, М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Репина, Т. К. Мухина // Молодой ученый, 2015. - №9. - С. 1267 - 1269.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
41. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С. Ю. Головин.
- Минск.: Харвест, 1998. - 551 с.
42. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.- сост. В. А. Мижериков; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
43. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании /
Е.О. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2013. - №3
[Электронный ресурс]. - URL:
http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3402.pdf
44. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
45. Соколова, Е. В. Воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Соколова // Аспирант и соискатель: журнал, 2014. - №1 .- С. 33.
46. Усова, А. П. Об организации обучения дошкольников [Текст] / А. П. Усова. - 11-е изд. - М: Сфера, 2011. - 206 с.
47. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) [Текст]: Издательство: Детство - Пресс, 2010. - 384 с.
48. Фомичева, О. А. Игровая деятельность дошкольника [Текст] / О. А. Фомичева, Г. Е. Логоша // Молодой ученый, 2016. - №12. - С. 923 - 926.
49. Хайдукова, О. Ю. Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации [Текст] / О. Ю. Хайдукова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы X Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 29 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (10). - С. 90 - 93.
50. Чумовская, О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой ученый, 2016. - №10. - С. 1317 - 1318.
51. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 6¬е изд. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
52. Эльконин, Д. Б. Психология игры. 2-е изд. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: гуманит. центр ВЛАДОС, 2009. - 360 с.
53. Яковлева, И. Н. Развитие свободного общения дошкольников [Текст] / И. Н. Яковлева, С. Н. Самсонова // Общественные науки. Педагогика, 2014.-№7 - 8. - С. 152 - 154.