ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Цели контроля качества обучения и его функции 6
1.2. Виды, формы и методы контроля качества обучения 9
1.3 Виды контроля знаний в процессе изучения предмета ОБЖ 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 18
2.1 Контроль теоретических знаний обучающихся на уроках ОБЖ 18
2.2 Контроль практических умений и навыков обучающихся на уроках
ОБЖ 37
2.3 Алгоритм контроля качества обучения на уроках ОБЖ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
В современном мире, где практически вся необходимая информация содержится в открытом доступе, человек с легкостью может найти интересующие его данные. Безусловно, это очень удобно и полезно, но при всем этом - и опасно, ведь потребность в том, чтобы самостоятельно думать и запоминать информацию, стремительно падает, можно сказать, человек перестает развиваться. В большей степени это касается школьников, чья личность в силу возраста еще не до конца сформировалась и легко поддается влиянию извне. В результате дети при получении новой информации на уроках даже не пытаются запоминать ее, ссылаясь на то, что «все можно найти в интернете».
Но в случае опасной или чрезвычайной ситуации (ЧС) это чревато страшными последствиями, ведь человеку необходимо быстро мыслить и моментально принимать решения, которые будут влиять на исход дела. Как правило, столкнувшись с ЧС, человек «теряется» и не знает, что предпринять. Выход - «залезть в интернет» и найти нужную информацию, но доступ к «всемирной паутине» есть не всегда, и нужное найти тоже удается не сразу или не удается вовсе. Между тем, при чрезвычайных ситуациях, когда, например, нужно оказать первую помощь, важная каждая минута и любое промедление или неверное действие может привести к летальному исходу.
Актуальность исследования. Основополагающие принципы безопасности жизнедеятельности в идеале следует заучивать наизусть или как минимум иметь общее представление о ключевых правилах поведения при чрезвычайных ситуациях, соответственно, перед учителем ставится вопрос предельно внимательного контроля знаний обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Контроль является одним из важнейших элементов всего образовательного процесса, так как позволяет оценить эффективность используемых средств и путей обучения, проанализировать возможные недочеты и выявить способы их устранения. Кроме того, контроль стимулирует обучающихся к повышению собственного уровня знаний, воспитывает в них стремление получить высокий результат.
Контроль обучения осуществляется не стихийно, а в соответствии с определенным планом и с помощью специально разработанных методов. Так как уроки ОБЖ носят не только теоретический, но и практический характер, учителю для оценки знаний обучающихся необходимы инструменты контроля, максимально соответствующие характеру пройденной темы. В связи с этим крайне значимым является правильное составление работ и заданий для проведения контроля знаний и навыков обучающихся - что, в свою очередь, определяет потребность в едином алгоритме контроля качества обучения.
В последние десятилетия в отечественных научных кругах интенсивно изучаются проблемы, связанные с экспертизой качества обучения и ее влиянием на развитие образовательных учреждений: ряд исследований обращены к сущности понятия «качество обучения» (А.М. Новиков, Н.В. Тихомирова, А.И. Суббето), вопросам развития системы качества образования (М.Л. Агранович, В.А. Болотов, Г.А. Бордовский), проводится сравнительный анализ оценки качества образования в различных странах (Г.С. Ковалева, Л.О. Де- нищева, С.Е. Дюкова, А.С. Корощенко, В.З. Резникова, И.Е. Суравегина) [1;19].
Проблема нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время на уроках ОБЖ учителя не используют всего многообразия средств контроля.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по предмету ОБЖ.
Предмет исследования - формы и методы контроля качества обучения на уроках ОБЖ.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по организации контроля качества обучения в процессе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме обеспечения контроля качества обучения в образовательной организации.
2. Систематизировать данные о контроле качества обучения в современном образовании, выделив его цели, функции, формы, методы и виды.
3. Разработать рекомендации по проведению контроля качества обучения на уроках ОБЖ.
Структура работы:
• титульный лист;
• содержание;
• введение;
• глава 1. Контроль качества обучения в современном образовании;
• глава 2. Методика проведения контроля качества обучения в процессе изучения предмета ОБЖ;
• заключение;
• список литературы.
Контроль качества обучения - важнейшая часть целостного и основательного образовательного процесса. В первой главе, изучив понятие контроля, его цели и функции, мы пришли к выводу, что контроль знаний и умений обучающихся является неотъемлемой частью обучения в школе. Деятельность учителя по контролю может реализовываться при помощи различных видов, форм и методов проверки на определенных этапах по мере прохождения тем.
Мы выяснили, что при изучении предмета ОБЖ наибольшее внимание стоит уделять проверке практических навыков обучающихся, так как при определенных обстоятельствах от степени их отработки может зависеть жизнь и здоровье человека. Но также нельзя забывать и об остальных видах контроля для выявления качества полученных знаний и результатов обучения, ведь от уровня теоретической подготовки обучающегося так же может зависеть исход чрезвычайной ситуации.
Вторая глава посвящена методическим разработкам по контролю качества обучения на уроках ОБЖ. На примере темы 4 «Первая помощь при неотложных состояниях», изучаемой в 11 классе в разделе IV «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи» мы выяснили, что возможно проведение теоретического и практического контроля знаний обучающихся, которые могут быть осуществлены различными видами и методами, рассмотренными в первой главе. Это позволяет учителю выявить уровень знаний обучающихся, их умения и навыки, а впоследствии установить моменты, в которых у них возникало больше всего вопросов и недопонимания в рамках темы, принять меры по их устранению. Помимо этого, подобная работа учителя помогает установить «плюсы» и «минусы» своей работы, сделать её коррекцию, впоследствии понять, подходит ли тот или иной вид и метод контроля знаний для данной темы урока.
Также во второй главе мы выяснили, что немаловажной частью является правильное составление работ и заданий для проведения контроля. В процессе нашего исследования нами был разработан определенный алгоритм, который позволяет разделить работу учителя над заданиями для контроля разных видов на несколько этапов:
1. Определение цели контроля;
2. Анализ и отбор учебного материала по теме, включаемого в работу;
3. Определение примерного количества заданий, их разработка; составление инструкций к заданиям, а также критериев оценивания;
4. Проведение работы;
5. Обработка ответов; анализ результатов работы учителя и обучающихся; корректировка.
Подобный алгоритм универсален: он может использоваться учителем для разработки заданий для контроля различного вида, типа и формы.
Таким образом, поставленная нами цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2013. №3. С. 471474. URL: https://moluch.ru/archive/50/6384/ (дата обращения: 29.01.2018)
2. Гаврыш С.В. Формы и методы контроля и оценки знаний учащихся [Электронный ресурс] // Тестовые и контролирующие материалы. 2013. URL: http://g-sv.ru/drupal/node/124 (дата обращения: 03.02.2018)
3. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. М.: Дрофа, 2009. 271 с.
4. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 474 с.
5. Об образовании [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 26 декабря 2012 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 19 февраля 2018 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изм. и доп., вступ. в силу с 16 февраля 2016 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантП- люс».
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изм. и доп., вступ. в силу с 07 августа 2017 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://обж.рф (дата обращения: 28.02.2018)
9. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: справочное издание / электр. б-ка гуманит. наук. Москва, 1993-1999. URL: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php (дата обращения: 11.02.2018)
10. Сафарова Г.М. Диагностика и контроль оценки знаний, умений и навыков в школе [Электронный ресурс] // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2015. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/965/15209 (дата обращения: 09.04.2018)
11. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. Новосибирск: НГАУ, 2008. 166 с.
12. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
13. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А. Т. Смирнова. 1011 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. М.: Просвещение, 2016. 63 с.
14. Смирнов А.Т. Методические рекомендации по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. М.: Просвещение, 2016. 64 с.
15. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2016. 324 с...