Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ ПО РАЗДЕЛУ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Работа №98029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ 7
1.1. Основные понятия и роль межпредметных связей предмета ОБЖ с
другими учебными предметами 7
1.2. Межпредметные связи предмета ОБЖ с другими учебными предметами
и работа учителя по формированию межпредметных связей 12
1.3. Формирование межпредметных связей предмета ОБЖ с другими
учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ» 26
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» 31
2.1. Разработка план-конспектов урока ОБЖ по разделу «Основы ЗОЖ» с
применением межпредметных связей 31
2.2. Результаты формирования межпредметных связей предмета ОБЖ с
другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ» 41
2.3. Рекомендации по применению межпредметных связей предмета ОБЖ с
другими учебными предметами по разделу «Основы здорового образа жизни» 46
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

В настоящее время во всех образовательных организациях Российской Федерации ярко выражена система интеграции учебных предметов. Именно использование педагогами межпредметных связей является важнейшим фак­тором совершенствования процесса обучения в целом и на всех его уровнях.
Межпредметные связи формируют у обучающихся способность к син­тезу знаний из разных предметов, способность в единичном видеть общее и наоборот. Также интеграция учебного материала в образовательной органи­зации выступает как потребность развивающего обучения и побуждает само­го учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учи­телями.
Необходимость использования межпредметных связей в обучении под­держивали многие педагоги, - Крупская Н.К., Ушинский К.Д., Одоевский В.Ф., для формирования у обучающихся истинной системы знаний и пра­вильного миропонимания. Таким образом, применять межпредметные связи необходимо абсолютно на каждом из учебных предметов [11].
Проанализировав различные рабочие программы учебных предметов, мы пришли к выводу, что одним из предметов, которые имеют большее ко­личество межпредметных связей с другими учебными предметами, является предмет основы безопасности жизнедеятельности. Данный предмет имеет интеграционные пересечения с такими учебными предметами как физическая культура, география, биология, химия, физика, история, обществознание, экология.
Целью учебного предмета ОБЖ является формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся, а одной из актуальных за­дач - убеждение обучающихся в необходимости вести здоровый образ жиз­ни. Значимость и актуальность выполнения данной задачи заключается в том, что с каждым годом состояние здоровья обучающихся российских школ ухудшается. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, в настоящее время из 13,4 миллионов школьников больше полови­ны - 53% имеют ослабленное здоровье. Продолжается ежегодный рост пока­зателей болезней нервной и сердечно-сосудистой систем, заболеваний орга­нов дыхания. Общая заболеваемость школьников в возрасте до 14 лет за по­следние 5 лет возросла на 16%, а обучающихся в возрасте от 15 до 18 лет - на 18%. Согласно статистике, лишь 10% выпускников российских образова­тельных организаций отнесены к категории здоровых [37]. Такая неутеши­тельная статистика является прямым основанием формирования у обучаю­щихся необходимости в ведении здорового образа жизни.
У термина «здоровый образ жизни» существует множество определе­ний, одно из которых - это образ жизни, направленный на укрепления здоро­вья и повышения иммунитета [42]. А ведение такого образа необходимо в со­временном мире, ведь жизнь человека стала намного сложнее, темп жизни постоянно увеличивается, в связи с этим возникают стрессы, переутомления, возрастает психологическая нагрузка, а экологическая обстановка оставляет желать лучшего.
Согласно исследованию, проведенному в 2017 году, 13,1% россиян считают, что однозначно ведут здоровый образ жизни, 42,2% ответили «ско­рее да, чем нет», 37,3% считают, что скорее не ведут здоровый образ жизни, а однозначно не ведут - 7,4% россиян. Кроме того, опрошенные считают, что здоровый образ жизни заключается в следующем: правильное питание - 62,3%, отказ от вредных привычек - 61,2%, занятия физической культурой и спортом - 58,6%, необходимость жить ближе к природе - 22,8%, и лишь 31,3% опрошенных ведением здорового образа жизни считают все перечис­ленное. Также 42,2% считают, что ведение здорового образа жизни невоз­можно без высокого уровня материального достатка [20].
Из приведенного исследования мы видим, что у населения нашей стра­ны нет правильного представления о здоровом образе жизни и о правилах его ведения. Мы считаем, что для поддержания и улучшения статистики обу­чающимся необходимо прививать правильные знания о здоровом образе жизни, формировать необходимость его соблюдения различными способами: увеличить время на изучение раздела «Основы здорового образа жизни» пу­тем сокращения часов на другие разделы и темы, дать обучающимся основы здорового образа жизни на самостоятельное обучение. Но самым эффектив­ным способом будет использование на уроках ОБЖ межпредметных связей с другими учебными предметами.
Таким образом, актуальность нашего исследования состоит в том, что учитель ОБЖ должен владеть методиками обучения с применением меж- предметых связей, при которых обучающиеся соблюдали бы здоровый образ жизни.
Проблема исследования: каким образом должна быть выстроена ра­бота учителя ОБЖ по формированию межпредметных связей при изучении раздела «Основы ЗОЖ» для эффективного формирования у обучающихся знаний о ведении здорового образа жизни.
Объект исследования: образовательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: использование межпредметных связей пред­мета ОБЖ с другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ».
Цель работы: разработать методические рекомендации по примене­нию межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ» для повышения знаний у обучающихся в области соблюдения здорового образа жизни. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и нормативно-правовую лите­ратуру по теме нашего исследования;
2. Рассмотреть и проанализировать методические пособия по при­менению межпредметных связей предмета ОБЖ в другими учебными пред­метами.
3. Разработать методические рекомендации по формированию меж­предметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами по раз­делу «Основы ЗОЖ».
База исследования: МАОУ СОШ №68 г. Екатеринбурга.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
1. Теоретические методы (изучение и анализ информационных ис­точников по исследуемой проблеме - базовые понятия, рабочие программы по ОБЖ и другим учебным предметам, учебная литература, нормативные до­кументы);
2. Практические методы (анкетирование, обработка и обобщение полученного материала).
Практическая значимость: разработанные рекомендации должны способствовать формированию знаний и умений у обучающихся, необходи­мых для правильного соблюдения ими здорового образа жизни.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа со­стоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка исполь­зованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема ведения здорового образа жизни очень актуальна. С каждым годом состояние здоровья молодежи ухудшается, мо­лодеют многие болезни, дети рождаются с патологиями и различными забо­леваниями.
Согласно проведенным исследованиям, в нашей стране всего лишь 10% выпускников образовательных организаций можно отнести к категории здо­ровых. Такая неутешительная статистика является прямым основанием фор­мирования у обучающихся необходимости в ведении здорового образа жиз­ни. Здоровый образ жизни - это образ жизни, направленный на укрепления здоровья и повышения иммунитета.
Формирование здорового образа жизни начинается еще в образова­тельной организации и является одной из основных задач предмета ОБЖ. Но, как показывает статистика, у населения нашей страны нет правильного пред­ставления о ведении здорового образа жизни.
Для улучшения статистики обучающимся необходимо прививать пра­вильные знания о здоровом образе жизни, формировать необходимость его соблюдения различными способами: увеличить время на изучение раздела «Основы здорового образа жизни» путем сокращения часов на другие разде­лы и темы, дать обучающимся основы здорового образа жизни на самостоя­тельное обучение. Но самым эффективным способом будет использование на уроках ОБЖ межпредметных связей с другими учебными предметами.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами, а именно:
• Изучили основные понятия и роль межпредметных связей пред­мета ОБЖ с другими учебными предметами;
• Перечислили и дали характеристику учебным предметам, имею­щим межпредметные связи с предметом ОБЖ, проанализировали рабочие программы для выделения данных учебных предметов;
• Описали работу учителя ОБЖ по формированию межпредметных связей с другими учебными предметами, а также раскрыли взаимодействие учителей-предметников по организации межпредметных связей интегрируе­мых предметов;
• Выделили учебные предметы, имеющие межпредметные связи с предметов ОБЖ по разделу «Основы ЗОЖ».
Проанализировав рабочие программы Смирнова Б.О., мы увидели, что предмет ОБЖ имеет большое количество межпредметных связей с такими предметами, как физическая культура, биология, химия, обществознание, ис­тория, география. Также в ходе анализа рабочих программ по приведенным предметам, мы выяснили, что раздел «Основы ЗОЖ» учебного предмета ОБЖ имеет межпредметные связи с такими предметами, как биология, физи­ческая культура, обществознание, физика, химия.
Во второй главе нашей работы мы раскрыли формирование межпред­метных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ». Для этого мы, совместно с учителями биологии, обществоз­нания и физической культуры, разработали план-конспекты с применением межпредметных связей, а также провели совместные занятия.
При взаимодействии с учителем биологии мы разработали бинарный урок на тему «Вредные привычки, влияние на здоровье человека и их профи­лактика». При взаимодействии с учителями обществознания и физической культуры, нами был разработан интегрированный урок на тему «Индивиду­альное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благопо­лучие».
Для того, чтобы показать эффективность проведения интегрированного и бинарного занятий, нами были выделены экспериментальные классы и проведены тестирования обучающихся.
В результате тестирования мы сделали вывод о том, что у обучающих­ся экспериментальных классов, в которых проводились уроки межпредмет­ного характера, наблюдается формирование системности мышления, что способствует более полному и правильному формированию знаний о веде­нии здорового образа жизни. У экспериментального класса, в котором прово­дились традиционные уроки по ОБЖ способности к синтезу знаний из раз­личных предметов не выявлено.
Также мы разработали методические рекомендации по применению межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ». При разработке данных рекомендаций мы изучили и проанализировали соответствующие литературные источники, рабочие про­граммы по ОБЖ, ФГОС. Мы считаем, что разработанные нами методические рекомендации будут способствовать формированию правильного и полного представления у обучающихся о ведении здорового образа жизни.
По итогам нашего исследования, можно сделать вывод о том, что при­менение межпредметных связей на уроках ОБЖ по разделу «Основы ЗОЖ» способствует развитию системного мышления и формированию у обучаю­щихся правильных знаний о ведении здорового образа жизни.
Таким образом, цель нашей выпускной квалификационной работы дос­тигнута, поставленные задачи выполнены.


1. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования. Учебное пособие, 2014.
2. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятий­но-терминологический словарь / В.В. Гафнер. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.
3. Гафнер В.В. Педагогика безопасности: особенности развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности в он­тогенезе // Известия Российской академии образования. - 2012.
4. Гафнер В.В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения. Уральский государственный педагогический универси­тет, г. Екатеринбург, Россия.
5. Гафнер В.В. Физическая культура и безопасность жизнедеятель­ности - пути научного взаимодействия в педагогике безопасности // Физиче­ская культура и безопасность жизнедеятельности: пути взаимодействия: ма­териалы научно-практической конференции; Нижний Тагил, 9-10 ноября 2011 г. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально­педагогическая академия, 2012.
6. Загуменных М.А. Гафнер В.В. Культура безопасности: содержа­ние, понятие и вопросы формирования. Грани педагогики безопасности: ма­териалы всероссийской научной студенческой конференции с международ­ным участием, Екатеринбург, 11 декабря 2015 г. / сост. и ред. В. В. Гафнер, А. Н. Павлова; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2015.
7. Использование межпредметных связей в обучении основам безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Использование межпредметных связей в обучении основам безопасности жизнедеятельно­сти. URL: http://www.newreferat.com/ref-47245-2.html (Дата обращения: 5.03.2018).
8. Интегрированные и бинарные уроки [Электронный ресурс] // Ин-
тегрированные и бинарные уроки. URL:
https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki-chto-obshchiegho-i- v-chiom-raznitsa.html (Дата обращения: 5.03.2018).
9. Леонтьева И.А. Безопасности жизнедеятельности. Краткий кон­спект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сост. И.А. Леонтьева. - Елабуга: Изд-во Елабуж. ин-та КФУ, 2014.
10. Межпредметные связи в обучении [Электронный ресурс] //
Классификация. Виды межпредметных связей. URL:
http://www.newreferat.com/ref-47568-2.html (Дата обращения: 6.03.2018).
11. Межпредметные связи в обучении [Электронный ресурс] // Меж­предметные связи как педагогическая проблема. URL:
http://mirznanii.com/a/176781/mezhpredmetnye-svyazi-v-obuchenii (Дата обра­щения: 5.03.2018).
12. Межпредметные связи в преподавании [Электронный ресурс] //
Понятие и классификация межпредметных связей. URL:
https://vuzlit.ru/441324/ponyatie_klassifikatsiya_mezhpredmetnyh_svyazey (Дата обращения: 28.02.2018).
13. Межпредметные связи как одно из направлений повышения ка­
чества образования [Электронный ресурс] // Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества образования. URL:
https://infourok.ru/doklad_mezhpredmetnye_svyazi_kak_odno_iz_napravleniy_po vysheniya_kachestva_obrazovaniya-302807.htm (Дата обращения 28.02.2018).
14. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие, ФГБОУ ВПО «Уральский государст­венный педагогический университет». - Екатеринбург, 2011.
15. Метод проектов [Электронный ресурс] // Метод проектов. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204619 (Дата обращения 2.04.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ