ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ 7
1.1. Основные понятия и роль межпредметных связей предмета ОБЖ с
другими учебными предметами 7
1.2. Межпредметные связи предмета ОБЖ с другими учебными предметами
и работа учителя по формированию межпредметных связей 12
1.3. Формирование межпредметных связей предмета ОБЖ с другими
учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ» 26
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДМЕТА ОБЖ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» 31
2.1. Разработка план-конспектов урока ОБЖ по разделу «Основы ЗОЖ» с
применением межпредметных связей 31
2.2. Результаты формирования межпредметных связей предмета ОБЖ с
другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ» 41
2.3. Рекомендации по применению межпредметных связей предмета ОБЖ с
другими учебными предметами по разделу «Основы здорового образа жизни» 46
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
В настоящее время во всех образовательных организациях Российской Федерации ярко выражена система интеграции учебных предметов. Именно использование педагогами межпредметных связей является важнейшим фактором совершенствования процесса обучения в целом и на всех его уровнях.
Межпредметные связи формируют у обучающихся способность к синтезу знаний из разных предметов, способность в единичном видеть общее и наоборот. Также интеграция учебного материала в образовательной организации выступает как потребность развивающего обучения и побуждает самого учителя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями.
Необходимость использования межпредметных связей в обучении поддерживали многие педагоги, - Крупская Н.К., Ушинский К.Д., Одоевский В.Ф., для формирования у обучающихся истинной системы знаний и правильного миропонимания. Таким образом, применять межпредметные связи необходимо абсолютно на каждом из учебных предметов [11].
Проанализировав различные рабочие программы учебных предметов, мы пришли к выводу, что одним из предметов, которые имеют большее количество межпредметных связей с другими учебными предметами, является предмет основы безопасности жизнедеятельности. Данный предмет имеет интеграционные пересечения с такими учебными предметами как физическая культура, география, биология, химия, физика, история, обществознание, экология.
Целью учебного предмета ОБЖ является формирование культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся, а одной из актуальных задач - убеждение обучающихся в необходимости вести здоровый образ жизни. Значимость и актуальность выполнения данной задачи заключается в том, что с каждым годом состояние здоровья обучающихся российских школ ухудшается. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития, в настоящее время из 13,4 миллионов школьников больше половины - 53% имеют ослабленное здоровье. Продолжается ежегодный рост показателей болезней нервной и сердечно-сосудистой систем, заболеваний органов дыхания. Общая заболеваемость школьников в возрасте до 14 лет за последние 5 лет возросла на 16%, а обучающихся в возрасте от 15 до 18 лет - на 18%. Согласно статистике, лишь 10% выпускников российских образовательных организаций отнесены к категории здоровых [37]. Такая неутешительная статистика является прямым основанием формирования у обучающихся необходимости в ведении здорового образа жизни.
У термина «здоровый образ жизни» существует множество определений, одно из которых - это образ жизни, направленный на укрепления здоровья и повышения иммунитета [42]. А ведение такого образа необходимо в современном мире, ведь жизнь человека стала намного сложнее, темп жизни постоянно увеличивается, в связи с этим возникают стрессы, переутомления, возрастает психологическая нагрузка, а экологическая обстановка оставляет желать лучшего.
Согласно исследованию, проведенному в 2017 году, 13,1% россиян считают, что однозначно ведут здоровый образ жизни, 42,2% ответили «скорее да, чем нет», 37,3% считают, что скорее не ведут здоровый образ жизни, а однозначно не ведут - 7,4% россиян. Кроме того, опрошенные считают, что здоровый образ жизни заключается в следующем: правильное питание - 62,3%, отказ от вредных привычек - 61,2%, занятия физической культурой и спортом - 58,6%, необходимость жить ближе к природе - 22,8%, и лишь 31,3% опрошенных ведением здорового образа жизни считают все перечисленное. Также 42,2% считают, что ведение здорового образа жизни невозможно без высокого уровня материального достатка [20].
Из приведенного исследования мы видим, что у населения нашей страны нет правильного представления о здоровом образе жизни и о правилах его ведения. Мы считаем, что для поддержания и улучшения статистики обучающимся необходимо прививать правильные знания о здоровом образе жизни, формировать необходимость его соблюдения различными способами: увеличить время на изучение раздела «Основы здорового образа жизни» путем сокращения часов на другие разделы и темы, дать обучающимся основы здорового образа жизни на самостоятельное обучение. Но самым эффективным способом будет использование на уроках ОБЖ межпредметных связей с другими учебными предметами.
Таким образом, актуальность нашего исследования состоит в том, что учитель ОБЖ должен владеть методиками обучения с применением меж- предметых связей, при которых обучающиеся соблюдали бы здоровый образ жизни.
Проблема исследования: каким образом должна быть выстроена работа учителя ОБЖ по формированию межпредметных связей при изучении раздела «Основы ЗОЖ» для эффективного формирования у обучающихся знаний о ведении здорового образа жизни.
Объект исследования: образовательный процесс в образовательной организации.
Предмет исследования: использование межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ».
Цель работы: разработать методические рекомендации по применению межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ» для повышения знаний у обучающихся в области соблюдения здорового образа жизни. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и нормативно-правовую литературу по теме нашего исследования;
2. Рассмотреть и проанализировать методические пособия по применению межпредметных связей предмета ОБЖ в другими учебными предметами.
3. Разработать методические рекомендации по формированию межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ».
База исследования: МАОУ СОШ №68 г. Екатеринбурга.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
1. Теоретические методы (изучение и анализ информационных источников по исследуемой проблеме - базовые понятия, рабочие программы по ОБЖ и другим учебным предметам, учебная литература, нормативные документы);
2. Практические методы (анкетирование, обработка и обобщение полученного материала).
Практическая значимость: разработанные рекомендации должны способствовать формированию знаний и умений у обучающихся, необходимых для правильного соблюдения ими здорового образа жизни.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В настоящее время проблема ведения здорового образа жизни очень актуальна. С каждым годом состояние здоровья молодежи ухудшается, молодеют многие болезни, дети рождаются с патологиями и различными заболеваниями.
Согласно проведенным исследованиям, в нашей стране всего лишь 10% выпускников образовательных организаций можно отнести к категории здоровых. Такая неутешительная статистика является прямым основанием формирования у обучающихся необходимости в ведении здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это образ жизни, направленный на укрепления здоровья и повышения иммунитета.
Формирование здорового образа жизни начинается еще в образовательной организации и является одной из основных задач предмета ОБЖ. Но, как показывает статистика, у населения нашей страны нет правильного представления о ведении здорового образа жизни.
Для улучшения статистики обучающимся необходимо прививать правильные знания о здоровом образе жизни, формировать необходимость его соблюдения различными способами: увеличить время на изучение раздела «Основы здорового образа жизни» путем сокращения часов на другие разделы и темы, дать обучающимся основы здорового образа жизни на самостоятельное обучение. Но самым эффективным способом будет использование на уроках ОБЖ межпредметных связей с другими учебными предметами.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты организации межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами, а именно:
• Изучили основные понятия и роль межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами;
• Перечислили и дали характеристику учебным предметам, имеющим межпредметные связи с предметом ОБЖ, проанализировали рабочие программы для выделения данных учебных предметов;
• Описали работу учителя ОБЖ по формированию межпредметных связей с другими учебными предметами, а также раскрыли взаимодействие учителей-предметников по организации межпредметных связей интегрируемых предметов;
• Выделили учебные предметы, имеющие межпредметные связи с предметов ОБЖ по разделу «Основы ЗОЖ».
Проанализировав рабочие программы Смирнова Б.О., мы увидели, что предмет ОБЖ имеет большое количество межпредметных связей с такими предметами, как физическая культура, биология, химия, обществознание, история, география. Также в ходе анализа рабочих программ по приведенным предметам, мы выяснили, что раздел «Основы ЗОЖ» учебного предмета ОБЖ имеет межпредметные связи с такими предметами, как биология, физическая культура, обществознание, физика, химия.
Во второй главе нашей работы мы раскрыли формирование межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ». Для этого мы, совместно с учителями биологии, обществознания и физической культуры, разработали план-конспекты с применением межпредметных связей, а также провели совместные занятия.
При взаимодействии с учителем биологии мы разработали бинарный урок на тему «Вредные привычки, влияние на здоровье человека и их профилактика». При взаимодействии с учителями обществознания и физической культуры, нами был разработан интегрированный урок на тему «Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие».
Для того, чтобы показать эффективность проведения интегрированного и бинарного занятий, нами были выделены экспериментальные классы и проведены тестирования обучающихся.
В результате тестирования мы сделали вывод о том, что у обучающихся экспериментальных классов, в которых проводились уроки межпредметного характера, наблюдается формирование системности мышления, что способствует более полному и правильному формированию знаний о ведении здорового образа жизни. У экспериментального класса, в котором проводились традиционные уроки по ОБЖ способности к синтезу знаний из различных предметов не выявлено.
Также мы разработали методические рекомендации по применению межпредметных связей предмета ОБЖ с другими учебными предметами по разделу «Основы ЗОЖ». При разработке данных рекомендаций мы изучили и проанализировали соответствующие литературные источники, рабочие программы по ОБЖ, ФГОС. Мы считаем, что разработанные нами методические рекомендации будут способствовать формированию правильного и полного представления у обучающихся о ведении здорового образа жизни.
По итогам нашего исследования, можно сделать вывод о том, что применение межпредметных связей на уроках ОБЖ по разделу «Основы ЗОЖ» способствует развитию системного мышления и формированию у обучающихся правильных знаний о ведении здорового образа жизни.
Таким образом, цель нашей выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
1. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования. Учебное пособие, 2014.
2. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийно-терминологический словарь / В.В. Гафнер. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.
3. Гафнер В.В. Педагогика безопасности: особенности развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности в онтогенезе // Известия Российской академии образования. - 2012.
4. Гафнер В.В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения. Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия.
5. Гафнер В.В. Физическая культура и безопасность жизнедеятельности - пути научного взаимодействия в педагогике безопасности // Физическая культура и безопасность жизнедеятельности: пути взаимодействия: материалы научно-практической конференции; Нижний Тагил, 9-10 ноября 2011 г. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социальнопедагогическая академия, 2012.
6. Загуменных М.А. Гафнер В.В. Культура безопасности: содержание, понятие и вопросы формирования. Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной студенческой конференции с международным участием, Екатеринбург, 11 декабря 2015 г. / сост. и ред. В. В. Гафнер, А. Н. Павлова; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2015.
7. Использование межпредметных связей в обучении основам безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Использование межпредметных связей в обучении основам безопасности жизнедеятельности. URL: http://www.newreferat.com/ref-47245-2.html (Дата обращения: 5.03.2018).
8. Интегрированные и бинарные уроки [Электронный ресурс] // Ин-
тегрированные и бинарные уроки. URL:
https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki-chto-obshchiegho-i- v-chiom-raznitsa.html (Дата обращения: 5.03.2018).
9. Леонтьева И.А. Безопасности жизнедеятельности. Краткий конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сост. И.А. Леонтьева. - Елабуга: Изд-во Елабуж. ин-та КФУ, 2014.
10. Межпредметные связи в обучении [Электронный ресурс] //
Классификация. Виды межпредметных связей. URL:
http://www.newreferat.com/ref-47568-2.html (Дата обращения: 6.03.2018).
11. Межпредметные связи в обучении [Электронный ресурс] // Межпредметные связи как педагогическая проблема. URL:
http://mirznanii.com/a/176781/mezhpredmetnye-svyazi-v-obuchenii (Дата обращения: 5.03.2018).
12. Межпредметные связи в преподавании [Электронный ресурс] //
Понятие и классификация межпредметных связей. URL:
https://vuzlit.ru/441324/ponyatie_klassifikatsiya_mezhpredmetnyh_svyazey (Дата обращения: 28.02.2018).
13. Межпредметные связи как одно из направлений повышения ка
чества образования [Электронный ресурс] // Межпредметные связи как одно из направлений повышения качества образования. URL:
https://infourok.ru/doklad_mezhpredmetnye_svyazi_kak_odno_iz_napravleniy_po vysheniya_kachestva_obrazovaniya-302807.htm (Дата обращения 28.02.2018).
14. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2011.
15. Метод проектов [Электронный ресурс] // Метод проектов. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204619 (Дата обращения 2.04.2018)...