Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ В
РАМКАХ ПРЕДМЕТА ОБЖ 6
1.1 Воспитание. Культура безопасности жизнедеятельности 6
1.2 Направления воспитания в рамках предмета ОБЖ 9
1.2.1 Духовно-нравственное воспитание 9
1.2.2 Физическое воспитание 12
1.2.3 Эстетическое воспитание 13
1.2.4 Гражданское воспитание 14
1.2.5 Правовое воспитание 15
1.2.6 Патриотическое воспитание 17
1.2.7 Трудовое воспитание 20
1.2.8 Экономическое воспитание 21
1.2.9 Экологическое воспитание 22
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ ВОСПИТАНИЯ В
РАМКАХ ПРЕДМЕТА ОБЖ 26
2.1 Методы воспитания 26
2.2 Формы воспитания 29
2.3 Реализация воспитательного потенциала предмета ОБЖ через
применение различных форм и методов воспитания 39
Заключение 49
Список литературы 50
Одной из главных задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является воспитание «личности безопасного типа», которая хорошо знакома с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций, с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознаёт их важность и стремится решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. Изучение предмета дает возможность учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и действии в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и сформировать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей. В ходе изучения основ безопасности жизнедеятельности выполняется моделирование ряда опасных ситуаций, с которыми учащиеся могут столкнуться в реальной жизни. Таким образом, школьники могут моделировать предстоящие действия, учатся проектировать свои поступки в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вкладывая в данный процесс определенный личностный смысл.
Особенность предмета ОБЖ состоит в том, что он имеет практическую направленность для подготовки молодежи к жизни. Довольно часто возникают чрезвычайные ситуации природного характера, сложившиеся в результате природных явлений (стихийных бедствий). Например, в 2017 году стихийные бедствия и техногенные катастрофы унесли 8186 жизней. (из Женевского докладе Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОКК и КП) [15]. Поэтому людям необходимо знать, что надо выполнить в той или иной ситуации природного характера, чтобы постараться спасти себя, своих близких. Большое количество примеров ЧС природного характера и необходимых действий в этих ситуациях рассматривается на уроках ОБЖ.
Человек - это биосоциальное существо, и часто рискует своей жизнью, находясь в среде своего обитания. Системно и в полном объеме предмет ОБЖ рассматривает вопросы, связанные со средой обитания человека, с тем, какие травмы он может получить и как оказать ему первую помощь, чтобы сохранить жизнь, как избежать инфекционных заболеваний, как не стать наркоманом или алкоголиком, со здоровым образом жизни и его составляющими, как организовать свою жизнь, чтобы жить долго и счастливо.
Современное производство использует огромное количество различных веществ, в том числе и опасных для людей. Теперь практически любая авария может навредить не только работникам самого предприятия, но и окружающему населению, которое к нему никакого отношения не имеет. Одна из задач предмета ОБЖ научить человека правильно вести себя при техногенной аварии, чтобы спасти себя и помочь окружающим людям.
Именно предмет ОБЖ воспитывает человека, способного быстро и грамотно оценивать ситуацию, принимать исключительно правильное решение, от которого зависит не только здоровье, но нередко и жизнь попавшего в ЧС человека. Можно с полной уверенностью сказать, что предмет ОБЖ и его воспитательный потенциал важен и наиболее актуален в наши дни.
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: методы и формы воспитания в процессе преподавания предмета ОБЖ.
Цель работы: Разработать методические рекомендации по применению различных форм, методов и средств воспитания на уроках ОБЖ для достижения планируемых результатов ФГОС
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать основные направления воспитания в рамках предмета ОБЖ.
2. Проанализировать и систематизировать методы и формы воспитания.
3. Разработать рекомендации по применению различных методов и форм воспитания на уроках ОБЖ для достижения планируемых результатов ФГОС.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Подводя итог нашей работы, мы можем сделать ряд выводов. Во- первых, мы выделили основные направления воспитания по предмету ОБЖ, которые тесно и неразрывно связанны, а их взаимодействие позволяет сформировать личность безопасного типа из обучающихся и воспитать у них культуру безопасности жизнедеятельности, что является основной целью обучения и воспитания по предмету ОБЖ.
Во вторых мы изучили методы и формы воспитания и пришли к выводу, что при выборе форм и методов воспитания стоит учитывать: возрастные особенности детей, уровень сформированности коллектива, личностные и индивидуальные особенности детей, условия и средства воспитания, время воспитания.
В третьих, опираясь на используемые рабочие программы, а так же на изученные формы и методы воспитания, мы разработали некоторые методические рекомендации по их применению в рамках предмета ОБЖ для достижения планируемых результатов ФГОС и максимальному раскрытию воспитательного потенциала предмета ОБЖ, которые представлены во второй главе. В заключение следует отметить, что реализация воспитательного потенциала уроков ОБЖ, для повышения культуры безопасности жизнедеятельности возможна если работа по ее максимальному раскрытию проводится комплексно, систематично, планомерно, воспитание идет совместно с обучением, а все изучаемые опасные и ЧС прочувствованы, пережиты и безусловно поняты.
1. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Чем занять детей. Методическое пособие. — Кострома: РЦ НИТ «Эврика - М», 2008.
2. Гафнер В.В., Ширшов В.Д. эстетическое воспитание учащихся при изучении предмета «основы безопасности жизнедеятельности» [Текст]// Научный журнал на тему: Народное образование. Педагогика. - 2017. -4445 с.
3. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России - М, Просвещение, 2009
4. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников - М: Просвещение, 2016.;
6. Основы психологии и педагогики [Текст]: Курс лекций . - 3-е изд.,
стереотип./ Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. - К.: МАУП, 2002. - 168 с
7. Письмо Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях».
8. Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в формировании гражданственности и патриотизма школьников. / Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С.295-298.
9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т/ гл. ред В. В. Давыдов. — М. 1993. — Т 1. А -М.
10. Сидоров С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. вуза. / С.В. Сидоров. -Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2004. -122 с
11. Титова Е. В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
12. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 2000
13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413, с. 21.].
14. Шарапов А.А., Киселева Э.М., «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности»,
Ежемесячный научный журнал «Молодой ученый». 2015, №6.4. стр.22
15. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие для студ./ Вузов П.Э., Шлендер, В.М. Маслова, С.И. Подгаецкий. - М.: Академия, 2011. - 327 с.]
16. Более 8 тысяч человек погибли в 2017 году в результате бедствий и катастроф [Электронный ресурс] // ТАСС Информационное агентство России URL: http://tass.ru/proisshestviya/2286481.