Духовно-нравственное развитие детей в Центре социальной помощи семье и детям
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Духовно-нравственное развитие личности как социально-педагогическое явление 6
1.2. Формы и методы духовно-нравственного развития 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ.... 24
2.1. Специфика деятельности Центра социальной помощи семье и
детям 24
2.2. Изучение уровня духовно-нравственного развития детей в
условиях Центра социальной помощи семье и детям 36
2.3. Рекомендации по духовно-нравственному развитию детей в
условиях Центра социальной помощи семье и детям 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Духовно-нравственное развитие личности как социально-педагогическое явление 6
1.2. Формы и методы духовно-нравственного развития 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ.... 24
2.1. Специфика деятельности Центра социальной помощи семье и
детям 24
2.2. Изучение уровня духовно-нравственного развития детей в
условиях Центра социальной помощи семье и детям 36
2.3. Рекомендации по духовно-нравственному развитию детей в
условиях Центра социальной помощи семье и детям 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Вопрос воспитания и развития детей всегда был острым для человечества на любом этапе его развития. Каждому историческому периоду были свойственны определенные подходы в воспитании и развитии на основе существующих ценностей и идеалов. После изменений в государственном и политическом строе 90-х годов ХХ века идеалы и мировоззрение граждан изменились, это привело к тому, что массовая культура плотно вошла в социальную жизнь, а педагогическое воздействие ушло на второй план.
В сегодняшней России эта проблема также не утратила своей значимости. В то время, когда родители заняты экономическим вопросом выживания в современном мире, ребенку дома предоставляется абсолютная свобода, в которой активно присутствуют Интернет, телевидение, пресса, давно забывшие о понятии «цензура». Главная ценность в обществе сегодня - деньги. Именно поэтому приоритетным направлением современной российской политики является развитие у подрастающего поколения духовно-нравственных идеалов. Представляя ежегодное послание Федеральному собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г., Президент России подчеркнул: «Словом, российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития. Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные задачи. И они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой» [31].
Актуальность настоящего исследования подтверждается тем, что на сегодняшний момент уровень духовно-нравственного развития детей не достаточно высок. Особенно остро проявляется проблема формирования духовно-нравственных ориентиров у детей из неблагополучных семей. Постоянные контакты ребенка с безнравственным поведением близких, примеры асоциальных поступков приводят к тому, что дети следуют отрицательным образцам поведения. Все сказанное делает проблему создания условий для становления духовно-нравственных качеств личности ребенка крайне важной для социальных учреждений.
Очевидно, что государство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы современное российское общество формировалось из высоконравственных и духовно развитых граждан. Так, Федеральный государственный стандарт общего образования в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности. От уровня нравственности россиян зависят вопросы демографии, преступности и количество неблагополучных семей.
Объект исследования - духовно-нравственное развитие личности.
Предмет исследования - духовно-нравственное развитие личности в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Целью исследования является изучение воспитательных возможностей Центра социальной помощи семье и детям и разработка рекомендаций по духовно-нравственному развитию детей.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи.
1. Рассмотреть духовно-нравственное развитие личности как социально-педагогическое явление.
2. Изучить формы и методы духовно-нравственного развития.
3. Изучить специфику деятельности Центра социальной помощи семье и детям.
4. Провести анализ уровня духовно-нравственного развития детей в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Теоретической основой исследования стали труды ученых и специалистов-практиков, таких как: С.Ф. Анисимов, Т.Л. Белоусова, Л.С. Выготский, М.В. Захарченко, В.В. Знаков, В.А. Лекторский, Р.Л. Лившиц, Т.И. Петракова, А.З. Рахимов, П.В. Симонов, Н.П. Шитякова и др.
Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта; анализ, наблюдение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
База исследования - Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга».
В сегодняшней России эта проблема также не утратила своей значимости. В то время, когда родители заняты экономическим вопросом выживания в современном мире, ребенку дома предоставляется абсолютная свобода, в которой активно присутствуют Интернет, телевидение, пресса, давно забывшие о понятии «цензура». Главная ценность в обществе сегодня - деньги. Именно поэтому приоритетным направлением современной российской политики является развитие у подрастающего поколения духовно-нравственных идеалов. Представляя ежегодное послание Федеральному собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г., Президент России подчеркнул: «Словом, российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития. Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные задачи. И они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой» [31].
Актуальность настоящего исследования подтверждается тем, что на сегодняшний момент уровень духовно-нравственного развития детей не достаточно высок. Особенно остро проявляется проблема формирования духовно-нравственных ориентиров у детей из неблагополучных семей. Постоянные контакты ребенка с безнравственным поведением близких, примеры асоциальных поступков приводят к тому, что дети следуют отрицательным образцам поведения. Все сказанное делает проблему создания условий для становления духовно-нравственных качеств личности ребенка крайне важной для социальных учреждений.
Очевидно, что государство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы современное российское общество формировалось из высоконравственных и духовно развитых граждан. Так, Федеральный государственный стандарт общего образования в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности. От уровня нравственности россиян зависят вопросы демографии, преступности и количество неблагополучных семей.
Объект исследования - духовно-нравственное развитие личности.
Предмет исследования - духовно-нравственное развитие личности в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Целью исследования является изучение воспитательных возможностей Центра социальной помощи семье и детям и разработка рекомендаций по духовно-нравственному развитию детей.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи.
1. Рассмотреть духовно-нравственное развитие личности как социально-педагогическое явление.
2. Изучить формы и методы духовно-нравственного развития.
3. Изучить специфику деятельности Центра социальной помощи семье и детям.
4. Провести анализ уровня духовно-нравственного развития детей в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Теоретической основой исследования стали труды ученых и специалистов-практиков, таких как: С.Ф. Анисимов, Т.Л. Белоусова, Л.С. Выготский, М.В. Захарченко, В.В. Знаков, В.А. Лекторский, Р.Л. Лившиц, Т.И. Петракова, А.З. Рахимов, П.В. Симонов, Н.П. Шитякова и др.
Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта; анализ, наблюдение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
База исследования - Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга».
1. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств является темой, которая изучается учеными на протяжении большого количества времени. В этот период достаточно четко сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. При этом до сих пор остается открытым вопрос о том, как сформировать духовно-нравственное поведение человека.
Термины «духовность» и «нравственность» в соответствии с принятой Концепцией «Духовно-нравственного воспитания российских школьников», являются определяющими при формировании современного национального воспитательного идеала, целей и задач духовно-нравственного развития, воспитания школьников, системы базовых национальных ценностей. Кроме того они являются основными социально-педагогическими условиями духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
2. Духовно-нравственное развитие детей осуществляется посредством форм и методов, которые должны обеспечиваться полноценной и последовательной идентификацией обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом.
Педагогическая теория и практика характеризуется множеством форм педагогической работы, классифицированных по различным основаниям: исходя из количественной характеристики, формы воспитания; исходя из преимущественно используемого средства; исходя из преимущественно используемых методов; исходя из количества времени необходимого на проведение; исходя из количества времени необходимого для подготовки; исходя от способа влияния педагога; исходя от субъекта организации; исходя от результатов.
Методами духовно-нравственного развития являются пути и способы формирования духовно-нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов духовно-нравственного воспитания зависит как возраста ребенка, так и от его жизненного опыта.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания В условиях Центра заключается в формировании целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что предполагает:
1) Формирование понимания жизненной важности морали;
2) Установку на формирование нравственного самосознания (такой категории как совесть);
3) Формирование стимулов дальнейшего духовно-нравственного развития;
4) Формирование моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5) Развитие таких качеств как милосердие и любовь к людям.
Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, с основной (профессиональной) деятельностью, а также с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно-эстетическая, политическая, правовая и т.д.
3. Среди учреждений социальной службы одно из ведущих мест
занимается территориальными центрами социальной помощи семье и детям. Данными центрами оказывается комплексная социальная помощь различных видов: психологическая, социально-педагогическая, реабилитационная, юридическая, профилактическая и др.
4. Данное исследование было проведено на основе изучения деятельности Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга». Была обследована группа детей в возрасте от восьми до двенадцати лет, проживающих в стационарном отделении Центра социальной помощи семье и детям.
С целью выявления уровня развития духовно - нравственных качеств у детей находящихся в стационарном отделении Центра социальной помощи семье и детям в возрасте от восьми до двенадцати лет была сформирована категориальная структура нравственности.
Исходя из полученных данных исследования, стало очевидным, что у детей во многих случаях возникли сложности в определении представленных им понятий, что обусловлено спецификой самих детей, условиями их жизни и воспитания до того как они попали в Центр социально помощи семье и детям. В связи с уровнем полученных результатов с целью духовно-нравственного развития детей была разработана программа, направленная на развитие духовно-нравственных качеств, которая рассчитана на весь период пребывания детей в стационарном отделении.
Термины «духовность» и «нравственность» в соответствии с принятой Концепцией «Духовно-нравственного воспитания российских школьников», являются определяющими при формировании современного национального воспитательного идеала, целей и задач духовно-нравственного развития, воспитания школьников, системы базовых национальных ценностей. Кроме того они являются основными социально-педагогическими условиями духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
2. Духовно-нравственное развитие детей осуществляется посредством форм и методов, которые должны обеспечиваться полноценной и последовательной идентификацией обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом.
Педагогическая теория и практика характеризуется множеством форм педагогической работы, классифицированных по различным основаниям: исходя из количественной характеристики, формы воспитания; исходя из преимущественно используемого средства; исходя из преимущественно используемых методов; исходя из количества времени необходимого на проведение; исходя из количества времени необходимого для подготовки; исходя от способа влияния педагога; исходя от субъекта организации; исходя от результатов.
Методами духовно-нравственного развития являются пути и способы формирования духовно-нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов духовно-нравственного воспитания зависит как возраста ребенка, так и от его жизненного опыта.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания В условиях Центра заключается в формировании целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что предполагает:
1) Формирование понимания жизненной важности морали;
2) Установку на формирование нравственного самосознания (такой категории как совесть);
3) Формирование стимулов дальнейшего духовно-нравственного развития;
4) Формирование моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5) Развитие таких качеств как милосердие и любовь к людям.
Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, с основной (профессиональной) деятельностью, а также с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно-эстетическая, политическая, правовая и т.д.
3. Среди учреждений социальной службы одно из ведущих мест
занимается территориальными центрами социальной помощи семье и детям. Данными центрами оказывается комплексная социальная помощь различных видов: психологическая, социально-педагогическая, реабилитационная, юридическая, профилактическая и др.
4. Данное исследование было проведено на основе изучения деятельности Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга». Была обследована группа детей в возрасте от восьми до двенадцати лет, проживающих в стационарном отделении Центра социальной помощи семье и детям.
С целью выявления уровня развития духовно - нравственных качеств у детей находящихся в стационарном отделении Центра социальной помощи семье и детям в возрасте от восьми до двенадцати лет была сформирована категориальная структура нравственности.
Исходя из полученных данных исследования, стало очевидным, что у детей во многих случаях возникли сложности в определении представленных им понятий, что обусловлено спецификой самих детей, условиями их жизни и воспитания до того как они попали в Центр социально помощи семье и детям. В связи с уровнем полученных результатов с целью духовно-нравственного развития детей была разработана программа, направленная на развитие духовно-нравственных качеств, которая рассчитана на весь период пребывания детей в стационарном отделении.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Социальная защита прав несовершеннолетних детей на примере г. Шагонара Улуг-Хемского кожууна
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Меры социальной поддержки семей, имеющих детей (на региональном уровне)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Волонтерская деятельность как социокультурный феномен
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Основные направления деятельности социальных служб по оказанию
социальной помощи монородительским семьям
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



