ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Духовно-нравственное развитие личности как социально-педагогическое явление 6
1.2. Формы и методы духовно-нравственного развития 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ.... 24
2.1. Специфика деятельности Центра социальной помощи семье и
детям 24
2.2. Изучение уровня духовно-нравственного развития детей в
условиях Центра социальной помощи семье и детям 36
2.3. Рекомендации по духовно-нравственному развитию детей в
условиях Центра социальной помощи семье и детям 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Вопрос воспитания и развития детей всегда был острым для человечества на любом этапе его развития. Каждому историческому периоду были свойственны определенные подходы в воспитании и развитии на основе существующих ценностей и идеалов. После изменений в государственном и политическом строе 90-х годов ХХ века идеалы и мировоззрение граждан изменились, это привело к тому, что массовая культура плотно вошла в социальную жизнь, а педагогическое воздействие ушло на второй план.
В сегодняшней России эта проблема также не утратила своей значимости. В то время, когда родители заняты экономическим вопросом выживания в современном мире, ребенку дома предоставляется абсолютная свобода, в которой активно присутствуют Интернет, телевидение, пресса, давно забывшие о понятии «цензура». Главная ценность в обществе сегодня - деньги. Именно поэтому приоритетным направлением современной российской политики является развитие у подрастающего поколения духовно-нравственных идеалов. Представляя ежегодное послание Федеральному собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г., Президент России подчеркнул: «Словом, российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития. Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные задачи. И они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой» [31].
Актуальность настоящего исследования подтверждается тем, что на сегодняшний момент уровень духовно-нравственного развития детей не достаточно высок. Особенно остро проявляется проблема формирования духовно-нравственных ориентиров у детей из неблагополучных семей. Постоянные контакты ребенка с безнравственным поведением близких, примеры асоциальных поступков приводят к тому, что дети следуют отрицательным образцам поведения. Все сказанное делает проблему создания условий для становления духовно-нравственных качеств личности ребенка крайне важной для социальных учреждений.
Очевидно, что государство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы современное российское общество формировалось из высоконравственных и духовно развитых граждан. Так, Федеральный государственный стандарт общего образования в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности. От уровня нравственности россиян зависят вопросы демографии, преступности и количество неблагополучных семей.
Объект исследования - духовно-нравственное развитие личности.
Предмет исследования - духовно-нравственное развитие личности в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Целью исследования является изучение воспитательных возможностей Центра социальной помощи семье и детям и разработка рекомендаций по духовно-нравственному развитию детей.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи.
1. Рассмотреть духовно-нравственное развитие личности как социально-педагогическое явление.
2. Изучить формы и методы духовно-нравственного развития.
3. Изучить специфику деятельности Центра социальной помощи семье и детям.
4. Провести анализ уровня духовно-нравственного развития детей в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Теоретической основой исследования стали труды ученых и специалистов-практиков, таких как: С.Ф. Анисимов, Т.Л. Белоусова, Л.С. Выготский, М.В. Захарченко, В.В. Знаков, В.А. Лекторский, Р.Л. Лившиц, Т.И. Петракова, А.З. Рахимов, П.В. Симонов, Н.П. Шитякова и др.
Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта; анализ, наблюдение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
База исследования - Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга».
1. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств является темой, которая изучается учеными на протяжении большого количества времени. В этот период достаточно четко сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. При этом до сих пор остается открытым вопрос о том, как сформировать духовно-нравственное поведение человека.
Термины «духовность» и «нравственность» в соответствии с принятой Концепцией «Духовно-нравственного воспитания российских школьников», являются определяющими при формировании современного национального воспитательного идеала, целей и задач духовно-нравственного развития, воспитания школьников, системы базовых национальных ценностей. Кроме того они являются основными социально-педагогическими условиями духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
2. Духовно-нравственное развитие детей осуществляется посредством форм и методов, которые должны обеспечиваться полноценной и последовательной идентификацией обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом.
Педагогическая теория и практика характеризуется множеством форм педагогической работы, классифицированных по различным основаниям: исходя из количественной характеристики, формы воспитания; исходя из преимущественно используемого средства; исходя из преимущественно используемых методов; исходя из количества времени необходимого на проведение; исходя из количества времени необходимого для подготовки; исходя от способа влияния педагога; исходя от субъекта организации; исходя от результатов.
Методами духовно-нравственного развития являются пути и способы формирования духовно-нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов духовно-нравственного воспитания зависит как возраста ребенка, так и от его жизненного опыта.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания В условиях Центра заключается в формировании целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что предполагает:
1) Формирование понимания жизненной важности морали;
2) Установку на формирование нравственного самосознания (такой категории как совесть);
3) Формирование стимулов дальнейшего духовно-нравственного развития;
4) Формирование моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
5) Развитие таких качеств как милосердие и любовь к людям.
Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, с основной (профессиональной) деятельностью, а также с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно-эстетическая, политическая, правовая и т.д.
3. Среди учреждений социальной службы одно из ведущих мест
занимается территориальными центрами социальной помощи семье и детям. Данными центрами оказывается комплексная социальная помощь различных видов: психологическая, социально-педагогическая, реабилитационная, юридическая, профилактическая и др.
4. Данное исследование было проведено на основе изучения деятельности Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям Чкаловского района города Екатеринбурга». Была обследована группа детей в возрасте от восьми до двенадцати лет, проживающих в стационарном отделении Центра социальной помощи семье и детям.
С целью выявления уровня развития духовно - нравственных качеств у детей находящихся в стационарном отделении Центра социальной помощи семье и детям в возрасте от восьми до двенадцати лет была сформирована категориальная структура нравственности.
Исходя из полученных данных исследования, стало очевидным, что у детей во многих случаях возникли сложности в определении представленных им понятий, что обусловлено спецификой самих детей, условиями их жизни и воспитания до того как они попали в Центр социально помощи семье и детям. В связи с уровнем полученных результатов с целью духовно-нравственного развития детей была разработана программа, направленная на развитие духовно-нравственных качеств, которая рассчитана на весь период пребывания детей в стационарном отделении.
1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учебное пособие [Текст] / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. - 244 с.
2. Анисимов, С Ф. Духовные ценности: производство и
потребление [Текст] / С. Ф. Анисимова. - М. : Мысль, 2008. - 253 с.
3. Барулин, В. С. Социально-философская антропология: Общие начала философской антропологии [Текст] / В. С. Барулин. - М. : Онега, 1994. - 252 с.
4. Белоусова, Т. Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации [Текст] / Т. Л. Белоусова. - М. : Просвещение, 2011. - 124 с.
5. Беляева, Е. В. Психолого-педагогические функции сказки [Текст] / Е. В. Беляева // Развитие личности в образовательном процессе: Сборник научных статей. - Курск : Изд-во Курского гос. ун-та, 2003. - С. 25-31.
6. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология [Текст] / Б. М. Бим-Бад. - М., 1998. - 376 с.
7. Блинова, С. А. Педагогический словарь духовно-нравственных
понятий / С. А. Блинова, Т. А. Ионова, С. Н. Минин [Электронный ресурс]. - Владимир, 2007. URL:
http://metodika.68edu.ru/docs/vladimir/metod/slovar_dukhov.pdf
8. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Ред. А. М.
Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская
энциклопедия, 2000. - 1456 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. психология [Текст] / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. - М., 1984. - 432 с.
10. Гамезо, М.В. Словарь педагогической психологии [Электронный ресурс]. - 2001 URL: http://educational_psychology.academic.ru/193/
11. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: Учебное пособие [Текст] / Л. А. Григорович. - М., 2003. - 480 с.
12. Девиантное поведение детей [Текст] / Р. Мертон, Р. Линтон, У. Миллер, Г. Беккер, М. : Трикса, 2005. - 336 с.
13. Захарченко, М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Текст] / М. В. Захарченко // Материалы I Межрегиональной научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход в воспитании. Духовно-нравственное развитие и воспитание - главные приоритеты образования». - СПб : Изд-во Политехн. ин-та, 2010 - С. 6-15.
14. Знаков, В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 104-114.
15. Знаков, В. В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания [Текст] / В. В. Знаков // Психологический журнал. -1993. - № 1. - С. 32 - 43.
16. Капиканов, С. В. Ценности и общество: о влиянии предпочтений на совместную жизнь людей [Текст] / С. В. Капиканов // Ценности и оценки: проблемы философии и науки: сборник научных статей. - Смоленск, 2009. - Выпуск 5. - С. 125-127.
17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Электронный ресурс] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. URL: http: //didacts .ru/termin/nravstvenno e -vo spitanie. html
18. Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы: Методическое пособие адресовано руководителям общеобразовательных учреждений, учителям, специалистам школы, а также родителям / Сост.: Н.В Наконешнюк. - Прокопьевский район, 2015. - 101 с.
19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «Консультант!Плюс».
20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М., 2009. - 26 с.
21. Лаврентьева, Л. И. Нравственное воспитание в начальной школе [Текст] / Л. И. Лаврентьева, Э. Г. Ерина, Л. И. Цацинская // Завуч начальной школы. - 2004. - № 6. - С. 118
22. Лекторский, В. А. Духовность и рациональность [Текст] /
B. А. Лекторский // Вопросы философии. - 1996. - № 2. - С. 31-35.
23. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности [Текст] / Р. Л. Лившиц. - Екатеринбург, 1997. - 152 с.
24. Натанзон, Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика [Текст] / Э. Ш. Натанзон. - М., 2009. - 350 с.
25. Нравственность современного общества [Электронный ресурс] URL: http:// truemoral.ru/morals.php (дата обращения 20.09.2017)
26. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое
исследование [Текст] / Под ред. Л. В. Занкова. - М. : Педагогика, 1975. - 306 с.
27. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах [Текст] / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. - Брянск: Изд- во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
28. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] /
C. И. Ожегов. - М. : Оникс, 2010. - 736 с.
29. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, А. Н. Российская; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное // Толковый словарь Ожегова. - М., 1995. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=34006
30. Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст] : дис. ... д- ра пед. наук / Т. И. Петракова - М., 1999. - 404 с.
31. Президент России. События: Послание Президента
Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864(дата обращения 26.12.2015)
32. Проблемы современной семьи и мир детства [Текст] / Л. В. Боровикова // Научно-методический сборник «Социальное обслуживание семей и детей» - 2004. - Выпуск 2. - С. 24.
33. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. - М. : Просвещение, 2012. - 32 с.
34. Прутченков, А. С. Наедине с собой / А. С. Прутченков. - М., 1996. - 154 с.
35. Рахимов, А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А. З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11.
36. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / М. И. Рожков. - М.: Владос, 2000. - 256 с.
37. Симонов, П. В., Ершов, П. М., Вяземский, Ю. П. Происхождение духовности [Текст] / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П Вяземский. - М., 1989. - 350 с.
38. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин. - М., 2002. - 576 с.
39. Словарь по этике [Текст] / Под. ред. И. С. Кона. - М.: Издат-во Полит. лит-ры, 1975. - 392 с.
40. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 143 с.
41. Соловьев В. С. Несколько слов о настоящей задаче философии[Текст] / В. С. Соловьев // Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 1. - М., 2000. - С. 153-155.
42. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
43. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
44. Фридман, Г. М., Пушкина, Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст] / Г. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. - М., 1988. - 207 с.
45. Черкасов, В. А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности) [Текст] / В. А. Черкасов // Проблема сущности человека и типа личности: Материалы I-й регион. межвуз. науч.-практ. конф., 20 дек. 2000 г., Челябинск. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. - С. 27-31.
46. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования [Текст] / Н. П. Шитякова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ. - 2004. - 158 с.
47. Щукина, Г. И. Педагогика школы [Текст] / Г. И. Щукина. - М., 2004. - С. 291.