Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие любознательности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Работа №98013

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие о любознательности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Возрастные особенности развития любознательности детей
дошкольного возраста 12
1.3 Детское экспериментирование как метод развития любознательности детей дошкольного возраста 21
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 30
2.1. Изучение особенностей любознательности старших дошкольников на
констатирующем этапе опытно-поисковой работы 30
2.2. Организация детского экспериментирования как средства развития
любознательности старших дошкольников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

На современном этапе развития системы образования в условиях реализации Федерально-образовательного стандарта одно из важнейших задач выступает развитие у детей любознательности. Это связано с тем, что любознательность играет значительную роль в процессе формирования личности ребенка, в его познавательной деятельности.
Согласно требованиям ФГОС (п.п 4.6 ФГОС) на этапе завершения образования по основной образовательной программе дошкольного образования планируется, что ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явление природы и поступком людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Достижение указанных планируемых результатов дошкольного образования предполагает целенаправленную педагогическую работу с применением теоретически обоснованных педагогических методик и технологий.
Проблемой развития любознательности занимались многие известные ученные. Значительный вклад в понимании природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкинг, В.С. Юркевич, Д.Е. Берлайн, Г.И. Щукина, Н.И. Рейнвальд, А.И. Крупнов и др. О сущности любознательности имеется множество взглядов: одни исследователи (С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, М.Ф. Беляев, А.А. Абдуллаев) рассматривают ее как ступень формирования познавательных интересов, другие (И. И. Цветков, И. М. Подберезин, М.Ф. Морозов и др.) понимают ее как особую форму познавательной активности, третьи (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.И. Божович, А.В. Запорожец и др.) считают, что пробуждение любознательности является одной из основ побудительных сил умственного развития ребенка.
Среди специально разработанных средств развития любознательности в дошкольном возрасте особое место занимает метод детского экспериментирования. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова и др.
Вместе с тем до настоящего времени не сложилось целостного описания условий, обеспечивающих развитие детской любознательности в процессе экспериментирования. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности, что затрудняет достижение планируемых результатов дошкольного образования в части формирования познавательно-исследовательской деятельности детей и развития детской любознательности.
Проблема исследования состоит в выявлении содержания и технологических аспектов занятий, развивающих любознательность у детей старшего дошкольного возраста на основе детского экспериментирования.
Актуальность обозначенной проблемы позволила сформировать тему исследования в рамках выпускной квалификационной работы следующим образом: «Развитие любознательности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования».
Объект исследования: процесс развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: цикл занятий, обеспечивающие развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Целью исследования является теоретически обосновать и разработать для реализации на практике цикл занятий, обеспечивающих развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
В соответствии с объектом, предметом и целью в ходе исследования решались следующие задачи:
- выполнить анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения теоретических основ развития любознательности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
- отобрать диагностические методики и выявить особенности развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать для реализации на практике цикл занятий, обеспечивающий развитие любознательности дошкольников в процессе экспериментирования.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе наблюдение, беседа, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных.
База практической части исследования: г. Каменск-Уральский ДОУ №22 старшая группа, в процессе исследования принимали участия 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной задачей образовательных реформ, предполагающих всестороннее развитие личности, способной умело ориентироваться в информационном пространстве и творчески преобразовать окружающею действительность, является развитие любознательности в процессе детского экспериментирования. На основании проведенного исследования был сделан вывод, что любознательность, является основой возникновения устойчивого познавательного интереса, позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования. В связи с этим является актуальным изучение проблемы специально организованной работы, реализующей педагогических условия, направленные на развитие любознательности старших дошкольников в процессе экспериментирования.
Целью данной работы было изучение развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста, проектирование и апробация педагогических условий, позволяющих в процессе экспериментирования развития любознательности.
Для реализации указанной цели был поставлен ряд задач: изучены теоретические основы развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста и проведен анализ психолого-педагогической литературы, позволившие сделать следующие выводы: любознательность представляет собой систему мотивационно - смысловых и инструментально -стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и тяготения к освоению новой информации. Любознательность и познавательные интересы дошкольника лучше всего проявляются в его отношении к окружающему миру.
Результатом развитие любознательности является устойчивый познавательный интерес. В рамках решения второй задачи были отобраны диагностические методики и выявлены уровни развития любознательности и предпочитаемый вид деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
При организации констатирующего исследования проанализирован уровень любознательности у старших дошкольников с помощью отобранных диагностических методик, позволивших установить, что у детей данной группы преобладает средний уровень любознательности.
В результате этого было решено разработать и апробировать систему работы, позволяющую проверить предположение о том, что развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
• обогащение предметно - развивающей среды;
• внедрению цикла занятий по развитию любознательности в процессе экспериментирования;
• интеграции разных видов детской деятельности.
Для реализации первого для условий создана развивающая среда (уголок науки, оформления стены), содержащая материалы рукотворного мира, фотографии и картинки и т.д.
При реализации второго и третьего условия любознательности разработан и апробирован тематический план в рамках образовательной программы «Детство», реализуемой в данном дошкольном учреждении. Для проверки эффективности проведенной работы была проведена опытно - поисковая работа, иллюстрирующая положительные показатели, что свидетельствует о повышении уровня любознательности.
Я считаю необходимым продолжить работу, направленную на развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста, поскольку дальнейшее повышения уровня любознательности, познавательного интереса и вовлеченности в познавательно - исследовательскую деятельность оказывает благоприятное влияние на общее развитие детей, расширяет их кругозор, повышает интерес к окружающему миру. Таким образом, задачи исследования решены, цели достигнуты.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: СПБГУ, 2007. - 228 с.
2. Аржанова, А.И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся [Текст] / А.И. Аржанова // Ученые записи Андижанского пединститута. - 1955. - №2.
3. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации [Текст] / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. - 2006. - №3.
4. Берлайн, Д.Е. Любознательность в поисках информации [Текст] / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии, 1996. №3 с. 54 - 60.
5. Богуславская, З.М. Выделения цвета и формы предметов зависимости от содержание деятельности [Текст] / З.М. Богуславская // Доклады АПН РСФСР. - 1988. - №1. - с. 54 - 56.
6. Басько, Е.Ф. Любознательность детей 6-7 лет как ценностное свойство личности [Текст] / Исследовательская работа школьников. М.: , 2007. №1. С. 34 - 42.
7. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольников [Текст] / Дошкольное воспитание. - 1994. - №7 - с. 34 - 37.
8. Галигузова, Л.Н. и др. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2002.
9. Гусева, Т.А. Стилевые аспекты любознательности. Монография [Текст] / Т.А. Гусева - Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000. - 170 с.
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 320 с.
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/ В.И. Даль. - М.: Рипол Классик, 2006. - 256 с.
12. Добрынин, Н.Ф. Проблемы Значимости при образовании временных связей у человека. Тезисы докладов на совершении по психологии [Текст] / Н.Ф. Добрынин. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 220 с.
13. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей Междунар. Науч. - прак. конф. 29 апреля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - 294 с.
14. Добрынин, Н.Ф. Интерес и внимание [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Учен. зап. МГПИ. - М.: Просвещение, 1991. - 234 с.
15. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч - щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. 415 с.
16. Дыбина, О.В., Поддъяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной.
- М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
17. Ерофеева, Т.И. Где живут 140 почему, или вопросах, дающих интересные ответы [Текст] / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2001. №2. с. 77 - 82.
18. Зюбин, Л.М. О связи интеллектуальной активности и сознательного отношения школьника к учению [Текст] / Л.М. Зюбин // Учебные записки. - Л.: ЛГУ, Вып. 9, 2006. - 124 с.
19. Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет [Текст] / Н.М. Зубков - М.: Речь, 2006.
- 124 с.
20. Иванов, В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших дошкольников [Текст]/ В.Г. Иванов. - Л.: Изд- во ЛГУ, 1959. - 86 с.
21. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]/ А. И. Иванова // Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - С. 35 - 45 с.
22. Исакова, Н. В. Развитие позновательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н.В. Исакова
- Санкт - Петербург: Детство - Пресс, 2013. 64 с.
23. Котлярова, Л.И. Изучение познавательных запросов учащихся [Текст] / Л.И. Котлярова // Вопросы психологии. - 1969. - №2.
24. Крутецкий, В.А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия [Текст] / В.А. Крутецкий. - М., 1965. - Т. 2. - 696 с.
25. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет Комплекс коррекионно - развивающих занятий и психологический трененгов [Текст] / С. В. Коноваленко. - М.: «Издательства Гном и Д», 2001. - 48 с.
26. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] / Учебное пособие. М., 1996. - 176 с.
27. Киреева, О. В. Детское экспериментирование как средство развития
ребенка в предшкольном образовании.// Предшкольное образование - проблемы и перспективы развития: Материалы Международной
конференции. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - С. 282 - 287.
28. Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Ц. Купарадзе. - М.: Сфера, 2001. - 121 с.
29. Лобова, Т.Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя [Текст] / Т.Н. Лобова. - М.: , 200. - 192 с.
30. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. леонтьев. - М.: Cvsck, 1999. - 365 с.
31. Логинова, В.И. «Программа «Детство» Санкт - Петербург, 1996г.
32. Лобова, Т.Н. Диагностика и стимулирование развития
любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя [Текст] / Т.Н. Лобова. - М.: Педагогика, 2001. - 192 с.
33. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / Матюшкин А.М. // Вопросы психологии. - 1982. - №4.
34. Меневцева, Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. М. Маневцева, П. Г.Саморукова. - СПб.: Детство - пресс, 2003. - 213 с.
35. Маралов, В.Г. Психологические основы формирования активности
личности детей дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Маралов. - М.:
Психология, 2005. - 312 с.
36. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей - М.: Академия, 2002. - 336 с.
37. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2008. - 976 с.
38. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации // Под общ. Ред.Л. Н. Прохоровой - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
39. Погорелова, Н.А. Формирование любознательности у учащихся 2 класса в процессе обучения природоведению [Текст] / Погорелова Н.А. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976. - 136 с.
40. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Мин. обр. науки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
41. Проколиенко, Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Проколиенко. - Киев: Рад. школа, 1979. - 88 с.
42. Поддьяков, А.Н. Иследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конликт. - М.: Академия, 2000. - 266 с.
43. Поддьяков, А.Н. Комбинаторное экспериментирование
дошкольников с многосвязным объектом - « черным ящиком» // Вопросы психологии 1990 - № 5 с. 27 - 31.
44. Познавательное развитие дошкольников: системный подход.
Мурманск АРИС, 2002. - 170 с.
45. Петровский, А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода. // Вопр. психол. -1981.- № 1. - С. 57 - 66.
46. Рыжова, Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. Образованию дошкольников. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. - 56 с.
47. Рамонова, К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста [Текст] / К. М. Рамонова. СПб, 2007. — 187 с.
48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общений психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн - М.: Педагогика 1993. - 424 с.
50. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1975. - 175 с.
51. Тугушева, Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего до школьного возраста: методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 127 с.
52. Фрейдкин, И.С. Ознакомления с неживой природой [Текст]/ И. С. Фрейдкин // Умственное воспитания детей дошкольного возраста; под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина - М.: Воспитание 1984. - 146 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2013 г.
54. Шумакова, Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности дошкольников [Текст] / Под ред. Матюшкина А.М. / Шумакова Н.Б. - М.: Педагогика,2001. - С. 10 - 35.
55. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у старших дошкольников и младших школьников [Текст] / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 2001. - №2.- С.83 - 92.
56. Якобсон, С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : методическое пособие для воспитателя детского сада [Текст] / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. - М.: Дрофа, 2006. - 176 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ