Дискуссия как средство развития креативности детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «креативность» с точки зрения различных авторов 6
1.2. Особенности развития креативности у детей младшего
школьного возраста 11
1.3. Организация дискуссии для развития креативности у детей
младшего школьного возраста 28
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика уровня развития креативности младших школьников... 35
2.2. Содержание работы по развитию креативности детей младшего
школьного возраста в процессе дискуссии 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Глава 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие «креативность» с точки зрения различных авторов 6
1.2. Особенности развития креативности у детей младшего
школьного возраста 11
1.3. Организация дискуссии для развития креативности у детей
младшего школьного возраста 28
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика уровня развития креативности младших школьников... 35
2.2. Содержание работы по развитию креативности детей младшего
школьного возраста в процессе дискуссии 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность исследования. Способность творчески мыслить, воображать, является специфичной особенностью личности, которая позволяет не только существовать в действительности, но и видоизменять ее.
Образы, созданные детьми в результате мыслительного процесса, нельзя отождествлять с художественным образом, который создает взрослый человек, так как дети не имеют развитых мыслительных операций, в частности, глубокого анализа и обобщения. Созданные детьми образы обладают меньшей или большей степенью выразительности, которая зависит от общего уровня развития интеллектуальных возможностей и приобретенного в ходе жизнедеятельности опыта и навыков.
По мнению ряда ученых (Е.А. Алябьева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), креативность выступает особой формой человеческой психики, которая стоит обособленно от других психических процессов и вместе с тем занимают промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением.
Как отмечают исследователи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий), креативность является предпосылкой эффективного усвоения младшими школьниками новых областей знаний, а также условием творческого преобразования знаний, которые уже имеют школьники, что способствует саморазвитию личности, а, в конечном счете, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Стоит отметить, что для развития креативности одним из самых сензитивных периодов является младший школьный возраст. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии.
Исходя из вышеизложенного, для развития креативности в образовательных учреждениях необходимо своевременно проводить целенаправленную работу по сохранению и дальнейшему развитию творческих способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, родителей и узких специалистов.
Одним из эффективных способов развития креативности в рамках учебного процесса является дискуссия. В качестве одного из результатов в процессе дискуссии является осознание и управление собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного мышления. Также в процессе дискуссии достигается приобретение расширенных возможностей обучающихся в применении этих навыков, включение их в нестандартные формы деятельности, способствуя развитию нестандартного мышления и способностей.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития креативности у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников креативность и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития творческих способностей младших школьников.
Объект исследования - процесс развития креативности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - дискуссия, способствующая развитию креативности младших школьников.
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование возможности дискуссии как средства развития креативности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему креативности в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели креативности младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику креативности младших школьников.
4. Разработать комплекс занятий на основе дискуссии для развития креативности младших школьников.
Для решения поставленной цели и задач в нашей работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретический (краткий теоретический анализ литературы),
- эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент);
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №10 г. Артёмовский. В исследовании приняло участие 20 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенной на параграфы, заключения, списка литературы, состоящего из 95 источников, и 2 приложений
Образы, созданные детьми в результате мыслительного процесса, нельзя отождествлять с художественным образом, который создает взрослый человек, так как дети не имеют развитых мыслительных операций, в частности, глубокого анализа и обобщения. Созданные детьми образы обладают меньшей или большей степенью выразительности, которая зависит от общего уровня развития интеллектуальных возможностей и приобретенного в ходе жизнедеятельности опыта и навыков.
По мнению ряда ученых (Е.А. Алябьева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), креативность выступает особой формой человеческой психики, которая стоит обособленно от других психических процессов и вместе с тем занимают промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением.
Как отмечают исследователи (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий), креативность является предпосылкой эффективного усвоения младшими школьниками новых областей знаний, а также условием творческого преобразования знаний, которые уже имеют школьники, что способствует саморазвитию личности, а, в конечном счете, определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Стоит отметить, что для развития креативности одним из самых сензитивных периодов является младший школьный возраст. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии.
Исходя из вышеизложенного, для развития креативности в образовательных учреждениях необходимо своевременно проводить целенаправленную работу по сохранению и дальнейшему развитию творческих способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, родителей и узких специалистов.
Одним из эффективных способов развития креативности в рамках учебного процесса является дискуссия. В качестве одного из результатов в процессе дискуссии является осознание и управление собственной стратегией мыслительной деятельности и в освоении методов системного мышления. Также в процессе дискуссии достигается приобретение расширенных возможностей обучающихся в применении этих навыков, включение их в нестандартные формы деятельности, способствуя развитию нестандартного мышления и способностей.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития креативности у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников креативность и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития творческих способностей младших школьников.
Объект исследования - процесс развития креативности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - дискуссия, способствующая развитию креативности младших школьников.
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование возможности дискуссии как средства развития креативности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему креативности в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели креативности младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику креативности младших школьников.
4. Разработать комплекс занятий на основе дискуссии для развития креативности младших школьников.
Для решения поставленной цели и задач в нашей работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретический (краткий теоретический анализ литературы),
- эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент);
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №10 г. Артёмовский. В исследовании приняло участие 20 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенной на параграфы, заключения, списка литературы, состоящего из 95 источников, и 2 приложений
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Важнейшим элементом воспитания является творчество. А предпосылкой творчества является креативность.
Судьба творческого потенциала будет зависеть, прежде всего, от того, как человек им распоряжается.
Креативность это всего лишь фактор личности человека. Она совершенно не гарантирует успех. Особенности личности человека и его воспитание, могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала. Вот поэтому важно выявлять творческие задатки как можно раньше, и давать им развитие.
В ходе нашего исследования мы определили креативность как - личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы.
Выявили особенности развития креативности у младших школьников: выявили, что «наивная» креативность присуща большинству детей. Но чем выше интеллектуальные способности ребенка, тем быстрее на смену «наивной» креативности, придет креативность «культурная». Чем ниже интеллектуальные способности, тем дольше сохраняется «наивная» креативность, а «культурная» так и не приобретается. И только при благоприятных условиях «культурная» креативность человека, будет развиваться.
В ходе исследования, мы выяснили, что дискуссия - это один из видов спора, публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения, целью которого является выяснение и сопоставление позиций, поиск правильного решения, выявление истинного мнения. Дискуссия помогает найти нестандартное решение проблемы или задачи, посмотреть на обсуждаемую тему с различных точек зрения, определить минусы и плюсы каждого из подходов.
Так же, мы выявили необходимость в развитии креативности у младших школьников, и для ее развития составили программу внедрения дискуссии в учебную деятельность.
Цели и задачи нашего исследования достигнуты.
Судьба творческого потенциала будет зависеть, прежде всего, от того, как человек им распоряжается.
Креативность это всего лишь фактор личности человека. Она совершенно не гарантирует успех. Особенности личности человека и его воспитание, могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала. Вот поэтому важно выявлять творческие задатки как можно раньше, и давать им развитие.
В ходе нашего исследования мы определили креативность как - личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы.
Выявили особенности развития креативности у младших школьников: выявили, что «наивная» креативность присуща большинству детей. Но чем выше интеллектуальные способности ребенка, тем быстрее на смену «наивной» креативности, придет креативность «культурная». Чем ниже интеллектуальные способности, тем дольше сохраняется «наивная» креативность, а «культурная» так и не приобретается. И только при благоприятных условиях «культурная» креативность человека, будет развиваться.
В ходе исследования, мы выяснили, что дискуссия - это один из видов спора, публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения, целью которого является выяснение и сопоставление позиций, поиск правильного решения, выявление истинного мнения. Дискуссия помогает найти нестандартное решение проблемы или задачи, посмотреть на обсуждаемую тему с различных точек зрения, определить минусы и плюсы каждого из подходов.
Так же, мы выявили необходимость в развитии креативности у младших школьников, и для ее развития составили программу внедрения дискуссии в учебную деятельность.
Цели и задачи нашего исследования достигнуты.
Подобные работы
- ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного
возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Формирование творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2013 - Комплексное развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



